Принять решение легче, если у вас нет выбора. Нарасимха Рао. В двух предыдущих своих обзорах - пейзажной лирики, миниатюр и афоризмов - Читатель имел возможность ознакомиться с моими обозревательскими предпочтениями в прозе и поэзии 4-го, заключительного перед началом подведения "глобальных" итогов литконкурса "Вся королевская рать", этапа. На страницах (HTML-страницах, конечно же) этих самых обзоров Вашему вниманию было представлено 25 поэтических и 22 прозаических произведения, то бишь всего 47 из примерно двух с половиной сотен, размещенных авторами для участия в конкурсе в обеих номинациях. Сейчас мне предстоит сделать нечто очень важное - ВЫБОР. Кого и чего - Вам известно не хуже меня. О сложности этого также не буду заикаться. Раз взялся за дело - молчу… Заранее предупрежу. Уважаемые авторы, отнеситесь внимательнее к таким важным понятиям, как "орфография" и "пунктуация". Все-таки если отбросить произведение, некорректно написанное с точки зрения семантики и стилистики, просто, то "отсев", например, грамматически не совсем верно построенных творений намного более сложен, когда по стилю, замыслу и изложению последнего данные произведения одни из лучших. Начнем с прозы. "Миниатюры и подборки афоризмов". Окончательный вердикт приходится выносить по 8 наиболее предпочтительным на мой взгляд произведениям-претендентам. Познакомимся с ними поближе. 1. Андрей Смирнов, "Сизиф". Произведение, бесспорно, интересно написанное. Название относит память к широко известному мифу о Сизифе, обреченном на вечные попытки поместить огромный валун на вершину горы. Финал выбивается за рамки мифа, но потому-то мы и говорим о творчестве (в данном случае - литературном), что автор имеет право изменять то, что считает нужным, дабы донести до Читателя некую главную идею. Так что с этим все в порядке. Отлично прорисованный переход акцента от камня к человеку вызывает уважение к автору, хотя на первых порах прочтения кажется, что вернее было бы назвать миниатюру "Камень" или что-то в этом роде. Описания, данные в миниатюре "Сизиф", иллюстративны и не заставляют усомниться в какой бы то ни было фальшивости. 2. Лара Федорова (Чайка), "ВЫСОТА" "Высота" - это совсем иной случай. "Высота" - это произведение, не возносящее мысль до уровня мифической легенды, дивного пейзажа или непоколебимого чувства любви. "Обыкновенная история" - так, наверняка, могли бы многие охарактеризовать вышеназванную миниатюру. Автор, Лара Федорова (Чайка), надо сказать, также отдает себе в этом отчет. "Теперь о погоде на завтра…" - слова, лучше других говорящие об этом. Почему же тогда речь идет о возможности выбора произведения в качестве лучшего из миниатюр, опубликованных на 4-м этапе? Потому что воспринимается оно как живое. Все диалоги в нем невольно заставляют плыть по волнам чужих, на время становящихся собственными, воспоминаний. Воспоминаний, возможно, даже выдуманных, о несуществовавшем, но настолько ярких и теплящихся любовью, что пройти мимо - потерять что-то, чего так не хватает в будни… 3. Дмитрий Сахранов, "ДОЖДЬ" Что касается творения моего тезки, то скажу просто: "Эмоционально! И эмоционально красиво!" Заводить разговор о том, как автор по-сути одушевил капли - стоит ли? Думаю нет. Как ни заезженно это звучит, лучше прочитать! 4. Пирель, "Психолингвистическая бредовинка" Ощущение солнечного дня - вот то, чего добилась Пирель. Просто красиво. Нежно. По-кошачьи притягательно написанное произведение. 5. Дмитрий Сахранов, "ИГРА" И снова Дмитрий! Не подумайте, что это какая-то предвзятость. Она исключена. Поверьте. Дело в том, что все произведения при подготовке обзора произведения я сохраняю в виде файлов, при просмотре коих всячески стараюсь избегать подглядывания за именами авторов. Сложно, конечно, но… можно! Посему "Игра" столь же равноправно избранная миниатюра, как и все предыдущие, и последующие. Впечатления же от произведения вызваны словно высеченной на камне литературного стиля безнадегой, ощущением ее. Фантасмагоричность же содержания отнюдь не граничит с каким бы то ни было бездумным абстракционизмом. Эмоции (то, что удачно показано в вышеупомянутой миниатюре "Дождь") рождаются легко, а вот угасают не так-то просто… 6. Григорий Миляшкин, "я хочу стать кирпичом" Из разряда "Если б было море пива…" скажете вы? Нетути! Но, дамы и господа, автор Вас предупреждает: "Дослушайте до конца и все поймете." Так что вдумайтесь: "…сейчас я полезен условно. А если б я был кирпичом, и из меня и других кирпичей построил бы дом Хороший Человек, я был бы полезен безусловно…" "…Если б я был кирпичом, мне было бы известно всё о себе: масса, размеры, форма, температура плавления, плотность и цвет. И я бы не тратил уйму времени на изучение себя, а занялся бы непосредственно созерцание окружающего…" Продолжать не буду. Кажущаяся кому-то скучноватость и банальность, детскость, быть может, миниатюры - не повод отвергнуть в ней сказанное - "шестимиллиардную долю безусловно полезного" человечеству. 7. Владимир Безладнов, "ЛЕСТНИЦА" Владимир, прекрасно написано. Но, действительно, ~Zlaia@ верно remarked ошибочность словосочетания "мощными полифоническими аккордами". Аккорд по определению многозвучен. Полифония же и есть "многозвучие". В любом случае, smile! :-) You have a chance! 8. Андрей Линкс, "Огни" А это уже драма в "бетонных джунглях". Никаких улыбок! Написано великолепно! Завершающее предложение - занавес, лучше которого лучше не искать: в этом случае речь пойдет о ДРУГОМ произведении и ДРУГОЙ истории… Кто же вырвался в лидеры? Пока не скажу. Для определения того мне придется прибегнуть одному интересному методу, о котором позже. А пока… "Пейзажная лирика". Жёсткий (и порою жестокий) отбор выявил следующих фаворитов: 1. Евгения Таубес. "Копилка сокровищ". 2. Ромашка. "Спешит Весна". 3. Брятов Александр - "Ночной листопад". 4. Юрич Юрич. "Напиши тишину". Итак. ЕВГЕНИЯ ТАУБЕС. "КОПИЛКА СОКРОВИЩ". Особый ритм буквально пробивается сквозь строчки. Чувствуется характер и почему-то грусть… Очень красиво! Этот случай лишний раз подтверждает мою уверенность в том, что создавать описание прекрасно написанного стихотворения - самый короткий путь к тому, чтобы "приторностью" фраз оттолкнуть возможного благодарного Читателя. "…А сердцу подарят радость, Дополнив собой друг друга, Горный хрусталь водопада, Яшма цветущего луга, Мерцающих звезд опалы, И зимних ветвей агаты… О, боже! А я не знала - Не знала, как я богата!" РОМАШКА. "СПЕШИТ ВЕСНА". Больше двадцати рецензий разных авторов. И все в унисон отмечают весеннюю легкость стихотворения. Очень ярко выраженную легкость. И я один из таких рецензентов. БРЯТОВ АЛЕКСАНДР - "НОЧНОЙ ЛИСТОПАД". "…Видно, устав трепыхаться и маяться, тусклый фонарь над подъездом обвис. Стриженых лип узловатые палицы тонкими пальцами тянутся ввысь, и, покидая их с легкими думами, не осознав катастрофы всерьез, тычутся листья блестящими клювами в рамы, распухшие за ночь от слез…" Тут-то и понимаешь, что критик из меня… Восхищению нет предела! ЮРИЧ ЮРИЧ. "НАПИШИ ТИШИНУ". Опять фантасмагория! И какая! Напиши тишину! Задача эта не из легких. Так же, как и ее постановка, с которой автор справился на "отлично" (по пятибалльной системе оценки). Не могу не процитировать до боли напоминающие о реальной, не фантастической, жизни слова: "…На двадцатом витке догматизма потрескался лак, И остался в руке ледяной иероглиф незнанья…" Браво! Уф-ф-ф! Пора бы и определить того автора, имя которому - Best. В каждой номинации, естественно. Вот здесь-то и раскрою свои карты. Я имею ввиду то, как этого самого Best в каждой из номинаций определял. А все обстоит следующим образом. Будучи в невероятном затруднении, возникшем в связи с необходимостью выбирать из равно приглянувшихся произведений, я решился на странный (особенно, если прочитать мое кредо на страничке обозревателя) шаг - применение "механистического подхода". Речь идет о так называемом методе анализа иерархий (модная "штучка" в экономико-математическом моделировании при принятии решений). Одно из преимуществ его, на мой взгляд, очевидно. Это экспертный характер оценок - то, что при отсутствии четкой градации критериев, как мне кажется, и спасает (хотя бы частично) от случайности выбора, которая может быть связана с малейшими перепадами настроения. (Никогда не думал, что докачусь в обзорах до математики!) Процесс принятия решений описывать целиком не буду. Не потому что боюсь того, что могут открыться ошибки в расчетах (исключено!). Просто нет смысла раскрывать числовые данные - приоритеты по критериям выбора: такие явные сравнения могут дел натворить… (несмотря на предупреждение об экспертности). Все-равно технология работы такова: я провожу парные сравнения произведений по конкретным критериям и сравнения самих критериев по их значимости, а компьютер с помощью одной хорошей программки выдает имя Победителя! Посему привожу исключительно критерии оценки (значимость примем равной, то бишь одинаковой): оригинальность, отсутствие смысловых нестыковок и некоррекных формулировок, максимальная близость к заявленному жанру (спорный момент, конечно, но все же поясню, что для миниатюр лучшим будем считать ту, что более емкая по с точки зрения афоризмичности, для пейзажной лирики - то стихотворение, что более емко по количеству пейзажных зарисовок). По умолчанию считаются выполненными (хотя в некоторых лучаях и не идеально) условия, оговоренные мною в кредо обозревателя: правильность, ясность, точность и чистота речи. Итак. Последнее в этом обзоре "итак"… Расчет завершен. Осталось объявить результаты… и ждать Ваших замечаний и отзывов (в свете проведенного эксперимента они мне очень необходимы!)… 4-й этап международного литературного конкурса "Вся королевская рать". Номинация - "Пейзажная лирика": ПЕРВОЕ МЕСТО - БРЯТОВ АЛЕКСАНДР, "НОЧНОЙ ЛИСТОПАД" (РЕЙТИНГ - 39,3%). Второе место - ЕВГЕНИЯ ТАУБЕС, "Копилка сокровищ" (рейтинг - 28,1%). Третье место - ЮРИЧ ЮРИЧ, "Напиши тишину" (рейтинг - 19,5%). 4-й этап международного литературного конкурса "Вся королевская рать". Номинация - "Миниатюры и подборки афоризмов": ПЕРВОЕ МЕСТО - АНДРЕЙ СМИРНОВ, "СИЗИФ" (РЕЙТИНГ - 17,5%). Второе место - Дмитрий Сахранов, "ДОЖДЬ" (рейтинг - 17,4%). Третье место - Лара Федорова (Чайка), "ВЫСОТА" (рейтинг - 16,9%). На этом все. Извольте откланяться. Прощаюсь с Вами (не вообще, а только на время сессии и только в смысле написания обзоров)! Удачи! Всегда Ваш, Д.К. 01.06.2004. |