Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Четвертый Международный литературный конкурс "Вся королевская рать". 2-й этап

Все произведения

Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Семен Венцимеров
Объем: 25518 [ символов ]
Давид Степановский. Репортаж из прошлого века
Давид Степановский. Репортажи из прошлого века
 
Этот очерк я готовил десять лет назад – осенью 1997 года.
Следами давних впечатлений многие годы во мне оставалось о нем воспоминание, как о знаменитом певце. Знаменитом по крайней мере в Черновцах, городе, который некогда был для меня всей Вселенной. Хотя, как выяснилось, когда я видел его на эстраде и по телевтдению, ему и было-то всего лет восемнадцать.
Перед появлениемв ью-Йорке тридцать с лишним лет я жил в Москве, Новосибирске – не в Черновцах. Но, когда приехав в Нью-Йорк, я услышал от родителей о Давиде Степановском, певце, который разучивал с телезрителями еврейские песни, я его сразу вспомнил. Вспормнил таким, каким когда-то видел на концертах: юным, стройным и гибким, пластичным, с сияющей улыбкой и чудесным, наполненным чувствами, голосом. Как правило, я видел его на концертах на сцене актовчого зала университета, который располагался в здании, где раньше выступал еврейский театр, а также и в клубе «Шепетовка» -- он размещался в бывшем еврейском культурном центре.
Когда я объявил дома, что к нам в гости придет певец Давид Степановский, мои родители разволновались.
- Такого человека надо встретить, как полагается.
Отец застеснялся, сказал, что уйдет из дома, чтоб не мешать моей беседе с таким человеком. Мама решила к его приходу испечь свой фирменный пирог. Я отсюда заключил, что жизнь и творчество Давида в Нью-Йорке составляют в глазах эмигрантов определенную духовную ценность.
Он появился в нашей квартире со скрипкой под мышкой, с чемоданом на тележке, в котором, как выяснилось, лежали ноты. Приехал после занятий в Манхеттенской музыкальной школе, в которой учил американцев – детей и взрослых, петь песни на идиш.
Мои родители стали извиняться зща нашу простецкую обстановку.
-- Что вы извиняетесь – разве я не так же живу? Вся обстановка из универмага «гарбидж», то есть, с мусорки.
-- Вы знаете, когда вы разучивали песни по телевидению, я всегда пел вместе с вами, смущаясь, сказал отенц. – Это была большая радость для меня.
- Для того и задумывалась та музыкальная програама... Вы смотрите на меня, как следователь КГБ, -- это он уже мне сказал.
-- Просто я пытаюсь совместить ваш нынешний облик с образом того паренька на эстраде, который сохранился в моей памяти.
-- Что, сильно постарел?
-- Вы сейчас в расцвете творческих сил.
-- В действительности уже многое пережито. В моей жизни были и звездные часы и потери.
Он родился в Печорском лагере смерти в августе 1944 года. Родители его из Липкан, что в Бессарабии. Скорбный путь Холокоста семья прошла, теряя дедушек, бабушек, племянников и кузенов по обочинам молдавских и украинских дорог, в лагеряхз Молдавии и Винницкой области. Лагерь в Пекчоре должен был стать последним перед вознесением на небеса пунктом для остатков этой семьи, как и для многих других узников.
-- Саустя много лет, уже в Израиле, мой дядя написал книгу об этом лагере, -- рассказывает Давид. – По его словам через этот лагеро прошло 25 тысяч евреев. В живых осталось 308 человек. Был близок уже и конец моей семьи. Но доносились уже и звуки артиллерийской канонады с откатывавшейся на запад линии фронта. Эти звуки сильно нервировали эсесовцев, охранявших лагерь. И однажды комендант, будучи в сильном подпитии, выстроив оставшихся в живых евреев, сказал им, что этой ночью ворота лагеря будут открыты. И те, кто выжил, ночью из лагеря ушли, укрылись в лесах, где дождались освобождения...
-- У моего отца, Семена Аккермана, -- продолжает Давид свой рассказ, -- в лагере погибла вся семья. До войны он проходил службу в румынской кавалерии. После освобождения из лагеря добровольно вступил в Советскую армию. Служил в конной разведке. Мама долго хранила его единственное письмо, в котором он писал.: «Извини за плохой почерк. Пишу, сидя верхом на коне...» Из этого рейда разведки он не вернулся...
Моя мама вышла замуж за фронтовика Арона Степановского. Он меня усыновил и был мне настоящим отцом. Сейчас он вместе с двумя моими братьями по матери живет в Израиле. Первая семья моего отчима погибла в Бабьем Яре. Но есть надежда, что не полностью. Когда по телевизору показывали вывод советских войск из Афганистана, в один момент вся наша семья замерла и неотрывно смотрела на экран. На экране был генерал Степановский из советского генштаба. Внешне – мой отчим, один к одному. Мы не пытались вступить с ним в контакт, но надеемся: может быть это сын моего отчима? Может быть он был спасен добрыми людьми в Киеве от неминуемой гибели? А потом – Суворовское училище, военная карьера... Впрочем, может быть, это всего лишь выдать желаемое за действительное...
 
