Г.Р. Державин был значим в свою эпоху. Написаны оды с патетикой, разбавлены водой пустословия. Есть у него прекрасные произведения с описанием природы. Человеком был просвещенным, как тогда считали: «просвещенной эпохи». Правда, в детст- ве его оставила «след» мамка-кормилица. При виде прибывающего цыганского табора, она взметнула руки, произнесла: «Теперь берегись! Эти дети природы, словно жиды поганые!». Запомнил ребенок на всю жизнь слова: врезались в сознание. Только став взрослым и политиком, Г.Р. Державин совершил определенно маленький кульбит.В дружеских беседах, в «кабинетных» разговорах он не всегда к месту постоянно заявлял: «Жиды, словно цыгане!» Его творческое,гражданское,политическое направление законодательная работа в смысле «еврейского благоустройства» исходила из этого готового представления. Впрочем, русское культурное общество, если было такое, придерживалось подобной точки зрения. К евреям относятся с подозрением. Из тех же побуждений исходило руководство Комитета. К немногочисленной общине и каждому ее члену относились с позиций постоянного государственного патронажа, требовательного повседневного, повсеместного руководства.Ведь в их представлении: евреи застыли на века в своем развитии. Не достиг- ли уровня общественного сознания и потому, как «божии дети» нуждаются в дополнительном внимании. Вот этот вельможа, русский интеллигент… Смысл в этом последнем понятии емкий: положительный дополнен множеством негативных включений. Укажем на одно, самое для нас главное: этот «русский интеллигент» являлся… ярым антисемитом! Державин вел за собой крайне консервативные политические силы.С особой твердостью утверждал законодательные меры ограничительного направления. Его побуждения патронажного отношения к евреям: с позиций русского крайнего националиста, шови- нистического толка. В последующем эта позиция утвердилась повсеместно на всех властных уровнях, укрепилась. Единственная обрела «право гражданства». На еврейской улице имела самые жестокие проявления. Принесла трагические последствия. Евреев ограничили в передвижениях, во многих правах свободного выбора профессиональной и трудовой деятельности. Намеренно заключили со всей строгостью охраняемую «пространственную тюрьму» - с четко очерченными внешними границами. «Положение о евреях» тщательно регламентировало в правовом, фискально-налоговом направлении «еврейскую бытовую жизнь» в установленной «черте оседлости». Сплошные запреты! Создало условия наибольшего благоприятствования администраторам всех рангов и полицейского, судебного произвола. В «Положении о евреях» декларативно предоставлена «свобода» и «покровительство законов», как «российским подданным». А.И. Солженицын сообщает: «Положением» «подтверждались все права евреев на неприкосновенность их собственности, личную свободу (даже во времена «чрезвычайные»: погромов, войн? – М.Б.), свою собственную веру и свободу общинного устрой- ства». Он указывает на «неограниченную власть» кагала. Появились ограничения: запрет «религиозных наказаний и проклятий (хорема)». Не с восторгом, но с чувством победителя А.И. Солженицын сообщает приятную для нас вещь: о праве на образование еврейских детей и студентов. Появились позже процентные нормы, другие существенные ограничения при поступлении. Преждевременно не спешите радоваться: «Считалось необходимым усвоение евреями языка окружающей местности (оказывается, на рынках, в шинках, шорных и сапожных мастерских евреи разговаривали со своими покупателями, клиентами на своей «тарабарщине» - на идиш, иврите; пришлось принять законодательные меры для их остепенения – М.Б.), перемена внешнего вида, (появляется Мошка в своем черном ланцедраке, шляпе, с закрученными в шнурок пейсами – М.Б.) присвоение фамильных имен (как принято в России: имя, отчество, фамилия… Так должно быть записано в реестровых книгах! Евреев, величавшихся по одному имени и упоминавших об отце, начали «обзывать» по профессии, месту рождения, прочим понятным чинов- никам привязкам. Меняли имена на приятные нежному русскому слуху. Пройдет совсем немного времени - тех же евреев за изменение имени начнут несомненно уличать в утаивании «происхождения» в корыстных целях. Детская игра полиции с «вором» М.Б.) При общей декларативности целей «Положение» вроде дозволяло проживание евреев в деревне – не предусмотрело «простого» и жизненно важного: возможность легального промысла, получения средств для пропитания и прокормления семьи.Запретительная часть «Положения», принятых впоследствии «ведомственных актов» лишали евреев возможности проживать в сельской местности: «в деревне и селе не может содержать никаких аренд, шинков, кабаков и постоялых дворов»... Ведь в те времена еще не было учителей, агрономов, медицинских служащих и работников «культурно-просве тительного сектора» среди евреев … Всех евреев «черты» загнали в скученные местечки: ни работы, ни профессии, ни хлеба… Только рожали детей! Наблюдать могли друг за другом! Отсчиты- вали время от субботы до субботы! Неистово молились, праздновали! Верили: хоть в следующем году удастся побывать в Святом городе Иерусалиме, на Святой Земле! Господь Узнает о страданиях, Услышит молитву Своего Народа! Вскоре Придет Мессия-Избавитель! А.И. Солженицын приводит мнение: «евреи имели и сохраняли личную свободу, которой не имел многомиллионный массив крестьянства России». Легче нам от того? Нет еврейской вины в наличии многовекового крепо-стничества крестьян! Журнал «Вестник Европы» написал: «Цель нового закона («Положения») – дать государству полезных граждан, а евреям – отечество». Получили?! Вскоре (в 1808 г.) возник проект Державина «удаления евреев: «чтобы численность ев- рейского населения в деревнях не превышала экономических сил крестьян». Чиновники столицы не сидят без дела: изобретают! Вернулись к старой идее в новом прожекте: «предполагалось обратить большинство евреев к земледельческому труду на пустующих землях черты оседлости, Новороссии, еще губерний Астраханской, Кавказской». Интересный пассаж: Царь Александр I «доброжелательно относится к евреям». Ему мешает, как руководителю «изломанный характер», «ненас- тойчивая воля». И в «еврейском вопросе» он проявил свойственную ему непоследовательность. Но больше всего помешал евреям… Наполеон! «Замаячила война»… Тот самый Наполеон предоставил «своим евреям» права все гражданства – во Франции! А вот России: помешал! И как будущий коварный враг самодержавия и России, и как… Помешал евреям! Для осуществления параллельного цикла «требовалось от русского правительства никак не выставляться (перед Европой, Наполеоном – М.Б.) притеснителем евреев». Пришлось «отсрочить выселение» евреев. Дотошные чиновники подсчитали: для выселения «потребно несколько десятков лет, по чрезмерному их (евреев) количеству». Оказывается, рекомендации Державина не сработали! Ведь бестолковая Россия – не Германия! «Сердобольный Царь «готов бы смягчить меру выселения, но никак не отказаться от нее» (март 1812 г.). И… «грянула большая война с Наполеоном, затем европейская. «Выселение более не предпринималось в виде общей меры для всей черты оседлости». Евреи России должны быть благодарны Наполеону, как и их французские единоверцы». Кажется, та война – единственная в своем роде: евреев не обвинили в предательстве на стороне Наполеона. Евреи России не вступали во французскую армию. М.Бельферман. Blf-Moshe@list.ru |