Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Литературный конкурс \"Чаша таланта\"

Все произведения

Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Заблудившийся маяк
Объем: 8966 [ символов ]
Откровения одиночества от Светланы Ос
Бокал человека, земную жизнь прошедшего до половины, наполовину пуст. И - наполовину полон. Смотря с какой стороны посмотреть. Первое, что бросается в глаза и привлекает в поэтике Светланы Ос, вызывая симпатию, - это предпочтение, которое она отдаёт одиноческому пути художника перед путём "тусовочным".
 
Там, где каждый из нас, равноценно-блестящих,
В окруженье зеркал, позолоты, картин,
Из фальшивого мира шагнув в настоящий,
Остается с судьбою один на один.
 
Надо сказать, что вокруг темы одиночества сломано множество копий и иллюзий. Обычно разделяют одиночество бытовое и одиночество космическое. Разделяют их, конечно, искусственно, поскольку дух, душа и тело в пределах земной жизни неразрывно между собой повязаны. Если у тебя нестерпимо болит зуб, ты вряд ли будешь сочинять стихи. Собственно, я и не собираюсь раскладывать по полочкам одиночество пола и одиночество личности. Ограничусь разве что тем соображением, что космическое одиночество человека невольно побуждает его скептически относиться к любви как способу преодоления такого одиночества. Даже родственники - порой плохие помощники человеку в борьбе с его вселенским сиротством, проистекающим от непохожести на других. И, чем непохожее человек на остальных, тем глубже его космическое одиночество. Стихи Светланы Ос интересны тем, что космическое одиночество отдаётся в её героинях больнее, нежели одиночество женское.
 
Каждый несет в себе
Тысячи новых вер:
 
Веры, что будет час...
Веры, что Бог един...
Только любой из нас
В людной толпе - один.
 
У Светланы Ос много строк в самых разных стихотворениях впрямую и "между строк" повествуют именно об этом непреодолимом одиночестве:
 
Там, где днём не знает света
Неба чёрная дыра,
Заколодила поэта
Беспричинная хандра.
 
Какое свежее и хорошее слово у Светланы - "заколодила". Как будто хандра героини - подколодная гремучая змея… Надо сказать, что не только поэты подвержены приступам одиночества. Но многие из тех, кто болен тем или иным одиночеством, ищут спасение в творчестве как единственном способе поговорить с миром - и, если не быть понятым, то, хотя бы, быть услышанным. И сильнее всего стихи тех поэтов, чей единственный канал связи с внешним миром лежит через творчество.
 
Поэзия Светланы Ос не чужда мифологических тем и сюжетов. Возьмём, к примеру, её притчу о Зле.
 
Когда мифическое Зло,
Преодолев времён излом,
Нас не уменьем, так числом
Превосходило,
Мы груды дум и слов пустых
Переплавляли на кресты,
И тьма теряла блокпосты,
Утратив силу..
 
Но сквозь надежды рваный фетр
Струился страх из чёрных недр,
За километром - километр,
Как кровь по венам.
И на глазах редела рать,
Забыв о праве выбирать,
Приняв искусство умирать
Почти мгновенно.
 
Да, обречён был этот бой:
Священник пел "за упокой",
Гасил дрожащею рукой
Паникадила,
И плакал в небе белый страж.
А Зло уже входило в раж
И мир брало на абордаж..
.. И победило.
 
Самое удивительное для меня в этом стихотворении - декларация о победе Зла. Хотя, конечно, автор ни словом не обмолвилась об этой победе как окончательной и бесповоротной. Всё дело в том, что Добро и Зло находятся в динамическом состоянии неустойчивого равновесия. По этой причине, очевидно, что окончательная победа любого из этих верховных начал попросту невозможна. Но локальные победы Зла - да, возможны, поэтому автор как поэт прав, "не солгав ни капли". Как известно, всех людей можно условно разделить на оптимистов, пессимистов и реалистов. Нельзя требовать от поэта, живущего в мрачное время, чтобы он охватил мысленным взором и те времена, когда всё было не так плохо. Если он живёт в такое время, когда нечем дышать, его даже не назовёшь паникёром и пессимистом. Он - реалист. Если же говорить о самом стихотворении, то оно, несмотря на небольшой размер, написано с истинно былинным эпическим размахом, напоминающим "Властелина Колец". И, конечно, оно мыслится только как увертюра к ещё более грандиозному ненаписанному стихотворению, а, может быть, и поэме.
 
Много раз приходилось слышать о "профнепригодности" глагольных рифм, особенно от людей, которым очень хочется что-то сказать, а сказать - нечего. Светлана Ос в ряде своих стихотворений наглядно демонстрирует, что "ученические" правила легко могут быть посрамлены мастером своего дела. Плотность образов у Светланы такова, что глагольные рифмы вовсе не выглядят, как упущения или недоработки: они органично вписываются в выстроенную автором систему образов.
 
Друг друга отражают зеркала,
Реальность воплощенья удаляя,
Мгновенно обретая и теряя
Покой, попеременно доверяя
Правдивость тайны - лживости стекла,
Где серых лабиринтов витражи
Готическим величьем поражают
И зазеркалья суть отображают,
Где путника сражают, окружая,
Туманности, фантомы, миражи.
 
Поэт, находящийся под перекрёстным отраженьем двух зеркал, зеркала жизни и зеркала смерти, попадает в своё закадычное зазеркалье:
 
…жизнь творца бесславна и горька...
И дан ему весь мир на одного -
Полубезумный, суетный и пресный.
И он стоит безвольно, бессловесно -
Печальный полубог, смотрящий в бездну -
Пред бездною, смотрящею в него...
 
Не могу сказать, что последние две строки, афористически венчающие стихотворение Светланы Ос, новы по мысли. Я уже читал нечто подобное у Ницше и Сартра. Но как здорово сказано! И потом, подобные крылатые выражения настолько универсальны, что их трудно "застолбить" за собой даже такому мастеру афоризма и парадокса, как Фридрих Ницше.
 
Язык Светланы Ос достаточно прост, но эта простота - следствие способности ясно излагать свои мысли. Иногда же в речи поэта появляются своего рода изюминки, специфические слова, за которыми приходится лезть в словарь. Но это только увеличивает очарование от прочитанного. Поэту одинаково подвластны и бездна верха, и бездна низа, но смотрит Светлана всегда снизу вверх:
 
Под небом, где химер стада,
Где с криком кружит вороньё,
Лежит дорога в никуда.
И лишь два шага до неё...
Вот на поверхности песка
Уже теряются следы,
И тает плоскость плавника
Под километрами воды,
И опрокинут в липкий зной
Светила огненный геккон.
Бокал вина передо мной,
Наполовину полон он.
С душой, податливой как ртуть,
Легко остаться не у дел.
И нет решимости шагнуть
За обозначенный предел,
Прервать запущенный процесс,
Взломать условностей хитин
И дотянуться до небес
Из маракотовых глубин.
И, развернувшись в полный рост,
Остаться, не укрыв лица,
Там, где под вечер в свете звёзд
Звучат мелодии творца...
 
Но звук не достигает дна
Сквозь шорох вод и жабер хруст...
Что наша жизнь? - Бокал вина...
И он наполовину пуст.
 
Наполовину пустой бокал Светланы Ос заставляет вспомнить строки Игоря Гора: "И не было меня - мир пуст. Уж нет меня - мир полон". Свершённая жизнь целиком заполняет мир. Бокал, заполненный наполовину, радует оптимистов, но раздражает и пугает перфекционистов, жаждущих полного бокала и грезящих о нём, как о золотом руне. Но нам дано изменить не свершившиеся факты, а лишь своё к ним отношение. И помогает в этом как раз душа, "податливая, как ртуть". В нашем быстро изменяющемся мире это скорее преимущество, нежели недостаток. Гибкая, как ртуть, душа помогает человеку выжить.
 
Как выразился однажды Блок, "вся поэзия - обмолвка". Иногда маленькие восьмистишия Светланы Ос похожи просто на заметки на полях, однако дар слова делает, казалось бы, невозможное: простое наблюдение оказывается и грустным, и смешным, и глубоким, и афористичным:
 
О ЛЮБВИ
 
Ночь. Под балконом топчась бестолково,
Пылких речей рассыпая рулады,
Он Ей понравился с первого слова.
С первого слова... до первого взгляда.
 
Несколько позже, в кругу маскарада,
Ангельский облик приняв за основу,
Он полюбил Её с первого взгляда.
С первого взгляда... до первого слова.
 
И это - в теме, на которую не писал только ленивый!:) Светлана Ос - поэт пути. Того самого, о котором шёпотом говорили звёздной ночью герои знаменитого фильма "Безымянная звезда". Звёзды никогда не сбиваются с предназначенного им пути. Удел остальных - "спутничать" звезде. Об этом хорошо говорит поэт в стихотворении "Полярная Звезда":
 
Но не ищи у нее ответ,
Мир ее ясен едва ль кому...
Манит лучами туда, где свет,
Снова бросая назад - во тьму...
 
Следом за ней я должна идти.
Знаю - обратной дороги нет.
Поздно. Уже не свернуть с пути.
Просто забудь. Не смотри мне вслед...
 
Интересно, что сюжет стихотворения зеркально противоположен притче об Орфее и Эвридике: там Орфей был ведущим, но по сути - ведомым: запрет бога был именно на нём. Здесь же ведущая - женщина, но запрет - опять на мужчине. Вся разница в том, что Орфею нельзя было оглядываться, а лирическому герою Светланы Ос - смотреть вослед. Но то - лирический герой. Мы же, благодарные читатели, осмелимся изредка глядеть нашему автору вослед, надеясь прочесть в её строках, а заодно и в своём сердце что-то важное и судьбоносное.
 
9.11.08.
Дата публикации: 10.11.2008 21:11
Предыдущее: Разыгравшийся аппетит

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта