ЛОГИКА: ИГРА И ЖИЗНЬ Жила-была на свете Логика. Прекрасная, как Василиса. А красноречива! Подруга Риторика заслушивается. Логике так хотелось во всём быть главной! Многие обещали ей это. А ещё лучше – единственной. И непременно неповторимой и всемогущей. Как в сказке. Как жаль, что это лишь снилось! Но зато каждую ночь... Однако за ней наступало утро. И мама по имени Философия нещадно будила Логику как младшую дочь вслед за недосягаемо старшими – Онтологией и Гносеологией. Логике так хотелось их догнать! Но при их усложнённых именах это казалось невозможным. А значит, нелогичным и не к лицу. С другой стороны, каждое утро, пока мама будила старших, Логике удавалось лишнюю минутку-другую понежиться во сне сладчайшего мечтания, которое куда лучше скучной действительной жизни! Так и жили. Не тужили. Вчетвером в мамином доме. В доме Философии. А на улице бурлил столь притягательный окружающий мир! Но, несмотря на такое название, отнюдь не мирный. Однако каждый раз, когда появлялась Логика, явно успокаивался. К чему бы это? Неужели Логика такая страшная? И подумать страшно! Так в чём же дело? И призадумалась Логика. И засмотрелась как-то из окошка на двух красавцев. Хоть замуж выходи! Но за кого именно? Так и вспоминается легендарный Осёл, который по обыкновению приписывается маминому Буридану и видит две равноудалённые равные охапки сена. Какую предпочесть и выбрать? С чего начать? Должна быть Логика. Закон достаточного основания. Хоть и лишь четвёртый в Логике, но закон. Да, не столб. И его можно обойти, если обручиться с русской Пословицей, родственной Логике по Слову. Однако это для французского, как и Буридан, Осла навсегда осталось тайной. Святым Духом он, в отличие от не менее странных Йогов, питаться так и не научился, как, похоже, и сам Буридан. А вот с Логикой дружили оба. Даже Осёл. Вот и произошло раздвоение его личности. Вернее, морды. Так что, выходит, это именно Логика довела его до страшного исхода своими законами выводного знания? «И подумать страшно!» Особенно Логике. Мышление Осла по её законам завершилось. Трагически. Да, мир – театр, а люди в нём – актёры. Прямо по Шекспиру. Или криво для Осла. «Не всё коту масленица». А Ослу, которому она и не снилась, – тем более. Вот и летальный исход. Отлетался, даже не научившись летать. Да и ползать. Туда ему и дорога. Да только без Логики. Что же, драма – и по звучанию скорее трагедия, чем комедия. Но и комедия – не всегда добрый смех. А почему бы не заполонить сцену сказочной улыбке? Тем временем те два красавца подрались на глазах. Лица набили друг другу морды. «Глаза бы не глядели». Как нелогичны драки и войны! На каждого крутого найдётся кто-то ещё круче. Не сегодня, так завтра. Логично «масло вместо пушек». Но никоим образом не вместо Пушкина! И всегда доброе созидание вместо злого разрушения. Истина и Правда вместо Лжи. А почему вообще окружающая жизнь столь редко радует? Казалось бы, подарок Небес. Чего и кого ей не хватает? Логика огляделась вокруг и не заметила себя. Да, без неё – никуда и никак. Казалось бы, Нравственность с опорой на Совесть, Веру, Надежду и Любовь – куда важнее. Однако обходятся же без них, непременно следуя своей логике, иные человекообразные и их скопления многими столетиями... На уровнях животных и зомби под управлением демонов, а не Любви. Да ещё и демонизируют Высоконравственных. Демониада. Даже «дьяволиада». Но разве это подлинно человеческая Жизнь? Значит, для человеческой Жизни необходима Нравственность, а для выживания – Логика. Но без выживания невозможна никакая жизнь. А откуда следует отсутствие Нравственности и Логики? Чем оно подпитывается? Насаждением потребительства. Внешним управлением. Но насколько логично надеяться, что посторонние пекутся лишь о твоём благополучии, а не о своём? Следовательно, Логика – всеобщая, самая необходимая и главная на свете. Есть чем гордиться Логике! И по праву. Но без грешной гордыни. Ведь лишь Высоконравственность делает логику Логикой. А что дальнейшее нужней всего на свете? Логика призадумалась. Имущество? Только немногое необходимое. Скромные отдельная квартира с удобствами, телефон, ноутбук, Интернет. Скромные одежда, обувь, пища. Для чего? Чтобы стать и быть самими собой, развивать любимые способности и расцветать, выступая на кратковременной сцене жизни. Тогда что является главным и жизненно необходимым богатством личности и залогом бессмертия народа? Правильное мировоззрение. А что оно представляет собой? Это – верное чувствование, восприятие и понимание Вселенной и её отдельных предметов, включая себя самого, их места, значения, а для одушевлённых предметов также смысла, целей и задач. Для чего нужно правильное мировоззрение? Оно обязано верно отображать соответствующие единство, целостность и общность вещности и духовности, включая сведения (данные) о Вселенной и её отдельных предметах и о себе. Есть ли во Вселенной многоуровневое соподчинение, то есть иерархия, или священная власть? Ещё какая! Значит, есть и вселенские, и собственные мировоззренческие многоуровневые закономерности. Назовём сверху вниз: начала, первоосновы, законы и правила, или свойства. Кто в первую очередь отвечает за мировоззрение? Чьи это предмет, цель и задачи? Прежде всего мамы, Философии. Это подслушала подруга Логики – Математика. И обиделась: «В поэзии Автора волшебной математики сказано, что во мне больше поэзии, чем в самой поэзии». Логика согласилась. Но именно для каждого человека без исключения жизненно необходимы из Математики лишь счёт, простейшие вычисления, измерения и представления о линиях, поверхностях, телах и их частях. Однако каждому человеку и объединению людей жизненно необходимы свои жизненные Философия с непременной Логикой, Психология и Педагогика. А если жить не в духе робинзонады, не в одиночку в тайге или на необитаемом острове, то ещё и Обществоведение, или Социология. Но это – в жизни. Всем. А кто сказал, что нужно учить жизни, причём именно всех? А как тогда «разделять и властвовать»? И не только в Древнем Риме, но и задолго до него. Да и в наше время. Тогда долой Логику «с парохода современности»! Логика попыталась выжить. И не только для себя, коль скоро так значима и настолько ценна, что бесценна. Но не тут-то было! «Против лома нет приёма». И сбылась «Притча о Правде и Лжи» Владимира Высоцкого задолго до него и тем более этой притчи. И доставалось изучение Логики лишь избранным. Но даже не народом. И тем более не ему. Только грамотным. Да к тому же детям способных. Но не логически мыслить, а оплатить обучение потомства в редких гимназиях, университетах и семинариях. Было кратковременное важное исключение. Вождь Великой Победы ещё до неё логично заявил: «Кадры решают всё». Какие кадры, так и решают. А кузница кадров – народ. И всему народу вслед за подругой Логики Грамматикой впервые улыбнулась Логика. Даже в школах. Вождь, однако, не вечен. «Всё вернулось на круги своя». Почти всем преподавалось лишь незабвенное слово «Логика». Что же, очень даже логично. ПОПЫТКИ САМОПОЗНАНИЯ Как подруга Филологии и дочь Философии-Любомудрия Логика приобщилась к премудрости книг. Особенно ведущих речь о ней, любимой. Особенно о своём собственном имени, которое так звучит и столь значимо. И зачиталась. Для начала философским энциклопедическим словарём. И узнала много нового и о своём папе Логосе. Оказывается, идущий от Гераклита Логос (др.-греч. λόγος) – и слово, и смысл. А главное – сквозная смысловая упорядоченность и законосообразность всеединства бытия и сознания, где «всё течёт». Причём по дао – древнекитайским пути, дороге, а согласно Лао-цзы – по невидимому вездесущему естественному закону природы, человеческого общества, поведения и мышления, неотделимому от материального мира и управляющему им. Важнейшим мыслителем даосизма был Чжуан-цзы, а первооснователем объявлен легендарный герой Хуан-ди (2697–2598 до н. э.). Так что зародилась логика в древних Китае и Индии до античной Греции. Логику приятно удивила немыслимая точность столь далёких дат. А главное, собственная древность и особенно всеобщность. Ещё больше, и не менее приятно, удивил Ленин в «Философских тетрадях»: «Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира». И Логика радостно обрела крылья всеобщности. И воспарила. Как высоки и милы небеса мироздания! Но вслед за возвышением грянуло недружественное занижение общепринятого, дружного сужения. Логический словарь поведал, что логика – совокупность наук о законах и формах мышления, о математико-логических законах исчисления (формализованных символических языков), о наиболее общих (диалектических) законах мышления. Это определение логики дано через логическое как производное от определяемого. Большая советская энциклопедия не замедлила заметить: «Круг в определении (лат. circulus in definiendo) – логическая ошибка, состоящая в том, что некоторое понятие (или термин) А определяется через другое понятие (термин) В, хотя В, в свою очередь, не может быть определено без использования А... Круг в определении – разновидность общего понятия порочного круга (или ложного круга, лат. circulus vitiosus). «Определения», содержащие круг, не давая редукции (сведения) определяемого понятия к определяющему, вообще не являются, строго говоря, определениями.» Логический словарь тоже называет circulus in definiendo, но сам об этом забыл. Перейдя от Логоса к логике, огорчил и философский энциклопедический словарь: «Логика (греч. λογική, от λογικός – построенный на рассуждении, от λόγος – слово, понятие, рассуждение, разум) формальная, наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания... Известным набором таких способов рассуждений однозначно определялся процесс дедукции, характерный для т. н. традиционной логики, ядро которой составляла силлогистика, созданная Аристотелем. По мере изучения особенностей умозаключений и демонстративного (доказывающего) мышления вообще предмет традиционной логики постепенно расширялся за счёт несиллогистических, хотя и дедуктивных способов рассуждений, а также за счёт индукции. Поскольку последняя выпадала из рамок логики как дедуктивной теории, она стала предметом особой теории – индуктивной логики.» И Логика справедливо обиделась. Так что же тогда получается? Под логикой обычно понимается лишь наука (а сами сущее, его бытие и жизнедеятельность оставляются в стороне) о правилах одного только мышления (а чувства и воля целостной души, или психики, оставляются в стороне), да ещё и лишь в познании и только для выводного знания. Тогда из такой дедуктивной логики выпадает не лишь индуктивная логика, но и многие другие. Среди них – многозначная логика, включая вероятностную логику, и модальная логика. Их начала наряду с силлогистикой разработаны ещё Аристотелем. Он вообще называл логикой учение о вероятном знании, тогда как аналитикой учение о достоверном выводном знании. Кроме классических значений «истина», или 1, и «ложь», или 0, используются и любые действительные числа от 0 до 1 как вероятности (меры, степени) истинности (правдоподобия, подтверждённости, известности). Однако Автор всеобщих математики и метрологии ещё в 1967 году строго доказал явную недостаточность действительных чисел для существования непременно положительных вероятностей всех возможных событий и для наличия именно вероятностного смысла плотности вероятности. Известна логика квантовой механики, да и пороговая логика. Модальная логика (лат. modus – способ, мера) придаёт логическим связкам (есть, суть) разные уточняющие модальности. Алетические (др.-греч. ἀλήθεια – истина) модальности: необходимо, возможно, случайно. Аристотель делил суждения по модальности на аподиктические (суждения необходимости), ассерторические (суждения наличности) и проблематические (суждения возможности, случайности, вероятности). Деонтические (др.-греч. δέοντος – должное, необходимое) модальности: обязательно, разрешено, запрещено – в деонтической (нормативной) логике. Аксиологические (др.-греч. ἀξίᾱ – ценность) модальности: хорошо, средне, плохо. Эпистемические (др.-греч. ἐπιστήμ η – знание) модальности: знание, мнение, незнание. Временные модальности: прошлое, настоящее, будущее – во временной логике. Пространственные модальности: там, здесь, нигде – в пространственной логике. Конструктивистская логика и построенная отнюдь не на интуиции вполне дедуктивная интуиционистская логика добровольно ограничиваются аксиомой потенциальной бесконечности и аксиомой потенциальной осуществимости. Тем самым сужаются собственные возможности отказом от аксиомы актуальной бесконечности и от всеобщности закона исключённого третьего. Нечёткая логика Заде подходит для приближённых рассуждений. Конечно, все эти логики, не говоря уже об объективной логике вещей и событий, выпадают вслед за индуктивной логикой из общепринято дедуктивной логики. Вообще не может стать вполне дедуктивной даже логика науки. Это доказал Гёдель своей теоремой о неполноте даже теоретической арифметики и булевых алгебр высказываний и множеств. То есть вопреки общефилософским и общенаучным принципам объём родового понятия «логика» якобы может не включать объёмы конкретных логик как видовых понятий. Логика классов опирается на теорию множеств Кантора, плохо определённых, как показал Автор всеобщей математики в 1967 году применительно к множеству корней уравнения с кратными корнями, ввиду бесколичественности наличных элементов и сверхмножественности непрерывного. Формальная логика изучает лишь формы мыслей и их сочетаний, отвлекаясь от их содержания. Это чрезвычайно полезно и даже необходимо для достаточно успешной работы бездумного искусственного рассудка (интеллекта) по строгим предписаниям (алгоритмам). Однако это же часто ведёт не только к бессмыслице, но и даже к формальным нарушениям собственных правил (законов, или принципов) формальной логики. Так, в якобы истинном высказывании (умозаключении, а именно в так называемой материальной импликации) «Из того, что дважды два – четыре, следует, что лёд всплывает в воде» явно нарушен четвёртый закон – принцип достаточного основания. Известны и парадоксы материальной импликации. Так, из ложного утверждения следует любое утверждение. Это ведёт к расширенному производству ложных утверждений. Поэтому всё, что содержит нечто противоречивое или хотя бы неприемлемое, объявляется бесплодным ввиду возможности вывести отсюда всё что угодно. Можно, но не нужно. Полезно взять разумное, прозрения, а заблуждения оценить, сделать поучительными и опустить. Кроме того, уподобление противоречивому предмету часто вынужденно противоречиво. Менее вреден другой парадокс: истинное утверждение следует из любого утверждения. Но и здесь часто явно нарушен четвёртый закон – принцип достаточного основания. Парадоксальна и поэлементная строгая импликация. Но нет парадоксов дельной релевантной импликации в релевантной логике, полезной для представления итогов мышления в логике науки. Однако не всегда можно обойтись релевантной импликацией взамен материальной импликации. И не только при работе искусственного рассудка (интеллекта) по строгим предписаниям (алгоритмам). В частности, материальные импликации без каких бы то ни было причинно-следственных связей хотя бы в неявном виде подразумеваются при многих упорядочениях, включая составление таблиц и даже словесную нумерацию. АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО КАК НАЧАЛО ЛОГИКИ Логику очень заинтересовало то, что первыми известными чисто логическими доказательствами и опровержениями считаются апории Зенона Элейского (около 490 – около 430 до нашей эры). Философский энциклопедический словарь в статье «Апория» поведал: "В апории «О множественности вещей» ... каждая вещь может мыслиться в виде бесконечного множества вещей, но тогда она – вопреки очевидности – либо должна иметь бесконечные размеры (если составляющие вещи имеют размеры), либо вовсе не иметь размера (если таковы составляющие). Апория «Дихотомия» (разделение на два): прежде чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти половину этого пути, а ещё до этого – четверть и т. д.; поскольку процесс такого деления бесконечен, то тело вообще не может начать двигаться (или движение не может окончиться). Апория «Ахилл»: в противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, т. к., пока он пробежит разделяющее их расстояние, она всё же успеет проползти некоторый отрезок; пока он будет пробегать этот отрезок, она ещё немного отползёт и т. д. Апория «Стрела»: если считать, что пространство, время и процесс движения состоят из некоторых «неделимых» элементов, то в течение одного такого «неделимого» тело (например, стрела) двигаться не может (ибо в противном случае «неделимое» разделилось бы), а поскольку «сумма покоев не может дать движения», то движение вообще невозможно, хотя мы его на каждом шагу наблюдаем." Логика такого рассмотрения апории «Стрела» показалась Логике не вполне ясной. И она обратилась к монографиям и докладам Автора всеобщей философии. Тот пояснил, что каждое мгновение полёта имеет нулевую продолжительность. А пройденный путь равен произведению средней скорости на продолжительность движения. Поэтому за мгновение преодолевается именно нулевой путь. То есть в каждое мгновение полёта стрела покоится, а значит, и вообще не может лететь. И ничто не может двигаться и вообще изменяться. Подумав, философский энциклопедический словарь в статье «Зенон Элейский» добавил: «Апории Зенона не утратили своего значения и для современной науки, развитие которой связано с разрешением противоречий, возникающих при отображении реальных процессов движения.» Не осталась в долгу и новая философская энциклопедия со статьёй «Зенон из Элеи»: «Апории Зенона так или иначе упираются в проблему континуума, которая приобрела особую актуальность в связи с теорией множеств Г. Кантора и квантовой механикой 20 в.» С апорией Зенона «О множественности вещей» согласуются его апория «Мера» о бесконечной делимости конечного предмета и бесконечное множество его беспредельно малых гомеомерий по Анаксагору (около 500 – 428 до н. э.). От Великой теоремы Ферма, проблем Пуанкаре и Гильберта и «задач тысячелетия» апории Зенона отличаются не только древностью и общепонятностью, но и мировоззренческой необходимостью и величайшей значимостью, поскольку вопреки действительности опровергают даже саму возможность движения, любого изменения и бесконечной делимости конечного предмета. Без решения этих апорий совершенно невозможна и подлинно научная картина мира. Подтверждением тому служат многочисленные глубокие мысли Парменида (для него как учителя Зенон и высказал, насколько известно, 40 рассуждений (эпихейрем) о множестве и пять о движении), Левкиппа (ученик Зенона и учитель Демокрита), Платона, Аристотеля, Эпикура, Гегеля, Гильберта, Рассела и других корифеев. Бертран Рассел: апории Зенона «в той или иной форме затрагивают основания почти всех теорий пространства, времени и бесконечности, предлагавшихся с его времени до наших дней». Апории Зенона «Стрела» полностью посвящены стихотворение А. С. Пушкина «Движение» и первый раздел части 3 тома 3 «Войны и мира» Л. Н. Толстого с открытием дифференциала истории. В решении апорий Зенона классические наука и философия почти за 2500 лет не продвинулись ни на шаг. Остаются непосильными точные различение и измерение потенциальных (именно конечно стремящихся, лишь только становящихся и развёртывающихся) и актуальных (уже вполне достигнутых, осуществлённых, завершённых, действительных, настоящих, подлинных, истинных) бесконечно больших и малых. Поэтому известным наукам непосильно понимание природы, сущности и соотношений непрерывного (включая поток сознания), пространства, вечности и времени, действия, покоя и движения, постоянства (сохранения) и изменения. Классическая наука считает непрерывное (континуум) положительных размерности и меры, например бесконечное пространство (и время с вечностью), полностью составленным лишь из элементов-точек (и мгновений) нулевых размерности и меры. Однако сложение любого множества нулей даёт только нуль и ничего более. Бесплодные попытки корифеев доказали явную недостаточность уровня классических науки и философии с их когнитивными эвристиками для хотя бы приемлемого мировоззрения и даже здравомыслия. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ (Гносео)логической причиной столь полной неспособности является опора всей классической науки, в том числе кибернетики и связанной с ней когнитивной психологии, именно на классическую логику. Классическая логика зародилась в философии первоначально онтологично с отождествлением законов бытия и мышления, причём с навязыванием бытию своих законов. Логический словарь поведал, что учитель Зенона Парменид из закона тождества выводил невозможность мышления об изменении вещей. Платон сообщил: «Гераклит говорит, что всё движется и ничего не стоит, и, уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно». Однако переменная река, как и любой предмет в пределах его жизни, всё же остаётся собой на метауровне. Волга течёт, но остаётся Волгой. Подобный перевод опасен для психического здоровья воспринимающих, если начнут глубоко вдумываться, тем более что в их головы бездумно вдалбливается именно «прибавление» без начала. Требуется и психологическая профилактика по принципу Гиппократа «Не навреди!» Безвредный перевод «прибавления» Автором: «что за время между двумя вхождениями в одну и ту же реку она, оставаясь собой, течёт и изменяется». Взаимопонимание жизненно важно не только непосредственно и современно, но и «через годы, через расстоянья», здесь и с переводчиком как посредником. После «О логическом, или о правилах» Демокрита была «Топика» Аристотеля, его первое сочинение о логике (раздел риторики, как и «Краткое руководство к красноречию» Ломоносова). Аристотель относил логику к вероятно истинному и называл аналитикой доказательную логику проверки и обоснования истинности. «Топика» и «Аналитики» вошли вместе в «Органон». Френсис Бэкон противопоставил «Органону» свой «Новый Органон» не с дедуктивной, а с индуктивной, но тоже конечной и разрывной логикой как средством новых открытий. Иммануил Кант в предисловии ко второму изданию своей «Критики чистого разума» отметил формальную бессодержательность логики Аристотеля, не сделавшей за 2000 лет ни шагу вперёд. Двузначная классическая логика лишь с двумя истинностными значениями (или истина, или ложь) даёт местами белую (истина), местами чёрную (ложь) картину мира. Все известные разновидности классической логики, включая многозначные с добавлениями градаций серого, причём не только формальные традиционная аристотелева и математическая, но и даже диалектическая, суть науки о законах одного лишь мышления (в полном отрыве от чувствования, волеизъявления и деятельности), к тому же только разрывного. Поэтому они отчасти приемлемы для моделирования (программирования) разрывных, пошаговых действий с конечными исчерпывающими совокупностями возможностей выбора, например шахматиста даже уровня чемпиона мира или крайне упрощённо композитора-песенника. А известная подсознательная интуиция с перебором сочетаний и выбором наилучших чувством красоты как посредником разрывна, как и вся классическая логика. Двузначная разрывная классическая логика явно недостаточна даже для решения многих обычных весьма частных творческих задач известными методами. И обычно для поиска истины. Эта логика годится для доказательств и опровержений заранее сделанных предположений. Классическая логика – незаменимая школа изложения итогов исследования и предмет размышлений о вполне определённом, предельно чётком, последовательном, состоятельном, убедительном, обоснованном, доказательном и (не)противоречивом мышлении, об ограниченности разрывного и необходимости путеводителя непрерывного сознания. А также школа связанных с ней тоже разрывных когнитивных эвристик успешного решения искусственно беспредельно усложнённых задач олимпиад высших уровней, важных для выявления и развития особо одарённых. Однако безоговорочное следование классической логике и особенно углубление в неё, как показано и выше, может стать опасным для психического здоровья. Так, если некий пациент прочно вобьёт себе в голову умозаключение «Я Наполеон; следовательно, я Юлий Цезарь», то это может оказаться достойным Книги рекордов Гиннесса. Ведь обычно такие пациенты ограничиваются лишь одним из этих двух суждений или подобным с заменой одной великой личности на другую. Однако любое умозаключение такого рода является абсолютной истиной в классической логике, поскольку в ней из ложного утверждения следует любое. А наличие или отсутствие причинно-следственной связи вообще лежит за её пределами. Это о последовательности, состоятельности, убедительности, обоснованности, доказательности и непротиворечивости мышления. Избирательность и осмотрительность необходимы при классической логике. Надо вдумываться, но не в её пороки. Циолковский заметил: «Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Логика жизни доказывает: «Классическая логика – колыбель разума человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». ЛОГИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ БЕСКОНЕЧНОСТЕЙ Вселенная, пространство и время как вечность имеют бесконечные протяжённости и длительности и, как и отдельные предметы, обладают единством и целостностью и неограниченно мелко делимы. «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...» (Ленин). Николай Александрович Васильев (1880–1940), русский логик и философ (земляк Лобачевского по Казани), основал свою неклассическую (паранепротиворечивую) «воображаемую логику» (и Лобачевский назвал свою неевклидову геометрию «воображаемой») без законов противоречия и исключённого третьего. В статье «Логика и металогика» он писал: «И в логике мы присутствуем при падении Великой Китайской стены: "эллинской и средневековой логики". Мы присутствуем при неуклонном созидании "логики нового времени" творческими усилиями нескольких поколений. Трудно предсказывать будущее. Однако, судя по всему, новая логика будет новой формальной логикой, более широкой, чем древняя, охватившей и индукцию и дедукцию, такой же универсальной, как универсально наше время сравнительно с замкнутостью древних и средних веков. Мы должны внести и в логику идею бесконечности, великую идею нового времени с её бесконечно большим – астрономической Вселенной, с её бесконечно малым математического анализа. В логике всегда не хватало бесконечности, маленькой и замкнутой была она со своими 19 модусами силлогизма и 4 правилами индукции. Нужно расширить её пределы, удостовериться в бесконечности возможных логических систем. Тот, кто удостоверится в этом, будет испытывать ощущение Джордано Бруно, когда впервые в его воображении предстала бесконечность физической Вселенной, когда разлетелись вдребезги хрустальные сферы неба. Всё современное движение в логике есть восстание против Аристотеля, медленно, шаг за шагом идёт это восстание то в одном пункте, то в другом. Трудно предсказывать будущее. Можно только сказать словами, сказанными Людовику XVI, что будущие поколения решат, было ли это современное движение в логике бунтом против Аристотеля или научной революцией.» Исцеление мировоззрения с бесконечными расширением и углублением успешного освоения и творческого преображения и созидания действительности, науки и искусства необходимо и насущно, полезно и плодотворно. НАЧАЛА ВОЛШЕБНОЙ ЛОГИКИ Логика внимательно изучила известные премудрости. Поняла, что при всей её древности у неё так много впереди. Как хочется преображения, волшебства, магии! А ещё лучше – самой стать волшебной, волшебницей! Но кто поможет в этом? Жил-был Автор. В 1964 году у него начало складываться представление о не числовой природе нуля и об отказе от деления на него, если такой отказ полезен. Автор открыл и доказал необходимость и полезность всеобщей пустоты и как всеобщего бездействия, отменяющего любое действие. В 1967 году Автор доказал неканторовость множества корней уравнения при их кратности, а также неоднозначность возведения отрицательного числа в нечётную степень, представимую и дробью с чётным знаменателем. Доказал необходимость и полезность и несчётной действенности, а также основополагающую недостаточность действительных чисел, в которых вероятность равновероятного выбора одного из элементов бесконечного множества просто не существует. А вероятность равновероятного выбора одной из точек непрерывного (континуума) недопустимо считается равной нулю при возможности такого события и основополагающей невозможности получить сложением нулей единицу как вероятность достоверного события. Первое и полное совершенно необходимое для правильного мировоззрения решение апорий Зенона Элейского «Дихотомия» и «Ахиллес» о потенциально счётной делимости конечного отрезка найдено Автором в 15 лет в том же 1967 году, апорий «О множественности вещей» и «Мера» об актуально бесконечной делимости конечного предмета и «Стрела» о якобы вообще невозможном движении как полностью состоящем лишь из мгновений покоя (и доказана возможность бесконечного множества беспредельно малых гомеомерий в конечном теле по Анаксагору (около 500 – 428 до нашей эры)), – в 1994 году такими соединениями собственных высокоцельных (имеющих высокие цели) целительных всеобщих наук Автора, как униматематика, униметрология, унифизика и унифилософия с ключевой ролью всеобщей логики. Другие основные достижения этих собственных всеобщих наук Автора: открытие актуально бесконечно малых уничастичных сущности и строения непрерывного (континуума), пространства и времени, движения и изменения; изобретение точного измерения актуальных и потенциальных бесконечностей и изобретённых сверхбесконечностей со всеобщими законами сохранения; открытие многих явлений и иерархии первых прочностных законов природы; создание всеобщих методологий обработки данных при опоре на наилучшие из них с открытием самопогрешностей и уточнением основных физических постоянных. НАСЛЕДОВАНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПОЛЕЗНОГО В ЛОГИКЕ УНИЛОГИКОЙ С НЕОБХОДИМЫМИ И ПЛОДОТВОРНЫМИ ДОБАВЛЕНИЯМИ Если логика приемлемо решает насущную задачу, то унилогика с удовольствием ссылается на этот успех логики. И сосредоточивается на решении лишь тех насущных задач, которые непосильны для логики. И с ещё большим удовольствием наследует всё полезное в логике, при необходимости преображает его, да и добавляет своё. Примеры тому – такие принципы унилогики: необходимость, данность, существуемость, (со)бытийность, существенность, сущность, являемость, собираемость, избирательность, отвлекаемость, предметность, вещность, духовность, понятийность, вовлекаемость, привлекаемость, увлекаемость, образность, образуемость, закономерность, законосообразность, обусловленность, причинно-следственность, точность, уточняемость, проверяемость, верность, истинность, достоверность, (со)действуемость, взаимодействуемость, действенность, дельность, деловитость, применимость, правильность, жизненность, жизнедеятельность, общеполезность, востребованность, насущность, естественность, искусственность, искусность, совесть, высоконравственность, праведность, справедливость, ответственность, частотность, (не)вероятность, (не)возможность, частичность, целесообразность, рассудительность, разумность, умозаключаемость, осмысленность, углубляемость, состоятельность, уподобляемость, наводимость, выводимость, доказательность, строгость, научность, обобщаемость, терминологичность, методологичность, психологичность, внимательность, привольность, опираемость, обоснованность, утверждаемость, оправдываемость, опровергаемость, отрицаемость, прочность, надёжность, устойчивость, определённость, однозначность, чёткость, отчётливость, ясность, краткость, вдумчивость, продуманность, прочувствованность, убедительность, совместность, совместимость, замещаемость, (не)заменимость, согласованность, (не)противоречивость, (не)зависимость, полнота, целостность, цельность, целительность, целенаправленность, целеустремлённость, решимость, решительность, решаемость, систематичность, упорядоченность, многоуровневость, соподчиняемость, иерархичность, метауровневость, последовательность, сочетаемость, связность, (не)прерывность, сплошность, сплочённость, плотность, (бес)конечность, пространственность, (со)временность, текучесть, (уни)изменяемость, (уни)отклоняемость, (уни)измеряемость, (уни)множественность, (уни)опустошаемость, (не)исчислимость, подвижность, подвижничество, желанность, первичность, переходность, подготовленность, готовность, предчувствуемость, (сверх)сознаваемость, очевидность, интуитивность, предсказуемость, воображаемость, представимость, равновероятность, равновозможность, равносильность, упрощаемость, овладеваемость, управляемость, предписываемость, исследуемость, познаваемость, приближаемость, новизна, творимость, находчивость, изысканность, избираемость, извлекаемость, открываемость, изобретаемость, изрекаемость, выражаемость, знаковость, значимость, ценность, красноречивость, символичность, поучительность. А основные законы логики целесообразно преображаются унилогикой так: закон метауровневого тождества с полезной текущей уточняемостью; закон недопущения вредной искусственной противоречивости; закон исключённого невозможного, крайне маловероятного, лишнего, бесплодного, бесполезного; закон необходимого, достаточного, полезного, прочного, надёжного и устойчивого основания. Материальная импликация просто пропускается при невыполнении её условий. Связке (есть, суть) всегда придаётся точный смысл, например тождества, принадлежности, включения. Унипринадлежность и унивключение отождествляются. Рассматривается лишь насущное. Унилогика униклассов строится на унимножествах. Это избавляет от многих антиномий без ослабляющего отказа от абстракции актуальной бесконечности в интуиционистской и конструктивной логиках. Добавляется нацеленность на нововведения, открытия, изобретения. МЕСТО ВСЕОБЩЕЙ ЛОГИКИ ВО ВСЕОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ АВТОРА Ядром всеобщего сотворения жизни и его всеобщего единомногонаучия как всеобщего соединения собственных высокоцельных целительных всеобщих наук Автора является его унифилософия (всеобщее любомудрие, всеобщая наука о сущности мироздания, методологии его (по)знания и логике их всех). Она включает: 1) унисущность, или всеобщую онтологию, с открытием непрерывного всеединства сверхэлементного мироздания как всеобщих вещности, духовности и общности; 2) уни(по)знание (всеобщие гносеологию, эпистемологию) как всеобщую методологию сверхчувствительного миропостижения и всеединство всеобщих бесконечного, открытия и изобретения (с открытием всеобщей измеримости бесконечного и изобретённого сверхбесконечного); 3) униупорядочение (всеобщие правильность, логику) как ключевое в унифилософии всеединство всеобщих жизнелогики, психологики и деелогики. Всеобщая жизнелогика является всеобщей логикой бесконечного сущего и его бытия. Они не только живы, но и логичны, да и удивительно разумно устроены. А у каждого предмета есть время жизни. Во всеобщую психологику входят всеобщие психология, исцеление, педагогика, управление, обществоведение и многоязычие. Во всеобщую деелогику входят всеобщие искусность, деяние, преображение, психокогерентность (сонастроенность душ, противопоставляется психоанализу, да и психосинтезу, например режиссёрского репетиционного театра Станиславского), гениелогия и созидание. Высокоцельными целительными унифилософией и основанными на ней другими соединениями всеобщих наук Автора именно и непременно общеполезно успешно решаются целые новые виды ранее совершенно недоступных насущных жизненных и научных задач. А искусственные, надуманные, бесполезные и разобщающие дело и людей вопросы полностью исключаются и вообще не рассматриваются. Противоречивость всеобщих уподоблений, в том числе в униупорядочении (унилогике) и униматематике, возможна, необходима и действенно используется, коль скоро сами действительные предметы вполне могут быть противоречивыми. СУЩНОСТЬ УНИУПОРЯДОЧЕНИЯ (УНИПРАВИЛЬНОСТИ, УНИЛОГИКИ) Всеохватные всеобщие упорядочение, или правильность, или логика, действительности, или жизни, души (психики) и деятельности, включая игру, занимают ключевое место во всеобщей философии Автора. Всеобщая логика вещности, духовности и общности (пред)чувственно, образно, знаково и словесно унивыражает их всеобщие взаимосвязи и взаимодействия, а также методологию всеобщих миросочувствия, миропостижения, мировоззрения и миротворчества. Глубоко единение чувства и мышления, воли и деяния, жизни и науки, таинственности и познаваемости, эзотерики и экзотерики, интуиции и рассуждения, веры и знания, поиска и исследования, нахождения и принятия решений. Вера – не только мифологическая и религиозная, но и жизненная как уверенность. И даже научная, если вспомнить достоверность, вероятность и доверительный интервал. В жизнедеятельности исследование и тем более доказательство сравнительно редки и относятся к особо сложным случаям. Большинство действий просто, привычно и совершается по наитию, интуиции, опыту, здравомыслию, с верой в свои силы и возможности. Ввиду краткости жизни приходится верить заслуживающим доверия знаниям, не выводить каждый раз известное и избегать повторения ошибок других. Без веры мудрость невозможна, успехи недостижимы. Всеобщие упорядочение, или правильность, или логика, являются всеобщим языком всех всеобщих наук Автора и сами опираются на уни(сверх)бесконечность с униматематикой и униметрологией, униестествознание с унифизикой, униинженерию с уни(цельно)частичностью и уни(не)прерывностью, унионтологию и унигносеологию в унифилософии и на унипсихологию Автора. ВОЛШЕБНОЕ ОКРЫЛЕНИЕ ЛОГИКИ Погрузившись во всеобщую логику Автора, Логика пришла в восторг. Всплыв, воспарила на волшебных крыльях. Покоряет и точно измеряет бесконечные небеса мироздания триединством всеобщей логики жизни, души (психики) со всеобщими ясновидением, остроумием и мудродеянием, а также высокого полёта деятельности. Даже на родной Земле, которой так хочется преподнести себя в обнимку с родной высокой Нравственностью! |