Этот цикл возник сначала как календарный цикл акварелей "Поднимаюсь по эскалатору на станции метро" Поднимаясь по эскалатору станции метро, я думаю о работе, семейных неурядицах, деньгах, политических беспорядках, любимом человеке, предстоящем ремонте, глупости и мудрости людей, больном зубе, общем устройстве вселенной, или не думаю ни о чём. Независимо от этого, фон сознания бесстрастно фиксирует лица людей, плывущих вниз по встречному эскалатору. Мой взгляд скользит по лицам и встречается со взглядами людей, уходит в другие миры и возвращается обратно. Этот фоновый поток разделяет мои суетные мысли и то, что в глубине. В глубине возникают и мгновенно исчезают образы, оставаясь вечными. Будто кто-то иной создаёт и уничтожает их в моей глубине. Неизвестно по какой причине и с какой целью. Как месяцы года сменяют друг друга, безучастные к жизни и смерти человека. Потом появились метрополитанки "Еду в вагоне метро". Январь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Новослободская" В метро ни звука. Мелькают станции. Подобно коленцам чёрного бамбука. Подобно коленям девушек в чёрном. Что входят на станции, выходят на станции. Неостановимо. Пока ты сидишь и взрослеешь, стареешь, дряхлеешь. Уже и не ты, а другой, и третий и -надцатый. Подобно коленцам чёрного бамбука. Неостановимо. Образ чёрного бамбука придумал не я. Его придумал (не знаю, впервые ли) Ки-но Цураюки, великий поэт и составитель "Кокинвакасю" - "Собрания старых и новых песен Японии" - классической антологии японских танка эпохи Хэйан. Февраль: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Проспект Мира" Волосы цвета спелой листвы. Губы цвета опавших лепестков. Глаза закрыты, но будто смотрят в небо. Из-под наушников свисают серёжки как две маленькие луны. Прислонившись к надписи "не прислоняться", какую лунную музыку слышит? какие видит звёзды в ночи? Март: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Комсомольская" Сошла с картины Утамаро, села напротив меня в метро. Целых три остановки думала по-японски о чём-то очень японском А потом вышла на станции "Комсомольская" и стала как все, у кого прямые, длинные, чёрные, блестящие волосы, подобные водам реки, утекающим в лунную ночь. Апрель: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Курская" Свалились с ветки Ци Бай-ши прямо на мягкое сиденье метро, две девушки так увлечённо отгадывают кроссворд. И я всё думаю: Что же на самом деле так взволновало их маленькие сердца? Май: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Таганская" Будто с картины Моне, но только в чёрном, девушка в широкополой шляпе, сидит напротив меня в метро и зевает так сладко! И я тоже зеваю, но только украдкой - чтобы она не подумала, что мне скучно глядеть на неё. Июнь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Павелецкая" Смотрю на юных девушек в метро, несмотря на то, что они годятся в жёны моему сыну. И не смотрю на женщину напротив, несмотря на то, что она годится в жёны мне. Хотя с другой стороны, юные девушки подобны цветам на лугу - прекрасным и бессмысленным, а женщина напротив┘ - Интересно о чём она думает? Июль: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Добрынинская" Ох! Какая девушка! Она держит за руку молодого человека, и у него глаза неизвестно где. А она ему - вроде в шутку - бац по щеке! И - бац! - по другой щеке. А он расплывается в дурацкой улыбке. О Господи! Сколь примитивно устроена жизнь! Спасибо, Господи, Тебе за это! Август: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Октябрьская" Сколь странен спор юноши и девушки, что сидят напротив меня в метро! Глядя на колено её ноги, закинутой на другую ногу, ну разве не очевидно, что девушка во всё права, а юноша ни хрена не понимает! Сентябрь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Парк Культуры" Она выходила на станции метро "Парк Культуры", когда я увидел её конский хвост - великую причёску великих шестидесятых. И я простил ей всё: и то, что она кусала губы, предназначенные для неподвижного ожидания поцелуя, и какофонию звуков из-под наушников вместо чудесных ритмов, предназначенных для танца конского хвоста, и кроссовки вместо туфель на шпильках (ну, кто же носит кроссовки вместе с конским хвостом!). И на меня снизошло озарение: Великие традиции не умирают. И только старые дураки вроде меня не понимают, что всё истинно древнее всегда рождается заново, и не похоже на себя прежнего. Интересно, сколько миллионолетий назад женщина впервые сделала причёску "конский хвост"? И пошла по тропе, небрежно накинув на плечи шкуру саблезубого тигра. Октябрь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Киевская" Они все думали, что это просто старый козёл, который уставился на девушку, сидящую напротив него в метро. Но я-то понял: сей умудрённый старец изучает топологическую схему её колена, и выпуклое множество бедра, и трансцендентность смелого изгиба тонкой шеи. И там, где все другие видят только плоть, он видит красоту и тайну, и смелое решение проблем усройства мира, и математику гармонии земли и неба. И девушка, должно быть, догадалась, и не смутившись и не возмутившись, вдруг сдвинулась в пространстве на мирорасстояние и стала идеалом, недостижимом в мире метрополитена. Но тут возникла станция и поезд тормозил. И всё порушилось. И старец глаза потупил, девица покраснела, а остальные усмехнулись. Я же сделал вид, что продолжаю читать свою книжку. Ноябрь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Краснопресненская" Только в метро понимаешь, что все мужчины - дураки и пьяницы, все женщины загадочны, все дети никогда не станут взрослыми, все старики изваяны из мрамора и бронзы. Декабрь: Я поднимаюсь по эскалатору на станции метро "Белорусская" В ожидании поезда я сегодня снова коснулся его холодной руки. И снова послышался вздох долгий как ветер в тоннеле. Вот мы приходим, и вот - мы уже уходим, свои прокричав имена. Только он в своей нише недвижим, безымянный бронзовый человек. А вот это уже настоящая танка: В чёрных коленцах подземного бамбука кто-то пел песню о том сколь призрачен свет подземных планет и звёзд |