Рецензия на стихотворение Григория Берковича «Перед зеркалом (разговор с душой)» Произведение было размещено в конкурсе «Откровение души», и, как мне кажется, полностью соответствовало теме конкурса, а именно: Душа, как главный или второстепенный, но значимый герой произведения (выписка из Положения) Мы друг от друга с тобой отличаемся мало, Только тональностью нашей последней минуты... Ты не припомнишь, когда ты мне правду сказала, Что я ответил? «Ну что ж» или «хуже не будет»? Как обратиться корректнее? Вы к тебе? Ты к Вам? Можно бы было по имени, только не помню... Полночь... Карета уже превращается в тыкву. Ты не припомнишь, в кого превращаются кони? Жёлто и тускло мигает сигнал поворота. Это качается грязная, старая люстра... Мы обмельчали в потёмках домашнего грота. Ты не припомнишь, о чём говорил Заратустра? Руку держу неумело на собственном пульсе. Ритмы сердечные будто бы строки косые... Жалкий итог отношения минуса к плюсу... Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия. Как часто мы произносим фразу – «поговорить по душам», вкладывая в нее, порой, единственный смысл – «пооткровенничать». Григорий Беркович же попытался пооткровенничать с самой Душой. Почему попытался? Потому что молчаливая «собеседница» так и не удостоила литературного героя ответами. Впрочем, это же чужая душа, и читатель не обязательно должен слышать ее, достаточно слышать какие вопросы задаются, чтоб понять и состояние героя и его отношения с этой самой душой. Мы друг от друга с тобой отличаемся мало, Только тональностью нашей последней минуты... Честно говоря, именно эти две строки и стали для меня решающими в определении «нравится стихотворение или нет». «Тональность последней минуты» - как глубоко и точно сказано. Для человека жизнь заканчивается минорной тональностью смерти, а для Души на мажорной ноте той же смерти начинается свобода. Ведь Душа дана каждому временно и стремится она всегда к свету, покою и вечной жизни. Ты не припомнишь, когда ты мне правду сказала, Что я ответил? «Ну что ж» или «хуже не будет»? Может быть, именно это герой и имел в виду? В строках звучат обреченность и равнодушие к собственной жизни – «хуже не будет». Но, наверное, именно в такие минуты, когда кажется, что все едино – жизнь, смерть, пустота – люди начинают себя переосмысливать. Следующие строки: Как обратиться корректнее? Вы к тебе? Ты к Вам? Можно бы было по имени, только не помню... В первой строке звучит грустная ирония, вторая же показывает, что это, скорее, ирония над самим собой. Последний разговор с душой либо был очень давно, так, что имени не вспомнишь, либо этот разговор вообще впервые, герой даже не знает, как обратиться к собственной душе – на «Ты» или на «Вы». Вот такое противопоставление или лучше сказать разделение на Душу и Разум(?) встречается не впервые. Поневоле задумаешься - достойны ли мы общаться со своей Душой на «Ты». Следующие две строки, как мне кажется, звучат метафорично и подтверждают сказанное мной. Полночь... Карета уже превращается в тыкву. Ты не припомнишь, в кого превращаются кони? Как в сказке о Золушке, в полночь «принцесса» снова станет сама собой и волшебство закончится. А сколько масок меняет за свою жизнь человек? И когда он настоящий? Может быть, во время разговора с собственной Душой? А может быть, только на последней минуте жизни? Жёлто и тускло мигает сигнал поворота. Это качается грязная, старая люстра... Мы обмельчали в потёмках домашнего грота. Ты не припомнишь, о чём говорил Заратустра? Стихи, которые пишутся на эмоциях, иногда кажутся набором фраз. При беглом прочтении. Но ведь автор в каждую строку вкладывал какой-то смысл. И этот смысл можно услышать, почувствовать, только анализируя и внимательно читая каждую строку. Небольшое отступление, касающееся третьего катрена: Бесписьменный арийский пророк Заратустра (Зороастр) [родился около 550 г. до н.э.] - пользовался беспрецедентным почитанием в античном мире и в иудаизме. Зороастризм, одно из древнейших вероучений мира. В зороастризме имелись такие понятия, как "Саошйант" (грядущий спаситель мира), и "Фрашо-кэрэти" (Последний День). Заратустра предчувствовал, что конец мира неизбежен. Он понимал, что сам не доживет до Фрашо-кэрэти, и учил, что после него придет "праведный человек, благого происхождения", то есть Саошйант. Он-то и поведет людей на последний бой против зла. Трактат Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра" - написан в жанре философско-художественной прозы. Эта книга - своего рода ницшевская Библия. По признанию Ницше, на него снизошли два "видения": сначала мысль о "вечном возвращении", а потом и образ самого Заратустры. Познакомившись с этой книгой, С.Л. Франк писал: "Я был потрясен - не учением Ницше, - а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги". ПРЕДИСЛОВИЕ ЗАРАТУСТРЫ 1 Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей родины и пошел в горы. Здесь наслаждался он своим духом и своим одиночеством и в течение десяти лет не утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его -- и в одно утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к нему: "Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь! В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было меня, моего орла и моей змеи. Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя преизбыток твой и благословляли тебя. Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне. Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а бедные -- богатству своему. Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира, ты, богатейшее светило! Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым хочу я спуститься. Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье! Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады! Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком". -- Так начался закат Заратустры. Как интересно теперь можно интерпретировать 3 катрен. Мир литературного героя – темный домашний грот, в котором даже светило – лишь грязная старая люстра, тускло показывающая сигнал поворота – сделать то или это, повернуть в таком-то направлении… К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь! Четвертый катрен оставляет читателя в раздумье и растерянности. Руку держу неумело на собственном пульсе. Ритмы сердечные будто бы строки косые... Жалкий итог отношения минуса к плюсу... Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия. Неужели это был не просто разговор с Душой «по душам»? Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия. Когда Душа теряет память? Та самая последняя минута с разной тональностью? Серьезное, эмоциональное и, в то же время, продуманное стихотворение, несущее в себе философию и размышления автора о жизни. Ярко выраженная аллитерация (р) – (л) – делает произведение строгим и мягким одновременно и приятно воспринимается на слух. Нетривиальная метафоричность заставляет обдумывать и вчитываться в каждую строку. Стихотворение написано четко выдержанным 5-стопным дактилем. Использована перекрестная рифмовка женских рифм. Есть интересные, «незатертые» рифмы, хотя, вместе с тем, есть и не совсем точные: «минуты - будет», «помню - кони», а также глагольные.. Можно было бы поспорить над стилем построения некоторых фраз, но в общем, сам смысл стихотворения оставляет приятное впечатление и вполне оправдывает награду, заработанную на конкурсе. |