-- В годы моего детства, -- рассказывает Давид, -- Черновцы были еврейским городом. Еврейская речь звучала на улицах, во дворах. Каждый третий Черновчанин был евреем. Во многих семьях говорили только на идиш. Я и сам до пятилетнего возраста по-русски не говорил вообще. Русский начал осваивать только в детском саду. Мама до войны жила в Липканах – маленьком еврейском местечке в Бессарабии. Мама была активисткой сионистской организации «Поалей Цион». Эта организация устраивала концерты и театральные представления. Мама пела и играла в театре. Рядом с ее домом жил богатый еврей, обучавший своего сына играть на скрипке. И мама решила: если у нее будут сын, тоже будет учить его играть на скрипке...
 
Музыкальные способности Давида проявились рано. Он, можно сказать, раньше начал петь, а потом лишь говорить. В пять лет стал заниматься под руководством известного в городе музыканта Михаила Исаковича Лазарева, готовясь к поступлению в музыкальную школу.
Был вступительный конкурс. Давид играл подготовленные с Лазаревым мелодии « Не летай, соловей», «Савка и Гришка», этюд. Он видел, как один из членов жюри ставил ему в таблицу экзаменационной ведомости отличяные оценки. Но в музыкальную школу его не приняли. Из-за национальности. Впоследствии подобное с ним случалось еще много раз.
-- Так я в музыкальную шклу и не попал, не учился в ней. Мое музыкальноевоспитание я получил от мамы. Она была портнихой. Шила – и пела еврейские песни. Я до сих пор пою мои песни на идиш так, как мама пела. Иногда я в сборниках нахожу ту или иную песню, вижу: слова чуть чуть изменены. И всегда пою мамин вариант.
 
Во Дворце пионеров был детский духовой оркестр. Давид стал в нем играть. Кажды год в Черновцах проходили городские олимпиады художественной самодеятельности. Давид в них участвовал. Был в Черновцах знаменитый клуб работников местной промышленности на Шепетовской улицы. Его хозяевами были артели – своеобразные кооперативы 50-х годов. Держали их предприимчивые люди с еще довоенным, румынским, опытом коммерческой деятельности. Артели были богатыми. Свой клуб, называемый в народе попросту «Шепетовкой», финансировали щедро.
 
-- С пятнадцати лет я начал играть в этом клубе на танцах и петь в концертах. Директором клубав был некто Лилов, известный тем, что ему отдавило ногу при строительстве Мавзолея Ленина – он хромал.
Еще до этого, когда я выступал на школьных олимпиадах, пиджак для выступлений мне одалживал учитель физики Яков Александрович Крачек, своего не было. А когда начал выступать в «Шепетовке», швейники сшили мне роскошный белый смокинг, купили для меня первый в городе саксофон-сопрано. Я был на седьмом небе от счастья.
 
Вот примерно с этого момента я и помню юного певца Давида Степановского.
 
Теперь я желаю воздать должное актовому залу Черновицкого университета. Это, собственно, был не зал, а многоярусный дворец искусств. После войны здесь размещался еврейский театр. Но этого я не помню.
Высоченный зал с несколькими ярусами зрительских мест обладал прекрасной удобной сценой. В зале перед началом киносеансов плавно убиралось освещение... Первые в жизни зрительские впечатления я получал именно здесь. Я жил поблизости от этого дворца – в начале Киевской улицы. Строгие контролеры не всегда пропускали нас с мамой на концерт или киносеанс. И лишь иногда, раздобрившись, комендант здания дядя Миша, разрешал нам, терпеливо ожидавшим снаружи у входа, подняться на верхотуру и оттуда слушать и смотреть.
Правда, в день выборов в зал пропускали всех желающих. Там бывали хорошие концерты. В них участвовали артисты театра имени Ольги Кобылянской, студенты музыкального училища, самодеятельны коллективы города. Вот в таком концерте, помнится, я и услышал впервые Давида.
 
Купите фиалки,
Вот букетик лиловый...
 
Выводил он «сладкую» переводную песню, наполняя чувством ее бесхитростные слова – и трогая сердца молодых и пожилых. Это было талантливо и искренне. Настолько, что я, бывавший на концертах многих прославленных певцов – от Магомаева до Павлиашвили, все же слышу внутри себя тот, тридцатипятилетней давности концерт и голос юного Давида.
 
-- Оркестром в клубе «Шепетовка» руководил тогда – студент, а сейчас – профессор Черновицкого университета Леонид Косиченко. В своей родной альма-матер он тоже организовал бэнд, куда пригласил классных музыкантов. Я играл на саксофоне и пел. Я играл на саксофоне и пел. На трубе – Абрам Фельдер, сейчас – «Золотая труба Израиля», великолепный музыкант. Влился в нашу компанию Толик Евдокименко, будущий муж Софии Ротару. Несколько раз и она выступала с университетским оркестром – пела молдавские народные песни.
Вот такой была моя музыкальная жизнь в самый ее розовый период. Чувствовал: могу, видел – людям нравилось, верил – стану настоящим певцом.... –
Тем временем Додик Степановский окончил школу. Стал поступать в музыкальное училище по классу скрипки. На экзамене предложили спеть.
-- Спел «Вернись в Сорренто»... После того, как объявили, что в класс скрипки я не прошед, сказали: «вам рекомендуем поступать на дирижерско хоровое отделение»... Послушался, сдал экзамены. Не приняли. –
 
Да, вот так совершенно откровенно издевались над еврейскими детьми на приемных экзаменах в черновицких учебных заведениях. Что-то подобное и я мог бы рассказать о моей попытке поступить в Черновицкий строительный техникум.
Однако студентом музыкального училища Давид все-таки стал.
 
-- Начальником управления культуры работал тогда некдо Дидык. Ранее был он первым секретарем Черновицкого обкома партии и дружил с начальником политуправления 18 армии Леонидом Ильичом Брежневым. Штаб армии вместе с политуправлением после войны дислоцировался в Черновцах. Брежнев с Дидыком были инициаторами открытия в Черновцах одного из самых первых в Советском Союзе памятника Победы. Памятник на Советской площади был открыт еще в 1946 году. . Дидык, как и другие чиновники, был депутатом, ездил в районы области с отчетами перед избирателями, докладами. Как правило такие встречи сопровождались концертами. Для участия в таких концертах Дидык постоянно приглашал меня. Я записался к нему на прием. Когда меня пригласили в кабинет, сказал.
-- Оказывается, я достаточно талантлив, чтобы выступать в ваших концертах, но недостаточно хорош, чтобы учиться в музыкальном училище... –
Выслушав подробности о моих попытках поступления, он твердо сказал:
-- Успокойся. Будешь учиться! –
 
Через несколько дней Додик уже сидел на занятиях в одном из классов большого светлого здания, что располагалось поблизости от памятника Победы... Он учился любимому делу жадно, он хотел взять от своих учителей все, что они способны были дать. В частности, он добился разрешения одновременно с занятиями вокалом учиться и в классе альта.
А еще ему повезло с учителями. Его преподавателем по классу альта был заслуженный артист Украины Юрий Николаевич Гина.
 
-- Гина стал готовить меня к Всеукраинскому конкурсу молодых исполнителей во Львове. Когда конкурс прошел, мы с моим учителем горевали: во Львове некому было конкурировать со мной. Но руководство училища не пожелало меня, еврея, допустить к конкурсу.
Моим преподавателем по вокалу был Иван Николаевич Любинецкий. Он уверенно владел вокальной техникой бельканто. Учился этому у итальянского певца, которого превратности судьбы забросили в Новосибирск. Сам Иван Николаевич был из репрессированной семьи – вот почему оказался в Сибири. Всем, что я умею в вокале, я обязан ему. Бывает так:учитель находит ученика, а ученик – учителя – и жизнь каждого из них обретает смысл. Наверное так передаются из поколения в поколение секреты восточных единоборств. Кстати, Иван Николаевич запретил мне обучать кого бы то ни было его вокальным приемам.
-- Тебя обязательно будут спрашивать, как ты переходишь из высокого регистра в низкий и наоборот. Никому не рассказывай, пока я не разрешу, -- строго предупредил Любинецкий.
Четверокурсеика музучилища Степановского пригласили в эстрадный коллектив Черновицкой филармонии «Буковина». Гастролировали по области, по городам Украины. Запонились успешные выступления в Одессе и Харькове...
Подрабатывал, ыступая перед сеансами в Черновицких кинотеатрах..
 
Когда Давид упомянул об этом, из глубин памяти вынырнула песенка, которой обычно завершалась концертная программа в кинотеатре «Жовтень» (теперь – «Чернiвцi»). Кинотеатр размещается в здании, где до войны была синагога, одна из крупнейших и красивейших в Европе. Замечу, что на синагогу не покушались даже антисемиты из своры Антонеску. А вот советско власти она помешала. Ее попытались взорвать, но стены выдержали, лишь крыша разрушилась. Примерно два десятилетия вот так она и стояла полуразрушенной, потом ее кое-как подремонтировали, превратив в кинотеатр. Перед началом сеансов в фойе устраивали небольшие концерты, завершающим номером в которых была песенка:
 
Бажаем, бажаем
Подывтыся добре кино...
 
Я спонтанно пропел эти две строчки. Давид тут же подхватил:
 
Бажаем, бажаем,
Цоб сподобалось всим вам воно...
 
Постепенно сформировалось творческое амплуа Давида – песни народов мира. Пел неаполитанские песни, «Девойку малу», позаимствованную у Джордже Марьяновича...
 
В его репертуаре был «гвоздь» имевший бешеный успех, если в аудитории было хотя бы несколько евреев. Куплеты Мэкки ножа из «Трехгрошовой оперы» композитору Курта Вайля он пел на идиш. Перед последним куплетом выходил поближе к рампе и доверительно обращаясь к публике, пел:
 
Зол плацн ал соним,
Лебт ун фройт зих,
Гнуг цу вэйнен.
Абы гезунт нор, абы гезунт нор,
Кэн мэн, бридер, гликлих зайн.
 
Смысл: пусть сгинут все враги, живите и радуйтесь, довольно слез, было бы лишь здоровье – и можно быть счастливыми.
 
Анти-антисемитский вызов этих строк легко доходил до каждого еврея. Песню приходилось повторять на бис, евреи реагировали всегда бурно.
На воре шапка горит. Однажды приходит к Давиду за кулисы директор филармонии Климчук.
-- На каком языке вы поете куплеты Мэкки Ножа?
-- Н идиш.
-- Почему, поете на идиш?
-- Потому что пока не видел в городе плакатов со свастикой и лозунгом «Бей жидов». Как только появятся, прекращу.
-- Нет, вы прекратите это немедленно.
-- Почему вы не запрещаете мне петь песни на итальянском, сербо-хорватском, румынском, а только на идиш?
-- У нас есть еврейский коллектив Сиди Таль -- там поют на идиш. А в «Буковине». Больше на идиш петь не будете. Разговор этот состоялся за минуту до того, как Давиду предстояло выйти на сцену. В этот вечер он уже не пел куплеты Мэкки Ножа.
 
-- Я понял: мне пора из «Буковины» уходить Начал переговоры с заместителем директора филармонии, гениальным администратором Пинхусом Абрамовичем Фаликом, супругом Сидим Таль о переходе в ее коллектив. Тем временем случилось ЧП. Я в это время учился заочно в Казанской консерватории. Когда я был на сессии в Казани, у меня украли пальто, я сильно простыл. Вернувшись в Черновцы больным, не поехал на гастроли с «Буковиной». Воспользовавшись этим поводом, Климчук уволил меня «за невыхорд на работу»... --
 
Давид начал работать во второй музыкальной школе преподавателем по классу скрипки. В этой же школе заведующей фортепианным отделением работала жена Давида Людмила. Так по воле антисемита Давид на несколько лет оказался оторванным от активной творческой деятельности. Тем временем в филармонии появилась «Червона рута» с Анатолием Евдлкименко и Софией Ротару. Начала выступления «Смеричка» с Назарием Яремчуком и Василем Зинкевичем....
 
-- Вдруг вызывает Фалик. Предложил поехать со «Смеричкой» на декаду украинского искусства в Эстонию. Я согласился. По присланной из Таллина плохонькой фонограмме подготовил песню Арэ Ойта «Старая мелодия». Руководитель ансамбля композитор Гамма (Сейчас он пишет музыку в Голливуде) сделал очень интересную аранжировку... Я разучил песню... Но ведь произношение....
Приехав в Эстонию, ходил по улицам, вслушивался в речь прохожих. Кое что уловил... Спел в концерте так успешно, что песню в моем исполнении вузяли в фонд Эстонского радио...
На обратном пути из Таллина «Смеричка» дала концерт во Дворце спорта «Сокольники». Звукорежиссеры дворца весь этот концерт записали. У Давида была песня «Русская раздольная». Спустя несколько месяцев известный фигурист Овчинников, выступая под эту песню в исполнении Давида, стал чемпионом мира.
Надо сказать, что я, тогда студент журфака МГУ, видел в Москве афишу этого концерта, хотел на него попасть, но не сумел, по обстоятельствам, связанным с учебой. До сих пор сожалею об этом. Но, надеюсь, послужил землякам, отправив заметку о концерте на Черновицкое ради. В ответ мне прислали гонорар – полтора рубля... Впрочем, вернемся к воспоминаниям Давида.
 
-- С этой песней связано еще одно интересное воспоминание. Пелл ее в концерте, проходившем в зале Львовского оперного театра. Обычно слушатели вовлекались в ритм песни, начинали прихлопывать. Здесь – напряженная тишина. Лишь один мужчина в первом ряду с орденскими планками хлопает в такт. Поднимается она женщина, подходит к мужчине, складываеи ему руки, чтобы не хлопал...
Кстати, после концерта в столице в «Вечерней Москые» появилась моя фотографияю После этого я стал уже врагом номер один для Назария Яремчука. И мое сотрудничество с «Смеричкой» вскоре прервалось...
Прошло еще несколько лет. Я отдыхал в Залещиках в санатории. Приезжает администратор изщ филармонии – Фалик вызывает. Оказалось солист ансамбля «Червона рута» как-то нехоррошо себя повел по отношению к Софии Ротару. Его поперли. Был объявлен творческий конкурс на замещение должности солиста «Червоной руты» Среди участников конкурса был и нынешний народный артист Украины вдовиченко. Я победил в конкурсе и уже на следующий день оказался... опять в «Смеричке». Причина? Василь Зинкевич круто поссорился с Яремчуком и ушел из ансамбля. Так мне и не случилось сотрудничать с Софией Ротару...
Годы в «Смеричке» были для Давида радостными, но с большой оскоминой. Вначале он пел репертуар Василя Зинкевича. Но репертуар нужно обновлять. А каомпозиторы Левко Дудковский и Владимир Ивасюк еврейскому певцу песен не давали. Давид сам стал искать себе авторов, писавших ему русские и украинские тексты.
 
-- Мы гастролировали в Киеве. Я в это время уже был во главе 2Смерички». Левко Дудковский к тому времени уже поссорился со всеми в ансамбле. Он пришел ко мне в номер гостиницы и слезно просил уговорить «Смеричку» записать его авторский диск. Пообещал мне своб песню «Окна». Я поговорил с каждым, всех уговорил. Все согласились. Поехали ночью на студию, записывали...
Когда диск вышел, давид ощутил будто бы плевок в лицо: на той стороне пластинки, где должна была быть кго песня, не было ничего...
У «Смерички» были гастроли в Германии, Чехословакии, Румынии. В Румынии Назарий пел песню на Румынском, в Чекхословакии Давид – на чешском – песню из репертуара Карела Готта...
 
Гдэ вшудэ ходиш, ласко...
 
Давид запел – и поразил меня, что называется, прямо в печенку: я уцчил в МГУ, а потом и преподавал чешский язык. Как специалист скажу: ни малейшего изъяна не было в чегском произношении Давида...
 
У него была высшая всесоюзная исполнительская категория. И в том, что его стали выталкивать из «Смерички», причииа все та же – ползучий антисемитизм. Он пытался барахтаться, сопротивляться, ходил жаловаться в обком партии...
В обкоме ему сказали:
-- подумайте о дочери... –
 
То есть, сделали мафиозное предложение от которого он не мог отказаться. Внял предупреждению – и поступил на работу в ресторан «Черновчанка»...
-- Были предложения от «Ленконцерта», еврейского камерного ансамибля. Но я потерял интерес ко всему кроме семьи. Дочь Виктория окончила музыкальное училище, поступила в университет. Я пел в ресторане, на еврейских свадьбах. Возникла идея сделать современные аранжировки еврейских песен. Десять черновицких предпринимателей спонсировали эту работу. Вместе с композитором Леонидом Затуловским мы выполняли ее в течение года. Создали новые аранжировки для трех десяток еврейских песен. Новое музыкальное решение позволило лучше выразить содержание каждого куплета. Таких аранжировок раньше не было. Леонид Затуловский был композитором в коллективе Гениальной Сиди Таль.
Два концерта еврейской песни стали моим прощанием с Черновцами. Один из них был посвящен трехтысячелетию Иерусалима. В концерте участвовали симфонический, камерный. Духовой оркестры, Буковинский ансамбль песни и танца... На концерт приехал израильский вице-консул...
 
И вот Давид в CША. Живет один, без семьи. Виктория, дочь, живет в Пенсильвании, знакомит детей с бальными танцами, сама учится на музыкально-0педагогическом факультете филадельфийского университета. Жену и мать давид похоронил с разницей в четыре месяца.
В Америке у певца словно бы открылось второе дыхание.
-- Когда я проходил в НАЯНЕ «курс молодого эмигранта», счастливая судьба свела меня с сотрудницей этой организации и прекрасной пианисткой Евгенией Палей. Женя вселила в меня веру в то, что мое искусство здесь кому-то нужно. Она стала моим аккомпаниатором. Затем познакомила с композитором Залманом Млотеком. Он включил мое выступление в программу еврейского фестиваля. Здесь произошла встреча с Клэр Берри (одной из знаменитых сестер Бэрри). Ей уже за семьдесят, но она в отличной творческой форме. Только артист, только певец оценит ее поступок. Она уступила мне право петь в концерте ее «коронку» -- « А идише мамэ»... –
 
