Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Литературный конкурс "Мы помним всё"

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Черная волчица
Объем: 11974 [ символов ]
Книга Иова: современные рефлексии
В последние десятилетия, в немалой степени под влиянием происходящего в мире социального и культурного прогресса, в сознании верующих претерпела изменения основная идея религии – идея Бога. Прежнее представление о Боге, как об универсальном Творце и Вседержителе и в тоже время антропоморфном существе, вступающем в личное отношение с верующим индивидом, у многих верующих вытесняется деистическими и пантеистическими представлениями.
Учитывая эти особенности современного религиозного сознания и стараясь приспособиться к его изменениям, сами теологи стали все чаще говорить о Боге по-новому. Некоторые из них, наиболее радикальные, например Д. Бонхоффер дошли до того, что допускают возможность “безрелигиозного христианства”, без традиционной веры в Бога и даже вообще без веры в сверхъестественное. Другие, приближаясь к деизму, предлагают Бога, не отвечающего за случающееся в мире зло и вообще за все происходящее в мире. Но большинство теологов, не впадая в подобные крайности, стараются совместить новое со старым, примирить религию с наукой, освободить ее от наиболее архаичных и отживших элементов.
Древние тексты доставляют теологам особенно много неприятностей. Однако, есть такие древние источники, которые актуальны и по сей день, на основании которых теологи проводят параллели, оценивая мировоззрение, мироощущение и миропонимание современного человека и людей живших в 4-3 вв. до н. э.
Одной из таких книг является Книга Иова, как одна из древнейших книг мудрости. Проблемы, рассматриваемые в ней волнуют человека и по сей день. Книга очень многогранна, затрагивает вопросы преимущественно нравственного плана. Красной нитью в данной книге проходит одна из проблем теодицеи – Богооправдание, которая является одной из наиболее острых и злободневных в современной теологии и философско-теологических течениях.
Книга Иова, по мнению авторов, заставляет взглянуть на образ Бога другими глазами. Например, С. Террьен в своей книге "Иов – поэт бытия" [1] пишет: "Две с половиной тысячи лет люди не могли понять истинного характера Книги Иова, ошибочно рассматривая её то как назидательное сочинение, то как трактат о скептицизме, то как бунт против тирании догмы". Но теперь, считает С. Террьен, человечество наконец подготовлено к уяснению действительного смысла поэмы об Иове. Он объясняет, в чем состоит его "второе открытие" Иова. Оказывается, герой древней поэмы "говорит языком нашего поколения", того самого поколения, которое "проткнуло мыльные пузыри веры XIX в. в бесконечную способность человека к добру и прогрессу через распространение образованности и техники", и в результате утратило все свои иллюзии. Автор поэмы об Иове поднимает коренные вопросы бытия и, так же как наше поколение, отвергает традиционные ответы на них. Иов испытал страшное чувство одиночества в мире, но отверг привычное представление о Боге как защитнике и праведном судье, отверг и пришел к "чистой религии". И тогда при всей глубине своих бедствий он испытал "великую радость от сознания присутствия Того, кто движет и согревает миры". Иов, рассуждает далее С. Террьен, разуверился в Боге как в Боге любви. Он пришел к выводу, что Бог несправедлив и бесчеловечно жесток. Но "в центре этого облака ошибок и богохульства у Иова стоит правда". Бог действительно бесчеловечен, но только потому, считает С. Террьен, что он не есть человеческое существо. Он сверхчеловечен. В результате мучительных раздумий Иов пришел к этому выводу, но вместе с ним в нем возникает великая жажда любви к Богу, любви между человеком и Богом.
Книга Иова является одной из книг школы мудрости ближнего востока. В соседних культурах, как и в самом Израиле, литература мудрости была двух типов, что собой выражало две различные тенденции среди мудрецов.
1. Первый тип представлен в Танахе книгой Притчей Соломона.
2. Второй тип - книгой Иова и Когелетом.
Первый тип проникнут духом людской искренности, охранительными тенденциями, практичностью, дидактикой и оптимизмом.
Второй - критичен (даже радикален) в своем отношении к общепринятым верованиям; он спекулятивен и индивидуалистичен. Если первый выражается в характерных ритмических поговорках и максимах, свойственных наставлениям и увещеваниям, то второй в основном монологичен или диалогичен.
Книга Иова относится ко второму типу литературы, выработанному школой мудрости, спекулятивному, радикальному. Она является исследовательским критицизмом по отношению к доктрине награды и наказания, как о них учили консервативные мудрецы. Неизбежная проблема страданий праведного человека драматически представлена в прозаическом вступлении, которое повествует нам о том, как Бог разрешил подвергнуть благочестивого Иова испытанию личными несчастьями. Затем проблема разворачивается в поэтическом диалоге между Иовом и тремя его друзьями, представляющими традиционную точку зрения, затем наступает кульминационное вмешательство в спор самого Бога, опрокидывающего сомнение Иова в Божественной премудрости и справедливости. Но предметом Книги Иова является не просто моральная проблема теодицеи – является ли Божье управление человеческим миром справедливым.
В своем догматическом рационализме Когелет заходит гораздо дальше автора Книги Иова, выдвигая прежде всего интеллектуальные проблемы, в то время как Иов выражает несогласие с учением о том, что награда за добродетель и наказание за порок может служить достаточным объяснением тех страданий, каким он повергается. Когелет объявляет эту доктрину абсолютно ложной, ибо судьба человека, согласно Когелету, равнозначна участи простого животного.
Поэтому раскол с консервативными учителями мудрости здесь значительно глубже, чем у Иова. Бог для Иова лишь на время непостижимым образом скрылся в тайну своего бытия; для Когелета Бог - не более чем наименование необъяснимой силы, сотворившей неизменные пределы человеческого существования, детерминирующие его судьбу [2]. В абсолютном смысле мудростью располагает только Бог (Иов 28:12-13, 21, 23, 42:3)[3]. В противоположность языческому убеждению о том, что мудрость и знание являются чем-то внешним по отношению к богам и могут быть наследуемы и познаны богами, премудрость Бога внутренне присуща Ему. В широком смысле мудрость является Его первым творением. Она не обитает ни в морских глубинах, ни в подземном мире, ни на земле, в подлинном смысле ею обладает только Бог (Иов 28:12) [3]. Люди не имеют доступа к этой мудрости, пока Бог сам не дарует им её. Книга Иова представляет собой вызов преобладающей в Танахе идее зависимости благополучия от веры.
Важнейшим моментом экзистенциалистической аксонометрии, этики является требование смотреть в глаза горькой истине, "открытость неразрешимости", образец которой К. Ясперс видит в Книге Иова, где под сомнение поставлена справедливость Бога, хотя Иов в конце концов вынужден признать, что человек знает не все, ничтожен в сравнении с Богом. И зло, возможно, имеет какое-то оправдание. При этом, однако, вопрос Иова остается без ответа. Ключевое слово экзистенциализма – действие, поступок, на основе самостоятельного решения, причем во имя этой самостоятельности иногда отвергается всякий авторитет, в том числе и религиозный [4].
Книга Иова оказала значительное влияние на мировую литературу. Поднятая в ней проблема зла является вечной, неразрешимой с помощью методов религиозной философии и теологии. Каким образом можно согласовать наблюдающиеся в мире зло и грех с милосердием и всемогуществом Бога? Ведь если Бог может воспрепятствовать злу, но не делает этого, то Он не безгранично милосерден, а если Он хочет воспрепятствовать, но не может, то где же Его всемогущество?
Этот неразрешимый парадокс ортодоксы, вероятно, посчитали бы просто богохульством, но мне кажется что эта проблема выходит за пределы человеческого понимания и рационального мышления. Автор Книги Иова отказывается от ранних представлений иудаизма о том, что Бог за добро вознаграждает добром, а зло наказывается страданием. Ссылка на таинственный Божий промысел не убеждает: ведь страдания даются за добродетель, тем самым заставляя думать о спасении. Герой Книги Иова восстает против такого решения [5].
Страдающий праведник – тема, известная шумеро-вавилонской и древнеегипетской литературам. Но там она не озарена драматической напряженностью Книги Иова. Пафос протеста человека против деяний Бога сравним в некоторой мере лишь с пафосом древнегреческой классической трагедии. Однако в последней царит неумолимый рок, неподвластный даже богам. В Книге Иова же герой призывает самого Бога к суду и требует от Него ответа, а Бог отвечает ему и упрекает в неискренности друзей Иова за то, что они порицали его, исходя из формальной теодицеи, отрицающей сомнение.
Вера в милость Бога, который нисходит до ответа смертному, свидетельствует о сугубо религиозной сущности Книги Иова, несмотря на наличие в ней элементов скептицизма. Глубокая религиозность, которой проникнута Книга, выходит далеко за рамки библейского жанра. Иов с его метаниями, сомнениями, вызовом Богу и, наконец, смирением перед открывшимся ему величием Всевышнего, стал в еврейской, мировой художественной и философской литературах символом трагической и одновременно жизнеутверждающей героической конфронтации человека с Богом и созданной Им вселенной.
На протяжении веков смысл книги Иова трактовался различно. В Талмуде и Мидраше Иов рассматривался то как один из немногих подлинно богобоязненных персонажей Танаха, то как богохульник. В Талмуде приводиться мнение о том, что Иов - вымышленная личность, герой назидательной притчи. Однако, в том же месте сказано, что по библейской характеристике Иов превосходит праведностью даже праотца Авраама.
Современные исследователи придерживаются различных точек зрения на морально-религиозный смысл Книги Иова. Бог не дает Иову прямого ответа; вместо объяснения причины страданий Он ставит перед ним ряд, на первый взгляд, не относящихся к делу иронических вопросов, которые убеждают Иова в ничтожности знаний и силы человека.
Моральный пафос Книги Иова усматривают в утверждении трех истин:
 традиционная доктрина причинной связи между страданием и грехом ложна;
 величие Божьих дел, превышающее человеческое понимание, служит доказательством Божьей справедливости;
 связь фактической судьбы индивида с его моральными заслугами остается для человека тайной;
Более того, в свете познания Иовом Божественного величия и силы, вопросы, обращенные им к Богу, теряют свою уместность: лишь при условии, что человек способен понять мудрость и силу Бога, он может понять и пути Божьего провидения; Иов сознает полную невозможность этого и заключает: "Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (42:6) [3].
Книгу Иова нельзя отнести к какому-нибудь одному жанру, в ней сочетаются элементы дидактики и эпоса, религиозной лирики и религиозной гимники. Автор книги превосходно владел всеми этими жанрами и свободно переходил от одного к другому. Разнообразны творческие приемы поэта-философа. Он в равной мере способен к пафосу и горькой иронии, элегическому раздумью и язвительному сарказму, который проявляется, например, в описании благополучия злодеев (21:7-14; 29-34) [3]. Язык поэмы необыкновенно ярок и выразителен, она полна смелых и неожиданных образов, метафор. Автор берет эти образы из окружающего мира, и в то же время очеловечивает этот мир. И в то же время, автор обнаруживает умение описывать с величайшей художественной силой и проникновенностью переживания страдающей и мятущейся души. Собственные страдания Иова словно открыли ему глаза, он посмотрел вокруг себя и увидел, что весь мир полон злодеяний и людского горя. И тут происходит преображение Иова: страдания человечества заставляют его подняться над своим личным горем.
И все же многое вопросы Иова остались без ответа. И он, наверняка, точно осознал свое место и цель существования в этом мире. Автор Книги Иова пытался найти истинные причины зла и несправедливости в этом мире. Эти вопросы актуальны и поныне. Пока они остались без ответа.
Дата публикации: 26.02.2008 01:37
Предыдущее: Вода: неизвестное об известномСледующее: Детство, которого нет...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Сеня Уставший[ 27.05.2008 ]
   Автор книги Иова не пытался искать что-то. Чтобы Вы знали - Дух Святой был с людьми, которые писали книги Ветхого и Нового Заветов. Смешно Богу искать причины истинные зла и несправедливости. Но, если Вы неверующая, и авторы Библии для Вас не были водимы Святым Духом, то к чему и писать-то было такой труд, как Вы написали? Ибо трактат Ваш - плод труда, переработки большой информации. С уважением
Черная волчица[ 28.05.2008 ]
   А я и не говорю, что именно Всевышний или автор книги что-то ищут. Речь-то идет о самом Иове и его поисков, даже не сколько поисков как таковых, а переносе проблем того времени в настоящее. Поэтому, мне не совсем понятна Ваша интерпретация.
   P.S. Я глубоко верующий человек, но ни приемлющий никаких догм совершенно ни в каком их проявлении.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта