Нина шеменкова. рецензия на стихотворение М. Бычкова "Мама" В первой строфе не рифмуется "жизнь - войны". Уменьшительно-ласкательное "сметанкой" не вписывается в текст. В слове "счастлива" ударение должно падать напервый слог. Значит, ритм сбит. И нет поэзии, к сожалению. Отвечаю Нине Шеменковой. Рифма, конечно, является признаком поэзии, но не основным, не обязательным и не бесспорным её признаком. На Руси, например, она появилась только в 18 веке. Есть ведь белые стихи, а рифма встречается и в прозе. Абсурдно требовать добуквенной рифмы. Опытные поэты и классики стесняются таких рифм. Банальные рифмы всегда были предметом пародий и насмешек. «Чистая», сама собой напрашивающаяся в стих рифма, признак примитивизма. И это не только моё мнение. Таких рифм избегал и стыдился А. С. Пушкин. Вот вам рифма Блока в стихотворении «Утро в Москве»: час – увидать, тебя – моя, кремля – твоя. А вот стих того же А. Блока совсем без рифмы, хотя это и не белые стихи. Часовая стрелка близится к полночи. Светлою волною всколыхнулись свечи. Тайною волною всколыхнулись думы. С Новым годом, сердце! Я люблю вас тайно. А сколько стихов, в которых в строфе рифмуются только две строки! Таких примеров вы найдёте массу. Например, у Лермонтова «Земля и небо». Кроме того, есть ведь ещё рифмы составные, каламбурные. Нельзя загонять поэта в узкий коридор «классического» рифмования. Значительная часть стихов А.В.Кольцова вообще не имеют рифмы. Возьмите для примера хотя бы его «Косаря». И стопы смешаны: анапест с ямбом. Но какая мелодичность! Какая поэзия! Стих отличается от прозы не только метром и рифмой, но и особым сочетанием звуков – тем, что именуется благозвучием (аллитерация, ассонанс). Очень верно подметила А.Ахматова: «В стихах всё должно быть некстати». Необычность и разнообразие дают широкий простор для творчества. Автор вправе применять весь арсенал поэтического творчества, и чем шире диапазон этих средств, тем выше его профессионализм. Нам, всем любителям словесности, ещё много надо учиться не только стихосложению, но и литературоведению, а главное, заботливому, бережному отношению к творчеству коллег на основе, конечно, требовательности к качеству. Не понятно, каким это боком "сметанкой";¬;¬ не вписывается в текст? А в слове "счастлива";¬;¬ равноправно ударение и на втором слоге (смотри "Толковый словарь Даля). Не корректен и приговор, который в любых сферах бытия обязан быть обоснован де-юре. Таких обоснований я не увидел. Замечу, совсем не считаю этот сонет чем-то выдающимся. Тем не менее. Нина Шеменкова Согласна с Вами по поводу всего выше сказанного, начитана, но моё субъективное мнение - это моё мнение. Я имею право на него, как и Вы имеете право отстаивать свою авторскую точку зрения. Видимо, у нас с Вами разные точки зрения на Поэзию. Мне нравится образность в стихах, художественное слово, а не зарифмованная проза. А учиться никому не грех, даже признанным ассам. Проходные стихи есть и у начинающих поэтов, и у профессионалов. Другое дело, самокритичность и вдумчивость. Можно стих опустить, а можно поднять. У каждого свой подход. В вашем стихе сама тема трогательная, но раскрыта она, опять повторяю, на мой субъективный взгляд, не достаточно глубоко. И всё-таки, желаю Вам успеха. Может быть, я и не права. Решать судьям. Михаил Бычков Образ и художественность. Неумеренное пользование метафорой приводит к тому, что эта пестрота отвлекает от сути замысла. Приветствуется погоня за образом, как самоцель. изощрённость автора часто приводит к приводит к извращённости и противоестественности. Литературоведы приводят для такого случая пример любви к метафоре у Есенина. О, веруй, небо вспенится, Как лай, сверкнёт луна, Над рощею ощенится Златым щенком луна. Иной травой и чащею отенит мир вода, Малиновкой журчащею Слетит в кусты звезда. Другая крайность в поисках образов - слащавое витийство, сладкозвучное словоблудие, словесный понос, пусть и благоуающими словесами. Читатель теряется в лабиринте красивых, но ничего не говорящих для раскрытия темы, слов, и у него ничего не остаётся от прочитанного - ни смысла, ни чувств - сплошной туман и отсутствие ориентиров. К этому зовёте вы, и такова нынче тенденция "чистой" поэзии. Розы-мимозы, одним словом, уйти от действительности, как наркоман, не замечая ничего вокруг, только витание в облаках розовых сладеньких "образов". "Можно стих опустить, а можно поднять", - говорите вы. Вы специализируетесь, Я понял на "опускании";. |