Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Журнал литературной элиты "Лауреат"

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: И. А. Шевченко
Объем: 8626 [ символов ]
Хайкетки и шлюзовые хайку
I. История возникновения хайкеток.
 
Меня давно интересовал вопрос копируемости хайку. Подавляющее большинство хайку поддаются копированию. Например,
оригинал:
 
листок к листку
прильнул
и разлетелись
Марина Хаген, «Наш год», с. 122
 
А вот первая копия:
 
верхушки сосен
прильнули
и разошлись
 
Вот – вторая:
 
волны накатились
одна на другую
и исчезли
 
Вот – третья:
 
утки так близко
и вот...
расходится клин
 
У меня не поднимается язык называть такие трехстишия (т.е. те, к которым можно придумать копии) хайку. Трехстишия, которые не поддаются копированию, характеризуются уплотнениями, которые я назвал хайкетками.
Хайку, в моем понимании, – естественное, но техничное трехстишие, которое характеризуется уплотнениями (хайкетка) и как следствие - вариативным прочтением.
Такое определение я бы отнес к формальному, так как из определения совсем неясно как определить более сильное хайку. Думаю, что этот вопрос решается принадлежностью к той или иной школе. Я и думаю о создании определенной ветви в хайку.
Технику написания хайку (в привычном понимании) мы с Наталией Леви описали в статье
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku_pravila. html . Статья является самым общим представлением о рамках хайку. Однако, с точки зрения копируемости, обычные хайку я делю на три группы:
 
1 – трехстишия а ля хайку (одноопорные), т.е. подобные хайку лишь по внешним признакам
 
Просыпаюсь от удара
боксерской перчаткой.
Призы на стене.
 
Трехстишиями а ля хайку я называю три строчки внешне похожие на хайку, но не допускающие второго прочтения, ни явного «второго дна», т.е. просто событие, оформленное в виде трех строчек.
 
2 – трехстишия-хайку,
 
Рождество. У кроватки
сквозь дыру на ковре
бревна трюма.
 
Слушал соловья.
Опоздал на автобус
счастливым.
 
Пляжный волейбол.
Солнце
над сеткой повисло.
 
Трехстишие-хайку – обладает «вторым дном». Так, в первом примере, бревна деревенского дома через дыру на ковре с кораблем ассоциируются с бревнами трюма.
Во втором примере, сенрюшный (неожиданный) поворот от сочувствия к сопереживанию (эдакая разность потенциалов). В третьем примере, шар солнца ассоциируется с мячом.
У меня есть две причины не относить такие трехстишия к ядру хайку: у всех этих трехстиший лишь одно прочтение и, они копируются.
 
3 – шлюзовые хайку (на базе хайкетки), которые благодаря вариативности прочтения не могут копироваться.
 
Дикое поле
засыпает снег. Репейник
в спутанной гриве.
 
Снег и лужи
в парке. Болтаю
с внуком и дочкой.
 
Шлюзовое хайку я считаю ядром хайку, и поэтому называю (сам для себя) просто хайку.
Шлюзовое хайку имеет в основании хайкетку: строчку, которая вариативно читается (чаще всего, благодаря омониму).
В первом примере хайкетка "поле засыпает снег", омоним - слово «засыпает»: идет снег и, дикое поле засыпает. С другой стороны – идет снег, засыпая репейник. Рядом образуется еще и интересное словосочетание «снег-репейник».
Во втором хайку обыгрывается омоним «болтаю».
Идея шлюза состоит в том, что сначала обыгрывается одно значение омонима (или части строки), а затем - другое значение омонима (или другой части строки)
Но, помимо этого, очень важно, чтобы сами обыгрывания были связаны между собой.
В первом примере, есть сходство спутанной гривы и дикого поля. Во втором – тающий снег и тающие силы человека (с возрастом).
Формальное требование – осмысленное прочтение возможных вариантов: первое предложение, второе предложение, первая строчка и две других, первые две строчки и третья.
Шлюзовыми подобные хайку я назвал по причине перехода (шлюза) от обыгрывания одного значения к другому.
 
II. Хайкетки
 
Эффект шлюзовых хайку я сравнил бы с ножницами. Давайте мысленно выкрутим соединительный болтик. Мы видим две очень похожие друг на дружку части. Что нового могут сделать почти одинаковыми части? Кажется, что ничего, кроме дырки на листе. Однако, небольшое естественное уплотнение в месте соединения, творит чудо: две части, которые до этого лежали, практически, копиями (или копьями:), стали нами восприниматься иначе. Они получили иное качество.
Подобное уплотнение в хайку я называю соединительной тканью, четвертой строчкой или хайкеткой. Самое удивительное, что некоторые виды уплотнений (например, омонимы и любое наличие вариативного прочтения) практически исключают копирование.
Отличительной особенностью хайкеток является вариативность чтения или осмысления. Хайкетки подобны ядру клетки или атома.
Кажется, что хайкетки очень похожи на танкетки. Да, но только тем, что их тоже можно записывать в две строчки. Действительно, хайкетка – минихайку, и поэтому состоит из двух частей. Мысленно мы можем ставить точку между словами или писать текст в две строчки. Отсюда следует, что в хайкетке всегда должно быть не меньше двух слов.
 
III. Коренные отличия хайкетки и танкетки.
 
1.
В хайкетке, по определению, не может быть строго определенного количества слогов, так как важно не количество слогов, а их диапазон: 7 плюс-минус 3 слога, т.е. должно быть столько слогов, сколько позволительно в хайку на строчке.
2.
Суть хайкетки – вариативность чтения. Т.е. в каком-то смысле в хайкетке должен быть омоним, либо отдельные слова должны образовывать новое понятие.
 
YI. Пример хайкетки и сочинение шлюзового хайку в режиме реального времени.
 
Как проверить – хайкетка ли перед вами? Возьмем для примера известное выражение:
«в поте лица». Поставив точку между словами, получаем два разных слова. Заостряем свое внимание на слове «в поте»: оно омонимично. Следовательно, перед нами хайкетка:
можно по-разному воспринимать словосочетание с одной стороны, и каждое в отдельности слово – с другой. Действительно:
1. Слово «пот» в покере означает банк, сумму всех ставок. Например, «в поте стоит 100$». Выражение «три человека в поте» обозначает, что в игре осталось три активных игрока.
2. Есть французское блюдо Поте (из свинины и капусты).
3. Поте – муниципалитет в Бразилии.
Итак, перед нами хайкетка. Давайте напишем хайку на хайкетку: «в поте лица». Сначала разделим ее на составные части: «В поте. Лица».
Представим, что это средняя строчка в хайку. Мы можем придумать первую строчку, которая будет заканчиваться словами «в поте», - и вторую, которая будет начинаться словом «Лицо».
 
Первый вариант:
 
Три человека
в поте. Лица
родственников.
 
Получается много прочтений, но одно мне не нравится
 
Три человека.
В поте лица
родственников.
 
Какая-то несуразица. Выпячивается еще один смысл: три человека во французском блюде (человечины нам еще не хватало).
 
Поменяем первую и третью строчки еще раз.
 
Сто долларов
в поте. Лица
детектор определяет.
 
Какие-то прочтения сносны, но детектор «в поте лица» - никуда не гоже.
 
Третий вариант:
 
Два человека (Сто долларов)
в поте. Лица
массаж.
 
Может добавить еще омоним:
 
Два человека
в поте. Лица
без формы.
 
И вновь есть непонятные прочтения.
 
Может попытаться ввести первых лиц, например, Украины:
 
Ющенко и Тимошенко
в поте. Лица
доводят Украину.
-
Ющенко и Тимошенко
в поте. Лица
добывают газ.
-
Ющенко и Тимошенко
в поте. Лица
пьют бразильский кофе.
 
В последнем варианте перед «Лица» нужно поставить «первые», но тогда пропадает хайкетка «в поте лица».
Просмотрим еще раз варианты, обыграть блюдо и Бразилию не удается. Явно моя интуиция склоняется к обыгрышу покерного термина «пот». На эту тему мне известно лишь одно сильное трехстишие:
 
пугает немец:
«Ich poche!» - «И мне пох!…» -
кроет русский
 
Первой строчкой делаем аллюзию:
 
немец и русский
в поте. Лица
 
Чем хороша первая строчка, что бразильский муниципалитет остается присутствовать в одном из прочтений. Зато французское блюдо пропадает – в самом деле, как определить национальность в блюде.
 
Лица в покере могут искусственно улыбаться. У Михаила Бару есть подобная фраза в трехстишии: «делаю вид что счастлив». Но, лица не могут делать вид, что счастливы, нужно писать: их лица. Хорошо, тогда без аллюзий:
 
Немец и русский
в поте. Лица
хранят невозмутимость.
 
Теперь все более и менее на своих местах.
 
Конкурс «Хайкетки и шлюзовые хайку» начинается с 27 февраля и будет длиться достаточно долго на сайте http://www.haiku-konkurs.ru/
Дата публикации: 13.04.2009 21:21
Предыдущее: Гносеологические корни жанра ХАЙКУ+.Следующее: Бурич и четвертая строчка.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Валентин Алексеев[ 28.02.2009 ]
   Уважаемый Игорь, ну уж Вы-то должны знать правила портала. В Финале - только те, кто перечислен в положении о Финале ВКР. Увы, но Ваше произведение не будет рассматриваться. Просим снять его с конкурса.
   
    Относительно Вашего конкурса - сделайте анонс на форумах портала, только и всего.
   
    С уважением, Валентин Алексеев.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта