Автор - Наталия Иванова. Я, честно говоря, не любитель походов, не любитель рыбалки, хотя с удовольствием путешествую по миру. Но, кажется, «это совсем другая история»… Видимо, именно поэтому я с удовольствием восполняю недостаток впечатлений от созерцания природы чтением произведений соответствующей тематики. Когда-то в телепередаче «Кабачок 13 стульев» был пан спортсмен, «спортсмен-заочник». Наверное, я – рыбак-заочник, грибник-заочник и турист-заочник. А написанием и чтением стихотворных произведений занимаюсь очно. Вот с этой позиции и постараюсь оценить представленные на конкурс стихи, рискуя навлечь на себя недовольство со стороны критикуемых. При этом я исхожу из-за абсолютной искренности авторов и чистоты их помыслов. Они писали свои произведения от души и сердца. Ну, а получилось у кого-то лучше, а у кого-то… Впрочем, «я просто мимо проходила», так что воспринимаете это всего лишь как мое скромное мнение читателя-профессионала и критика-дилетанта. Чтобы не обижать всех авторов своей критикой, остановлюсь только на тех произведениях, которые показались мне наиболее интересными с той или иной стороны. Итак… Вечернее таинство. С первых строк текст настолько увлекает, что прочитывается на едином дыхании. Все настолько лирично, эмоционально точно, настолько пронизано этим самым таинством, что читатель чувствует себя соучастником действа. Конечно, при желании можно было бы придраться и к не совсем удачному звучанию «чассижу» (слово «час» тут еще и слабой долей оказывается), но – не хочется придираться! Финал настолько очарователен и сурком, и хладнокровной рыбой, что остается поблагодарить автора за доставленное удовольствие. Это стихотворение – мой фаворит. Думаю, что теперь буду возвращаться к нему снова и снова. А там, глядишь, и на рыбалку соберусь! ГЛУХАРЬ. Мне кажется, эпиграф сослужил автору плохую службу. Подняться до Есенина не получилось, а вот ели бы эпиграфа не было, то, возможно, не все читатели провели бы эту параллель с есенинскими строками. Тут же волей-неволей приходится сравнивать. Использовать есенинское «глухари – алый свет зари» не стоило, на мой взгляд. Найти удачную рифму к слову «глухари» - не такая большая проблема. Рассказ об этимологии слова мне кажется излишним, а вот две последние строфы все-таки выводят читателя на эмоцию. И, хотя вспоминаются «поющие в терновнике», от последних восьми строк остается приятное послевкусие. Три друга рыболова. Симпатичное детское стихотворение, очень живое и веселое, хочется видеть его в книжке с большими яркими картинками. Мне кажется, оно не совсем в формате конкурса, но – нравится своей непосредственностью и позитивом. Из замечаний: лучше написать «салА три кило». И поправить разбивку в строках «Взял тесто, спиннинг И червей в навозе накопал». Дети –народ строгий, им нужно давать четкую структуру, а в этом месте она ломается. Можно поменять, например,так: «Взял тесто, спиннинг - и червей в навозе накопал» Дорожное. Это если не записки любителей природы, то уж наверняка – любителей путешествий. И хоть я не так часто путешествую в плацкартном вагоне поезда, но в целом картинка вполне реалистичная и живая. Не слишком принимаю новомодные тенденции вставлять наклонные линии между словами, но это вкусовое. Мне показалось довольно невнятным выражение «растворяя сахаром облака». Красиво, но не вполне точно. А вот курицу сразу же захотелось! С огурчиком! УТРЕННЯЯ РЫБАЛКА. Еще одно очаровательное стихотворение о рыбалке. Очень хорошо передано настроение, красиво нарисован пейзаж, очень эмоционален финал. В общем, совершенно живое и настоящее стихотворение. Это и есть поэзия. Кажется, я начинаю любить рыбалку. КАК НА ВОЙНЕ. Может быть, со мной не согласятся, но сравнивать покорение вершина с войной не совсем правильно, не совсем морально. Бой с вершиной – согласна. Война – нет. И, возможно, став песней, текст только выиграет. "Унылая пора! Очей очарованье!.." Чувствуется поставленная рука автора, который умело пользуется риторическими приемами и довольно сноровисто укладывает слова в строки стихотворения. Сюда бы еще гитару и – под «Сиреневый туман» в кругу друзей у костра – самое то! К несчастью, на этом положительные моменты заканчиваются. Домой. Вроде написано гладко, а отклика не вызывает. Но о первой строке все же хочется написать. «Мне Бог простит ( я чту его за это)» - этими словами начинается стихотворение. Автор, неужели ваш лирический герой чтит бога за то, что тот его простит? Мне всегда казалось, что вера держится не на меркантильности верующих, а на каких-то иных, более возвышенных чувствах. Черничный день. Интересное стихотворение. Атмосфера летнего дня передана, целоваться у ручья хочется. И черника присутствует, и жук к месту. Не совсем поняла, какие языческие коды имелись в виду. Наверное, мне образованности не хватает. Рыбацкий сонет. Я точно скоро займусь рыбалкой. Снова прекрасное стихотворение, пронизанное и чувством, и смыслом, и настроением. Тепло и уютно от слов автора. Немного смутило сравнение избушки со зверем в неводах. Зверь в неводе и так сомнителен, а уж избушка – тем паче. Остальное – чудесно! Охотничья привальная. Полностью соответствует названию. Колыбельная для бородатых мужиков в ватниках. Красиво, напевно, душевно. Мне немного не хватило в тексте глубины и эмоциональности. Но ведь колыбельная не должна будоражить чувства и бодрить? В общем – нравится! Возращение в Плёс. Не очень понравилась описательность стихотворения, снова не хватает мне экспрессии и образности. Но как поэтический путеводитель – очень интересно. НА ЛУГУ. Это стихотворение требует отдельного подробного разговора как «в плюс», так и «в минус». Есть поэтика, есть настроение, автор умеет создавать пейзажное стихотворное полотно. Думаю, автору несколько не хватает технического опыта. Но это – дело наживное! Между мирами. Автор, несомненно, женщина. Об этом свидетельствует обилие многоточий. Стихотворение красивое, даже изящное, но образы и эпитеты временами довольно избитые. Смутили строки «Жадно лиловую воду губами Пили из речки не спящие кони… » Интересно, а что в этот момент пили кони спящие? Или пили то же самое, но не жадно? В общем, «не спящие» - совершенно лишнее уточнение. В ЛЕСУ. Этот текст должен быть написан на фанерных щитах на лесных тропах. Что-то вроде «По газонам не ходить!» Очень бы я хотела посмотреть на смельчаков, которые возьмутся душить волчат или брать в руки медвежьих внучат. На рыбалке. Тоже вполне симпатичное стихотворение для детей. Но откуда взялись на рыбалке три значка? И если Егорка поймает одного судачка, то будет ли он согласен отдать его сорокам? Автор использует несколько избитые рифмы, а там, где рифмы ищет новые, находит не всегда удачные. «Айда!» (походная песенка) Веселое и забавное, задорное стихотворение. Песня, конечно, тут и вопросов быть не может. Вот только я не могу расшифровать фразу «а компас мой друг Позабыл от жены ненароком». Позабыть ненароком компас от жены??? Увлеченный процессом... И снова рыбалка! Определенно я уже морально готова влезть в сапоги, взять снасть и, сонно зевая, отправиться на реку. Стихотворение меня подкупило своим мягким юмором, пронизанным любовью к процессу ловли рыбы. Не знаю как насчет трепетных стихов, а сама рыбалка получилась довольно заманчивой. Хотя, конечно, текст не идеален и можно было бы попридираться. А вот не буду! Грибной дождь. Не хватило настоящей «детскости». Ну и к тому же, если ждать после грибного дождя целую неделю – маловероятно, что что-то в лесу найдется. В лес по грибы. Очень живое стихотворение, и не про рыбалку! Снижает впечатление «сорвавши» и «набравши». Мне кажется, что вторая строфа не слишком нужна стихотворению, без нее текст становится органичней и точней. И, может быть, лучше тогда «свершить дела, КАК повелела осень»? НА ПРОГУЛКЕ. Мне бы не хотелось прочесть детям такой стих. Задача автора – быть абсолютно точным в разговоре с детьми. Это стихотворение милое и солнечное, и было бы совершенно замечательным, если бы не три обстоятельства. Первое и основное: слово «маскировка» стих убивает. И второе: «усики-тычиночки» - фактическая ошибка. Нельзя детям прививать такие ассоциации. Тычиночки – это у цветка. Но дети этого пока не знают. Вот если бы как-то можно было написать, что у мотылька усики похожи на тычинки цветка, то это было бы важно и полезно. А в данном случае это сравнение ребенок не почувствует, и запомнит само сочетание «усики-тычиночки». Третье: слово «глазики». Если мы хотим, чтобы дети с младенчества говорили, то мы просто обязаны писать им на правильном литературном языке. Значит, нужно «глазки», а не «глазики». Еще раз хочу сказать, что все написанное выше – всего лишь мое, очень субъективное впечатление. А организаторам анонимного конкурса – огромное спасибо! |