Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Второй этап Литературного конкурса «Притча о писателе"

Все произведения

Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Инга Пидевич
Объем: 9543 [ символов ]
НЕМНОГО О СЕБЕ (из авторского послесловия к книге «Шкатулка»)
Я родилась в голодный год,
И мама досыта не ела.
Клетушку нашу скупо грела
Буржуйка - спутница невзгод.
Была корзинка мне кроваткой…
 
Это – стихи о первой зиме моей жизни, зиме 1931 – 1932 годов. Но, несмотря на бедность, угрозы времени и череду моих болезней, у меня было светлое, обласканное родителями, детство. «У того, кто был счастлив в детстве, силы есть устоять в беде», - напишу я на склоне лет.
Детство закончилось с началом войны. Эвакуация. Страшный голод в спецпосёлке на Урале (из-за нехватки жилья нас с мамой разместили среди ссыльных). Мама умирала от дистрофии, но выжила. Только сил заниматься моей душой у неё никогда уже не было.
Лишь бы прокормить… После Урала было охваченное сыпным тифом убогое село в Кулундинской степи. Долгая дорога в Москву через станции, забитые женщинами и детьми, которые неделями не могли прорваться в переполненные поезда. И наконец холодная, ещё затемнённая Москва 1943 года.
 
Уезжала домашним ребёнком,
Деликатным застенчивым тонким,
А вернулась – подростком суровым,
Знавшим цену и хлебу, и крову.
И в одиннадцать знала уже,
Что багаж человека – в душе:
Вмиг сгорают достаток и дом,
Остаёшься с души лишь добром…
 
В Москве в конце 1943 года я практически впервые пошла в школу, в пятый класс (до этого из-за болезней и условий жизни училась в основном дома). Школу закончила с
золотой медалью. Мечтала о биофаке университета, но…1949 год, «пятый пункт» мамы и
папы в документах на поступление. Спасибо тогдашнему ректору Первого московского
медицинского института Б. Д. Петрову: он на анкеты не смотрел.
Затем – работа врачом, кандидатская диссертация (без аспирантуры), небольшое открытие в области биологии и основанные на нём докторская и монография. Романтика научного поиска… Это о ней я напишу:
 
…Себя ты сказочному делу посвятил:
Загадки сущего разматывать, как нить.
По тропам неизведанным бродил.
Тут есть за что судьбу благодарить!
 
Неожиданно в 47 лет меня свалила тяжёлая, непонятная для врачей болезнь сердца. Она почти на 17 лет приковала меня к дому. Я пыталась без отрыва от дивана заниматься теоретической биологией. Муж привозил из библиотек необходимые для этого книги и статьи. Тогда же я начала писать рассказы (желание писать прозу томило давно). Рассказы хвалили, но не печатали. О сочинении стихов я в ту пору и не помышляла.
В 1994 году, возвращаясь домой из библиотеки, чуть-чуть не дойдя до дома, упал и
скоропостижно умер мой муж. Тогда мне казалось, что и моя жизнь кончилась. Но оставалась незавершённая работа, которой муж посвятил последние годы жизни. Он мечтал создать полную тематическую библиографию всего, что писали о евреях в нашей стране за советский период. Необработанными материалами была до потолка завалена одна из комнат нашей двухкомнатной квартиры. И три года я занималась только завершением его труда, занималась на фоне разрухи и беспредела середины 90-ых годов,
на фоне обострившейся болезни, безденежья… О моём быте тех лет и поисках выхода
написанные позже, в 1998 году, строки:
 
…Мимо фруктов, колбас я, не глядя,
Прохожу: не по средствам то мне.
И ношу из обносков «наряды»,
Что годятся для пьесы «На дне».
И уж скорая помощь настойчиво
Начинает «калым» вымогать.
И лекарства за полную стоимость
Не могу я себе покупать.
Со смирением ждать улучшений?
Если б хоть перспектива была…
Но страна получателей пенсий
В нищету, как отбросы смела.
…По соседству заложников брали.
В нашем доме убили троих.
Точно в бункерах двери из стали.
Воротилы, разборки блатных…
Надоело! Ах, как надоело!
Надо всё-таки мне уезжать.
Это страшное, тяжкое дело,
Поднатужившись как-то решать…
Мысль уехать во мне зародилась,
Когда «Память» наветами жгла.
План отъезда в сознанье внедрился
И остался в душе, как игла.
А теперь и другие причины
По проторенной раньше тропе,
Обходя возражений руины,
К измененьям толкают в судьбе.
И к отъезду склоняют меня
След Чернобыля, тень Сумгаита,
Травля «чёрных» в Москве и Чечня,
Президент безотрадного вида…
…Удивительный жизни кульбит:
Бич привычный ключами звенит.
… «Пятый пункт» открывает мне путь,
Позволяет судьбу повернуть.
…Вот закончу я мужа дела
И уеду. Была не была!
Одолеть постараюсь дороги
И препятствий преграды, пороги.
Не хочу я последние силы
Лишь в процесс выживанья вложить.
Вдруг в Германии станет посильным
Плодотворность души не губить.
 
Может быть, в обстановке нормальной
Я сумею болезнь превозмочь.
Повезёт если, то кардинально,
Медицина мне сможет помочь…
 
Книга «Евреи и еврейский вопрос в литературе советского периода» была, наконец,
подготовлена к печати, удалось выбить и средства на её издание. И весной 1998 года, я уехала в Германию. От варианта переезда в Израиль из-за климата пришлось отказаться. Одной добраться до Германии я не могла: была слишком слаба, и до общежития «Гёрис» в
немецком Шверине меня довезла подруга.
В Шверине – маленьком тихом древнем городке, лежащем среди семи озёр, - мне стало легче дышать, изменился настрой души, и я неожиданно для себя начала писать стихи. Первой появилась «Шверинская баллада», описывающая жизнь в общежитии «Гёрис». Я привожу «балладу» здесь почти полностью, поскольку её строки передают и душевный настрой тех дней, когда я начала писать стихи, и их технический уровень:
 
…Живём в общежитьи семьёю единой,
Хоть граждане разных уж стран.
Представлены Латвия здесь, Украина,
Россия, Кавказ, Казахстан…
 
Мы сделали выбор. Что был он – спасибо.
И надо осваивать путь.
Напрячь свои силы, и смелость, и гибкость,
На воду в испуге не дуть.
 
…Народ собирается пёстрый в бараках.
Есть лётчик, и клоуны есть.
Профессий и судеб здесь множество всяких.
Я их не берусь перечесть…
 
…Прорвавши невзгод неуёмную стражу,
Успехом прорыва полны,
В азартном, задорном, лихом эпатаже
Быт строим с нуля, с целины.
 
Работая жили, лишь личность нажили,
Её лишь смогли привести,
И в ней наша сила, и эти бериллы
Нельзя нам растратить в пути.
 
Обиды и комплексы душу съедают.
Без них мы стараемся жить.
Не так посмотрели? Не так понимают?
Не стоит обиды копить.
 
…Немецкие «шроты» - не свалки, а склады,
Вы ценных предметов полны!
Разложено всё, чем развалы богаты.
Бери, если вещи нужны.
 
 
Есть тут телевизоры, ксероксы, факсы,
Компьютер ребята нашли.
Умельцы у нас в общежитии асы,
Встречаются просто «левши».
 
И труп телевизора «Пала-Секама»
Помогут они оживить,
А маг, из ракетного вышедший храма,
Компьютеры будет чинить.
 
Компьютерам этим найдётся работа:
Программу на них создадут,
На них докторанты закончат расчёты
И книгу на них наберут.
 
…А в комнате - клубе от публики тесно,
Всех за душу скрипка берёт.
Пред нами играет собрат наш – маэстро,
И меццо – сопрано поёт.
 
Мы очень устали, все праздников чают,
И русский - еврейки супруг
С гемайндою* в кипе** Пурим*** отмечает,
В весёлый включается круг.
 
И трижды встречать Новый год все мы будем
(По разных религий часам),
Восьмое мы марта и май не забудем,
То душам уставшим – бальзам.
 
…Для нас общежитье – деревня большая:
Весь день у людей на глазах.
Поступки, просчёты и поиски рая
Лежат на соседских весах.
 
Тебя здесь обсудят, осудят в кураже,
Помогут в беде устоять,
И здесь коммуналки и прелесть, и тяжесть
Дано тебе будет познать.
 
На свете конец наступает всему.
«Общаги» закончится путь.
В отдельных квартирах вернёмся к тому,
В чём душ наших стержень и суть.
 
Вернётся привычек забытая власть,
Проблемы, истоки чьи в нас.
Останется дружба, что здесь родилась
В рубежный, бивачный наш час.
 
Своему неожиданному поэтическому порыву я поначалу не придала значения, но баллада имела бурный успех у моих соседей по общежитию, находивших, что его дух передан очень точно. Она превратилась в некий местный фольклор. А я продолжала писать стихи.
Они являлись ежедневно, были, как свидетельствуют приведенные выше отрывки, технически несовершенными, но эмоциональными и искренними. В их строки я стремилась перелить пережитое, накопившееся на душе. О том периоде я писала:
 
Очень странная жизни пора:
Со строфой просыпаюсь с утра.
Накануне не знаю, о чём
Мне былое напомнит стихом.
 
Мне кажется, что мои стихи породило чувство преодоления невзгод, радость от возвращения к жизни наряду с желанием об этой жизни рассказать. Впрочем, кто знает, почему люди вдруг начинают думать стихами?
Параллельно были больницы, операции. Ко мне начали возвращаться силы. Я смогла увидеть многие прекрасные страны. Я ждала, что желание и способность писать стихи вот-вот исчезнет, ну не становятся же поэтами в 65 лет! А стихи всё приходили. Когда я начинала их писать, вокруг меня не было ни единого поэта. Отсутствовала даже самая примитивная литература по технике стихосложения. Я, не гуманитарий по образованию, не сразу смогла определить, какими размерами пользуюсь. О возможностях инткрната я тогда не думала, да и компьетера не было. Были лишь слушатели – наши эмигранты, относившиеся к моим опытам заинтересовано и доброжелательно. Стихи начали переписывать, посылать друзьям в Россию. Особенно радовало, когда их учили наизусть гимназисты – дети знакомых. Ведь наши подростки в эмиграции, к сожалению, часто перестают даже читать по-русски. В первые три года жизни в Шверине реакция здешних слушателей была для меня единственным компасом и опорой, дававшей смелость писать. Постепенно в городке появились и профессиональные литераторы, и поэтическое объединение. Мои стихи и рассказы начали печатать. Я стала лауреатом нескольких международных конкурсов. О моих теперешних произведениях судить Вам.
Дата публикации:
Предыдущее: НЕМНОГО О СЕБЕ (из авторского послесловия к книге «Шкатулка»)Следующее: Чёрный ёж на белом снегу. Эссе

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Антон Владимирович Кайманский[ 20.03.2006 ]
   Здравствуйте, уважаемая Инга! Уж извините, что к Вам без отчества обращаюсь: Вы ведь его не указали.
   Меня несколько удивило, что Вы в конкурс выставили послесловие, но тут уж хозяин барин, как говорится. Хотя смахивает на саморекламу стихов, да ещё и в прозаическом разделе, да ещё и в конкурсе.
   Поскольку я мелкий и крупный придира, цепляюсь и к Вам по поводу стиля.
   1) «несмотря на…угрозы времени…»
   Думаю, неудачное выражение «угроза времени». В принципе, смысл понятен, так как Вы указали годы жизни.
   Однако вдумайтесь: что означает фраза «угрозы времени»? Время угрожает? А как оно может угрожать? Время угрожает, что лирическая героиня постареет/ помолодеет/ заболеет/ выздоровеет/ родит 5 детей/ выйдет замуж/ не выйдете замуж/ и т.д.?
   Я бы перестроил в том смысле, что вот, мол, время было неспокойное и т.д.
   2) «У того, кто был счастлив в детстве, силы есть устоять в беде», - напишу я на склоне лет»
   Уж очень стандартно звучит такая фраза. В любом учебнике и пособии по литературе она есть: «Именно об этом событии напишет А.С. Пушкин…»
   К тому же, Вами заявлено: у героини это – ПОСЛЕСЛОВИЕ, т.е. подразумевается, что читатели уже ознакомились со стихами. Логичнее было бы такую фразу поставить в прошедшем времени: «написала я…»
   А вот в ПРЕДИСЛОВИИ она вполне уместна.
   2) «я практически впервые пошла…»
   Зачем Вам слово-паразит «практически»? Оно снижает стиль. Можно было бы заменить на «по-настоящему пошла» (хотя и этот вариант мне не нравится, просто в голову пришёл) – Вы ведь это в виду имели?
   3) «Романтика научного поиска… Это о ней я напишу…»
   См. п.2: у Вас тут снова штамп.
   4) «Я пыталась без отрыва от дивана заниматься теоретической биологией…»
   А тут Вы неверно употребили «без отрыва»: у Вас «без отрыва от дивана». Насколько я понимаю родной язык, выражение это подразумевает:
   -без отрыва от производства/ школы/ работы и т.д. – т.е. того места, где человек работает или учится.
   Вы, видимо, подразумевали: «не отрываясь от дивана», «не вставая с дивана». Лучше бы перестроить предложение.
   5) «Одной добраться…я не могла…»
   Лучше было бы «одна добраться…я не могла».
   Правильнее было бы:
   -одной трудно/ сложно/ невозможно/ возможно что-то делать/ сделать: «одной» + наречие + инфинитив
   -одна я могла сделать/ делать: одна + глагол в личной форме + инфинитив
   6) «изменился настрой души... Я привожу «балладу» здесь почти полностью, поскольку её строки передают и душевный настрой тех дней... и... технический уровень»
   Тут у Вас два раза подряд «настрой души – душевный настрой»
   И насчёт «технический уровень» я не согласен. Как-то не вяжется здесь слово «технический».
   P.S. Стихи не анализировал, я стихов не читаю никогда на сайтах, ибо не понимаю поэзии. Мне кроме Пушкина и Хайяма никакие авторы не понятны.
   С уважением, Антон

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта