Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Четвертый Международный литературный конкурс "Вся королевская рать". 2-й этап

Все произведения

Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Антон Владимирович Кайманский
Объем: 18716 [ символов ]
Капитализм и свобода
Что даёт человеку западное общество?
Этот вопрос актуален не только для России, но и для стран с иным типом культуры. Что стоит за понятием «свобода» в западных странах, какую такую демократию они стремятся принести?
Предлагаю свои размышления на этот счёт.
Посмотрим и почитаем рекламу:
«Будь свободным. Будь с «collin’s»;
«Будь свободным – выбирай «Пепси»;
«Что было бы, если б весь мир был одинаковым? Будь самим собой – покупай «камелот».
«?»
Итак, судя по рекламе «свобода» – это прежде всего возможность покупать. Причем именно то, что рекламируют. А рекламируют товары схожего вида и типа – тут мода вступает в игру. Соответственно, и приобретать можно только те товары, которые в моде.
Понятно, покупательные потребности человека тесно связаны с его культурным уровнем. Чем этот уровень выше, тем сильнее кренится желание в сторону покупки не ширпотреба, а чего-то стоящего над ним. Производители и продавцы это прекрасно понимают. Чем ниже культурный уровень, тем легче «впарить» потребителю любой товар. Поэтому необходимо следующее: 1) создать потребителя; 2) удержать его на одном и том же уровне и по возможности изолировать то, что может повысить уровень культуры потребителя; 3) насытить покупателя-интеллектуала (чтобы не мешался под ногами), слегка подталкивая его в нужную сторону.
Сначала я рассмотрю эти задачи, а затем сделаю вывод: зачем всё это делается.
Итак, реализация пункта 1: создать покупателя.
Формировать его начинают с детства. Это очень хорошо видно по рекламе, адресованной детям.
«Купи сок/ творожок/ жвачку – и будешь счастлив!»
«Купи и выиграй игрушку/ путешествие/ обед в детском кафе!»
«Все ребята играют с Апом, не отставай и ты!»
В США – сам не был, друзья рассказывали – детям адресуют красочные журналы, рекламирующие куклу Барби и всё, что с ней связано.
Однако не далее как вчера я в магазине обнаружил журналы-книжки серии «барби». Их я насчитал шесть штук. Каждая – 18 страниц цветной яркой полиграфии размером А4 и стоимостью 197 (!) рублей. Тем, кто живет не в России, поясняю: это приблизительно 7 долларов, или 6,5 евро при российской зарплате в 100 – 200 долларов за месяц. Для сравнения, 250 граммов сметаны у нас стоит 19 рублей, литр молока – 15 – 30, десяток яиц – 29 рублей, палка недорогой колбасы – 70 рублей. Книги, впрочем, дороги – стоимость приближается к 300 рублей... Итак, после зарплатно-ценового ликбеза возвращаюсь к теме. Один номер «Барби»-серии посвящен одной стороне деятельности куклы: то она украшает к балу квартиру (недурная квартирка у куклы, замечу!), то идет в парикмахерскую, то выбирает платье в салоне, то отправляется на вечеринку. Она никогда не работает! Напомню – кукла Барби – это грудастая длинноногая красотка, причём ноги у нее сделаны под туфли на каблуках. К ней нужно купить костюмы, машины, дом, посуду – словом, все причиндалы обеспеченной жизни. Заметим, что покупать к кукле Барби библиотеку никто не собирается… Кукла-красотка показывает девочке, чего нужно в жизни добиться. Это касается всех сторон жизни, от внешности до облика дома и супруга.
Лирическое отступление: Написал и подумал о сериалах. Что-то не припомню я, когда видел в «киномыле» человека с книгой… Или же чтобы герои сериалов проживали, как большинство россиян, в двухкомнатных квартирках… Нет, у всех там недурные жилища, машины и модная одежда…
Аналогичных журналов для мальчиков я не видел. Зато им посвящено множество электронных игр, задача которых куда-то пойти, там что-то найти и потом этим врагов замочить или же денег кучу заработать.
Но вот девочка подросла, кукла Барби уже не интересна, барышню уже волнует нечто другое. Тогда она от куклы уходит к музыкальным каналам вроде MTV и к молодёжным сериалам. А эти каналы рекламируют не только попсовые песенки, но и определённый образ жизни – тот же самый, что у куклы Барби. Вместо Барби и Кена юным умам теперь представлены её прототипы – живые люди. Отсюда на музыкальных каналах обилие программ о «звёздах»: то в программе скандалы звёзд, то поиск самого красивого / красивой, то вопрос о том, кто самый модный… И так до бесконечности. Таким образом у подростков и юношества вообще закрепляется представление о нужном образе жизни и о «нормальных» потребностях: моде, «крутизне», развлечениях. Главная мысль, впрочем вот какая: всегда нужно быть модным и круто выглядеть, иначе ты «отстой».
 
Воплощение в жизнь пункта 2: удержать на одном и том же уровне и по возможности изолировать то, что может повысить уровень культуры потребителя.
Я уже отметил, что при помощи СМИ «свободному» человеку год за годом – с детства! – впихивают в голову «идеалы»: размер груди, размер бёдер, талии, длина волос, их цвет, тип одежды, модные вещи, модные фильмы, напитки, музыка… И этому нет конца. То, что не рекламируется, исчезает из поля зрения. Большинство «свободных» людей понятия не имеют об огромном пласте культуры – ведь он вне рекламы! Кто-нибудь встречал, чтобы рекламировали книгу? Я говорю не о ширпотребе, а о том, что стоит хоть немного выше. Я – не видел! Большинству моих студентов-первокурсников такие имена, как Э. Успенский, К. Булычов, А. и Б. Стругацкие, К. Сергеенко, П. Романов, В. Орлов, Р. Мерль (можно много перечислять) ничего и ни о чем не говорят. И если им ни родители, ни учителя об этих авторах не скажут, то и узнать о них неоткуда! Уж конечно, глянцевые журнальчики о них тоже ничего не напишут.
Вообще о «глянце» стоит особо сказать. Моя жена иной раз с работы приносит журналы типа «Космо», «Эль», «Мини». Что там читать – загадка: статейки глупенькие, слащавые, да и составляют они 30-40% страниц. Так вот, я из одного журнальчика узнал, что существует мода даже на – !! – секс. Мол, если ты модная и продвинутая, то ты ляжешь вот этак и это местечко подставишь, а потом по моде вот этаким образом выгнешься и завизжишь. Ничего себе, думаю. Так скоро дойдёт до моды на брюнетов, блондинов и шатенов: «Летом актуально познакомиться с высоким черноволосым мужчиной 25-34 лет, а осенью – с блондином среднего роста в возрасте 22-37 лет!» А вот и примеры уровня «глянца»:
«Космополитан» за март 2006 года.
1) Интервью с Максимом Галкиным, каковое называется «Максим Галкин – самый умный». Род занятий этого молодого человека я назвать затрудняюсь: то ли он сатирик, то ли артист разговорного жанра, увлекающийся пением, то ли телеведущий. Но больше он, конечно, известен, как нежный друг известной певицы – Аллы Пугачевой. Вот пример диалога:
С.183:
«Максим: Думаешь, твой диктофон нас запишет?
Яна: Конечно. Он тебя не смущает, такой ретроградный?
Максим: Нет. Зато надёжный. Видно, что плёнка крутится. Бобинный надо было ещё сюда… Да я сам такой же. Видишь, какой у меня телефон? У всех прогрессивные, а я всё с таким.
Яна: У тебя он был, я помню, ещё когда мы с тобой эксперимент «Девушка звезды» проводили.
Максим: Это не тот же самый – такой же, но уже четвёртый. Они же бьются всё время, ломаются.
Яна: И ты покупаешь всё время одинаковые, почему?
Максим: Привык.
Яна. И даже одного цвета?
Максим: Да. Вот такое постоянство».
С.186:
«Яна: Ты, наверное, не очень влюбчивый, больше головой думаешь?»
2) Раздел «ты&он», С. 125:
«Новая вечность»
В прошлом году, когда Брэд Питт разводился с Дженифер Анинстон, он сказал: «Я знаю, что если брак распадается, его называют неудачным. Но наш брак с Дженифер я считаю успешным. Счастливым!..» Вот – авторитет-то кто в вопросах брака! Обычно писателей, ученых или ещё кого-то цитируют, а тут – новая величина! Но пусть, погнали дальше.
«Путём нехитрых математических исчислений я примерно прикинула, сколько долгосрочно-быстротечных романов ждёт меня впереди. Десяток – и не меньше.
…Да, приходится признать, большой город разрушает семьи. Непременные атрибуты мегаполиса, которые мы привыкли уже считать благом, для семьи оказываются…Хм. …Факторы влияния стоит учитывать». Журналистка – Наталья Милявская – называет 4 фактора. Из них фактор 1 и 4 меня не интересуют, но вот каковы остальные, С.126:
-«2 ФАКТОР Тюнинг и апгрейд».
-«3 ФАКТОР Трейд ин».
Вот где видишь величие русского языка в устах журналистов!
Такие вот журнальчики и статейки питают умы молодых женщин. Существует и «глянец» для мужчин: тут уж рассказы о разнообразных крутых автомобилях, об «истинно мужских» развлечениях (которые весьма дорогостоящи), о модных клубах.
Чтобы человек, всего этого начитавшись, вдруг не стал увлекаться тем, что вне рекламы, начинает действовать телевидение. Если у кого нет кабельного или спутниковой «тарелки», приходится смотреть 7 каналов, из которых хорошо ловятся (например, в деревнях) 3-4. Это, ясное дело, те, которые в любой газете идут первыми. Что они предлагают? Сериалы, сериалы, сериалы! Хочешь посмотреть фильм «Пёс-призрак»? Пожалуйста: четверг, 00.25. Хочешь «Лунный папа»? Пожалуйста: среда, 01.45! Единственное исключение – канал «Культура», но он часто недоступен, так как ловится с жуткими помехами.
Можно, конечно, просвещать себя при помощи книг. Но, как я уже сказал, культура нынче дорога. Интересные книжные новинки стоят не менее 270 – 300 рублей. Вот приезжал в наш город «Аквариум», так билеты стоили от 800 рублей; на спектакль с участием актёров-звёзд билеты от 1.5 тысяч рублей. Бывать на таких мероприятиях престижно: местный бомонд обязательно их посещает. Но вот большинству населения эта культура не по карману.
Вот так наш потребитель и застревает на одной ступени развития.
 
Выполнение задачи 3: насытить потребителя-интеллектуала, слегка подталкивая его в нужную сторону.
Мне возразят, что я всё время говорил о масс-культуре, а есть ведь и интеллектуалы, устремления коих отличаются от массовых. Точно. Свойство интеллектуалов – увлекаться чем-то «альтернативным», а проще говоря – негативным или же перевёрнутым с ног на голову. Отсюда характерная для западной культуры эстетизация зла. Если одни только книги и фильмы такого направления перечислять, места не хватит. Это и «Парфюмер» с «Коллекционером», и произведения Ч. Паланика, а в кино – это и «Пыль», и «Обед нагишом» (он же – «Голый завторак»), и много чего ещё. С другой стороны, интеллектуал любит отрыв от реальности и поиск высшего смысла. И тогда ему дают классических писателей, а также и представителей литературы XX века, например Ж.-П. Сартра, Х. Борхеса, Х. Кортасара, Б. Виана и других. Если интеллектуал хочет посмотреть хорошее кино, он должен запастись терпением и продержаться в рабочий день до 12 ночи, и тогда уж насладиться фильмом, а завтра встать в 7 часов… Или же он покупает эти фильмы на дисках.. Отмечу, что в провинции «интеллектуальное кино» купить проблематично.
Понятно, интеллектуалам интересны и научные изыскания. Они тоже предлагаются. Например, сейчас среди историков в России модна так называемая гендерная история, и вот в её рамках изучается гомосексуальный аспект дружбы в древних и средневековых обществах. Да, это может быть кому-то интересно. Ну, были герои «Илиады» гомосексуалистами – и что? Ну, допустим, была поэтесса Сафо лесбиянкой – и что? Какое это имеет значение для понимания исторического процесса? Это, в принципе, то же, о чём пишут жёлтые газетки, только на ином уровне.
 
Наконец мы пришли к финальному вопросу: какова свобода западного типа? Какая цель тут преследуется?
В западном мире существует только один тип свободы – «свобода» потребления. Всякое упоминание о «свободе» именно к этому сводится. Внешняя форма этого – «говорю всё, что хочу». Ну и говори! Главное – ты покупай, а говоришь ты при этом или не говоришь, никого не волнует. Правда, если ты вроде К. Воннегута, то мы отключим твой микрофон… И ты побежишь купить себе чипсов.
Идеал – покупатель, который, говоря словами братьев Стругацких, всё хочет и всё, соответственно, может. Этакий, как они его назвали, гений-потребитель: развёрстая пасть, в которую сыплются дома, автомобили, одежда, косметика и так далее. И он, чтобы не отстать от моды, должен пожирать всё больше и больше. Причина этого явления ясна: капиталистический мир (да-да, капиталистический, ибо термины «постиндустриальное общество», «информационное общество» уводят от понимания действительности) всегда может впасть в кризис перепроизводства. Следовательно, надо впихивать потребителям всё больше и больше, иначе – убыток.
Отсюда и современный империализм под лозунгом «всем свободу принесём!», каковой называется «глобализация»: надо же открыть новые рынки сбыта. А если некие страны имеют культуру, чуждую гениально-потребительской, то такие страны суть либо нецивилизованные, либо даже враждебные. Как так, нельзя женщинам в Ираке и Иране делать пластические операции, им религия запрещает? Значит, исламизм – это плохо: нет свободы покупать. Поэтому – дадим им свободу! То есть так надломим их культуру, чтобы она смогла переварить тот переизбыток товаров, которые производит западный мир. Как так, в СССР нет культа кинозвёзд и моды, которую те олицетворяют? Это ж какая досада – такая гигантская страна, такой фантастический рынок – и закрыт! Значит, вложим деньги – и вот уж новый рынок сбыта готов: в России свобода и демократия. Для меня почему-то худший пример такой вот «свободы» (глобализации) – это пожирание попкорна во время сеанса в кинотеатре. Какова принципиальная разница между пожиранием хрустящей кукурузы в кино и в театре? На мой взгляд – никакой! Мне это дико: сидит человек, смотрит фильм «Остров», или «Престиж», или «Лунный папа», или даже «Дневной дозор» – и хрустит, хрустит… На экране трагическая сцена, или же кровь льётся – а зритель сидит жрёт! Это – концентрированное бескультурье.
Дошёл я до этой мысли – о западном идеале гении-потребителе – и стал дальше размышлять. Очень чётко тут привязалась у меня к вышесказанной мысли Болонская система образования, которую Россия подписала, не глядя. Вон Германия сначала изучила, затем поправки внесла, учитывающие особенности национальной системы образования. Я до недавнего времени – дурак был – полагал, что российские министры так поступили из недальновидности да глупости. А сейчас иначе думаю.
Фундаментальное образование даёт человеку возможность размышлять и знания, на которых можно основывать эти размышления. Зачем же ломать систему? А затем, чтобы подогнать людей под те товары, которые можно будет им впихнуть при помощи рекламы. Так как я сам работаю в Вузе, то вот что могу сказать: в целом сокращается количество часов на логику, социологию, философию, экономику. А именно эти науки дают возможность оценивать действительность с разных сторон. Это сокращение хитро поставлено: скажем, по учебному плану на логику дают 70 часов, из которых 17 (вспомним также, что у нас в Вузах – пары, а не уроки!) – аудиторные, а остальные 53 – на самостоятельное изучение. Аудиторные часы – это лекции и семинары, остальное студент как бы изучает дома. Именно «как бы изучает» – никакого контроля не предусмотрено! В диплом же по логике идут не 17 реально существующих, а 70 мифических часов…
Но я несколько отвлёкся. Если ты с детства видишь умное кино, читаешь умные книжки, слушаешь хорошую музыку, то у тебя вырабатывается хороший вкус. И тогда ты уже не будешь глотать без раздумья то, что видишь на прилавках. А вот когда у тебя о реальности сложились отрывочные сведения, то ты легко можешь стать гением-потребителем, так как тебя к этому готовят с детства. При этом ты и мысли не допускаешь, что не свободен! Ты – свободен! Свободен! А вот задуматься, зачем мотается на экране 3 пары грудей под названием «Виа-гра» (или «Сливки», или «Рефлекс», или как-нибудь ещё), тебе недосуг. На первом плане – песнюшки, конечно. А чуть глубже копни – девочки эти определённым образом одеты, накрашены, имеют определённые стандартные размеры. Той же цели, что и поющие наборы мальчиков и девочек, служат глянцевые журналы. Они рекламируют гениально-потребительский образ жизни. И вот идёт девочка или мальчик на рынок (не так уж много россиян могут себе позволить одеваться в магазинах с их высокими ценами, далеко не у всех есть возможность купить фирменную вещь даже среднего класса) и приобретает одежду, похожую на ту, в какую одеты поповые звёзды. Даже если покупатель, например, любит джинсы «клёш», то обойди он сейчас все рынки – не найдёт: они не в моде. То есть немодный товар купить нельзя: его нет. Где же тут свобода выбора?
Вывод: капиталисты раньше подгоняли товар под потребителя, а теперь – потребителя приготовляют для товара. И делается это при помощи понятий «свобода», «достоинство». Отсюда и бесконечная американская борьба за свободу во всём мире – а на деле за то, чтобы во всём мире покупали и продавали товары американских брендов.
Даже человек становится товаром. Это очень хорошо заметно по американским актёрам. Мужчина должен быть обязательно стройным атлетом с прекрасными зубами и красивеньким личиком. Причём стандарт красоты однообразен. То же можно сказать о женщинах-актрисах. И если актёр (актриса) – о ужас! – чуть поправился, или у него появились морщины, или начал лысеть, то он из-за потери товарного вида выбывает из гонки за ролями. Из первоклассного товара он превращается в товар испорченный, который покупать не будут. Заметьте, главное здесь – внешность, а не актёрский талант. Актёры эти – ходячая и говорящая реклама. Именно рекламной цели посвящены все репортажи о жизни кино- и прочих звёзд. И мы тоже к этому идём, увы.
В капиталистическом мире товаром является всё! То, что не товар – плохо, не нужно. Об этом С. Довлатов пишет. Они-то, диссиденты, в Америку прикатили за свободой, как великие писатели, коих в «Империи зла» несправедливо не печатали. Они, живучи в СССР, заявляли: «мы – поэты и писатели, наше дело – писать, а потому мы отказываемся работать на не соответствующих нашему призванию работах!» Убежали в «свободную» Америку, думали, их, «гениев», там ждут. А в Америке им сказали: «Поэты-писатели? У нас таких, как вы – все полки в магазинах забиты, ежегодно печатаем по 200 тысяч наименований книг. Идите, ребята, работайте!» И пошли. И Довлатов какое-то время в порножурнальчике подрабатывал – жить-то надо. Он с удивлением убедился: всё, что говорили о капитализме в СССР – правда! Потом, впрочем, печатать его там стали... А К. Воннегут отмечал, что вот его – Воннегута – не печатают, а Довлатова издают… Книги – товар, кино – товар. То, чем увлекаются интеллектуалы – это тот же товар, но производится он в гораздо меньших размерах, чем массовый. Поскольку интеллектуалы не «хвают» масскультуру, то, как уже было отмечено, нашёлся и для них товар – с основой на «постмодернизме». Уже сам термин вызывает вопросы и запутывает: как это – «после-современное»?
 
Итак, я делаю из всего сказанного выше следующий вывод: реальной свободы мы не видим. А нет её. Она подменяется условной – причём «свободный» человек даже не осознаёт своих пут. Он свободен быть таким, как все.
Дата публикации: 06.11.2007 11:47
Предыдущее: Поттеромания и не только: в чём секрет?Следующее: Безумие

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Аксель[ 06.11.2007 ]
   Здравствуйте, Антон Владимирович!
   Развернутый отзыв на Вашу статью написать не могу - горький опыт свидетельствует, что длинные рецензии, долго пишущиеся, пропадают. Вы затронули очень большой философский вопросище. Ваша позиция - капиталистический запад нас изуродует и изуродовал (извините, если утрирую). Но почему Запад пока верховодит, почему новые монстры с Востока в целом воспринимают западный тип цивилизации, а мировой терроризм - заставляет содрогнуться от ужаса. И так ли хорош был СССР с его системой образования и идеологией, если он проиграл капитализму, рассыпался как карточный домик и дал жизнь своре государств, которых кормит Запад и которых объединяет ненависть к "имперской"­;России.­ Не болезнь ли это человечества вообще?
 
Антон Владимирович Кайманский[ 06.11.2007 ]
   Здравствуйте, Аксель!
   Благодарю Вас за отклик!
   
   "Ваша позиция - капиталистический запад нас изуродует и изуродовал (извините, если утрирую)"
   
   Не то чтобы уродует... Скорее уж унифицирует, чтобы товары сбыть.
   
    "Но почему Запад пока верховодит, почему новые монстры с Востока в целом воспринимают западный тип цивилизации, а мировой терроризм - заставляет содрогнуться от ужаса".
   
   Да потому Запад и верховодит - как наиболее богатый. Это как лорду с крестьянином сражаться. Крестьянин уже тем обречён, что у него нет денег на соответствующее оружие. У кого больше денег, у того и оружие круче во всех отношениях. У него и образование получше, а потому он может вести войну изощрённую, а не примитивную.
   А ещё я не уверен, что этот "мировой терроризм" вообще существует . Очередное понятие, введённое "свободным западным миром", и что за данным понятием стоит, мне совершенно не ясно.
   
   "И так ли хорош был СССР с его системой образования и идеологией, если он проиграл капитализму..."
   Смотря с чем и что сравнивать.
   Во-первых, СССР как система был первым в своём роде, в отличие от существовавшего уже несколько столетий капитализма. Учтём также, что это опыт в РОССИИ! В России же по определению ничего нормально не может идти: народ, извините уж, таков.
   Во-вторых, если сравнивать уровень жизни советских людей с уровнем жизни людей в царской России, то прогресс заметен! Я про послевоенные годы. Но если сравнивать с жизнью во Франции, то получаем регресс. Однако уровень жизни простого человека и в XIX веке в этих странах чудовищно различался! Почитайте хоть Дюма "Граф Монте-Кристо", обратите внимание на то, как там описан быт горожан, и Вы это поймёте. И русские дворяне это с ужасом поняли, а в результате мы получили декабристов. Так что большевики и не могли за столь короткий период времени создать в нищей России такие же условия жизни, какие в Европе за сотни лет формировались.
   
   ...рассыпался как карточный домик и дал жизнь своре государств, которых кормит Запад и которых объединяет ненависть к "имперской"­;России"­.
   А какая мощь на это была пущена! Что до ненависти, так это мы судим лишь по действиям политиков. Я не уверен, что рядовой человек из этих стран ненавидит Россию.
   
   С уважением, Антон
Аксель[ 06.11.2007 ]
   Продолжим, Антон, если не возражаете, наши размышления. Запад - богат. Но ведь сумел же он обогатиться! Сумел добиться того, к чему люди стремятся! Увы, к деньгам, к лидерству. Когда поездишь по белу свету, увидишь: люди, в сущности, одинаковы - и цели у них одни и те же. Но если наше советское общество, а до этого в известной степени царское, отгораживались от остального мира, то западное - нет. Да, уровень жизни при капитализме, не говоря о федальном строе, чудовищно различался. Но на Западе наблюдался з д р а в ы й с м ы с л, и капиталисты на Западе, по выражению Маркса, купили рабочий класс, а проще говоря сумели поделиться с ним прибылью, и социальная напряженность у них не может сравниться с нашей или с напряженностью где-нибудь в Африке, Азии и Латинской Америке. А у нас в России масса "углов", где люди живут в скотских условиях, как и при социализме жили. Рядовому человеку, конечно, необязательно ненавидеть людей в бывшей братской стране. Но почему его учит ненавидеть пропаганда и политиканы "его" страны? Только ли за пресловутые деньги богатого Запада? Мы так и не стали богатыми, поскольку не смогли превзойти Запад, извиняюсь, по уровню производительности труда при все
Аксель[ 06.11.2007 ]
   й нашей системе образования. "Они", как ни странно, больше думали о человеке, а мы лицемерно провозглашали "всё для человека, все на благо человека". А человека-то не видели. У нас как был закон - что дышло, так и остался вместе с поговоркой, что, мол, трудом праведным... воровать надежнее. А у них худо-бедно законопослушание прививалось со Средних веков. И в итоге они все время впереди (другое дело, куда идет человечество и почему зло никак не искореняется). Ну, а терроризм - во всяком случае арабский - есть, и вскормил его не один Запад.
Антон Владимирович Кайманский[ 08.11.2007 ]
   Здравствуйте, Аксель!
   Только сегодня вот смог Вам ответить.
   Во-первых, я не понял, в чём конкретно Ваш вопрос.
   Если это "ну почему у них лучше?", ответ прост:
   
   Мы в России живем!
   
   Если пристально взглянуть на историю многострадальной нашей Родины, то бросается в глаза следующая очень важная особенность: всегда в нашей стране интересы государства преобладали над интересами массы людей. Держава великая, но величие это достигалось за счёт обирания собственного народа. Вспомните Петра I, вспомните историю XIX века.
   И советский строй тут ни при чём: он унаследовал имеющуюся традицию.
   
   С уважением, Антон
Аксель[ 08.11.2007 ]
   Мой вопрос - почему Русь-матушка всё время отстает, всё время "не готова"? А можно и с другой стороны посмотреть. Власть на Руси ни во что не ставила "массы", не обладала тем, что в Европе называют "здравый смысл". Рабство (в смысле крепостное право) всему виной. Понятие права не было, а вот произвола, насилия было в избытке. И чувства собственного достоинства не хватало, зато чванства, спеси было не меньше, чем у поляков. "Интересы государства" были по существу интересами придворной клики. Потому и Аляску продали и Финляндию с Крымом подарили и на Среднюю Азию рукой махнули. А народ извели до такой степени, что он стал равнодушен и готов пойти куда угодно: хоть под западный, хоть под восточный сапог.
Антон Владимирович Кайманский[ 14.11.2007 ]
   Аксель, здравствуйте!
   Вы сами на свой вопрос и ответили!
   Я-то думаю, что корень - в отличии процесса объединения земель вокруг Москвы. В Европе в основе - социально-экономичес­кие­ предпосылки, то есть естественный постепенный процесс. А у нас объединение сначала, причём без социально-экономичес­ких­ причин. Уж таковы московские князья были. Особенно это касается Ивана III.
   С уважением, Антон
Аксель[ 15.11.2007 ]
   Добрый день, Антон!
   Я не думаю, что процесс объединения земель в Европе носил такой уж естественный характер. Было такое герцогство Бургундия в Средние века, которое до момента его поглощения королевством Франция захватила земли, слабо связанные друг с другом. Это государство напоминало лоскутное одеяло и оказалось в конце концов нежизнеспособно. Или взять Испанию, представлявшую в политическом плане довольно долго хрупкое объединение, скрепленное договорами между сюзеренами исторических областей Пиренейского полуострова с непрозрачными рынками различной системой налогообложениями, различными диалектами. Германия, как известно, являла собой огромное количество независимый государств, никак не хотевших объединяться. Всё-таки в России понятия закона, права очень долго практически не существовало. Наша традиция - кровавое объединение вокруг одного человека, который решал всё один, либо за которого всё решала узкая группа лиц.
Валентин Алексеев[ 09.12.2007 ]
   Добрый день!
   
   Извините, что подключился к дискуссии, но тема в целом заслуживает обсуждения. Я не историк, но, тем не менее, затрагиваемый вопрос и меня волнует, особенно когда имеешь в друзьях историков, специализирующихся на социально-экономичес­ких­ процессах. :). Так вот, Аксель, Вы задали такой вопрос: "Мой вопрос - почему Русь-матушка всё время отстает, всё время "не готова"?
   Знаете, я не готов на него ответить со всей ответственностью, но есть одна интересная книга, в которой приведены замечательные фактические данные. Они во многом проливают свет. Я далек от того, чтобы объяснить ими все процессы, происходящие в России, но пищу для размышлений эти факты дают, при том, что выводам автора доверять следует, на мой взгляд, в меньшей степени.
   А книга такая: Андрей Паршев, "Почему Россия не Америка?". Ее можно было найти раньше на прилавках и в интернете. Во всяком случае, скачал ее я себе уже около 7 лет назад.
   
   С уважением,

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта