Вместо предисловия: это был интересный путь – много лет спустя после первой публикации, я вернулся к этой истории и, почти полностью, её переписал. Получилось совершенно новое произведение, насыщенное событиями исторического плана. Почему я обозначил жанр как «комедия абсурда»: это такая «комедия», от которой хочется плакать, а абсурд ситуации в том, что подобные события могли произойти только там, где реальность жизни смешалась с вывернутыми на изнанку, часто совершенно дикими, отношениями людей, населявших страну: абсурдность жизни, абсурдность отношений, абсурдность ложной идеи. Особую благодарность автор выражает Бэлле Йордан, в своё время поддержавшей идею, казавшуюся тогда весёлым пустячком. Комедия абсурда в девяти картинах (либретто) Действующие лица и исполнители: Биндюжник – молодой человек, приятный во всех отношениях. Дама – просто дама, приятная во всех отношениях. Фроим Рабинович – старый еврей, отец большого семейства. Сарочка – жена Фроима, женщина с незапоминающимся лицом. Мать Фроима – тучная старуха в платье с пожелтевшими кружевами. Берта – дочь Фроима, девушка всё ещё на выданье. Яша и Мотя – сыновья Фроима, парни хулиганской наружности. Некто в очках. Четверо чекистов. Кобыла Маня – тягловая сила женского пола. Звучит увертюра. В музыкальной канве переплетаются темы биндюжника, дамы и кобылы Мани. Картина первая. Будуар Дамы, приятной во всех отношениях: альков под балдахином сиреневого цвета. Рюшечки, подушечки, оборочки, скатёрочки, слоники, кошечки и фотографии бывших мужей в траурных лентах. Состояние алькова свидетельствует о только что отшумевших бурных страстях: подушечки, оборочки, скатёрочки, слоники, кошечки разбросаны по всей комнате. Бывшие мужья скорбно взирают со стен. Молодой человек торопливо одевается в прихожей. Дама в пеньюаре пудрит носик перед трюмо и с осуждением глядит на юношу. Звучит Первая песня Дамы: Бежать от дамы – жлобская манера, со мной побудьте вы часок-другой и кое-что шикарного размера потрогайте мозолистой рукой. Сегодня вы индифферентны были, а я ждала, что станем мы на «ты», но вам дороже пегая кобыла, в чью гриву вы вплетаете цветы. Но я вам не с Пересыпи рыбачка, наряженная в ситчик и сатин, и женихов в моей заначке – пачка, –сплошные генералы, как один! Пишу стихи? Так это я от скуки. Бывает, прет, когда я подшофе, я «семиделка» – дама на все руки, как Фигаро папаши Бомарше. Молодой человек оборачивается к даме. Звучит Первая песня Биндюжника: На вас, мадам, гляжу я с интересом, волнение мое вам не понять, вот вы, мадам, с шикарным политесом, а я – простой биндюжник, вашу мать! Мой папа был далек от академий и писем маме не писал из зон, а дедушка по имени Еремий был в Гомеле первейший фармазон. Я слышал: вы талантливый писатель, за вами бродят толпы мужиков и гнусно домогается читатель новинок вашей прозы и стихов. Сказали вы, что любите военных – мундиры, эполеты, ордена... Я не из них, скажу вам откровенно, и к строевой не годен ни хрена! Вы – «ресторан», мадам. А я – «харчевня», у вас – поэзия, а я – зеваю всласть, мы разные, как город и деревня, и карты у меня всегда не в масть. К тому же по ночам храплю безбожно, а по утру мой друг – стакан вина, влюбились вы, мадам, неосторожно не в принца, а в простого мужлана. Какая, к черту, mon amie, измена? и не кричите, словно здесь пожар. пойду-ка я, задам лошадке сена. покедова, мадам! Au revoir! Молодой человек делает даме ручкой. Звучит Вторая песня Дамы: Ах Жоржик, вы такой плебей! сбежать от дамы?! вы искуситель и злодей, виновник драмы. А я так верила всему, -я, поэтесса, любовь сгубили вы мою, вплоть до эксцесса. Была милей вам во сто крат кобыла в стойле, и вы – совсем не демократ, хоть пьете пойло! Еще от вас, pardon, mon chere, разит навозом, как с вами спать, мой кавалер, лишь под наркозом? А я ведь дама – самый сок, корнеты сохнут, какой от вас, извозчик, толк? лишь мухи дохнут! И кем бы ни был ваш отец, идите в баню, или сведите под венец свою кобылу Маню. Занавес Картина вторая. Звучит вступление. Лейтмотив Биндюжника. Прихожая Дамы: столик с телефоном, вешалка с одинокой шубой, на стене оленьи рога, на полу – несколько пар мужских комнатных туфель самого разного размера. Звенит звонок входной двери. Дама бросается открывать двери и с разочарованием отступает вглубь прихожей. Входит молодой человек. На нем фрачная пара и бабочка, на ногах – грязные кирзовые сапоги. Неожиданно дама дает ему пощечину и, зарыдав, закрывает лицо руками. Звучит Вторая песня Биндюжника: Мадам, мадам, зачем же так – вожжой по морде?! я не какай-нибудь босяк, одет по моде! Сегодня вылил на себя лосьон от пота и съел котлет на три рубля, и два компота. Пришел, готовый ко всему, а вы – ругаться! чего-то вас я не пойму, зачем же драться? Без вас я лошадь без подков, без вас не спится, мы с вами пара голубков... хочу на вас жениться! Мадам растерянно озирается, потом недоуменно глядит на опустившегося перед ней на колени Жоржа. Постепенно до нее доходит смысл сказанного. Звучит Третья песня Дамы: Ну что вы, Жорж, встаете на колени? помять вы можете торжественный прикид, повесьте брюки на рога оленьи, коль общество мое вам не претит. Ах, что я слышу? Это предложенье? меня застали, право, вы врасплох, и в голове сейчас столпотворенье, и в сердце у меня переполох! А впрочем, нет! Давайте по порядку, чтоб не было у нас запретных тем, да не садитесь на мою тетрадку, какой-то вы рассеянный совсем. Она подбирает разбросанные тетради со своими стихами и продолжает монолог: Так вот, дружок, забавная картина рисуется в мечтательном уме: конечно, вы характерный мужчина и были б счастливы, пристроившись ко мне. Однако, я неважная хозяйка, не создана для кухонь и борщей, а вам, скажу по правде, «наливайка» милей семейной жизни и детей. Вы – пролетарий, Жорж, а я – богема, встаете в пять, а я люблю поспать, биндюжник вы до пятого колена, а я – «художник слова», так сказать! Люблю я вечерами у камина глядеть, как извивается огонь, а вы, хоть и с потенцией мужчина, но все же – работящий конь. Меня волнует первозданность прозы, меня манит загадочность стиха, а вас волнует качество навоза, да сплетен наносная шелуха. Вот посмотрите: книгу я читаю, уж скоро год, как на странице «шесть», а вы и вывеску, давно подозреваю, не каждую осилите прочесть. Так что не быть, наверное, нам в паре, нам Гименей не выкует оков, прощайте, Жорж! До встречи на Бульваре, и не забудьте брюки снять с рогов. Жорж вскакивает и, с проклятиями, выбегает вон. Занавес Картина третья. Вечер. Булыжная мостовая, газовые фонари, по обе стороны мощёной улицы – одно-двухэтажные дома. На многих из них – жестяные вывески. Вот одна, на ней крупными буквами: «Рабинович и сыновья». К двери пришпилена записка: «Кому што перехать в шабат не работаем». Прихожая, занавешенная пыльной шторой вишнёвого цвета. В первой, проходной комнате, стоит длинный стол, уставленный тарелками с супом. В центре блюдо с фаршированной щукой, две халы и графин водки. За столом расположилось семейство Фроима Рабиновича: справа от него сидит мадам Рабинович-старшая. Это мать Фроима – тучная, пожилая дама в платье с пожелтевшими кружевами. За ней - Сарочка, жена Фроима – не очень красивая женщина в стадии увядания. Далее дети: Берточка – несмотря ни на что, всё ещё девушка тридцати лет, с лицом, озабоченным мечтой о замужестве. Напротив сидят Яша и Мотя – крепкие еврейские парни хулиганской наружности – надежда биндюжника Рабиновича, его наследники и коллеги по извозу. Один стул за этим столом пустует: это место Жорика – самого младшего из детей Рабиновича. При вопросе отца: «Где этот мешигене копф шляется?» все молчат. …Пятничная трапеза уже началась: вместе помолились, хором спели «Шалом Алейхем», приветствуя пришедших к ним ангелов. Ведь сказано в Талмуде, что, «когда в пятницу вечером еврей возвращается из синагоги, к нему приходят два ангела. Если они видят зажженные свечи, накрытый стол и подготовленный к шабату дом, они говорят: «да будет так же в следующий шабат». Фроим свято верит в сказанное, потому пятничный совместный ужин – святое дело для всей семьи. Поэтому отсутствие за столом Жорика беспокоит всех, особенно маму. При каждом шорохе она нервно вздрагивает и оборачивается к входной двери. Отец семейства хмур. Он молча ест из большой фаянсовой тарелки, временами опрокидывая в рот очередную рюмку водки. Он не просто пьёт, он совершает обряд: отставив локоть в сторону, он подносит рюмку к губам, произнося каждый раз одну и ту же фразу: «Организм надо промывать», после чего рюмка пропадает в густой бороде, но через секунду возвращается на стол – уже пустая. …Наконец, полог вишнёвой шторы летит в сторону и, в комнату, вваливается подвыпивший Жорж. Вид его оставляет желать лучшего: котелок помят, фрачная пара испачкана мелом, бабочка съехала в сторону. Оглядев сидящих за столом, он, заплетающимся языком, декламирует: «Она меня за муки полюбила, а я ёё за состраданье к ним». Потоптавшись на пороге, он с трудом стягивает с себя покрытые грязью сапоги и, босой, направляется к столу. Сидящие со страхом глядят на отца семейства: с лицом красным, как помидор, он поднимается со своего места и открывает рот: (Далее – непереводимая игра слов на идиш вперемешку с русским ненормативным сленгом). Смысл тирады: "Мы тут празднуем Шабат, а некоторые свиньи, подражая гоям, нарушают закон отцов: посещают девушек с низкой социальной ответственностью, после чего нажираются вусмерть и имеют нахальство в таком виде возвращаться в родительский дом, где его «едят, пьют и ждут спасибо». Жорж согласно кивает головой, потом жестом останавливает отца, и… Звучит третья песня Жоржа: Я так и знал – она мне не простила, хотя у ног валялся я в пыли, она сказала: «Вас уже забыла, а вам дороже пегая кобыла, так что давай, биндюжник,- отвали!» Я клялся ей своим отцом и мамой, примеры ей из жизни приводил, потом ушел, и водкой окаянной свой утренний портвейн усугубил. Потом сидел я в парке на скамейке и гладил суку, нежность не тая, и кто-то незнакомый, в тюбетейке, налил стаканчик, пожалев меня. Потом пошёл я жаловаться морю, размазывая слёзы кулаком, но море не сочувствовало горю, а чайки обзывали дураком. Но я кричал, плевался и буянил, ногами бил холодную волну и песни непотребные горланил, и обзывал по-всячески Луну. Потом в пивной очкарик про евреев жужжал на ухо, шляпу теребя, и обещал, что «сбросив богатеев Наркомом связи сделаем тебя». И не грозите, мне папаша строго - теперь не те, что прежде, времена, долой эксплуататоров и бога, да здравствуют свободы семена! Занавес. Картина четвёртая. Посреди комнаты, с разинутым от удивления ртом, стоит Фроим Рабинович – потомственный эксплуататор трёх кобыл. На руках братьев, вовремя подхвативших обмякшее тело, спит пьяный Жорж. Звучит песня Фроима Рабиновича: Добрые люди, кто из вас скажет, что это было сейчас? в старую голову кто мне втемяшит, что приключилось у нас? Может на солнышке Жорж перегрелся, или он скушал не то, может быть, в цирке чего насмотрелся, или продулся в лото? Шо он кричал про царей и народы, гнобят которых полста богачей? где ошиваются эти уроды и почему гнать их надо взашей? Фроим с трудом опускается на стул. Раскачиваясь, как в трансе, он напевает, превозмогая подступающие слёзы: И шо теперь с Привозом будет нашим, хто им товары будет развозить, ведь мы с утра до поздней ночи пашем, и как теперь Одесса будет жить? Как не верти, а будут виноваты во всех грехах евреи, как всегда, и на могилках, в качестве оплаты «гоИм» напишут наши имена. Занавес Картина пятая: десять лет спустя. Одесса: лето, жара, пыль. Старый Рабинович пять лет, как почил в Бозе, упокоившись на Хаджибеевском кладбище, постаревшая Берточка, наконец-таки, устроила свою судьбу: замуж так и не вышла, но на папашины деньги открыла бордель в большой семикомнатной квартире на бульваре Фельдмана. Её братья, Яша и Мотя стали «смотрящими» семейного бизнеса. Только «Мешигене копф» - младшенький Рабинович, отбился от семьи – как в семнадцатом уехал, так и пропал. Ни письма, ни привета за эти годы. …Вечер, салон мадам Рабинович. На маленькой эстраде – рояль. За роялем ещё трезвый тапёр что-то наигрывает, за парой столиков скучают ярко накрашенные «девочки». Вечереет, и зал постепенно заполняется посетителями: нэпманы, совслужащие из начальства, «деловые» с Молдованки, моряки с английского сухогруза. За отдельным столиком с деланным равнодушием попивают «Зельтерскую» ОГПушники в штатском. Тут же, скрытые от посетителей пальмой в большой кадке, потягивают пиво Яша и Мотя. Яша: Деловым работать трудно очень, и в цене на рынке марафет, и, хотя мы пашем днём и ночью, понта много, только денег нет. Стыришь у лоха теперь лопатник или дёрнешь у спеца котлы, а на нос выходит лишь тридцатник, -лучше на бану вертеть углы. Мотя: В Одессе жить намного хуже стало, и до чего дошло уже у нас: едят евреи с аппетитом сало, бодяжа в синагоге хлебный квас. И нет вестей от младшенького братца, пропал ещё в семнадцатом году… пора на «дело», Яша, собираться – бери перо, а я наган возьму. И, кстати, если речь идёт о Жоре, то от залётных как-то я слыхал, что у чекистов он теперь в фаворе и даже за границей побывал. Яша: И слава Богу, что папаши нету, не видит сраму, что творят сейчас, а был бы жив, да почитал газеты, так помер бы ещё десяток раз. Оба встают и выходят из зала. Опера провожают их равнодушными взглядами – их внимание приковано к английским морякам. Подвыпившие англичане уже пересели к «девушкам». Те времени даром не теряют и уже «раскрутили» моряков на шампанское. В зале шумно и весело, тапёр изображает на рояле что-то бодрое, все пустились танцевать модный теперь чарльстон. Кто-то из «деловых» не согласен с выбором дамы и заявляет права на одну из «девочек». Перепалка тут же переходит в драку. В ход идут бутылки и стулья, слышен звон бьющегося стекла. «Девушки» визжат, тапёр наяривает и смеётся. На шум из своего кабинета выходит «мадам». Увидев происходящее, она пытается разнять дерущихся. Один из англичан отправляет Берту (а это она!) в глубокий нокаут. В этот момент в зал врывается наряд, вызванный ОГПушниками. Под конвоем всех выводят на улицу, обыскивают и увозят в отделение. Очнувшись, Берта пытается встать. Берта: Врасплох попасться – как же так, а где ж охрана? Матвей – тот чуточку дурак, хоть и с наганом. А Яша, что? Куда смотрел наш поц тщедушный? теперь начнётся беспредел ОГПушный. Чтоб не прикрыли наш бардак на три недели, подсуну девочек «за так» -чтоб не гундели. Ну, а кому теперь легко? семья распалась, и самый младший далеко, -едва дозналась. В Москве сидит, в ОГПУ большой начальник, и возглавляет голытьбу, а был – охальник. Папаша в детстве мало бил, а надо было, тогда б по кралям не ходил, с посконным рылом. У многих пусто в голове -по бабам сохнут… чего сидеть ему в Москве? свои же грохнут. Засудят братца впопыхах, а пуля – плата, и, как всегда: во всех грехах мы будем виноваты… Занавес Картина шестая Кабинет следователя. На двери табличка: «Г.Ф. Рабинович». В комнате с зашторенными окнами стоит двухтумбовый стол, стул для «посетителей», сейф и продавленный диван. Рабинович сидит в кресле, конфискованном при обыске в доме купца Елисеева. В пятне света, отбрасываемого настольной лампой – несколько папок. На верхней, синими чернилами, выведено «Зегельман Маргарита Ефимовна». Следователь прихлёбывает чай из стакана и аккуратно выводит на листе бумаги слово «З.М.Е.юка». -Вечно нам подбрасывают безнадёжные дела – ворчит Рабинович,- но я всем покажу, как их раскрывать. В дверь деликатно стучат, затем она приоткрывается и в образовавшуюся щель просовывается голова конвоира: «Гражданин следователь, заключённая Зегельман доставлена»! -Заводи, - командует Рабинович. В кабинет заводят невысокую, полноватую женщину с усталым лицом. -Ваша фамилия, имя, отчество – спрашивает следователь. Женщина поднимает глаза, полные удивления и надежды: Ты ли это, Жорж, дружок сердечный? -задаёт вопрос она ему,- ты пропал, когда-то канул в вечность, до сих пор не знаю, почему. Много лет тебя искала всюду, чтобы искупить свою вину, и сегодня повторять я буду, что ты дорог сердцу моему. Следователь насмешливо смотрит на заключённую: На вашем месте я, гражданка Зегельман, не предавался бы сейчас воспоминаньям - нашли при обыске гранаты и наган в алькове вашем органы дознанья. Задам вопрос про этот арсенал: зачем нужны гранаты поэтессе? любовник ваш убит был наповал при штурме дома в городе Одессе. А это был тот самый старый дом, в котором проживали вы все годы, где прозы настрочили целый том и где слагали чувственные оды. Ну, а любовник ваш был белый генерал, оставленный Антантой для диверсий, манерами всех дам очаровал, и это - самая реальная из версий. Подвёл он вас, гражданка, под распыл, а мне ничуть не жаль врагов народа, забудьте, дама, кем я раньше был, тем более, что жить вам – до восхода. Но остаётся небольшой вопрос, а откровенность дарит всем здоровье: кто написал при Врангеле донос на наше большевистское подполье? Молчите? Что ж, закончим разговор, который ранит чувственное сердце, подписан будет вскоре приговор, который исполняют в темпе скерцо. Следователь вызывает конвоира и приказывает увести заключённую. Занавес Картина седьмая: сон Рабиновича Усталость брала своё. Рабинович чувствовал, что засыпает прямо за письменным столом. Он не спал уже вторые сутки – всё искал ответ на вопрос: кто предал большевистское подполье в Одессе. Да, контрразведка Врангеля работа хорошо, но кто-то же передал их агенту списки оставленных в Одессе подпольщиков? Кто? Наверняка, это был (или была?) человек, имевший репутацию «своего». …Но, как хочется спать! «Вздремну пол часика» - решает Рабинович и перебирается на диван. Укрывшись кожанкой, он закрывает глаза, но заснуть мешает скрип отворившейся двери. На пороге кабинета появляется странная фигура: высокий, худой человек в круглых очках и помятой фетровой шляпе, одетый в мешковатый, явно с чужого плеча, затасканный костюм. Рабинович помнил, что вечером изнутри запер дверь, оставив ключ в замке. От мысли, что человек явился с недобрыми намерениями, ему становится страшно. Рабинович пытается что-то сказать, но губы его не слушаются. Сделав над собой усилие, он, наконец произносит: Кто вы, гражданин, я вас не знаю, за какой явились вы нуждой? уходите, я вас умоляю, а не то я вызову конвой! Почему так странно вы одеты? и явились, вроде бы, тайком… мы встречались раньше с вами где-то? что-то мне ваш внешний вид знаком. Незнакомец без приглашения усаживается на стул и, движением руки, останавливает Рабиновича. Едва слышно, человек начинает говорить, и Рабинович вдруг понимает, что тот делает это, не раскрывая рта: Я когда-то, в нашем давнем споре дал тебе свой дружеский совет – обещал наркомом сделать вскоре, только мест свободных нынче нет. Их Наркомы по советским Главкам разбрелись, и пчёлами жужжат, оттого рекорды бьют по плавкам, собирать мешают компромат. Только на тебя моя надежда, ну, а я уже готовлю бронь - у людишек, главное - одежда, а под ней – сплошная гниль и вонь. От тебя зависят люди эти, так давай - корчуй и вычищай! мы, как санитары на планете – лечим пулей ваш советский рай. Но, конец всей этой грязной склоки вижу я из дальних далеков: в крике надрываются пророки, сыновья едят своих отцов. Разделяй, обманывай и властвуй, направляя стоки в желоба, кучей оболваненных командуй, продвигая хама и жлоба. Вижу, ты совсем не изменился, стать другим – ведь это не резон… я на этот раз тебе приснился, только ты запомни этот сон! …Рабинович, как от толчка, вскакивает с продавленного дивана. Стрелки часов показывают без пяти десять – он спал всего пять минут. Занавес Картина восьмая: мистическая На часах было десять минут одиннадцатого, когда Жорж снял трубку и коротко бросил дежурной телефонистке: -соедините меня с Одесским ГПУ. Жорж знал наверняка: начальник Одесского ГПУ в этот поздний час будет ещё у себя. Трубка квакнула, и приглушённый расстоянием голос произнёс: -Приветствую, Георгий Фроимович. Давно вас не слышал, какие проблемы? -Вечер добрый, Пётр Степанович. Хотел с тобой поговорить об одном дельце. Тут нам передали дело вашей подопечной, некой гражданки Зегельман. Она у вас проходила по делу контрреволюционной организации «Белый Орёл». Крепкий орешек, должен тебе сказать. Молчит, как рыба об лёд! Ну, ничего, мы её тут размотаем по полной. У меня к тебе личная просьба: проверь по агентурным каналам, не проживает ли в городе гражданин Граббе Вальдемар Генрихович. Он в семнадцатом входил в группу студентов-анархистов, а потом пропал. -Хорошо, Георгий Фроимович. Перезвоню вам через час. Да, кстати, вы со своими общаетесь? Нет? Тогда слушайте: у них в семье крупные проблемы – вашу сестру закрыли за незаконную деятельность – была бандершей, содержала притон. А братья у неё ходили на подхвате, но теперь всю вину берут на себя. Так что идут паровозом, а это «вышак». В самом этом деле я не помощник – всё находится на контроле у кого-то из ваших, московских. Но, по старой дружбе – чем смогу, тем вам помогу: камеру получше, питание, обхождение… -Спасибо, Пётр Степанович – после некоторой паузы ответил Рабинович – информацию принял. Ровно через час зазвонил телефон – вызывала Одесса. -Значит, так: Граббе умер от тифа ещё при белых, есть справка о захоронении. И ещё: вы, всё-таки, подумайте о своих, ведь родня, как-никак. Я бы и сам помог – ваш папаша с моим корешковали. Но мои полномочия сейчас не работают. …Положив трубку, Жорж задумался. Если ты умер, так кто же тогда здесь только что восседал? если ты жив и явился сюда -кто тебя с вестью послал? Может быть, Англия сети плетёт, чтобы стране навредить, может быть, Польша работу ведёт, силясь агентов внедрить? Тихий очкарик, открывшийся мне, -кто ты, ночной шантажист? хочешь, чтоб верил в пришедших извне старой закалки чекист? Кем надо быть, чтобы мысли читать, душу поставив вверх дном? кем надо быть, чтоб заведомо знать всё, что случится потом? Я свои чёрные тайны души прятал от всех, как умел, «он» все сомненья мои разрешил -то, о чём думать не смел. Жорж обхватывает голову руками и медленно ходит по комнате. Потом, спохватившись, бросается к столу и что-то быстро строчит на листе писчей бумаги. Заполнив его до половины, останавливается, и уставившись в пустой угол кабинета, начинает говорить с кем-то, видимым только ему одному: Меня подвёл под монастырь скандал в Одессе, раздуют новость, как пузырь, писаки в прессе. Два идиота и сестра -была святошей! теперь нет места для тавра на шмаре тощей. И дёрнул чёрт её открыть бордель в Одессе, теперь не знаю, как мне быть с таким семейством! А проследить со мною связь – как в воду пукнуть, друзья сдадут: неровен час, начальству «стукнут». Потом от службы отстранят, мол, «для проформы», потом и вовсе обвинят, и снимут форму. Отнимут «Люгер» именной, -вручал Будённый! и орден с красною звездой, и «Форд» казённый. Неважно, что десяток лет я небыл дома, -прощай паёк и партбилет, и сапоги из хрома! Жорж присаживается к столу и размашисто ставит подпись. Затем подносит лист к лампе и перечитывает написанное: Наркому внутренних дел, Председателю ГПУ товарищу Дзержинскому Ф.Э. От следователя по особо важным делам Рабиновича Г.Ф. Заявление Как я сознательный большевик и чекист, отрекаюсь от бывшей своей жизни, когда я был биндюжник в Одессе из семьи буржуазного класса, состоявшую из отца, матери, старших братьев и сестры Берты. В революционном 1917-м годе я порвал с ними абщение, проливая кровь за народное дело на фронтах с белыми гадами и другими империалистами. Число Подпись Сложив написанное в кожаную папку, он звонит на пост охраны: -Самойленко? Зайди ко мне. Когда в дверях показывается заспанный солдат, Рабинович протягивает ему папку: -Утром отнесёшь в приемную Наркома. Лично проследи, чтобы служебная записка попала на стол Дзержинскому. -Слушаюсь, гражданин начальник – ответил солдат и закрыл за собой дверь. Занавес Картина девятая: арест Кабинет следователя Рабиновича. За столом сидит человек в чёрной кожанке. Звонит телефон. Человек снимает трубку: -Рабинович на проводе. Выслушав сообщение, он поднимается с места, надевает фуражку и направляется к двери. В этот момент дверь стремительно распахивается и в кабинет врываются четверо вооружённых чекистов. -Именем Революции! Гражданин Рабинович, вы арестованы. **** …Подвал, сырая камера без окна. Под потолком едва теплится лампочка, освещающая койку, на которой сидит человек, внешне похожий на Георгия Рабиновича. Его почти невозможно узнать в этом, уже сломленном, человеке. Едва слышно, разбитыми в кровь губами, он шепчет: «Как родная меня мать провожала, Тут и вся моя родня набежала: А куда ж ты, паренек? А куда ты? Не ходил бы ты, Ванек, да в солдаты! В Красной Армии штыки, чай, найдутся. Без тебя большевики обойдутся». Прикрыв воспалённые глаза, человек впадает в забытьё. В его мозге всплывают картины прошлого. И голос, напевающий песенку: Спи, мой маленький дружок, спи спокойно, завтра сходим на лужок, там привольно! Будут ласточки летать над землею, снова будет хорошо нам с тобою. Не грусти, она тебя не достойна, спи спокойно, дорогой, спи спокойно! …По мохнатой морде кобылы катятся слезы. Занавес. 2008 - 2024 г.г. © Copyright: Юрий Берг, 2024 Свидетельство о публикации №124021808473 |