Рецензия на рассказ «ЗАПИСКИ СТАРОГО ЧЕЛОВЕКА». Автор: Микаел Абаджянц Название рассказа полностью соответствует захватывающей сюжетной линии. Ужас и восторг. Восторг и ужас. Вот главная сюжетная линия, которую автор, талантливый прозаик и мастер психологии чувств, разворачивает на протяжении всего рассказа, то поднимая события на поверхность, то скрывая её в самой глубине души главной героини. Эти два совершенно противоположных чувства сменяют друг друга на протяжении всей жизни женщины. Чувства, воспоминания, ощущения, мысли, представлены от имени самой героини. Легким, но легкими мазками автор формирует перед читателем образ главной, и пожалуй, единственной героини. На фоне главной героини где-то в рамке существует фотография ее погибшего сына, который является источником глубоких переживаний престарелой матери. Остальные персонажи рассказа имеют второстепенное значение, обеспечивая второй план ролей. «Ужас и восторг – эти два полярных чувства, сплавляясь в различных пропорциях, создают всю гамму самых сложных человеческих переживаний – начиная с восторга ужаса и кончая ужасом восторга. … О, ужас и восторг, этот двойной росчерк росписи человека под вердиктом судьбы! Именно ужасом и восторгом приходится платить за праведность и прегрешения!». Вся жизнь до верху заполнена материнским восторгом, связанным с сыном. В конце жизни мир сузился до кельи, дворика, за которым она никого и ничего не знает, кроме соседки, иногда приносящей тарелку супа». Возникает ощущение мистики и чего-то недосказанного … В комнате существует особый мир. За окном живет другой мир. Сменяются времена года: яркое солнце и снег, молодая весенняя зелень и желто-бурый цвет осеннее листвы. «В дворике спилены почти все деревья. На стене фотография лейтенанта. Зеркало напоминает о нищете и старости. Седой полутруп». Напряжение рассказа нарастает. Разматывается какая-то неведомая, но весьма упругая пружина сюжетной линии. «Вдруг она услышала звук спиливаемого дерева. Усилием воли старуха выскочила вниз, во дворик, и остановила людей, которые спиливали дерево, посаженное сыном. … «Первый лестничный марш я преодолела быстро. Второй, скорее!. . Звук угрожающе усилился, он был осязаемый, я его даже не слышала, а чувствовала всем своим существом. Я споткнулась и упала, перила больно ударили в ребра. Трудно дышать... Еще немного... И я увидела их. – Ты что, бабушка?. . – Это... это дерево посадил мой сын! Кто-то тихонько присвистнул. Все молча удалились. Слезы текли по моим щекам. Я с трудом подошла к дереву. Что это? Кровь! Это кровь моего сына! Я прикоснулась к шершавой и теплой коре. Белые, ветви вздрогнули! Это не снег, оно в цвету! Оно всегда будет в цвету, пока я жива!». Она верит, что дерево всегда будет в цвету, пока она живет. Она любит, она верит, значит, она сильная духом и верой. Потрясающее описание чувств старой одинокой женщины, давно потерявшей сына. Она живет памятью о сыне, которые являются главным смыслом ее жизни. Автором представлена на конкурс точная профессиональная игра образов, глубоких чувств, мыслей, целого калейдоскопа красок и полутонов психологического состояния героини. Автор мастерски, как хирург, точно и взвешенно, очертил пером чувства восторга и ужаса от темы сопереживания и сострадания, предоставив бороться с этими чувствами читателю самому. |