Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Михаил Лезинский
Объем: 30380 [ символов ]
ЗАКОН ТУНДРЫ ИЛИ ВЕЛИКИЙ ЮКАГИР - 5 .Маленький роман при двух больших эпилогах
И ВНОВЬ - КУРИЛОВ.
 
- Так на чём мы с тобою остановились , брат Максимайло , ах да , привирать я малость любил ... А , если по-честному, то в пределах нормы. А Мюнхгауен - объясняется просто: в третьем классе моей тетрадкой по арифметике была книга " Приключения барона Мюнхгаузена" - всю долгую зиму я решал задачки между печатных строк этой книжки. Отсюда и кличка . Но я не только выводил в книжке цифири , но и читал её. Читал я , насколько себя помню, всегда. Даже тогда, когда пастушил . Великий грех совершал - читал!
- Грех?
- Пастухи выговаривали мне: "Хочешь читать - езжай в Черский . Оленевод должен читать оленьи следы , а не книги . По следам оленевод должен определить : голодные или сытые олени ! Куда путь держат олешки-дикари!.. Книги приходилось читать тайком. Зато , брат , писал много!
Максим Кучаев обрадовался, словно обнаружил истоки куриловского мастерства – вот , оказывается откуда всё пошло !
- С чего начинал , коллега , - в Кучаеве проснулся журналист , - с маленьких рассказов , со стихов или сразу к крупному жанру потянуло ?
Курилов расхохотался . До чего же красивым становится лицо , когда он так заразительно смеётся ! И это румяное чудо природы прикидывается больным ? Или Семён на мне проигрывает жизнь своего будущего героя ?
- К крупному жанру !? Отчёты писал , как человек грамотный ! В те годы отчётность была совершенно дикая ! Какая-то неведомая бюрократическая машина требовала от полуграмотных оленеводов Колымы , столько бессмысленной писанины , что диву даёшься.
- Бюрократии и сейчас навалом !
- Это ты верно подметил , Максим . Но вернёмся к нашим баранам , то бишь - к олешкам! Так вот, волк задрал оленя - составляется акт. Подробнейший акт.
- В общем, это правильно, - заметил Кучаев , - а ты бы хотел вообще без бумажек обходится ? Социализм - это учёт ! - как заметил великий человек. Просто , Семён , в тебе всегда жил писатель , который сожалеет , что отчёты да акты в литературных журналах не напечатают ? и собрание сочинений из них не составишь!
- Однако , ты не прав : акт акту – рознь . Некоторые сами просятся в литературу . В большую ! Акт составлялся так: указывалось , что у оленя имеется четыре ноги , одна шкура , две почки , одна печень , один язык ... Если забивали сотню оленей , то в приёмном акте фиксировалось : четыреста ног, сто шкур , двести почек , сто языков ...
- Абсурд !
- Не знаю , не знаю , что-то о таком течении в литературе я тогда не слыхал!
- Абсурду всегда есть место в литературе !
- Может ты и прав, коллега ... Так вот, насчёт ног и языков! Олени-то ещё живёхонькие стоят на своих четырёх ногах , внутри их сердца , печени и почки жизнь перетирают, а тут ... Боялись , а вдруг какой-нибудь чудак у живого оленя изымет сердце и когда всё стадо прибудет на место отстрела , одного сердца будет недоставать !?. Или - тридцати пяти ног!?. А если десяток олешек поменяет слепую кишку на зрячую !? Как это отразишь заранее в акте !?
- Действительно – как ?
- А очень просто. При сдаче непосредственно , перед , прости господи, убиением , пишешь второй акт и прикрепляешь его скрепочкой к первому.
- Начинаю понимать , что ничего не понимаю!
- То-то же! Это тебе не ананасы с рябчиками жевать , тут думать надо, Максим ! Олень , допустим , захромал в дороге и камус подпортился , так эта нога сразу становится третьесортной , другая , менее повреждённая - второго сорта , и лишь две идут первым ! Из оборотной ведомости исключаешь вторые и третьи сортные ноги , и в итоге пишешь акт: "Сто оленей. Триста восемьдесять три ноги..." Да , забыл сообщить , прокушенные языки вообще вычёркивались из акта , будто их и в природе не существовало ! На сто оленей иногда только пятьдесят языков приходилось !
- Так что ж ты, Семён Николаевич , не напишешь об этом!?
Курилов внимательно посмотрел на Кучаева , произнёс жёстко , как о давно решённом:
- Об этом напишешь ты , - у меня другие задачи.
- Поэтому ты и затеял со мною этот разговор?
- Не только потому . Скорее , вовсе не об этом веду с тобою ночные беседы , наберись терпения – поймёшь ! Так на чём я остановился ? Привычка у тебя, Максим, перебивать начальство! - усмехнулся Курилов.
- Есть такое .
- В пылу деловитости некоторые бригадиры даже в мелких актах умудрялись указывать даже место проишествия , дату , часы , минуты и ... не поверишь , Максим ! - секунды.
- Зачем ?
- Вот и я интересовался - " зачем ? " Отвечали: " А мы почём знаем! Нынче все так пишут ! " Верно , все так писали , - указание же шло от полуграмотных партийных работников! - и я так писал . Понял главное : мой почерк - моё спасение , моя грамота - моя жизнь . Грамота и почерк делали меня более значимым в своих собственных глазах . Но высокое начальство плохо разбиралось в моём юкагирском или якутском языках , и я мал-по-малу , стал приобщаться к русскому.
Семён неожиданно расхохотался , вспомнив что-то весёлое.
- Что ты ржёшь, мой конь ретивый ?
- Осёл приветливо спросил , - подхватил шутку Семён , - недавно в бумагах матери обнаружил акт о гибели больного взрослого оленя и одиннадцати истощённых телят, написанный мною по-русски - читать смешно ! Общее количество поначалу указано цифрой " 12 ", а потом та же цифра повторена прописью , но уже по схеме якутского языка "десять два" . А ведь бюрократизм , Максим , хорошая штука! Когда-нибудь , - мечтательно произнёс Курилов, - я напишу оду бюрократизму . Тому самому , который мы с тобой , Максимушка сейчас освистали .
- Ну , Сэмэн , за твоей мыслью не угонишься ! Парадоксально!
- Ни каких парадоксов! Бюрократизм научил меня усидчивости , возне с тысячами бумажек , а это так необходимо , когда пишешь крупную историческую вещь! Считай, Максим , от этих бюрократических бумажек и берёт начало моя писательская работа . Бюрократия плюс почерк.
- У всех писателей - почерк барахлянский , - заметил Кучаев , - лично я пишу так , что через пару дней сам себя разобрать не могу .
 
И в мыслях не держал Кучаев , что через много, много лет он очутится в Израиле и , разбирая письма Семёна Курилова , написанные от руки юкагирским писателем , - да и свои каракули тоже ! - перенесёт их на компьютер , стерилизующий все почерки.
 
- И у меня таким же становится . Но в молодые годы почерк у меня был мировой . Каллиграфический ! И мой уникальный почерк требовал : стань писателем ! Стань писателем ! Стань !
Шутит или на полном серьёзе говорит Курилов - ничего нельзя прочесть на его беспристрастном лице.
- По снежной целине, - этот нестандартный белый лист ни в какую пишмашинку не вставишь ! - я выводил буковка к буковке целые возвания. Лозунги писал разные.
- Широкой плакатной кистью ?
- Тальником по снегу писал !..
 
Светилась настольная лампа на редакторском столе, освещая допитые коньячные бутылки , пепельницу , доверху наполненную серебристым пеплом и окурками , ломти хлеба и оленьей колбасы билибинского изготовления ... За окном завывал ветер , напоминая Максиму, что за окном не просто мороз , а арктический мороз! Постанывала лестница , ведущая к «Колымке , вдали выли собаки и по небу блуждала желтоватая луна .
Семён подошёл к окну и запел. Тихо , протяжно , тоскливо . Кучаев вслушивался в непонятные слова, пытаясь проникнуть за языковой барьер.
 
- О чём плачешь, Семён?
- Это хорошая песня , Максим. Она и по-русски поётся . Её перевёл мой тульский друг Саша Лаврик.
 
С горных круч,
где льды сверкают,
На цветущие поляны
Мчатся волны Ярхаданы .
С горных круч, где льды
сверкают.
Я сравнил бы облик милой
не с холодной Ярхаданой
С тёплым солнцем над поляной
Я сравнил бы облик милый ....
 
Кучаев знал : одну из трех дочерей Курилов назвал Ярхаданой . Три дочери - два цветка и жаворонок : Окся , Ярхадана и Чэнди . Мал-мала-меньше ! Как он только управляется с ними - матери-то нет!
Кучаев подумал: " Уместно ли спросить о жене ? " Знал он о семейной жизни Семена Курилова немногое: бывшая жена – русская . Завербовалась на Север . Встретились . Полюбили друг друга . Полюбили ли ? Поженились. Нажили троих детей. Разлюбила. Любила ли ? Уехала на материк - мало кто из русских женщин выносит. испытание Севером . Тут уж должна быть большая любовь . Двухсторонняя . Но любви у этой пришлой женщины не было . Ни к мужу , ни к детям .
Семену бы свою, юкагирку ! Юкагиры – однолюбы . Но где ее сыщешь? Если весь юкагирский народ наперечет!?
Максим Кучаев прочитал в рукописи Семена Курилова :
 
" Все одиннадцать юкагирских родов неимоверно переплелись сложными линиями родственных связей. А закон был строг и суров : запрещалась не только повторная связь , запрещалось соединение родственных линий даже через пятое и шестое поколения . Найти жениху свободную линию было делом трудным и страшно запутанным . Юкагиры в разное время и в разных местах породнились с ламутами , чукчами , якутами и даже с русскими. Попробуй-ка - отыщи в этой неразберихе свободный конец !.. "
 
В своем новом романе Семен Курилов напишет:
 
"...Случалось всякое . Рискнул брат Нявала ... отправился на Гижигу , нашел жену , привез , обласкал . А потом задушился . Далекими , но встречными оказались их линии.
Опозоренной и несчастной , с ребенком от мужа-родственника покинула женщина стойбище ..."
 
Нет, не стоит сейчас интересоваться этим нелегким вопросом! - решил Кучаев.
 
Семен Курилов подошел к столу , отодвинул пепельницу и склонился над листом газетной полосы - завтрашнего номера "Колымской правды ".
- Ты, Максим , писал? - он ткнул в корреспонденцию , правленную и переправленную редактором - не любил Редактор , как он сам говорил , архитектурных излишеств и лирических соплей!
- Я . Но тебе читать не стоит ...
 
Семен читал медленно, вслух, отделяя паузами слово от слова:
 
"В целях повышения культуры производства и, выполняя решения прошедшего Пленума ЦК КПСС , необходимо обеспечить бригаду оленеводов нижеследующими предметами ..."
 
- Это не изящная словесность , Семен. Жизнь и редактор потребовали такой материал . Между прочим , Сенечка , это просили опубликовать в газете андрюшкинцы . Андрюшкино - твоя родина, Семён !
- Да, там я родился , там сейчас живет моя матушка и брат Колька . Так что потребовали от общества мои земляки-пастухи ?
 
"Срочно обеспечить бригаду нижеследующими предметами:
Приемник "Меридиан" или "Геолог".
Бинокль.
Фонари карманные с батарейками и батареи для радиостанции.
Лыжи. Три пары с адидасовскими креплениями .
Шахматы , домино и прочие настольные игры.
Художественная литература на якутском и русском языках .
Журналы: "Новый мир", "Сельская жизнь", "Наука и религия", "Моды", "Юность", "Искусство кино", "Хотугу улус".
Портфель для бригадира.
Со слов членов бригады записал корреспондент газеты "Колымская правда" К. Максимов.
Алазейская тундра. Озеро Прасковья ".
 
- Озеро Прасковья... Озеро Прасковья... Это шесть часов ходу от Андрюшкино ?
- Шесть часов минута в минуту! - подтвердил Кучаев.
- Так что ж ты , К. Максимов , промотавшись шесть часов на нартах , не сподобился какую-нибудь зарисовку выдать ? Читабельную ?
Максим пожал плечами.
- Выполнял социальный заказ! - Максим опять пожал плечами.
Да . Кучаев выполнял заказ , но в блокноте был записан и другой рассказ, который он и опубликует потом...
 
ИЗ БЛОКНОТА МАКСИМА КУЧАЕВА
 
Варианты названий: "А кругом тундра белая...", "Оленей погонять надо!",
" Над тундрой ветер перемен "...
 
Алексей Ягловский посмотрел на меня, облаченного в кукашку и меховые шаровары , на надвинутый чуть ли не на глаза двойной малахай и , усмехнувшись, заметил:
- Шевелиться-то можешь?
- Могу,- ответил , плохо соображая , как мне это удастся сделать. Но тут же подумал, что для сидения на нартах сил у меня хватит.
У Алексея Николаевича Ягловского на этот счет было свое мнение :
- Однако , ехать шесть часов . И управлять олешками надо .- Но тут же еще раз усмехнулся и добавил: - Впрочем, подвяжем твоих оленей к другой упряжке.
- То , что управляющий Андрюшкинским отделением совхоза "Нижнеколымский" Алексей Николаевич Ягловский наделен острым и саркастическим умом , я заметил сразу. Но не сразу уловил , когда он шутит, а когда говорит всерьез. И то , и другое он умеет произносить без улыбки.
Но на сей раз он не шутил , « моих » оленей действительно привязали к нартам Евдокии Спиридоновны Слепцовой . Она пенсионерка , но изъявила желание поработать несколько месяцев в стаде.
Тронулись ...
Не ради праздного любопытства ехал я сейчас в Алазейскую тундру. Как корреспондент "Колымской правды" , должен был дать репортаж о смене пастухов-оленеводов . О первой на Колыме смене...
 
Из разговоров оленеводов:
 
Костя Клепечин : " Что я в тундре должен ишачить с утра до ночи и из месяца в месяц !? "
 
Алексей Жарков :
" В поселке кино крутят... Несогласный я быть все время в тундре . Месяц там - месяц тут - это куда ни шло!"
 
Алексей Ягловский :
" Это раньше в тундру загоняли на всю жизнь . Всю жизнь пастух кочевал по тундре и выходил оттуда только умирать . А я сам не хочу так работать и другим не дам ! Пока меня не сняли , конечно ! "
 
Андрюшкинцы первыми перешли на сменно-звеньевой выпас . И это естественно . Еще много лет тому назад они пытались провести такой эксперимент, но при переброске людей сделали ставку на самолет - это оказалось слишком дорого. ( А. Н. Ягловсккй за этот эксперимент получил строгий выговор по партийной линии с занесением в учетную карточку , и с последующим снятием с работы за авантюризм! ) Но сама мысль о работе по-новому не давала покоя. И вот через много лет снова вернулись к этой идее .
Опыт у Алексея Ягловского уже был и он сразу отказался от "самолетного варианта". Решил смены производить на оленях...
 
Тронулись...
Захотелось запеть недавно услышанную песню:
 
А кругом тундра белая ,
От мороза звенит ,
И олени несмелые
Смотрят косо в зенит ...
 
Действительно, вокруг была тундра белая , и звенела она от мороза (мы выехали при – 41 по Цельсию ) , но что касается оленей , то не заметил их косого взгляда , да ещё - в зенит. Ради рифмы, что ли ?..
 
Замечу сразу , петь расхотелось через минуту : езда на оленях оказалась трудной и утомительной . Какой там сон , запланированный мною раньше! На первой же кочке - а кочек в тундре считать не пересчитать! - нарты резко наклонились , и я , как мешок неуправляемый , - как будто есть управляемые мешки!? - вывалился в снег. "Олений поезд" остановился, и управляющий поглядел на меня тревожно :
- Ушибся ?
- Нет .
- Однако , ты в следующий раз , как вывалишься, сразу кричи, а то потеряем в тундре.
- Как кричать?
- А-а-а-а ...- подсказал управляющий.
И опять я не понял, смеется Алексей Ягловский или говорит серьезно. Но про себя решил: кричать не буду.
А Евдокия Спиридоновна , пыхнув на меня беломорным дымком , добавила:
- Оленей погонять надо ...
Подошел Костя Клепечин . Тот самый , который говорил , что он ни за какие коврижки не поедет в тундру надолго , погладил моих оленей и тихонько проговорил :
- Погоняй не погоняй - не поможет! Здесь совершенно другой подход нужен.
- Какой, Костя?
- Словами это не объяснить. Каждый олень имеет свой характер.
- И человек имеет свой характер , Костя , но что из того ?
- А то , что вы с олешкой не сошлись характерами .
- Погонять чаще надо ,- упрямо твердила Евдокия Спиридоновна ,- и покрикивать.
Ничего ей на это не ответил Костя Клепечин , но по нему я понял : вчера демобилизованный солдат остался при своем особом мнении.
Костя Клепечин - звеньевой стада 4-го Андрюшкинского отделения , а бригадир - Михаил Иванович Клепечин в течение двух месяцев возглавлял звено , и сейчас должен был временно передать стадо Константину Клепечину - сыну. Происходит не только смена пастухов , но и поколений . Отцу скоро на пенсию , и все думают , что сын возглавит не только звено , но и всю бригаду ...
Но эти дела решает Семён Николаевич по своему усмотрению... А то через чур много советчиков всегда находится !
- Однако, Максим Леонидович , зализывайте раны и поехали ,- усмехнулся Ягловский.
Вновь тронулись в путь.
Я погонял оленей , а они не шли , тормозя нарты Слепцовой . Я шептал олешкам ласковые слова , пытаясь сойтись характерами , но они никак не реагировали , я бранился, - ругался матом , коему был обучен ещё со времён проживания в Карелии , но и это на оленей не действовало .
Евдокия Спиридоновна то и дело оборачивалась в мою сторону и зло произносила одно единственное слово: "Погоняй!"
Так в мученьях прошло несколько часов ... Остановились подкормить оленей . Ко мне подошел Ягловский.
- Ну как ?
Руки-ноги у меня еле шевелились, тело отказывалось повиноваться. Есть такое выражение: "свинцовая усталость", так вот эта усталость и наполняла каждую клеточку.
- Порядок,- ответил я , с трудом ворочая языком ,- вот только олени почему-то не хотят тянуть.
Слепцова что-то стала ему говорить. Я хоть и не понимал по-якутски , но догадался - жалобы идут по моему адресу.
Ягловский усмехнулся. Ох , уж эта усмешечка Ягловского ! Небось не один выговор он схлопотал за нее ! Не одного крупного начальника сделал своим врагом ...
- Олешка , говоришь , не тянет ? А может , управлять им не можешь?
- Великое искусство ! - возмутился я , хоть и не начальник я , но насмешка и меня раздражала !- У вас , Алексей Николаевич , они тоже не потянут . Костя Клепечин сказал: " Оленей не только погонять нужно, но и характерами с ними сойтись".
- Это у меня-то не потянут?! - уставился на меня Ягловский .- Это почему же ?
- А потому, что вы давно стали кабинетным работником. А олени - Костя сказал - животные умные , они сразу распознают интеллигента . Вы же типичный представитель бюрократической интеллигенции ,- решил я разговаривать с управляющим в его же ключе.
- Я – интеллигент ?! Да я же бывший рабочий человек !
- Бывших олени тоже не признают, Костя сказал...
Ягловский вспыхнул :
- Много твой Костя понимает! Я - якут, во мне течет кровь тысячелетий!
- А олени родились в наше время .
- Вот что ,- сказал Ягловский ,-- еду на вашем олешке , а вы - самостоятельно. Са-мо-сто-ятель-но... На моём. Идет?
- Идет...
Но "мой олешка" под руководством управляющего Алексея Ягловского тоже не торопился ставить рекорды . Конечно, будем справедливы , олень лапчатый , несколько увеличил скорость , но этого было недостаточно , чтобы следовать "ноздря в ноздрю" - выражение Кости - за нашим, быстро удаляющимся "оленьим поездом" . Зато я на олене управляющего , выбился на второе место - даже про усталость забыл ! - а когда двигались по озеру, то и первым шел , Недолго , правда, думаю, это Костя мне подыграл ?..
Через час пути - "олешки ягеля требуют!" - Ягловский смущенно почесал голову через два малахая , и признал , хоть и косвенно, мою правоту:
- Однако , олени и вправду того , неприспособленные...
Тут уж возмутился Костя Клепечин:
- Это ж мой рогатый !.. Вот что , Алексей Николаевич, я поеду на своём !
- В тебе тоже течет кровь тысячелетий ? - попытался я подковырнуть Костю.
Но он на мои слова ноль внимания...
Эх, Костя, Костя, ты совсем не дипломат! Ну что тебе стоило ехать помедленнее, отстать хоть чуть-чуть, чтобы и мы, постепенно отвыкшие от физических нагрузок, почувствовали себя "покорителями" тундры.
Но Костя Клепечин на " наших " оленях вырвался вперед и ни разу не отстал. Олени чувствовали каждое движение молодого пастуха , каждый его молодецкий выкрик.
Когда меня выбросило в очередной сугроб , ко мне подъехал управляющий и , улыбаясь, сказал:
- Однако , обставил нас молодой... Хороший бригадир.
- Однако , не бригадир , а звеньевой,- поправил я его.
- Бригадир ,- твердо сказал Ягловский ,- как Михаил Клепечин выйдет на пенсию , сразу же утверждаю его бригадиром. Я об этом давно думал, а теперь окончательно утвердился в этом... Однако , вылезай из сугроба , поехали...
 
А , ещё через несколько часов пути , когда я был весь , как загнанный жеребец , весь в мыле , когда я приготовися к бесславному поражению , взвилась к небо сигнальная ракета , освещая огромное заснеженное пространство , и на белом фоне показалась черная точка - тордох четвертого стада. Полчаса пути - и мы у цели... Смена приехала.
 
Сменно-звеньевой выпас ... Все, что сейчас происходит ,- впервые на Колыме! Пройдет время , и сменно-звеньевсй выпас завоюет себе место под солнцем , молодые , да и старые оленеводы голосуют за него двумя руками . Со временем подытожат опыт сгодняшнего дня , выявят все плюсы и минусы , и он обретет более точную , выверенную форму . Тогда за работу возьмутся любознательные краеведы: они обязательно захотят установить , кто был первым из первых. Облегчим им эту задачу и сообщим имена тех, кто стоял у истоков. Это бригадир Михаил Иванович Клепечин – эвен , пастухи Алексей Романович Слепцов - якут, Алексей Семенович Татаев - эвен, санинструктор Анна Ивановна Клепечина - эвенка.
Меняет их комсомольско-молодежное звено: звеньевой Константин Михайлович Клепечин – эвен , пастухи Спиридон Алексеевич Слепцов – юкагир , Гавриил Прокопьевич Татаев – эвен , Федор Ильич Жирков – юкагир , санинструктор Евдокия Спиридоновна Слепцова-юкагирка.
Будем помнить, что история делается нашими современниками сегодня, будущее в их руках...
 
Это из блокнота Максима Кучаева , но Семен Курилов не заглядывал в него, а видел только то, что на газетной полосе.
 
- Портфель для бригадира ... Портфель для бригадира..,- Курилов отложил полосу , подсел к Кучаеву на диван, обнял за плечи .
- Дорогой, Максим ... Будь моим другом , Максим!.. Если б я умел плакать, я бы сейчас заплакал. Но у меня давно нет слез, все выплакал в детстве и юности . Портфель для бригадира ... Если б ты заехал сейчас в мое прошлое и спросил: "Что ты желаешь, мальчик?"
Я бы ответил дребезжащим щенячьим голосом : "Хлебушка дай! Хлебушка!"... Ты меня как-то спросил, почему я редко залетаю в гнездо своих предков? Я отмахнулся тогда , Максим , а сейчас... сейчас скажу. Тебе одному скажу. Нет, нет , я не пьян и не схожу с ума , не смотри на меня так !.. Нет , смотришь!.. Так вот , я убит тундрой, я боюсь тундры. Для меня каждый выезд – напоминание , для меня каждый выезд в тундру – мучение .
- Тебе тяжело , Семен , не надо , не воспоминаний . В другой раз ... Никогда не надо письма паши старые читать , - есть такой городской романс . В нём не только о письмах , Сенечка .
- Надо , Максим , надо , если я не буду вспоминать , если я начну беречь свои нервы , то какой я к чёрту писатель ! А ?.. Может быть , я так долго пишу свой роман , потому что у меня появилась теплая уборная и горячая вода ?.. Поберечь себя ... Ты в моем последнем рассказе уловил "тоскующий нерв", ты сказал мне тогда , что я смешливо дурачусь сквозь слезы ... Верно подметил ...
 
Рассказ был о щенке по кличке Кучу-кучу . О маленьком веселом щеночке. По утрам он лизал мальчишеское лицо своим теплым шершавым языком ...
Мальчишка любил всё маленькое: оленят , голых мышат . Но собаки растут намного быстрее людей , - мальчонка еще оставался маленьким , а щенок превратился в огромного лохматого пса . И единственное , что еще притягивало мальчика к собаке , так это то , что несмотря на свой рост , оставался Кучу-кучу по-прежнему доброй и ласковой псиной.
Однажды мальчонка подобрал в тундре птичку , выпавшую из гнезда. Розовато-белое тельце её , не покрытое перьями , дрожало на ладони. Мальчонка протянул птичку Кучу-кучу .
- Лизни , псинка , ее своим теплым языком . Отогрей .
Не понял Кучу-кучу мальчика , потянулся мордой к маленькой ладошке, миг и... съел Кучу-кучу птичьего детеныша . Большой съел маленького !
Вильнула псина хвостом : " Ты этого хотел , малыш? "
Озлился мальчишка.
- Пошла вон , вонючая псина ! Чтоб ты сдохла и песцы обглодали твои кости !- и пнул в бок , ничего не понимающего пса , вся вина которого состояла в том , что он еще плохо знал коварный человеческий язык .
А однажды отец сказал мальчонке , что Кучу-кучу собирается в дальнюю дорогу . Навсегда . Мальчишка уже знал , что такое - навсегда! Многие люди и животные тундры ушли из его короткой памяти навсегда . И нет от них оттуда ни весточки !
- Вот и хорошо! - обрадовался мальчишка.- Пусть уходит злой Кучу-кучу - пожиратель детёнышей! – навсегда .
А мать сказала , дав мальчишке кусок мяса :
- Отнеси собаке , пусть порадуется перед длинной дорогой ...
Мальчик не отдал собаке ее последнее мясо , показал дразня , съел сам и на прощанье пнул ногою удивлённого пса...
Потом он увидел шкуру Кучу-кучу. Гладкую, аккуратно расчесанную шкуру с блестящим , как снег под лучами уходящего на зимовку солнца , искрящимся мехом ...
Мальчишка еще многого не понимал , но тут он вдруг осознал главное : он совершил кощунство - обидел перед смертью своего доверчивого друга . И только сейчас до него дошел истинный смысл такого простого слова "навсегда". Навсегда - это... Это , когда и захотел бы , но уже не у кого просить прощения! Навсегда - это и значит навсегда .
 
Мальчишка станет взрослым , повидает много смертей на своем веку, но Кучу-кучу не уйдет из памяти.
 
"Много с той поры в тундре выпало и растаяло снегов . Жизнь не раз испытывала меня на человечность , то даря , то отнимая радость истинной дружбы. И я не раз утверждался в том , что в мире человеческих отношений нет большей ценности и утраты, чем доверие ."
 
- Не надо, Сенечка ,- повторил Кучаев,- ты устал , вот уж скоро утро , расслабся. Давай говорить о женщинах , Семён. О женщинах всегда приятно говорить . Говорят, татарочка одна на тебя заглядывается ...
- У неё есть муж, Максим . И - дочь.
- Дочь !? Первый раз слышу !
- Вначале дочь жила у родителей Насимы в Казани , а недавно - большая уже девочка! - переехала в Черский . Но , хватит об этом , сам не знаю , что из этого выйдет!.. Однако , Максим , тебе надо было стать врачом , а не писателем ! Компрессики прикладываешь к моему сердцу .
- Однако , ты много говоришь , Семён .
- Ага . Значит тебе тоже показалось , что я много говорю? Северный человек и ... много, много говорит ?.. Ты прав , Максим , я сегодня очень много говорю. Но у меня в оправдание есть две уважительных причины. Две , а не одна!
- Давай первую!
- Кажется , заканчиваю первый роман из задуманной трилогии "Ханидо и Халерха ".
- Что ж ты сразу не сказал,- обрадовался Кучаев ,- есть оправдание нашему ночному бдению! О чем роман ,Семен? Ах, чего это я спрашиваю ! Конечно, о Севере!
- Я назвал его " Люди , купцы , шаманы ".
- Экзотично.
- Какая уж там экзотика . Это роман о тех временах , когда юкагиры и ламуты , чукчи и якуты жили в беспросветности , когда будущее их было темным , как долгая полярная ночь , когда народ северный был зол и дик , как песец... Но я не о романе хочу говорить сейчас с тобою , Максим .
- О чем же?.. Напиши я роман , так до потолка бы прыгал от радости ! А мы с тобою глушим уж какую ночь коньячную сивуху , а ты говоришь обо всем на свете , но только не о главном ! Я же представляю себе, что значит поднять этакую романную глыбу !
- Не о том речь , Максим ! Хочу говорить с тобою долго-долго, как южный человек .
- Вторая уважительная причина?
- Да.
Что-то странное было во взгляде Семена Курилова . Впечатление такое, будто в форточку , вместе с морозным ветром , влетела птица-старость и тенью своего крыла накрыла моложавое лицо юкагирского писателя . Прав Семен , арктический год смело можно умножить на два. А то , - и на три !
- Давай вторую уважительную!
- Максим! Может такое случится , что первый мой роман окажется и последним.
- Думаешь , не напечатают?
- Думаю, напечатают. Я не в том смысле , в прямом.
- Однако , мы устали ,- попытался перевести разговор в шутку Кучаев , но осекся , увидев устремленный на себя взгляд: трезвый , режущий , колючий .
- Я не привык никого обманывать , Максим Леонидович , тем более , себя. Я держусь в жизни на одном самолюбии . Я хочу , чтобы после моего физического ухода навсегда , знали мою биографию. Понятно я говорю? Хорошо ли прочищены твои уши , чтобы услышать то , что я говорю?
Кучаев оторопел: до него еще не дошел глубинный смысл сказанного . Как воспринимать слова юкагирского писателя ? Может быть, у северных народностей они имеют второй , потаенный , иносказательный смысл ?.. А , может , это так мрачно шутит Семен Курилов ?
Ответил осторожно, подбирая слова . Так разговаривают с больными.
- Так напиши свою биографию , Семен , сам. Кто лучше тебя это сделает?.. Каждый день по листочку , по одному листочку и через год - биографический роман в триста шестьдесят пять страниц . А если год високосный , то на одну страничку больше. Ты усекаешь мою мысль?
Курилов улыбнулся.
- Доктор , доктор и ест ь. Но , во-первых , коллега , мне еще рано писать печатные автобиографии - редакторы не так поймут ! Во-вторых , я же тебе сказал: "Люди, купцы, шаманы" только первый роман из трех. Мне надо торопиться , Максим , - мне отпущено жизни еще на два романа ...
 
Успокоилась было за ночь метель за окном , а к утру вновь принялась за свою работу, стала раскачивать электрические фонари на столбах и воротах, пробовать крепость рекламных плакатов и крыш , вгонять дымы в печные трубы и пугать людей , подвывая то волком , то , впадающим в транс шаманом...
 
- Для запева, Максим, я рассказал тебе о своем детстве . Детство - очаровательная пора человечества ! Так, по крайней мере, утверждает пишущая наша братия . Но если б мне предложили вновь стать ребенком , начать жизнь сначала , с белого листа, я бы не согласился. Я бы хотел начать отсчет времени с того момента , когда вывел первое слово в своем первом осмысленном рассказе . Но из песни слова не выкинешь, а из жизни - детство. Было и у меня детство ...
Дата публикации: 29.08.2005 23:48
Предыдущее: ЗАКОН ТУНДРЫ ИЛИ ВЕЛИКИЙ ЮКАГИР - 4 . Маленький роман при двух больших эпилогахСледующее: ЗАКОН ТУНДРЫ ИЛИ ВЕЛИКИЙ ЮКАГИР - 7 . Маленький роман при двух больших эпилогах

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Лезинский[ 29.08.2005 ]
   Это 5-я глава маленького романа , который неожиданно даже для меня , стал разрастаться . Назвал я эту главу "И СНОВА - КУРИЛОВ"...
   Ещё , наверное , будет с десяток глав .
   Тамарочка Москалёва , я тебя застукал за чтением моего романа !
   Продолжение следует !

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта