Прочитав всю подборку стихотворений из рубрики «Верлибр» с грустью отметил, что верлибров в этой рубрике крайне мало… Не задуматься ли организаторам над тем, чтобы давать признанные определения для произведений в каждую номинацию. Определение верлибра как непонятной формы стихосложения, а подобное определение я встречал неоднократно в комментариях как оправдание размещения произведения в конкретной рубрике, не является верным абсолютно. Верлибр, свободный стих – это стих с ритмичностью, создаваемой синтаксической структурой стихотворения. Малопонятно – согласен, но мировая традиция дает работать над анализом этого направления. Можно спорить, является ли пластический стих свободным стихом, или же это очередная ступень между свободным стихом и стихом в прозе, но я бы не стал разграничивать пластический и свободный стих, а наиболее популярным в настоящий момент минимум в англоязычных странах является написание стихотворений пластическим стихом. Убедительно прошу всех не обижаться на мои коротенькие замечания в этом обзоре – это всего лишь попытка прочесть и осмыслить все стихотворения, представленные в рубрике. Произведения, рекомендованные мною к рассмотрению на присуждение места в конкурсе считаю достойными этого. Из прочтенных авторов рекомендовал к рассмотрению за то или иное стихотворение Валерия Белолиса, П. Кулешова, Лару Федорову (Чайку), Светлану Скорик, Елену Иванкину, Аннушку, Ольгу Королеву. Хотел бы обратить отдельное внимание на творчество Андрея Широглазова. Из тех авторов, чьи произведения мне понравились, кого я рекомендовал бы, но чьи произведения никак не могу отнести к верлибру, я бы хотел отметить Ivar’а, Антарес и Елену Гедюне. Конечно же, есть и еще прекрасные стихи. Прошу прощения у всех, кого не внес в этот итоговый список, но мне (на мой пристрастный взгляд) показалось, что некоторые произведения этих авторов достойны того, чтобы составить список лучших работ в номинации «Верлибр» третьего тура конкурса, хотя кого-то я мог и упустить – очень много работ. Pogrebnoj – Alexandroff, «Прошедшая любовь» Это не свободный стих (vers libre) по определению. Если отвлечься от определения, то наличие ритмики стихотворения все же подразумевает, что автор ее должен выдерживать, а не отказываться от нее в тех местах, где она не нравится, оправдываясь приписыванием стихотворения к свободному стиху, который известен далеко не каждому читателю. Сергей Шумихин, «Занашивая мысли...» Здесь уже значительно ближе к свободному стиху, но ритмичность свободного стиха создается упорядоченностью синтаксической структуры (согласно определению В. Е. Холшевникова). В предложенном стихотворении за основу взята ритмика силлабо-тонического стихотворения, поэтому болезненно чувствуются переходы от одной ритмики к другой. В начале стихотворения заложена идея параллели жизни и шитья, но она сходит на нет, так и не реализовавшись. Непонятна база, на которой сделан вывод. Сергей Шумихин, «Нам знакомо чувство искушения...» Здесь, как часто это бывает и у других поэтов, недоработанное силлабо-тоническое стихотворение привязывается за уши к определению свободного стиха. Сергею Шумихину, я бы посоветовал Вам работать больше в области силлабо-тоники. Я думаю, что это более удачно выразит Ваш авторский подход к выражению. Валерий Белолис, «Это было в субботу» Наткнулся на стихотворение, за которое я в формате конкурса выставил 10. Естественно, я немного преувеличил. Но это то, что имеет полное право называться верлибром, ибо это – и есть верлибр, причем верлибр очень неплохой! Но все же органичность ритмики стихотворения выдержана не до конца. Тем не менее, я бы рекомендовал это стихотворение к рассмотрению на присуждение какого-либо места по итогам третьего тура конкурса. П.Кулешов, «Он ждёт» Сложно судить, насколько верно выбрана форма стихотворения. Мне кажется, что для верлибра стихотворение тяжеловесно, но это мнение субъективно. Поэтому это стихотворение я бы также рекомендовал к рассмотрению на присуждение места. Лара Федорова (Чайка), «Войди в мой сад. Не торопись, иди. Запущен он» Еще одно хорошее стихотворение, в котором я задумался о верности выбора формы для воплощения идеи. Здесь, как мне кажется, удачнее было бы использовать белый стих – в стихотворении чувствуется почти завершенная ритмика, которая почти ложится в размер. Поэтому удачнее было бы использовать, на мой взгляд, белый стих или вольный стих. Лара Федорова (Чайка), «Волшебница ночь расплескала свое приворотное зелье» Аналогично предыдущему стихотворению Лары Федоровой. Лара Федорова (Чайка), «Обманет время обманет…» Вот это стихотворение считаю удачным верлибром, рекомендую к рассмотрению на присуждение места. Лара Федорова (Чайка), «Еще недавно» Хорошее стихотворение, но я думаю, что его удачнее было бы написать стихотворением в прозе. Лара Федорова (Чайка), «Вечность, что это такое и уготована ли она нам…» Это стихотворение также считаю удачным верлибром, рекомендую к рассмотрению на присуждение места. Антарес, «Осенняя эротеска» Сложно что-то говорить. Но одно точно – в разделе «верлибр» такое стихотворение оценивать отказываюсь. Антарес, «Пуля» Неплохое стихотворение. Опять хочу сказать, что это стихотворение как верлибр смотрится не очень хорошо – его лучше было бы писать силлабо-тоникой. Антарес, «Мышка» Хорошее стихотворение. Стоит остановиться и подумать, а не присудить ли за него поощрительный приз, несмотря на то, что это скорее вольный, нежели свободный стих. Антарес, «Я снова...» Хорошее стихотворение. Антарес, «Кошки» Замечательное стихотворение. Достойное. Но верлибр ли? Все равно рекомендую к рассмотрению его на присуждение приза. Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН, «КТО ВИНОВАТ» Хорошее стихотворение. Но вольный, а не свободный стих. Хорошее стихотворение, но не лучшее в предложенной рубрике. Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН, «СУЗИЛСЯ КРУГ» Очень хорошее стихотворение, но ничего общего с верлибром не имеет. Мария Кириллова, «ВАМ...» Очень хорошее стихотворение. Светлана Скорик, «Верлибры» Очень хорошие верлибры. Печально, что на выборах никто не вспомнил Светлану. Рекомендую рассмотреть ее кандидатуру на присуждение места. Ромашка, «НУ И ПУСТЬ!» Хорошее стихотворение, но это не верлибр. Ирина Манукян, «Засыпай» Очень приятно и лирично. На такие стихи неудобно писать рецензии, не относящиеся к содержанию, поскольку форма очень хромает. Ирина Манукян, «ТЫ - МОЙ!» Аналогично. Ivar, «Город в степени N» Прекрасное стихотворение! Сам за него ставил 10 баллов. Душа кровью обливается, но рекомендовать к присуждению места в номинации «Верлибр» не могу. Рекомендую рассмотреть возможность награждения автора иным способом. Ivar, «Последний сон» Опять же, замечательное стихотворение, но никак не могу рекомендовать его к присуждению места в номинации «Верлибр». Настоятельно рекомендую, тем не менее, устроителям конкурса подумать о возможности иного поощрения автора. Ivar, «Свободное падение» Аналогично. Если устроители конкурса не найдут возможности как-то поощрить автора, гарантирую свой личный приз, НО никак не могу рекомендовать автора к присуждению места в этой номинации. Ivar, «Жил-был поэт...» Аналогично. Arven, «Memento mori» Неплохое стихотворение. Это тоже не верлибр, но и само стихотворение слабовато. Юля К., «без Названия...И вобщем без подтекста» Очень приятное стихотворение. Не верлибр. Юля К., «Я _ рость!» Ничего так стихотворение. Не верлибр. Елена Гедюне, «Вот так и любовь…» Очень хорошее стихотворение. Не верлибр. Елена Гедюне, «Маленький поединок» Очень хорошее стихотворение. Не верлибр. Елена Гедюне, «Арлекино с Коломбиной в шкаф...» Неплохое стихотворение. Не верлибр. Елена Гедюне, «Плагиат» Хорошее стихотворение. Не верлибр. Елена Гедюне, «О душе» Изо всех стихотворений Елены это – наиболее близко к тому, чтобы назвать его верлибром. Как верлибр оно неплохое, но не более того. Елена, Вам нужно, наверное, и дальше продолжать писать так, как Вы пишете, но я не могу покривить против своих принципов и назвать верлибром то, что на мой взгляд таковым не является. В другой рубрике я, наверное, порекомендовал бы и Вас к рассмотрению на присуждение места. Елена Иванкина, «200» Интересно. Неплохое стихотворение. Елена Иванкина, «Туман» Стихотворение интересное, интересное как верлибр, но образы не раскрыты. Это стихотворение, на мой взгляд, должно быть более развернуто. Елена Иванкина, «Комната» Очень интересное стихотворение. Если бы не было более достойных стихотворений, я бы рекомендовал его на третье место, но над ним нужно бы еще поработать. Елена Иванкина, «Центр» Коротко, а емко. Хоть и не высказался никто по этому стихотворению, а я рекомендую его к присуждению места – хотя бы даже для того, чтобы было больше возможностей для его оценки и анализа. Андрей Широглазов, «ЧИТАЯ БЛОКА» Конечно, в этом что-то есть, но литература – это литература, а заметки для общественно-политических изданий даже в форме стихотворений – это литература с большой натяжкой. Андрей Широглазов, «НОЧНЫЕ МЫСЛИ» Как относиться к этому? – Сложно сказать! Здесь я бы все-таки выслушал дополнительное мнение, но поставить кандидатуру Андрея на присуждение места теоретически можно. Но нет. Места всего три – есть более достойные кандидаты. Андрей Широглазов, «СОСЕДКА» Аналогично стихотворению «Читая Блока» Андрея. Наталья Павлова, «Затейлив и причудлив мир» Читаю – слабенько, слабенько… Дочитываю до комментариев – мой: «Слабенько, слабенько…» АННУШКА, «~ не о принцах ~» Неплохое, даже хорошее стихотворение. Но есть лучше в этом разделе. АННУШКА, «Доброе Утро, Alice!..» Хорошее стихотворение. Рекомендую к рассмотрению на присуждение места. Ольга Королева, «7 января 2004. Почти документальная хроника» Интересно, своеобразно, не сказал бы, что мое, но хорошее – рекомендую к рассмотрению на присуждение места. Чек, «После репетиции» Неплохо. Не верлибр. Семен Венцимеров, «Была Любовь...» Как песня – интересно. Но это – не верлибр. Плохов Алексей, «Голос» Неплохое стихотворение. Константин Горный, «летящее поле…» Ничего так. Не верлибр. Маша Мышкина, «Я стою на четвереньках» Весело, неплохо. Не верлибр. Прочитали? Не согласны? – Напишите обзор! Скажите Ваше мнение! Извините, если кого-то ненароком обидел! |