Западные формы 2 этап ВКР-3. Обзор и ИТОГИ 1. Портрет дожа Андреа Гритти Автор: Инга Пидевич Из нор – глазниц буравит взгляд. В нём подозрительность и властность, Для непокорного опасность. В губах поджатых жести хлад. Фигура мощная. Живот Горою выпирает круглой. В руках есть хваткость, жадность, грубость, И в крючьях пальцев спрут живёт. Увидел Тициан таким Венецианского владыку. Пороков высветил улики. Остался дож доволен им… Да…о достойном представленья Зависят лишь от точки зренья. _____________________ Несколько тяжеловато, подстать фигуре дожа Андреа Гритти. _____________________ 2. Поэт беззащитен (рондо) Автор: Марина Лёйшель Поэт беззащитен. Любой ему бросит: "Писака!" Убого жилище, и мебель тускнеет без лака. Он глазу чужому в своих откровеньях нескрытен. Судите его и распните - поэт беззащитен. Поэт беззащитен. Вокруг затевается драка - с цепи сорвалась раздражённая зависть-собака. Особенно если талантлив, умён, самобытен, то будет истерзан, искусан - поэт беззащитен. Поэт беззащитен. Перо не бросает, однако. Непуганым ямбом отпета, отбита атака. И снова толпе сочинитель стихов любопытен. Но всё же щадите, жалейте! Поэт беззащитен. _____________________ Очень хорошо! Жаль, что Марина сняла это произведение! _____________________ 3. Плач по Галичу (отрывок из венка сонетов) Автор: Марк Луцкий Магистрал (акростих) Ах, как нелепо! Музыкой убит! Лежат осиротевшие пластинки. Еще храня богемный колорит, К нему спешат аккорды вечеринки. Седой Париж, благочестивый вид. Ах, как жестоко! Падают снежинки, Не снег, скорей – застывшие слезинки, До гроба ни одна не долетит. Россия, утонувшая в снегах, Готовая на подвиг и на плаху. Ах, как здесь душно! Гложет липкий страх, Ленивой лентой лезет под рубаху. И застывает сумрачный Париж – Чужой страны кладбищенская тишь. 1998 Примечание автора: Полный текст венка сонетов приведен ниже в разделе "Рецензия" Очень глубоко! Плач по Галичу Ах, как нелепо! Музыкой убит! * Неправда! Невозможно верить в это! Но телеграммой злой эфир вопит О жуткой смерти барда и поэта. И, просочившись сквозь ячейки сит, Дошло и до российского рассвета. Ах, сколько раз прослышано, пропето, Неужто он навеки замолчит? В чем гибели предательский исток? Не верится, что в звуковой нирване. Зачем, зачем, открыл электроток Ученый по фамилии Гальвани! Блестят наклеек яркие картинки - Лежат осиротевшие пластинки. ---------------------------------- * По заключению парижской полиции, Александр Галич погиб от удара электротоком при подключении нового телекомбайна. 2 Лежат осиротевшие пластинки, Колки гитары обнимают гриф. Стихотворений призраки-обрывки Плывут куда-то, небо перекрыв. И то ли в танце, то ли в поединке Вдруг падают, в безмолвии застыв, Чужой страны кладбищенский мотив Сопровождает скорбные поминки. «Воробьи попрятались в скворешники, Улетели за море скворцы… Грешного меня –простите, грешники, Подлого – простите, подлецы!» * А время, задыхаясь, дальше мчит, Еще храня богемный колорит. ---------------------------- * «Засыпая и просыпаясь» (1966 -1971) 3 Еще храня богемный колорит Стихов, друзей, напевов и чудачеств. Еще душа мучительно не спит, Не зная ни пророчеств, ни предательств. Но все же вновь в груди его свербит – Ведь под завесой всяческих трюкачеств Дамоклов меч набором подлых качеств, Как прежде, угрожающе висит. « Я сижу, гитарой тренькаю – Хохот, грохот, гогот, звон… И сосед-стукач за стенкою Прячет в стол магнитофон…» * И приглушенно, как из-под сурдинки, К нему спешат аккорды вечеринки. -------------------------------------- * «Желание славы», 1971 4 К нему спешат аккорды вечеринки, Где русский обретается Париж, Где связь времен, как нити-паутинки, Но собираться здесь не запретишь… Здесь разделилось все на половинки: Глядят химеры с нотрдамских крыш, А рядом – переделкинский камыш И вдоль дороги грустные осинки. « Ну ладно, и пусть ни кола, ни двора, И это – Париж, не Москва, Ты в окна гляди, как глядят в зеркала, И слушай шаги, как слова». * А в окна дождь настойчиво стучит, Седой Париж, благочестивый вид ----------------------- * «А было недавно, а было давно», 1974 5 Седой Париж, благочестивый вид. И выступленье будет в понедельник, И желтый луч гитару осветит, И ты поешь, и вроде не бездельник. А память привередливо хранит Концерт на даче, подмосковный ельник, И тяжесть дум в очередной сочельник, Чиновных душ присутственный гранит. «Дуралеи спешат смеяться, Чистоплюи воротят морду… Как легко мне было сломаться И сорваться, и спиться к черту». * В сплошную горечь сгрудились горчинки, Ах, как жестоко! Падают снежинки. ------------------------ * «Черновик эпитафии», 1971 6 Ах, как жестоко! Падают снежинки В пространство. Ни погостов, ни крестов, Ни чарки, ни убогой четвертинки Средь наголо остриженных голов. В грязи лежат распухшие ботинки И лишь плакаты с ликами Богов Торжественно глядят на мужиков, Запрещены и письма, и посылки. « Где теперь крикуны и печальники? Отшумели и сгинули смолоду… А молчальники вышли в начальники, Потому что молчание – золото». * По руслам Колымы и Индигирки – Не снег, скорей – застывшие слезинки. --------------------------------- * «Старательский вальсок», 1963 7 Не снег, скорей – застывшие слезинки И океан невыплаканных слез, Этапы, вошебойки, пересылки И гул колес, стремительных колес. Худых бараков тусклые коптилки, Метель, что разыгралася всерьез, И в душу проникающий мороз – Для мертвецов особые носилки. «Опять над Москвою пожары И грязная наледь в крови. И это уже не татары, Похуже Мамая – свои!» * … А за снежинкой оттепель следит, До гроба ни одна не долетит. -------------------- * «Памяти Живаго», 1972 8 До гроба ни одна не долетит И не покроет снежной пеленою… Доносов многозначащий петит Стоит, как страж, за хрупкою строкою. Тлетворный дух опасен, ядовит, Как злой дракон, всегда готовый к бою, И чувствуешь погоню за собою, Недреманное ухо чутко бдит. «Мы с каждым мгновеньем бессильней, Хоть наша вина – не вина. Над блочно-панельной Россией, Как лагерный номер, - луна». * Сама себя ты обращаешь в прах, Россия, утонувшая в снегах. ------------------------------ * «Опыт ностальгии», 1973 9 Россия, утонувшая в снегах, Скорбит своей душой заледенелой. С печатью несвободы на устах, С историей контрастной, черно-белой. Издревле со свободой не в ладах, С опричниной, от пыток очумелой, Задавлен дух и кровоточит тело, Но ток свободомыслья не зачах. «Я выбираю Свободу, Но не из боя, а в бой. Я выбираю свободу Быть просто самим собой». * Твоя страна тебя же бьет с размаху, Готовая на подвиг и на плаху. ------------------------------------------- * «Я выбираю Свободу», 1971 10 Готовая на подвиг и на плаху, На яркий свет и на гнетущий мрак. Кому – Христу, Иегове, Аллаху Сподобится подать России знак – Не угождать губительному страху, Поэты – не мишени для атак… Как славно, что опальный Пастернак Не отдан в руки лагерному праху! «Ах, осыпались лапы елочьи, Отзвенели его метели… До чего ж мы гордимся, сволочи, Что он умер в своей постели!» * В своей постели, не в чужих краях… Ах, как здесь душно! Гложет липкий страх. ---------------------------- * «Памяти Б.Л.Пастернака», 1966 11 Ах, как здесь душно! Гложет липкий страх, Когда идут погромные кампании. Но жив поэт! Жива в его руках Машинка, что сработана в Германии. И груз эпохи снова на плечах, И песня, как молитва, как заклание, И самиздат, подпольное издание, На папиросных тоненьких листах. «Их имен с эстрад не рассиропили, В супер их не втиснули облаточный. «Эрика» берет четыре копии, Вот и все!.. А этого достаточно!» * И страх грызет полковничью папаху, Ленивой лентой лезет под рубаху ------------------------- * «Мы не хуже Горация», 1964 -1966 12 Ленивой лентой лезет под рубаху, Чиновнику охранки не до сна: - Прихлопнуть бы заразу сходу, смаху, Не подняла чтоб головы она. И заработать новенькую бляху, И выпить с чистой совестью вина. Страна тогда устоями сильна, Когда в домах бывает много страху. « Это дом и не дом. Это дым без огня. Это пыльный мираж, или фата-моргана. Здесь Добро в сапогах рукояткой нагана В дверь стучало мою, надзирая меня». * Теперь издалека на все глядишь, И застывает сумрачный Париж. ---------------------------------------- * «Заклинание Добра и Зла»,1974 13 И застывает сумрачный Париж. Не будет больше у тебя Премьеры. Седой консьерж, что коренаст и рыж, Задернул на твоем окне портьеры. Ты новой песней нас не удивишь За рюмкой золотящейся мадеры… И горечь поэтической карьеры, Сам от себя, увы, не убежишь. «И милых до срока состарил, И с песней шагнул за предел, И любящих плакать заставил, И слышать их плач не хотел». * Чуть слышная скребет в подъезде мышь, Чужой страны кладбищенская тишь. * «Когда-нибудь дошлый историк…», 1972 14 Чужой страны кладбищенская тишь. Не слышно даже тоненькой свирели. И кто-то где-то сохранил престиж: - Не умер Галич в собственной постели! В каких далеких высях ты летишь? Куда возносят музыки качели? «Не умер Галич в собственной постели…» Ты вольным духом в небесах паришь. « И не знают вельможные каты, Что не всякая близость близка И что в храм ре-минорной токкаты Недействительны их пропуска!» * Токкаты Баха – ненадежный щит. Ах, как нелепо! Музыкой убит! --------------------------------- * «Слушая Баха», 1973 Магистрал (акростих) Ах, как нелепо! Музыкой убит! Лежат осиротевшие пластинки. Еще храня богемный колорит, К нему спешат аккорды вечеринки. Седой Париж, благочестивый вид. Ах, как жестоко! Падают снежинки, Не снег, скорей – застывшие слезинки, До гроба ни одна не долетит. Россия, утонувшая в снегах, Готовая на подвиг и на плаху. Ах, как здесь душно! Гложет липкий страх, Ленивой лентой лезет под рубаху. И застывает сумрачный Париж – Чужой страны кладбищенская тишь. ____________ Фундаментальное произведение! ____________ 4. Мужу (сонет) Автор: Виталия Чагина Тепло. Светло. Ну, где ж тут вдохновенью Родиться? Утопая в тишине, Крадется мимо тень стихотворенья, Чтоб воплотиться где-то на Луне. А что Луна? Банальная забава, Легенда неприкаянных сердец, Красивая холодная отрава, Забвения сомнительный венец. Жить на рассвете – весело и странно, Вплетая день в лазуривую гладь. А чей-то голос шепчет неустанно: «Ты счастлива. Чего еще желать?» Я, кажется, уже не рвусь на части: Что выбрать – вдохновенье или счастье. 5. "Среди голов, зело раскудренных..." Автор: Эрнест Стефанович Среди голов, зело раскудренных, Повесив сонную свою, В электропоезде заутреню, Привычно тесную стою. Несемся мы с точильной скоростью, По моргновениям, не вдруг, Роняя сна и яви прорости Из размыкающихся рук. В бреду колесного икания Мерещится постылый дом, В котором дышится с трудом. Где за мережкою миткалевой Уже не держит привыкание, Где лишь мечтаю… о другом. ____________ Сонет с хорошим юмором! Жаль, что автор его снял с конкурса. ____________ 6. "Сонет. Неразделённая любовь". Автор: Vadik Она моя Богиня и мечта, Я для неё один пустой лишь звук. Она сама любовь и красота, Я обречён на век душевных мук. Она меня с собой не позовёт, И ни откликнусь я на страсти зов. Она не будет никогда моей, Хоть к ней питаю жгучую любовь. Она не ждёт, не помнит обо мне, Я буду долго помнить её стан. Смешным покажется ей разговор, О страшной глубине душевных ран. Любовь взаимная сегодня не для нас Меня она терзает каждый Божий час. ____________ Чувствуется влияние Шекспира в переводе Маршака. ____________ 7. Женская логика. Автор: Юрий Юркий Жены моей нелепое сужденье (Недугом сим все дамы сражены), Как ленту очень малой ужины Могло легко порвать мое терпенье. Но как-то раз пришло ко мне прозренье – Ведь женственностью мы восторженны! Сей логикой все дамы снабжены – Знать их ход мысли – женщин украшенье! И вы, мужи, как я не заблуждайтесь – На выводы абсурдные жены Вы в жизни больше гневом не взрывайтесь, Ведь пола в них черты отражены. Целуя нежно ею умиляйтесь И будете вы вознаграждены! ____________ Спасибо Вам от всех женщин! ____________ 8. БЛАЖЕНСТВО Автор: Елена Пышенкина Из цикла сонетов «Пасхальные притчи тетушки Соломеи» Все дни счастливым был Великий Мастер. Тепло улыбки на его лице Испепеляло зло обид и страсти, Что душат нас. Смеялся и в конце. Вокруг ученики. Один спросил: – Последние минуты. Что ж смешного? – Я глубоко страдал в расцвете сил. Учитель мой из теста же другого: Под девяносто – без причины смех, Веселье над хандрою брало верх. Признался мне, играл как эту роль: – Свобода выбора – простое средство. Гордыня, зависть, сожаленье, боль… И каждый миг он выбирал блаженство. ____________ Немножко тяжеловато. ____________ 9. Королевская битва Автор: Дмитрий Копьёв В полночь дружина выходит на брег Видят, сидит у воды человек. В лунном сиянии как истукан Держит в руке он хрустальный стакан. Кто ты? Король подступился к нему Что ты так странно глядишь на луну? И для чего ты сидишь одинок, Словно утративший слово пророк? Сядь со мной рядом, Вещун говорит, Много сказал мне унылый твой вид Завтра войной ты идёшь на врага Но скатится с плеч твоих голова. Если же хочешь ты жизнь сохранить В бою дай врагам своим победить. Погибнет дружина, падёт страна, Но целой останется твоя голова. Король ужаснулся, король побледнел И за ночь пред боем он весь побелел. Дружину ведёт он в последний свой бой Жену и детей видит он за собой. Недолгая битва в то утро была Победы король не отдаст никогда… ____________ Много фантазии. Если бы побольше мастерства! ____________ 10. Видение Автор: Андрей Царевский Кто шествует в сияющем наряде? – Моя любовь! – ей, видно, нет конца! Под тяжестью тернового венца, С улыбкою холодною во взгляде. Она горячим поцелуем тронет Недвижных губ усталую печаль, Засеребрится огненная даль И безвозвратно в шуме дня утонет. Прошу тебя, в последний раз прими Мой дар бесценный, вьюга золотая, Стань для меня опорою в борьбе. Вновь над землёю сходятся дожди, Прозрачными струями омывая Весь этот мир, что отдан мной тебе. ____________ Автор сумел найти новые, свежие образы для описания чувств лирического героя. Видно влияние Шекспира. ____________ 11. Александр (акростих) Автор: Софья Чеснокова Апельсиновым маслом задумчиво, ласково дышит свеча, Лабиринты стихов-сновидений, сливаясь, создали окружность, Еле внятно послания старые стрелки друг другу строчат, Как же так получилось? Об этом не нужно, я знаю, не нужно. Соль минор отыграл, но гармония яблоком белым внутри: Анемия любви наступает, когда все созвучия гаснут. Нужно слышать двух капель, двух точек укрытый сознанием ритм, Доливать сновиденья в ладошку свечи апельсиновым маслом, Рисовать в белом свете кольцо безупречно-оранжевой краской. ____________ Очень хорошо! ____________ 12. НОЧНОЙ ГОСТЬ Автор: Игорь Б.Бурдонов (неправильный сонет) Налей мне тёмного вина, Того, что старые поэты Нам завещали пить до дна, До дна ночи, что значит - до рассвета. Пусть чёрный шёлк потрачен молью звёзд, Или не звёзд - а города огней, Сегодня у меня высокий гость, Любимая! нам тёмного вина налей! Застанет нас врасплох суровый свет, Замолкнет вдруг взволнованная речь На полуслове. Я оглянусь - и гостя уже нет. Лишь из кувшина тёмное вино всё будет течь Подобно крови. ____________ По-старомодному-сентиментально… ____________ 13. "Пять пудов любви" Автор: Юрий Щуцкий Сонет по поводу постановки спектакля «Чайка» по пьесе А. Чехова киевским режиссером Эдуардом Митницким. Еще в кулисах ждут Луна и Пруд… Их выпустят в саду на сцену скоро, Чтоб дать актрисе лучших из партнеров, Чтоб выглянула вечность из минут. Но зрителей в саду уже гнетут Пуды любви, пуды страстей, раздоров… Измены… выясненья… разговоры… И дьявольские вспышки там и тут. А в центре этих яростных историй Любовных треугольников магистр. Его язык остёр, а разум быстр. И молниями хитрых траекторий Он прорезает смысл в игре актера, Чтоб зазвучала боль во весь регистр. ____________ ОЕНЬ хорошо с точки зрение формы. Особенно хорош сонетный ключ: «И молниями хитрых траекторий Он прорезает смысл в игре актера, Чтоб зазвучала боль во весь регистр». ____________ 14. Письмо твое... Автор: Лора Тасси Твое письмо я жду завороженно, Как ливня – иссушенная земля, Как жаждет мир познать новорожденный, И как влюбленный ждет у алтаря… Поверь, твои знакомые до боли, Узнаю всюду милые слова: На языке кристалликами соли Они растают… А на вкус – халва… Прижму к груди конверт, тот дар бесценный, Что нас с тобой навек соединил И дружбою святою, неизменной Два сердца одиноких воскресил. Но хочется мне верить, что в ответ И ты откроешь с трепетом конверт… ____________ Снова «почти Шекспир»! Лора умеет затронуть душу! ____________ 16. Невеселый сонет Автор: Елена Виноградова Мала тоска, да свяжет по рукам. Слаба печаль - но зАстит взгляд слезами. А горе нас согнет под образами, Поставив на колени. И пока Уймется боль, мы будем жить в плену, Бескрылы, обезножены, незрячи, Бесчувственны. Как манекен ходячий, В ком нет желаний. Глядя на луну, От безысходности готовы выть, как волки, Но понимая - в этом нету толку, Молчим, как будто мы глухи, немы. Как трудно стужу в сердце растопить. Мы продолжаем худо-бедно жить, Но мы другие: мы - уже не мы. ____________ Как печально… ____________ 17. Коль жизнь игра (рондо укор.) Автор: Василь Ганжар Коль жизнь игра, то мы в ней - карты В колоде плотной и тугой. Своей безжалостной рукой Она тасует нас в азарте. Мы с ней как в шашки или в нарды, Спешим сыграть разок-другой, Коль жизнь игра. Порою, выйдя из-за парты, С бравадой глупой и лихой В игре участвуем плохой, Презрев уютные стандарты. Коль жизнь игра. ____________ Очень хорошо! ____________ 18. Иду на зов любви Автор: Регина Иду на зов любви, теряя силы, По тонкому и шаткому настилу. На зов любви безудержной и страстной, Мирясь с дорогой трудной и опасной, Иду, держась за хрупкие перила. Терпения едва бы мне хватило, Не окажись в плену мечты прекрасной. Не замечая ни тревог, ни дней ненастных, Иду на зов любви. Дорогу в темноте надежда осветила, Как яркий луч небесного светила. Нет горше в сердце мук и дум ужасней О лицемерии, о лжи коварстве, Но верою любовь нас одарила. Иду на зов любви. ____________ Очень хорошо! (рондо) ____________ 19. <Пустые вздохи...> Автор: Олег Шабовта Пустые вздохи о прошедшем дне, Когда «без жизни» прожил это время, Когда не сделал то, во что поверил И отлежался, словно линь, на дне. Но как же быстротечен жизни век, И как же мало сделать удается, От времени знакомства с вечным солнцем До времени упавших навзничь век. Нет у реки обратного пути; В исток, увы, ей снова не войти; Нельзя, как пленку, жизнь вернуть в начало. Упущенное время не вернуть. …Печет в груди и разрывает грудь… Хотелось много, сделано так мало. ____________ Философский сонет. ____________ 20. Капли навевают думы Автор: Сергей Дигурко (asada) * * * Дождь за окном…. Капли навевают думы. Кто я, и зачем пришел сюда незваным гостем? Путник. Босиком. Плечи в обрывках шубы. Путь к точке разлома, в неизвестность, наспех, к месту. Так с начала до конца, с перерывами; Шаг неровный, с потугами, порой, увы, навзрыд, Прочь бреду, скованный крепко оковами Дум. Ищу камень философский. Где - же он зарыт? Волны накатывают, их не избежать! Плачет где – то иволга, жена опять вздыхает. Муж ее скитается, быть может, погибает. Скоро не вернусь, засветло меня не жди. Дождь за окном. Лихом не поминай, прости. Кто я? Человек! Знать хочу, где душа летает! ____________ К сожалению, Сергей «не дружит» с «Западной формой»… ____________ 21. С собой Автор: Галина Тен Пускай в груди забьется сердце гулко, Впустую отдавая жаркий пыл. Любовь твоя, как летняя прогулка И выражен ты горьким словом «был». В душе, где было что-то – пустота. Ты для меня стал вредною привычкой. Вся жизнь твоя – зеленая листва, И между ней порхал ты легкой птичкой. Не отдавал, а только брал себе, Не ждал, а слышал, что дождались. И не было меня в твоей душе, И с кем-то вы над чувством надсмехались. Ушло все в никуда, любовь не стала длинной. Все кончено, забудь, не будь такой наивной… ____________ «надсмехались»… Пожалуйста, не надо так уж «надсмехаться» над поэзией : ) ____________ 22. Диптих Автор: Вадим Соколов Спектакль жизни и … премьера, Когда воссоздана семья. Искусство нового литья И революции брюмера. Вначале вовсе нет примера: Всеутверждающее Я (Искусство кройки и шитья), А на весах – любовь и мера. Всегда вначале было слово- Основа радости и лжи, А, может , неба голубого И песни жаворонка во ржи. Мы проживаем жизнь снова… Так не хватает слова: Жди! Так не хватает слова: Жди!, Когда любовь на переломе, И чувства все как будто в коме, А с неба – вечные дожди. Ты это время пережди. Вновь засияет солнце в доме, Ведь нету чувств сильнее, кроме Того, что жаждет слова: Жди! Тернист и страннен путь любви И нет на нем конечной цели. Даются знаки нам судьбы, Они понятны лишь у двери. Вначале жаждали борьбы, В конце - весны, по крайней мере. ____________ К сожалению, циклы произведенеий на этом этапе не принимаются к рассмотрению жюри. ____________ 23. Падший Ангел.(почти сонет)... Автор: Марина Мануйлова (astra) У ангела - твои глаза: Как море, цвета изумруда! И завиток волос сползал По шейке змейкой...Не забуду, Как в голове стоял туман От нашей близости при встрече. И свел меня совсем с ума Медовый запах кожи. Речи Плавны, тягучи...Покорен! Любви яд принял добровольно! Отравлен: по уши влюблен! Но был доверчив слишком! Больно, Страдая от любовной жажды, Узнать, что Ангел пал, продажный. ____________ Кто же подкупил Ангела? ____________ 24. Меня ты, жизнь, во многом отрезвила!*( другой почти сонет) ред.от 03.06 Автор: Марина Мануйлова (astra) Меня ты, жизнь, во многом отрезвила! С тобою мы знакомы много лет. Так по тебе судьба меня носила, Что от сомнений уж простыл и след! Я знаю, что дается в очищенье Страданья и терзания души... Но, вымолив у Бога всепрощенье, Воздержится не каждый не грешить... Легко находит смертный оправданья Греховным чувствам, мыслям и делам... Так было и так будет...В назиданье? Христос был послан во Спасенье нам ! Он за грехи людские был распят. А люди, как грешили, так грешат... ____________ Воистину так! ____________ 25. В ладонях бытия Автор: Елена Карелина (Геля Глядсхейм) ...Еще он дремлет, нежится в тиши. Пусты дождем умытые проспекты - Листы тетради чистой. Мы спешим Сюжеты жизни записать в конспекты. Гранит и мрамор бронзовой строкой Несут сквозь время имена и даты, Восток пылает ало-золотой, Такой же восхитительный когда-то Горел на берегах Невы рассвет... За днями дни и век идет за веком, Цветы плетем в венок, слова - в сонет, Сердца - в любовь навечно… На потеху Для зрителей в ладонях бытия Дрожит котенком несудьба моя... ____________ Замечателен сонетный ключ: «Для зрителей в ладонях бытия Дрожит котенком несудьба моя...» ____________ 25. Романс (снято) Автор: Инна Мень Не исчезай… прошу… не исчезай… Погаснет солнце без твоей улыбки, Печальным всхлипом зарыдают скрипки – «Не исчезай, прошу, не исчезай!» Не уезжай… прошу… не уезжай… Накроет землю леденящий холод, И сердце застучит в ночи как молот – «Не уезжай, прошу, не уезжай!» Не оставляй меня, не оставляй! Я от тебя вдали окаменею И только тихо прошептать успею – «Не оставляй меня… не оставляй…» Но коль наступит миг для расставанья, Не говори «прощай», скажи мне «до свиданья»… ____________ Так музыкально-мелодично… ____________ 26. Металлическое Автор: Эрнест Стефанович МЕТАЛЛИЧЕСКОЕ (малая секстина, написанная анапестом...) Как заклепки зари, На снегу снегири Многорядно разбросаны. Цепенеет лежмя, Как стальная, лыжня Между медными соснами. Поднялись на дыбы Световые столбы Над фонарными плясами. Зла в металле зима, И цепями дома Из огней опоясались. ____________ Интересная форма! Склоняю голову перед мастерством автора! ____________ 27. Театр души (отрывок из венка сонетов) Автор: Татьяна Александрова (Aura) Нет цели - вас развлечь. И в этом соль. Неведомо вам: в острые моменты Встречаю стойко я аплодисменты Пощечинами, множащими боль… Стерплю я их. Не нытик. Не впервой. Путь, в сущности, так редок черно-белый. Он – пёстр. Художник, видно, был умелый. Всей кожей ощущаю мастерство… Порой мазки скупые, как хлыста Безжалостные меткие удары. Но радуги палитра редким даром Касается души моей холста. У судеб непредвиденный окрас, Без грима, декораций, без прикрас. Примечание автора: Полный текст венка сонетов «Театр души» приведён ниже в разделе «Рецензия». ____________ Интересен замысел автора! ____________ 28. Мне грустно Автор: Вячеслав Дворников Мне грустно. Дождик плачет за окном, И капли на стекле вагонном стынут… Я уезжаю, сам собой покинут, Везу воспоминанья ни о чём… На полустанке в мокром снеге след Из никуда и ни во что ведущий… Сплетение ветвей, как рук зовущих… И меркнущий закатный солнца свет… За часом час, за ночью снова ночь, И темнота, и стук колёс усталый… Ну где же день? Скорей бы солнце встало… Как мне печаль сегодня превозмочь? Спаситель сон! Укрой меня от бед! Даруй покой и утром новый свет… ____________ Хороший, спокойный сонет! «Спаситель сон! Укрой меня от бед! Даруй покой и утром новый свет…» ____________ 29. Сезонный сонет Автор: Евгений Какузин Влачится год по хлябям и суглинкам, Дожди смывают с неба Млечный Путь, Играют чувства нынче под сурдинку, Неудержимо тянет отдохнуть. Как тихо. Погрузившись в летаргию, Застыла жизнь в больничной белизне. Лишь призраки. Неслышные шаги их, Как фото, проявляет рыхлый снег. Будильника звонком - разгул капели, Слизнули сон игривые ручьи, Желания внезапно осмелели, И тянет веселиться без причин. Запряжена зелёная карета - Доставит кучер Солнце к пункту лето. ___________ Хорошо! «Запряжена зелёная карета - Доставит кучер Солнце к пункту лето». «А Время гонит лошадей…», как сказал Пушкин… ____________ 30. Фея весны Автор: Adela Vasiloi За сутью естества прильну к земле, Сольюсь душой со всем, что есть на свете, Наядою в волне, избегнув сети, Дриадою в лесной туманной мгле... Чудесно возрождаюсь, по весне, И утопаю в розоватом цвете С деревьями… Великолепны эти Мгновения, что чувства множат мне! Я – дома в городе, в лесу и у реки… Ресницами ласкаю небосвод, И растворяюсь в нем, из года в год – В согласии с судьбой, иль вопреки, Во мне все больше неба, в нем – меня… Мелькаю в окнах, взорами пьяня! ____________ Очень хорош сонетный ключ: «Во мне все больше неба, в нем – меня… Мелькаю в окнах, взорами пьяня!» ____________ 31. мой друг Платон Автор: Нэйл Когда мой друг – в письме иль разговоре – О Высшей Правде затевает спор, Я лишь молчу – уж лучше выпить море – Идут дебаты эти с давних пор. В них нет просвета – хоть смотри в упор, Хоть забирайся в горы для обзора – Дремучий лес словес, глухой забор, Непониманье же рождает ссоры. И не сдержать невольные укоры, А искрам гнева трудно дать отпор, В пылу полемики обиды скоры – И дружбу рубит слово что топор. Так пусть глупцом считают все вокруг, Но мне дороже истины – мой друг. ____________ Очень хорошо! Почти Шекспир! ____________ Холмы над морем Автор: Игорь Лукшт У летней ночи быстрая стопа. Прошла... Седые угли остывают, Цикада скрипнет. Солнце предваряя, Горит востока тонкая щепа. По склону вьется узкая тропа, Белеют козы клочьями тумана. Пьет горький сок полынного дурмана Камней гряда, как плакальщиц толпа. К горе лепятся сонные дома. С отвесных стен прибрежного холма Слетают птицы белые порою, К волне верша медлительный полет. Вздыхает море в утреннем покое И ходу лет неспешный счет ведет. Философский сонет… ***************************** Западные формы 2 этап ВКР-3. ИТОГИ 1 место: На этот раз на лауреатство претендуют авторы очень интересных произведений в стиле рондо! Поэт беззащитен (рондо) / Автор: Марина Лёйшель (Прошу наградить Автора и восстановить это произведение, хотя Марина его сняла почему-то) Иду на зов любви / Автор: Регина 2 место: Плач по Галичу (отрывок из венка сонетов) / Автор: Марк Луцкий Коль жизнь игра (рондо укор.) / Автор: Василь Ганжар 3 место: "Пять пудов любви" / Автор: Юрий Щуцкий мой друг Платон / Автор: Нэйл Прошу также отметить авторов следующих произведений: Театр души (отрывок из венка сонетов) / Автор: Татьяна Александрова (Aura) Фея весны / Автор: Adela Vasiloi Сезонный сонет / Автор: Евгений Какузин Мне грустно / Автор: Вячеслав Дворников Спасибо всем авторам за доставленное удовольствие при чтении стихов! С уважением, Татьяна Богданова |