Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта): Официальный раздел Третьего Съезда МСП Новый СовременникВсе произведения
Произведение |
|
Объем: 27 [ строк ]
|
|
|
|
Муравей и Бабочка |
По тропинке мимо пней Шёл трудяга-Муравей. Муравьишка нёс бревно. Ох, тежёлое оно! Муравьишка-то — силач! Вдруг он слышит крик и плач. «Ой, спасите! Я тону! Я вот-вот пойду ко дну!» Побежал он к луже-морю, Чтоб помочь чужому горю. В луже Бабочка была, Под водой уж два крыла! Бросил сильный Муравей На воду бревно скорей. Прыгнул на бревно, как в лодку, И поплыл спасать красотку. К Бабочке доплыл храбрец, Та схватилась за конец Муравьишкина бревна, И была тем спасена. Бабочка от счастья пела. Высохла и улетела. Муравей не ждал наград, Он за Бабочку бал рад. Всё ж могла б сказать что-либо… Ты бы что сказал? (СПАСИБО!) |
|
|
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | По-моему, еще Самуил Яковлевич Маршак говорил, что стихи для детей нужно писать, так же, как стихи для взрослых, только гораздо лучше. Один из главных недостатков детской поэзии – это дидактика, поучительность, назидательность. С одной стороны, вроде бы и надо прививать добрые чувства детям. И где, как не в стихах? С другой стороны, все мы знаем, что долгая проповедь с абсолютно правильными мыслями вызовет только скуку и раздражение, а несколько искрометных строчек останутся в памяти на всю жизнь. Давайте проанализируем стихи сильного и талантливого автора - Валентины Черняевой -«Муравей и Бабочка». Они написаны с безусловным знанием детской психологии – без лишних описательных слов, звонкими короткими строчками. Стихотворение наполнено действием, содержит элементы игры: ребята должны угадать слово «СПАСИБО». Все, казалось бы хорошо, а все-таки чего-то не хватает. Та же самая история со стихами «Злюка-Муха» и «Кто на кухне – царь». Беда в том, что читать эти стихи – не интересно. И не говорите, что детям интересно то, что не интересно взрослому! Ну, тонет Бабочка в луже, ну, спас ее Муравей! Прочитали стихотворение, хоть бы строчка в памяти осталась? Разве что – СПАСИБО – за спасение жизни. «К Бабочке доплыл храбрец, Та схватилась за конец Муравьишкина бревна, И была тем спасена» А вот эти строчки вообще неуклюжи и плохо читаются Давайте разберемся, в чем дело. Наверное, все-таки в позиции автора. Ведь почему Муравей и Бабочка? Вполне может быть Щенок и Оловянный Солдатик, Спасатель и Балерина, да мало ли какая пара, один – благородный и с бревном, другой – не умеющий плавать. Во всяком случае, попробуйте подставьте других героев, в их действиях ничего не изменится. Только под водой будут руки, а не крылья. Значит, стихотворение написано приблизительно по такой схеме: кто-то кого-то спасает, а спасенный должен сказать спасателю СПАСИБО. Забывающий сказать «спасибо» по логике легкомысленный, но симпатичный... Кто среди животного мира у нас такой? Бабочка! А если тонет бабочка, то уж, конечно, спасатель – Муравей. На него все баснописцы и поэты навесили уйму обязанностей – и бревна таскать, и стрекоз вразумлять. Вот и получается два насекомых с человеческими ухватками разыгрывают очень не новую драму о благородстве и неблагодарности. В стихотворении «Кто на кухне – царь» ситуация другая.. Одушевленная кухонная посуда ведет человеческий спор о главенстве. Причем непонятно, для чего тому же стакану быть царем? Или блюду. Ну, ладно бы – самый красивый, ну ладно бы – самый нужный. А то – царь! Ну, и представьте себе, что царь-графин отдал приказ: «Все по полкам!» Сами-то блюда никуда не побегут. Значит, посуда ведет пустопорожний спор. Зачем? Если в стихотворении Юлиана Тувима об овощах подтекст совершенно замечательный – мы – овощи – мы все равны, все нужны - пусть даже и для овощного супа - для этой яркой, ароматной, разноцветной жизни на земле, то подтекст стихотворения Валентины Черняевой несет в себе другую окраску – есть высшее существо, поставленное заведовать кухней, вот оно и – царь. А вы, остальные, даже не живые, вы - посуда, которую следует помыть и расставить по полкам. Страшные получаются стихи, однако. В стихотворении «Злюка-Муха» тот же прямой, не опосредствованный перенос человеческого характера на образ мухи Приведу для сравнения маленькое стихотворение еще одного нашего слушателя