Фестивальный концерт в престижном зале «Эвери Фишер холл» с оркестром НПЯНЫ... Концерт в синагоге Квинса с камерным трио.... Фильм «Таксмэн» о жизни русских вАмерике, в котором Давид снялся в роли раввина... Выступления на встречах русско-еврейских эмигрантов, повод которых чаще всего трагический – память о Холокосте... Песни на встречах черновчан... Многое из этого осуществилось благодаря Евгении Палей, чье заинтересованное участие в жизни Давида так значимо для него...
 
-- Женя меня познакомила с культуртрегершей нашей общины Мариной Ковыалевой, которая вывела меня в телевизионный эфир «RTN», где у нас была программа «Пойте с нами». Мы знакомили с историей создания еврейских песен, рассказывали об их авторах, разучивали слова, пели вместе с телезрителями.
И еще одна женщина, еврейская поэтесса Раиса Ходорова сыграла определенную роль в моей судьбе. Познакомившись с ее прекрасными стихами, я написал две песни на ее слова: «Ойфн велд» («На кладбище») и «Бармицва»... –
Концерты в Америке обогатили его новым знанием о еврейской песне. Нередко на концертах подходячт к нему незнакомые люди, благодарят за епесню, которую, как выясняется сочинил кто-то из их близких. Так он познакомился с потомками Германа Яблокова, автора песни «Купите папиросы». Эта песня, оказывается. Написана по воспоминаниям о Первой мировой войне.
В Нью-Йорке Давид начал учиться на кантора – новый поворот в судьбе. Новый мощный пласт еврейской жизни, погружение в который требует огромной работы души...
 
Еврейский певец Давид Степановский... Человек, дарящий людям радость освобождения души. Песня – душа народа. Эта мудрость по отношению к евреям верна так же. Как и по отношению к другим народам.
Он живет рядом с нами... Поет нам о горе и счастье, тревоге и любви, о маме и городе детства...
Певцы дарят величие народу, а народ дарит величие певцам...
 
-- А на прощание я вам сыграю, -- сказал Давид моим родителям плсле чаепития с маминым фирменным пирогом. Он взял скрипку, заиграл... Лица моих стариков просветлелои. К глазам подступили слезы...
 
PS. Этот очерк, как я предупредил вначале, был написан десять лет назад, вскоре после моего приезда в Америку и предназначался для одной нью-йоркской газеты, где я опубликовал ряд «разворотов». Однако вскоре я с газетой, точнее с ее владельцем рассорился. (Так же я, а потом и мой, позднее эмигрировавший сын, рассоривался со всеми «русскими» владельцами бизнесов – кидалами, включая и других владельцев русских газет). И в газеты перестал писать. Начал писать стихи, издавать книги. Но этот очерк хранил, чувствуя, что я в долгу, перед Давидом Степановским. Сегодня я публикую его в том виде, в котором он был написан, хотя эти демять лет, разумеется внесли определенные перемены в жизнь моего героя. Также, как и в мою. Но очерк помимо прочего отражает мои первые впечатления о жизни в Америке, поэтому я оставляю его неизменным, прошу лишь читателя иметь в виду, что это – репортаж из девяностых, репортаж из прошлого века. Собираюсь постепенно выставить и другие «Репортажи из прошлого века»...
 
Семен Венцимеров
Дата публикации:
Предыдущее: Борода моя пегая...Следующее: Сказание о еврейском певце

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Иван Мазилин[ 29.06.2008 ]
   Семен! Все было бы прекрасно, но для этого Вашего произведения, существует другая номинация - публицистика. И проверьте орфографию, очень уж много "очепяток"­.­
   Успехов.
 
Иван Мазилин[ 29.06.2008 ]
   Согласен с Вами, но в этом конкурсе в прозе существует номенация "публицистика&q­uot;.­ Чтобы не было недоразумений, переместите туда свою работу. Удачи:)

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта