Это правда, что "ничто не вечно под луной". Но в народе говорят, что свято место пусто не бывает. В этом году исполняется двадцать лет, как ушел из жизни великий мастер слова Михаил Шолохов, а на смену ему никто не торопится. Понятно, что гении рождаются не часто. И все-таки серьезные претенденты быть обязаны, иначе возникнет мысль о том, что в обществе не все благополучно. Настоящий разговор, в общем, не о подобном "Тихому Дону" произведении. Разговор о донской литературе вообще, которой в свое время восхищалась и Москва, и заграница не брезговала делать переводы. Миллионные тиражи. Виталий Закруткин, Анатолий Калинин, Петр Лебеденко. "Заштрихованные" от массового читателя Владимир Карпенко с "Красным генералом", " Тучи идут на ветер", и Виталий Семин с "Нагрудным знаком OST", "Ласточка-звездочка". О Михаиле Соколове с его "Искрами" – титаническом многотомном труде о жизни и деятельности Ленина – не вспоминаем по причине перемены векторов власти. Но Владимир Фоменко старался писать прозу не на заказ. Короче, "донская писательская рота" в бывшем Советском Союзе занимала позиции передовые. Некоторые литераторы, как например Борис Куликов, Павел Шестаков даже в кино успели сняться. Первый в "Емельяне Пугачеве" сыграл друга атамана, второй в поставленном по собственному произведению "Страхе высоты" учавствовал в эпизодической роли. К сожалению, кроме Анатолия Калинина и Владимира Карпенко, все выше перечисленные прозаики покинули этот мир. Почему в советское время у писателей Дона были талант,агрессивная трудоспособность, а в нынешнее тех, кто на слуху, по пальцам одной руки пересчитать можно? Никто не спорит, что имя Шолохова являлось своеобразным толкачем для творческих людей, давало пропуск в большую литературу. Но разве сейчас в столице мало проводится конкурсов, в которых талантливому человеку предлагается принять участие? Послать на них свои произведения и, если заметят, если подойдешь по параметрам, вынырнешь из небытия сразу на гребень волны. В том то и дело, что конкурсы эти чаще проводятся в Москве, в ней и различных издательств не меньше сотни. В Ростове тоже больше десятка, да ориентированы они, как и в самой столице, или на заграничный ширпотреб – секс, любовь, наркота, боевики – или на российский детектив, который детективом назвать можно с большой натяжкой. Остальные, пишущие "бытовуху", то есть, как Чехов, Серафимович, Шолохов, разрабатывающие социальные проблемы государства, народа, нации, человека – получают от ворот поворот. Или им предлагается печататься за свои деньги. Не избежал подобной участи даже А.Калинин, автор нашумевшего, по телевизору в том числе, "Цыгана" . Его последнюю книгу стихов издали на деньги спонсоров тиражом в триста экземпляров. То же произошло с известным на Дону историком В. Сидоровым, сумевшим найти спонсоров и выпустить трехтомник своих произведений опять тиражом в триста экземпляров. Издательства хватаются лишь за те труды, которые могут принести быстрые, немерянные доходы. Года три назад одно солидное "вперлось по уши", выпустив "немерянно" несколько книг по народной медицине, уринотерапии и экстрасенсорике тиражом в сотню тысяч экземпляров. Теперь перешло на литературу детскую, решив, что на ней никогда не прогадаешь. Кто бы спорил, если бы не два вопроса: что предлагается и ко времени ли предложенное? И еще одно. В заботах о детях не выплеснуть бы из корыта самих чад. Ведь в произведенях на темы морали, которые отвергаются с порога, могут раскрыться свои "Унесенные ветром", "Поющие в терновнике", "Женщина в белом". А может быть, современной трактовки "Война и мир", "Братья Карамазовы" или "Палата номер шесть". Но разделившийся на два лагеря бывший Союз писателей молчит. Ни "почвенников", ни "язвенников" слыхом не слыхано, духом не пахнет. Оба Союза заняты пополнением рядов людьми в литературе случайными, имеющими в своих активах по одной книжке тиражом в сто – триста экземпляров за свой счет. Порой откровенными графоманами. Лишь бы последние разделяли позиции противоборствующих сторон. Профессиональные Союзы давно забыли о бедствующих, уже никем не печатаемых своих членах, не поздравляя последних не только с днями рождения, но даже с юбилеями. Хотя бы по телефону. В советское время собрания литераторов проводились регулярно, обязательны были обсуждения вышедших книг с нелицеприятными критическими замечаниями. Особенно бурно дискуссии проходили в многочисленных литобъединениях. И при Союзе писателей, и при крупных производствах, как, например, "Ростсельмаш", "Красный котельщик", "Атоммаш" в Волгодонске. Так по всей области. То есть, молодых литераторов держали в "ежовых рукавицах", отмечая таланты, давая им возможность напечататься в государственном издательстве в первую очередь, выйти "в люди". Но когда, еще советский, Союз писателей начал разделяться на две независимых друг от друга организации, тут-же в литобъединениях пошло деление и среди молодых литераторов, не членов союзов. "Драка" творческих людей привела к тому, что похожий на богатый особняк с двориком в цветах, ухоженный Дом писателей на Пушкинской отобрало областное руководство, якобы, под другие цели. Самих же несговорчивых литераторов, а заодно с ними и композиторов, переместили в старый дом на Кировском, предоставив и там под "союзы" всего лишь двух – трехкомнатные квартиры. Это еще один момент разобщения членов Союза писателей. Раньше собирались в прекрасных, теплых залах, теперь кто будет вести философские дискуссии в отсыревших, прокуренных, с потрескавшимися стенами и потолками комнатах. Пусто ныне там. Кстати, литобъединений достаточно и сейчас, но все они влачат жалкое существование, потому что предоставлены самим себе. В конечном счете, это те группы людей, которые посещали собрания еще при советах. Новых членов мало, в основном, из тех парней и девчат, которым, скажем прямо, делать нечего. Что могут создать и предложить современному читателю такие "члены". И кому данная суета нужна? Главное, кто напечатает, даже если предположить, что среди них окажется пусть не гений, но талант? А в то время даже идущую вразрез с линией партии творческую молодежь печатали все равно, предоставляя им право выпускать собственные книги. В газете "Молот" регулярно выходило "Донское слово", в газете "Комсомолец" – "Прямая речь" с подборками прозы и стихов наиболее талантливых из литераторов. Не редки были и выпускаемые издательством книги – сборники. Или книги собственные, то есть, одного автора, не члена Союза. Вслед за выходом нового произведения появлялись в печати рецензии. Надо сказать, что критика иной раз была весьма нелицеприятной, несмотря на всеобщее "лобзание" под Брежнева. Сейчас даже опробованных временем писателей публикуют не иначе, как за свой счет. Министерство культуры Ростовской области в данном направлении тоже работы никакой не ведет. А ведь это "инженеры человеческих душ", которые не только могут осветить прошлое государства, народа, отразить действительность, предугадать дальнейший ход исторических событий, но в исключительных случаях подсказать, каким путем идти дальше. Чтобы на дороге Жизни было поменьше завалов с буреломами. Хоть и говорят, что история ничему не учит, что каждое новое поколение выбирает путь свой, да на полуострове Крым, описанном Василием Аксеновым задолго до последующих размежеваний, обошлось без крови. А великие герберты уэлсы, жюли верны, александры беляевы дали значительного пинка под зад развивающейся цивилизации, предугадав и направив в нужное русло умы изобретателей. Так стоит ли отказываться от услуг творческих людей, в других странах приносящих в копилки немалые доходы за счет переводов на иные языки и распространения изданий по всему миру? Прославляющих свою нацию. Суть даже не в этом, а в том, что настоящая литература сама призвана поднимать пласты культуры на новые уровни. Там, где читают, народ образованней, живет лучше. Поэтому выступающие любого ранга по телевидению, радио, в средствах массовой информации делят граждан Земли на жителей стран третьего мира, второго. И так далее. В государствах цивилизованных писатели, художники, композиторы обласканы народами, правительствами. Получают за свои труды достойные вознаграждения. В России, в частности у нас, на Дону, творческим людям пора переодеваться в рубище, взяв в руки посох трогаться в путь, ведущий в неизвестность. В Библии сказано, что вначале было слово. Куда униженные мастера слова заведут свой народ, догадаться нетрудно. Кому это нужно? Не лучше ли направить часть отчислений от производств на создание независимого издательства, поставить во главе его не замордованного государственными переделами руководителя и таким образом удовлетворить не затухающее с наступлением капитализации чувство книжного голода что у пишущих, что у читателей. Тем самым решив одну из приоритетных проблем страны в целом. Ведь каждый, пусть в магазине при издательстве, выберет себе то сочинение, потянется к тому писателю, который сумеет затронуть только его душу. А талантами донская земля, в частности, столица Дона, не была обделена никогда. Имена драматурга Виктора Мережко, поэта Николая Доризо, актрисы Анны Самохиной – по сути, наших современников – на слуху у всей России. Вот таким видится решение серьезной проблемы. Скажите, если дорога не ведет к храму, такая дорога разве нужна? Юрий Иванов, литератор. Член МСП "Новый современник". |