ПРИВЕТЛИВАЯ МУХА Рисуя вокруг уха по воздуху вопрос, приветливая муха уселась мне на нос. Потом, почистив лапки, сказала мне: "Привет! Не будешь драться тапком?" И я ответил: "Нет." Это стихотворение запоминается сразу. И вызывает улыбку своей яркостью, неожиданностью и точностью. Есть, конечно у меня и к нему претензии, но посмотрите, как схвачен образ мухи – и вензеля она рисует, и лапки чистит, сразу видишь – муха! И отношения между ней и лирическим героем еще не определены – можно тапком получить, а можно и подружиться. А в стихотворении Валентины Черняевой есть заданность: муха характеризуется не от ее, мухиного, лица, а через отношение к ней автора. Злюка – потому что досаждает, мешает, инфекцию разносит. И что бы бедная Муха ни говорила, какие бы полоски на себе ни рисовала – никуда не денешься, люмпен она и есть – люмпен! Вот, пожалуй, мы с вами и нашли слово – позиция и заданность. Удачными стихи получаются тогда, когда автор выбирает неожиданный угол зрения. И тогда мир освещается лукавой улыбкой. И еще – стихотворение удается, когда автор становится одного роста со своими маленькими героями. У детского поэта Семена Островского муравьям дождевые капли кажутся снарядами. Чтобы это увидеть, надо на мгновение стать муравьишкой и увидеть здоровенный водяной шар, летящий откуда-то сверху тебе на голову. И надо стать зонтом, чтобы почувствовать всю прелесть ненастья… Поэтому мне бы хотелось, Валя, чтобы Вы выполнили следующие задания: Напишите стихи от имени паука-философа мышки-поэтессы раздражительного зайца И еще в стиле «Вредных советов» Григория Остера напишите: 1. Объяснение учительнице - почему детям надо раз в неделю обязательно опаздывать в школу. 2. Объяснение маме, что тройка с хвостиком по арифметике – это вовсе не переправленная двойка, а перевернутая пятерка. 3. Попытку убедить сестренку, что мороженое очень вредно для девочек. | | Спасибо за рецензию, Надежда. Стишок Дмитрия - СУПЕР! | | Надежда! А можно мне тоже поучаствовать? Такие интересные задания! Григорий Остер у меня в любимчиках ходит. Я пока только одно вставлю, а если нельзя, Вы меня выгоните! Попытка убедить сестренку, что мороженое очень вредно для девочек: Мы с тобою поиграем. Я как - будто заболею, А мороженое будет Очень горький витамин, Но его нельзя девчонкам Принимать из чайной ложки, Чтоб не выросли под носом Белобрысые усы... | | Валентина, я бы все же хотела, чтобы Вы попробовали выполнить мои задания. Верочка, размещайте! Выполнение заданий как можно большим числом слушателей приветствуется! | | Надежда, я поняла задание, и уже в процессе - думаю. |
|
| | Спасибо, Надежда, что подарили надежду реализоваться!!! Я мышка - поэтесса. Ко мне в нору влетела муха И зажужжала возле уха, Что я не мышка - я поэт И написать должна сонет. Что ж сяду в кресло поудобней, Ритм для сонета выбью дробный, Включу пластинку старой фуги, Чтоб помогла мне, как подруге. Так -так, перо уже готово! ...Но в голове всего три слова: "Хочу есть сыр. Хочу есть сыр!" Сюжет затасканный до дыр. А муха - муза - шасть из норки! Пойду поем не сыр, так корки. С сонетом вышла западня, - Поэт не вышел из меня. | | Ой! Не туда вставила. Извините! | | Верочка, про мороженое лучше! А мышку Вы обидели. Она же - поэтесса!Можете писать не от ее имени, а описать, как она рассеянно шевелит усиками, подбирая рифму к слову "сыр", придумайте, о чем она еще может мечтать. Поэтесса должна мечтать. Пусть она моря никогда не видела, но о просторной, сухой норке помечтать можно. И о пшеничном поле - под ввлиянием рассказов странницы мыши-полевки. И о горькой судьбе мышонка, попавшего в зубы коту... | | ПонЯла!!! Щчас будет исполнено! |
|
| | Надежда! С огромным удовольствием выполнила Ваш заказ!!! Так здорово, что Вы заставили мозги встряхнуться от пыли! Первый вариант: Мышка – поэтесса в теплой норке При свечах сидит, задернув шторки. Чуть скрипит старинное перо… Шевельнет усами, вскинет челку, Шлепнет тапком надоеду пчелку, Скомкает листочек и – в ведро. Темы все ей кажутся банальны. Рифмы с ритмом также – тривиальны. Даже к «сыру» в рифму только «мир»! Может написать про кошку с мышкой? Как соседский съеден был сынишка, Но сюжет, заношенный до дыр! Может про восход в пшеничном поле? Что оно бескрайнее, как море… Кстати! Море! И на конкурс в ЧХА! Надо расспросить соседку цаплю, Что есть море: лужа или капля, Чтоб не получилась чепуха. Мышка успокоившись, зевнула, Плед плотней на тельце запахнула И уснула сладким тихим сном. Снилось ей, как море каплет с неба, И она по полю мчится в лето, За руку с прелестнейшим котом… Второй вариант: Мышка по имени Хрумка Лохматова В мире мышином великий поэт. В детстве, откушавши томик Ахматовой, Пишет с тех пор уже несколько лет. Ей при свечах аплодирует публика. В литературных подземных кругах Часто ей дарят поклонники бублики И преклоняются с сыром в зубах. Прошлая встреча с мышами – полевками У поэтессы прошла на - «Ура!»: Поле пшеничное сказочно, ловко Вы Нам описали в поэме «Жара». А у лягушек восторг был не шуточным: Мышка их дом назвала – океан. И заплела, как маршрутом прогулочным Парусник к счастью ведет капитан… Сколько экзотики, чувства, фантазии В Хрумкиных мышечно – умных стихах. В поисках тем наша мышка излазила, Скушав все ценное на стеллажах. Энциклопедия, детская книжица, Кулинария, - в них столько идей. Знания мышки уверенно зиждутся На достиженьях и мыслях людей. | | Сама себе поставлю "двойку": не правильно расставила знаки препинания... | | Верочка, знаки препинания меня не смутили, Бог с ними, со знаками. Зато в обоих стихотворениях Вы попробовали выйти из своего мира и попытались войти в другой. Вот это как раз то, что я говорила о "марсианском взгляде". Но тут уж надо определиться - либо мышка видела поле и знает, что такое слово - бескрайнее. Тогда уж нечего спрашивать - лужи или капля. Что такое "капля" мышка наверное, знает. А бескрайней может быть либо пустая комната, которую надо пересечь, либо тьма в подвале, которая, чем глубже, тем темнее. Концовка у первого стихотворения - прелесть, особенно если убрать в предыдущей строфе сравление поле-море. Во втором стихотворении смешно обыграно мышиное "образование". Но ведь не только она одна грызет книги на стеллажах? А почему в литературных кругах неткртиков, слопавших том Белинского, или соперников, специализирующихся на Роберте Рождественском... И тогда последняя строфа, которая сейчас назидательно обобщает все, что сказано раньше, могла бы заиграть другой, озорной лукавой краской. Согласны? | | Ох, опечатка: надо читать: нет критиков | | Надежда! Спасибо Вам за разбор. Что - то я, действительно, допустила парадокс. Можно вместо "бескрайнего моря" написать "красивое, как море", и уже потом выспрашивать у цапли детали. Во втором варианте: критики для "великого поэта Хрумки Лохматовой", как слону дробина. Хотя мне интересно самой "порезвиться" в этом направлении. Что получиться?! Уважая задания мастера, написала два варианта темы "Паук - философ". Получилось в одном случае - философ, а в другом - предприниматель, изобретатель, воспитатель и мечтатель. 1. Басня про Муху и Паука. Увязла Муха в паутине, как в трясине... Бедняжка бъется в ней который час. Уже нет силы. И вдруг,- Паук: "Мадам, как рад я видеть Вас! Прошу Вас разделить со мной беседу, Пофилософствовать, коль Вы пришли к обеду. Я тему обсудить готов любую. Итак: о чем мы с Вами потолкуем?" - О, благодетель мой! Спаси меня скорей! Сжимают ноги, руки путы! Не медлите, мой друг, ведь не пройдет минуты, Как я умру! Дыханье все слабей... - Вот - вот! Дыханье - важный компонент любого тела! Как жаль, что Вы, что ты, им овладеть при жизни не сумела! В дыханье важно что? Ритмичность. Так действовать должна любая личность. И надо, прежде чем запутаться в веревках, Измерить жизненную емкость легких! Паук, поднявши к верху перст, Внушительно ей изливал свой текст. Жаль, муха не смогла в полемику ввязаться: Ей с жизнью суждено было расстаться. Мораль сей басни вот такая: В беде не стоит уповать на краснобая. 2. У Паука уютный кабинет,- В нем интерьер похож на интернет, С названьем вековая паутина. В нем наш Паук воспитывает сына: "Встань прямо! Лапки вырви из кармана! Жаль, что тебя сейчас не видит мама, Иначе бы ее хватил удар, Что сын ленив, а на уме лишь бар! От пива твой живот похож на эллипс. Неужто в этом ты находишь прелесть? Ты отпрыск мой. Ты продолженье рода. Когда же ты услышишь зов породы? Примись за изучение трудов, Как сеть плести, чтоб обеспечить лов! Вот на стене висят портреты предков: Прапрадед наш разбогател на сетках, А дед лишь преумножил состоянье - Он паутины плел на расстоянье. Мое изобретенье - интернет, В сети людей держу я много лет. Свободны лишь космические дали, Где паутины сроду не видали. В субботу полетишь на звездолете, Чтоб покорить Вселенную в полете! ... Старушка долго не была в чулане, Что около разрушившейся бани, Увидев там большую паутину, Смела ее в дырявую корзину... | | Верочка, второе - про паука предпринимателя, мне понравилось больше! Здесь Вы все-таки отвлеклись от того, что паук - злодей. А в первом он у Вас получился черней некуда. А мы - лучше? Едим мясо убитых животных, да еще хуже того, приручаем их для того, чтобы потом убивать. И вовсю осуждаем остальных негуманоидов за коварство и жестокость. Я в свое время попыталась эту ксенофобию в себе преодолеть вот так: Эвакуирую из ванны паука, Хотя от омерзения, от страха Бледнеют губы и дрожит рука. Ведь в самом деле - не зверек, не птаха - Чудовище! И, может быть, злодей! Но если смыть его водой проточной, Он, как ребенок, скорчится комочком Пред неизбезной гибелью своей. Ну вот, коробкой спичечной взяла И выпустила в самый темный угол. Кого спасла? Врага? Соседа? Друга? И больше в мире счастья или зла? Понимаете, пока мы с Вами будем в плену у расхожих представлений о мире, стихи останутся плоскими. Паук - злодей, снег - белый, листва - зеленая. Все не так. И снег может быть сотни разных оттенков, художники это знают, и на листву могут лечь отсветы от заката, да и сама зелень имеет десятки оттенков... А уж наши моральные оценки - большей лжи не придумаешь))) | | Надежда! Неужели мой паук ( любитель поразглагольствовать, культурный и галантный мужчинка, влюбленный в себя и в свои знания, но к сожалению, глухой к чужой боли) произвел на Вас гнетущее впечатление монстра? Чес-слово! Он мне очень симпатичен. Правда болтает, вместо того, чтобы дело делать! Так портрет списан с человеческой натуры... Спасибо Вам за оценку, за диалог и диспут. Это для меня самое важное в Мастер-классе. | | Верочка, ну Вы же видите - ксенофобия! Ваш галантный паук - вовсе не философ! Он, Вы правы, - краснобай. А я хотела, чтобы Вы нашли философию - в безупречной красоте плетения паутины. Я надеялась, что Вы все-таки отвлечетесь от гипнотизирующей картинки "Паук и Муха" и вспомните паучков, летящих осенью на серебряных паутинках. Вспомните круженое волшебство смертоносной ловушки, поймете диалектику красоты и смерти... Да вообще-то любой сюжет неисчерпаем, надо только знать, как за него взяться. |
|
| | В своем высказывании в разделе Match95 я несколько поторопился с обобщениями. Здесь вы, Надя, как раз оставили себя на закуску. Что, как я считаю, правильно. Стихотворение Валентины мне понравилось: такие я читаю своей четырехлетней внучке (и это почитаю тоже) и она с удовольствием их слушает. Выдержана мягкая добожелательная интонация, с которой и надо обращаться к дошколятам. Главное, что есть дидактическая (в хорошем смысле слова) обобщающая концовка. Очень часто детские стихи страдают описательством, не часто встретишь финал и как сюжетное завершение, и как житейски-обучающий элемент. К недостатком отношу некоторую затянутость. Сюжет можно было рассказать чуть лаконичнее, хотя бы на один катрен. И - подробное растолковывание мысли: был рад, не ждал наград - деткам и так ясно, что муравей храбр и добр. Думаю, не надо разжевывать. И еще - стоило бы избежать "ужей" и всяческих "то". У Вали достаточно техники, чтобы, повертев-покрутив, сделать текст поглаже. Детская артикуляция очень чувствительна. Знаем: понравившиеся стихи они любят - вслух, плавно... Но общее впечатление - очень хорошее. | | Надя, я поторопился, не дожlался пока страничка загрузиться полность., а начал писать. Может, и хорошо, потому-что, если бы прочитал ваш обзор, не решился бы. (Была здесь только рецензия Бельфермана, ничего больше? Куда делась? Ну, да ладно!) О мухе - действительно, согласен, отлично: и ритмика более динамична, и текст увлекательный. Правда, мне кажется, здорово было бы обыграть - тапок-собственный нос. А в Муравье, думаю, очень хорош элемент игры: "Либо... Ты бы что сказал?" И ребенок с удовольствием отвечает: "СПА-СИ-БО!". Они это любят, особено, когда попадают в созвучие. Сколько я перечитал стишков когда-то своим двум дочкам, а сейчас - их дочкам! | | Разобрался. Дело не в загрузке страницы. Оказывается, здесь полнейшая путанница. Претензия не к вам, Надежда, а к Виталию. Часть обсуждений проходит на форуме, часть (того же автора) в месте, куда выходишь по ссылке. В первую очередь (это касается класса и Надежды, и Игоря) необходимо обеспечить прямой и простой выход на форумы., а потом взывать к активности слушателей. Я несколько раз бросал это занятие - добраться в класс Нади, на полпути. Виталий, мне кажется, здесь абсолютно не причем программные примочки - обыкновенный path. | | Здравствуйте, Надежда! По не зависимым от меня причинам я отсутствовала в интернете некоторое время (в больницу попали мама и сестра, маму уже выписали). Поскольку обучение в Мастер-классе происходит в форме диалога, то мне хотелось бы ответить на Вашу рецензию. Хочу сразу оговориться, что я уважаю компетентное мнение преподавателей и спорить не буду, а просто выскажу свою точку зрения. Мне кажется, что не все стихи обязательно нужно учить наизусть. Возможно, мои именно такие. А вот запоминаются ли они? Знаю точно, что запоминаются, как минимум, мой внук запомнил одну строчку. В прошлом году, закончив второй класс, приехал ко мне на каникулы Серёжка и бегом к компьютеру, дома-то у него компа нет. На мониторе был открыт стих «Кто на кухне царь?». Я прочла ему. Серёга скорей хотел в игрушку играть, но выслушал из вежливости. Он сказал: «Прямо как у нас в классе! Ба, включи игру, пожалуйста!» Позже на даче наблюдаю издали такую картину: спорит о чём-то дачная детвора, руками все машут. Прибежал Сергей. Спрашиваю: — Что там у вас? Что не поделили? — А! В кухне спорила посуда! — хлебнул воды и убежал к ребятам. Подробней поговорить на эту тему не случилось: что внук понял в этом стихотворении? При случае поговорю. Скоро приедет. В детском коллективе, как и во взрослом, всегда идёт борьба за лидерство. Дети сравнивают себя со сверстниками, чтобы оценить и понять собственную значимость. Кто-то дорогими игрушками хвастает, кто-то кулаками, а гордиться собственными знаниями и умениями они пока не могут, они ещё учатся всему. От педагога (взрослого) зависит, как от поварихи: чистыми ли будут их души и помыслы, чем наполнены головы. Но нам нужны все наши дети. В стихе и у поварихи лишней, ненужной посуды нет, она ВСЁ расставила по полкам, ничего не выбросила. Мир прекрасен своим разнообразием. А стих я написала, вспоминая, как распределяла роли очередного спектакля в своём театре в школе. Все артисты были первоклассниками и один Женя – из третьего. Сначала я спросила, кто какую роль хочет. Ребята спорили. Каждый хотел играть роль Петуха, героя-освободителя. Вот Вам и посуда с поварихой. Я всех расставила по полочкам. Мама Игорька работала методистом в детском саду (крышка с ручкой), она дала нам напрокат два прекрасных костюма, остальные я шила сама и немного помогли родители моих детей. Игорёк был умным, но немного заносчивым мальчиком (папа занимал высокий пост в МВД области), именно потому мальчик и получил роль неуверенного в себе, обиженного Зайчишки. Трудно ему было в роль трусишки влазить. Женю в труппу я взяла по просьбе классного руководителя. Спасу с ним не было, забияка и драчун. Вот он и получил роль Петуха. Спектакль дал ему возможность почувствовать, что сила может быть во благо. Женя после занятий в театре очень изменился, стал серьёзней, дрался, но только по делу – за справедливость. В классе стал признанным лидером. Цитата: Одушевленная кухонная посуда ведет человеческий спор о главенстве. А в стихе Тувима овощи разговаривают. Овощи – на польском, а моя посуда – на русском. У меня посуду повариха расставила, а у Тувима овощи тоже не сами в кастрюлю прыгали. Цитата: Сами-то блюда никуда не побегут. Значит, посуда ведет пустопорожний спор. Да, повариха пустую посуду на полки поставила. Но пока!!! Временно! Именно потому, что посуда ПОКА пуста! Даже маленькие дети знают, что посуду периодически чем-то наполняют и тогда она займёт подобающее ей место: какая-то – на плите, какая-то – на столе. Я посчитала, что это и так понятно, и не стала удлиннять стихотворение. Теперь вот решила дописать. Прочитайте, пожалуйста. Возможно, этой концовки не хватало? Кто на кухне — царь? В кухне спорила посуда. «Я — здесь царь!» — сказало блюдо. А ему в ответ Тарелка: «Для царя ты слишком мелко.» И тогда сказал Стакан: «Значит, я — здесь царь и пан!» «Тут с тобой я спорить стану. — Так сказал Графин Стакану, — Вы, Стаканы, — коротышки, И у вас нет сверху крышки. Не-е-ет! Царём здесь буду я! Согласитесь же, друзья!» «Я — здесь царь! Я всем начальник! — Запыхтел сквозь носик Чайник, — У меня и ручка есть. Самым главным буду здесь!» В спор вступили Поварёшки, Чашки, и Ножи, и Ложки. Но на кухню повариха Вдруг вошла. И стало тихо. Всех поставила на полку, Так что спорили без толку. Вынуждены все смириться, Повариха здесь — царица. Кто готовит щи, котлеты, Каши, пудинги, омлеты? В ужин, завтрак и обед Все при деле, спору нет: Варят, жарят! Могут печь! Все нужны! Об этом речь! Каждый может быть царём, Но на месте на своём. Чем мы наполним головы и души наших детей, зависит от нас, взрослых, а в жизни потом каждый из них займёт свою полку, как посуда. Бабочка и Муравей. Цитата: Ведь почему Муравей и Бабочка? Вполне может быть Щенок и Оловянный Солдатик, Спасатель и Балерина, да мало ли какая пара, один – благородный и с бревном, другой – не умеющий плавать. Во всяком случае, попробуйте подставьте других героев, в их действиях ничего не изменится. Только под водой будут руки, а не крылья. Значит, стихотворение написано приблизительно по такой схеме: кто-то кого-то спасает, а спасенный должен сказать спасателю СПАСИБО. Забывающий сказать «спасибо» по логике легкомысленный, но симпатичный... Кто среди животного мира у нас такой? Бабочка! А если тонет бабочка, то уж, конечно, спасатель – Муравей. На него все баснописцы и поэты навесили уйму обязанностей – и бревна таскать, и стрекоз вразумлять. Вот и получается два насекомых с человеческими ухватками разыгрывают очень не новую драму о благородстве и неблагодарности. Герои этого стихотвоения выбраны не случайно. И правильность моего выбора подтверждается Вашей рецензией. Вам, взрослому человеку, может быть, наперёд понятна задумка стишка, а малышам нет, у них ещё нет такого жизненного опыта, как у Вас. Стих – мини-сказка в стихах. Дорабатывать отдельные места надо, это точно. Я постараюсь исправить, подумаю над этим. Тема не нова? Как и тема о любви! Так что, теперь не писать об этом? Могли ли быть другими герои? Да! Почему нет? На одного ребёнка произведёт впечатление рассказ о доброте Слона, а на другого – рассказ о Муравье. Кому что ближе. Главное, чтоб в обоих случаях результат был положительным. В стишке есть схема? А по-моему, это хорошо! Часто пишут стихи без схемы, потому и швыряет сюжет в стороны да без толку. Мне кажется, что схема – не минус произведению, а плюс. «Насекомые с человеческими ухватками» - это тоже минус? А говорящий Колобок – ничего? А три медведя с персональной посудой? И сказали утюги: «Мы Федоре – не враги!» И так далее… Этим стихотворением я не претендую на роль изобретателя велосипеда, тема, действительно, вечная, а вот с героями – проблема. Всех баснописцы перебрали. Пора на утконосов переходить, намбатов, вомбатов, бандикутов, дюгоней и тд? Шучу, конечно. Злюка-Муха. Стихотворение Димы Половнева – ПРЕКРАСНО! Я искренне рада за удачную находку земляка (мы – харьковчане). Моя Муха, действительно, всем досаждает, как в жизни. Но детишкам предложено выслушать ответ Мухи – это и есть тот неожиданный угол зрения – а почему Муха злится? Причина происходящего не всегда видна, но она, причина, всегда есть. А выслушав Муху, можно узнать причину, понять Муху и даже посочувствовать ей – у неё нет и не будет таких ярких полосок на теле, как у тётушки Осы. Цитата: Страшные получаются стихи, однако. Страшные? ??? Вспомните «Колобка», «Бармалея», «Красную Шапочку»… Из Ваших заданий по Мастер-классу я успела сделать только это (над остальным буду работать): Шнур и Чайник Задрав самодовольно нос, Как-будто он – большой начальник, Директор кипяточный, босс, Сидел на печке старый чайник. Он вширь кофейник перерос. И глядя сверху вниз на чашки, Доволен, что на воду спрос, Им говорил: «Плеснуть, бедняжки?» Он полон был водой… и грёз. Мечту лелеял не одну: Не лить из конденсата слёз, Чтоб не лизал огонь по дну, А чтобы нёс электрошнур В спираль-обновку теплоту. О, Шнур! С ним будет жизнь — ажур! И Бог осуществил мечту. От счастья ручкою качая, На Шнур глядит. Шнур, словно хвост. Шнур вскипятить воды для чая Решил — в розетку влез, прохвост. Сам! Не спросив об этом Чайник! Пузатый возмущён Шнуром: «Теперь не Я, а Шнур – начальник?» И злость почувствовал нутром. «Ты – выскочка! Не Шнур! Шнурок! – Свистел он, негодуя, паром. Забулькал в брюхе кипяток. Всё тело исходило жаром. Был кипяток итогом грёз. Мечты закончились кошмаром — Потоком конденсатных слёз. Он кипяток хотел… Но даром! С уважением, Валентина | | Надежда Коган: Понимаете, пока мы с Вами будем в плену у расхожих представлений о мире, стихи останутся плоскими. Паук - злодей, снег - белый, листва - зеленая. Все не так. И снег может быть сотни разных оттенков... Надежда, а мои пауки в банке - добряки. Вот почитайте стишок для младших школьников: Спасает доброта На кухне жили пауки. Всё бегали-резвились. И вот добегались братки – И в банку провалились. Летать не могут пауки, Нет крыльев, как у ос. Они не мухи, не жуки… Как выбраться? Вопрос! Погибнуть хочется кому? По гладкой стенке лезть, Нет, невозможно одному! Коль двое — выход есть! Спастись решили пауки, Попавшие в ловушку. Они — не злюки! Добряки Давай спасать друг дружку. Подставил спину другу друг, Второй на спину - лапки. Из банки выбрался паук. Но друг остался в банке! Стал паутинку вить паук, Спустил верёвку в вниз, Сказал: «Держись покрепче, друг! Лови верёвку, плиз!» Тот уцепился. Два рывка! И вот она - свобода! На воле оба паука! Да здравствует природа! А мог ведь быть другой финал - Коварнейший исход! Будь добрым, коль в беду попал, И доброта спасёт! |
|
| | Реценция на стихотворения Валентины Черняевой "Муравей и бабочка" - стих о благородном муравье и неблагодарной бабочке, сугубо воспитательного характера. Очень даже подходит для детей дошкольного возраста. Стихи для дошкольников должны исключительно легко читаться, а этому критерию не соответствует 5-й куплет. К Бабочке доплыл храбрец, Та схватилась за конец Муравьишкина бревна, И была тем спасена. В нем сломан ритм повествования: цельно воспринимаются строки 1-я, 2-я+3-я, 4-я. А надо бы 1-я+2-я и 3-я+4-я. Есть еще один момент(но это уже для взвослых) В луже Бабочка была, Под водой уж два крыла! Если у бабочки два крыла действительно под водой по можно уже "сушить весла". Мне кажется лучше что-либо подобное: В луже Бабочка была, - Намочила два крыла. И ещё. Если уж стих получился строго воспитательный, он должен обладать исключительной динамикой изложения. Образцовыми строками являются две первые: По тропинке мимо пней Шел трудяга-Муравей. А две следующие уже не такие удачные. Вывод: 5-й куплет не годится. Остальные надо дошлифовать до лучшего звучания и получится хорошее стихотворение. В Злюке-Мухе меня смутила концовка. То что муха злится от зависти к осе из-за каких-то полосок я бы детям не рассказывал. На полностью отридцательного героя которого надо наказать это не тянет, посмеяться тут не над чем, посочувствовать тоже и ничего хорошего в этом я не вижу. Но если поменять развязку... Первые два куплета мне понравились и если их дошлифовать(добавить немного юмора и динамики) и придумать интересную концовку, получится классный стих. Я бы изменил начало, например, вот так: Это что за злюка-Муха Села ослику на ухо, А потом на хвост корове, Приставала к дяде Вове, Обжужжала тетю Машу, Нагло топала по каше И без всякого стесненья Нападала на варенье? Вывод: надо взглянуть на муху по другому и придумать интересную концовку(лучше с юмором). "Кто на кухне - царь?" - очень звучное, колоритное стихотворение. Мне понравилось больше всех. Три первых куплета написаны блестяще, но последний куплет все испортил. Он получился неуклюжим и без юмора. Особенно плохо звучит слово "Вынуждены". Я бы ему поменял содержательность, например: . . . В спор вступили Поварёшки, Скалки, Чашки, Вилки, Ложки... Тут на кухню повариха Вдруг вошла. - А ну-ка тохо! Всем умыться и по полкам, - Сыпу титулы - без толку. Раз на тронах не сидится Может вам нужна царица? Вывод: доработать концовку. Таким образом из трех стихотворений два ("Злюка-Муха" и "Кто на кухне - царь?") тянут на Мастер-Класс если у них появятся интересные концовки, а это тяжелее всего. Удачи:) | | Супу титулы - без толку. | | Димочка, спасибо за рецензию! |
|
| | Надежда, сразу столько много заданий я получила, постараюсь выполнить все, но пока сделала только одно. Вредное мороженое Вечером детишкам папа Эскимо домой принёс. Вовка сразу два зацапал. Съесть два сразу – не вопрос! Проглотил и не заметил, Но опомнился потом: Что сестре он скажет, Свете, О мороженом о том? Вот хитрец! Придумал ловко, Что ей надо рассказать, И решил сестрице Вовка Вред продукта доказать. Светка - в двери. И с порога Начал Вовка убеждать. Светка смотрит очень строго, Просит эскимо отдать. Но продолжил натиск Вова, Глядя ей в глаза в упор. Светка повторяет снова: — Отдавай сейчас же, вор! Съел от папы угощенье! Отдавай мне эскимо! Не видать тебе прощенья! Мне — и так всего одно! — Есть мороженое вредно! Вред большой для малышей, Будешь выглядеть ты бледно, В липком-сладком до ушей! — Бледной стану? Отчего же? — Будешь ты, как Снеговик! Он мороженое тоже С детства есть, как ты, привык. Может быть, тебе фигура Нравится Снеговика? Хочешь быть, как тётя Шура С телом, как у Колобка? Или быть как тётя Элла? Тётя Элла, мне поверь, Эскимо с пломбиром ела, А теперь не влазит в дверь. Спас тебя — тебе б всё злится! — Спас? Ну, ладно! Вовка, мир! Просит с той поры сестрица Вовку съесть её пломбир. | | Надежда, я учла Ваши замечания, а также М. Бельфермана и dnp/ Вот новый вариант стишка, который получился на одну строфу короче: Муравей и Бабочка По тропинке мимо пней Шёл трудяга-Муравей, В Муравейник, город-дом Шёл с соломинкой-бревном. Муравей, хоть мал, — силач! Вдруг он слышит крик и плач. «Ой, спасите! Я тону! Я вот-вот пойду ко дну!» Поспешил он к луже-морю, Чтоб помочь чужому горю. В луже Бабочка была, Подмочила два крыла! Он бревно на воду бросил. Лодка есть, но нет в ней вёсел! Лапкой грёб – быстрей, сильней... Спас красотку Муравей! Бабочка от счастья пела. Высохла и улетела. Муравей не ждал наград, Он за Бабочку бал рад. Всё ж могла б сказать что-либо… Ты бы что сказал? (СПАСИБО!) | | Валя, написала вчера обширный комментарий на Ваши ответы и задания, но связь прервалась и комментарий провалился в небытие - поскольку работала в он-лайне, он не сохранился. Попробую восстановить то, что написала и учесть Ваши новые постинги. Ну, во-первых, Муравей и Бабочка. Вы это стихотворение переписали, и оно уже заиграло другими красками. Но человеку всегда хочется больше)) Я во вчерашнем постинге писала, что мне в этом стихе не хватает индивидуальных характеристик Бабочки и Муравья. Трудяга-Муравей - это все-таки слишком общее определение. Может, он еще и подтянут, словно воин. Узкая талия, до блеска начищенный хитиновый панцирь. И мечтает из рабочих муравьев перейти в отряд защитников,а? С Бабочкой то же самое. Ведь почему она попала в беду? Может быть, хотела посмотреться в зеркало лужи, увидеть, какая она нарядная и красивая? Вот смотрите, давая своим героям черты индивидуальности, Вы уже не будете идти на поводу у заранее придуманной схемы. События сами повлекут за собой Ваше перо. | | Эта же схема Вас подвела при выполнении задания о мороженом. Есть диалог, есть чувства, есть общение, но нет индивидуальностей. Братишка старший или младший? Кто сильнее? Ведь от этого зависит тон общения. Одно дело убедить малявку, что от мороженого она так и не вырастет, другое дело доказать старшей сестре, что от мороженого толстеют. И тон другой, и интонация другая. То есть прежде чем описать, надо увидеть, оживить своих персонажей, они Вам сами потом подскажут тонкости разговора. А вот "Кто на кухне царь" - мне очень понравилось в новой интерпретации!! Ведь об этом я и говорила - о выходе из стихотворения. В первой варианте выхода не было. Повариха - царица, а ты сиди и не рыпайся. А во втором - появился свет: каждый может быть царем - на своем месте. Замечательно! | | И стихотворение о пауках: прекрасно придумали! Отлично обыграли расхожее выражение "пауки в банке". Но я, как дятел, все бью в одну точку - мне бы и здесь хотелось рассмотреть пауков поподробнее. Может быть, написать, что один - веселый толстяк с коричневым брюшком, а другой - задумчивый философ. И как им было страшно в этой непонятной, гладкой и прозрачной норе. И как они пытались взобраться по отвесной стене и неумолимо падали вниз... |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |