Волшебный уголок В одном далеком королевстве правящая семья была очень большой. Настолько большой, что список только принцев хранился за семью печатями и был весьма велик. Одних наследников престола ближайшей очереди – братьев и сыновей Короля - насчитывалось с дюжину. Юные принцы, сыновья Короля, жили в разных дворцах, небольших, но очень красивых. По дорожкам между дворцами и примыкающими к ним парками время от времени скакали всадники. Вокруг всех резиденций был пояс рощ, где росли деревья десятков пород и самые различные кустарники. Туда не разрешалось заходить никому, кроме специально обученных знатоков мира природы. Младшему Принцу (его имя мы сохраним в тайне, поскольку при каждом дворе множество тайн) был пожалован Розовый дворец. Особенно красив он был на рассвете и на закате. Если всего несколько лучиков попадало на окна или розовые стены, он весь едва заметно озарялся оранжевыми и абрикосовыми оттенками. Многие думали, что такой великолепный дворец – знак особого благоволения монарха. Младший Принц жил в великолепной обстановке, но все-таки не лентяйничал: после завтрака занимался с учителями. В основном на уроках он был наблюдателем. Принц начинал выполнять задания только если проявлял к этому желание – таково было условие его образования, исходившее от самого Короля. Правда, им же было решено: если он берется за задания, то выполняет все во избежание капризов. - Нет ничего хуже капризов принцев, - сказал тогда Король. – Пусть привыкает проводить свои решения в жизнь, иначе его не будут слушаться подданные. Он для убедительности снял корону и дал знак протереть себе лысину Этот жест убедил придворных педагогов в искренности короля. Они приняли его рекомендации без дополнений, хотя такое право по вопросам обучения у них было. - Вы должны его заинтересовать, занять и развивать, - перевел им пожелания короля один из министров, специально посетивший Розовый дворец. - Мы предложим ему поучиться и рисовать, и петь, и маршировать…. Слава Богу, читать его высочество уже умеет. Преподаватель музыки играл на клавесине три месяца, но Принц не проявил интереса к этому инструменту, как ранее к пианино, а еще ранее – к флейте. Но ему нравились прогулки по парку и книги из дворцовой библиотеки, собиравшейся веками. Он листал их (вернее, придворные учителя листали книги перед ним) часами, рассматривая каждый рисунок. Иногда он вставал и обходил стол с книгой вокруг. - Как по-разному смотрятся надписи и рисунки из разных углов! – время от времени заявлял он. Однажды преподаватель истории королевства принес ему книгу про старинные замки. И все заметили, что глаза Принца загорелись. - Они сейчас есть, эти замки? - Какие-то пришли в негодность, особенно вот этот, рядом с которым водопад. Какие-то сгорели, потому что в них было много деревянных конструкций. Какие-то перестроены. А вот этот замок, наоборот, так и не был достроен. Он находится на крайне северной точке королевства. Вот посмотрите план и рисунок… Здесь башни, подвесные мосты, висячий сад… Увидев все это великолепие на развороте большой книги, Принц обрадовался. - Я такой тоже построю. Или тот дострою. Когда-нибудь. - Сначала надо потренироваться где-нибудь здесь, в парке, - сказал преподаватель истории королевства. Придворные воспитательницы посмотрели на него с удивлением. - В парке же есть места с песком, можно и строить, - продолжил историк. - Да. Есть, - важно согласился Принц. - В парке есть места даже с глиной, глина не менее нужна, ваше высочество. И серая, и голубая, - склонился в поклоне придворный географ. - После обеда пойду выберу место, - важно сказал Принц. Через час, позвав с собой учителей, которые тоже отобедали, он пошел по парку и стал осматривать разные его уголки. - Посмотрите, это глина? – спросил он придворного географа, остановившись у двух больших тополей, около которых придворные дамы любили загадывать желания. Все придворные надели очки и стали смотреть на небольшую кучу песка и яму рядом. - Глины здесь мало, пойдемте чуть подальше. Придворный географ привел Принца к небольшому пруду. Обширный песчаный берег подходил для строительства замка. - И вот глинистая почва, а вот и сама глина, есть даже голубая глина, единственно подходящая для принцев! – забегал придворный географ. - Подходит. Это место подходит, - кивнул Младший Принц. Он раздувался от важности. - Здесь даже есть скамейка для отдыха! – воскликнул историк королевства. Вокруг цвела сирень, а липы качались, словно кивали и кланялись. - Подходит. Завтра пойду сюда. Начну работать, а на скамейке буду отдыхать. Теперь вы все свободны. Два дня Младший Принц строил замок, терпеливо смешивая песок с глиной. Он не давал никому себе помогать. Сопровождающая дама обычно дремала на скамейке. На третий день рядом появились осы, которые стали осаждать кусты роз. Одна из ос подлетела к работающему Принцу. Она стала кружить вокруг него, словно расспрашивая. По крайней мере, Принц подумал, что она заинтересовалась его работой. - Это замок! – заявил Принц. – Я учусь строить замки. Мне потом это пригодится. Тебе нравится? Он положил комок глины на одну из башенок и посмотрел на Осу. - Это маленькое сооружение из песка! – пропищала Оса. – Это не настоящий замок. Здесь поместится только мышь. Или две мыши. Младшему Принцу не понравился отзыв Осы. - Зачем так говоришь? Я просто пробую строить замок. Он маленький, зато мой! - Замок для мышей? Мыши не так глупы, чтобы жить в холодном песке и в холодной глине. Тут Принца посетил коварный замысел. - Ты сама посмотри, как там просторно, - пригласил он Осу к одной из дверей своего сооружения. Оса влетела в глиняное строение Принца. - Мерзко, здесь мерзко! – зазудела она. Принц насупился, потом стукнул кулачком по глиняной башенке. Башенка упала и разрушила песочную стену. Принц раскраснелся и разрушил весь замок. - Вот так тебе! - Ну и зря! – крякнула рядом утка. - Зря, зря! – каркнула ворона. - Сам построил, сам и … Тут Младший Принц увидел, что натворил, и заплакал. Потом с досады стал вырывать травинки рядом с разрушенным замком. В этот момент из песка вылетела Оса. Она летела неуклюже – видимо, повредила одно из крыльев. Наконец появилась придворная воспитательница и повела Младшего Принца в Розовый дворец. - Месть! – зазудела рядом с ними Оса. – Я отомщу! - Я разрушил замок! Он плохой! – заявил Младший Принц воспитательнице. Он, видимо, ждал восхищения. - Завтра новый будете строить, ваше высочество, - ответила воспитательница. - Это еще зачем? Воспитательница задумалась. - Наверное, всегда, если что-то разрушишь, нужно создать взамен другое. - Нет. Там злая оса. Я туда не пойду. Завтра ничего строить не буду. Воспитательница посмотрела на него с удивлением. - По крайней мере завтра. А там посмотрим, - важно сказал Принц. Неделю или больше он старался даже не смотреть в ту сторону парка, где пробовал построить свой, пусть и маленький, замок. Он предлагал водить его по другим дорожкам и ходил, пока не уставал, жадно разглядывая все вокруг. Его интересовали деревья, пруды, песок и глина, а также нет ли где ос. Чем дальше отходил он с кем-то из придворных воспитательниц от дворцов, тем более захватывающей становилась местность. Сначала это был действительно ухоженный парк с мостиками и аккуратными аллеями, потом были фруктовые сады, потом рощи, а потом лес. Даже в пояс рощ принцев водить не рекомендовалось, а при виде леса педагоги брали Младшего Принца за руку и вели обратно, уверяя, что через полчаса обед и что может прийти сам Король. Король, правда, не приходил. - Надо снова строить замок, тогда его величество придет, чтобы похвалить меня, - сказал Принц однажды за завтраком. – Он, наверное, узнал, что я решил построить замок и бросил не доделав. Но внезапно Принц отправился в другую сторону, к большой квадратной клумбе, цветы на которой сливались в удивительный узор. У одного из фиолетовых цветков лежал большой шмель, который еле шевелил лапками. - Ему плохо, - сказал Принц воспитательнице. Та молчала. - Дайте бутылку с моей водой. Она молча достала из сумки бутылочку особой воды. - Он очень большой, будьте осторожнее, ваше высочество. Может ведь укусить. Младший Принц налил на камушек рядом со шмелем воды. Шмель зашевелился и погрузил две лапки в воду. - Смотрите, он пьет! – с восторгом наблюдал Принц. Воспитательница наконец решилась высказаться. - Вы, конечно, добрый принц, но я считаю, что вы немножко приукрашиваете. Через день, когда при Принце дежурила самая добрая воспитательница, он решил возобновить строительство. Солнце припекало, до того уголка, где был разрушенный замок, пришлось идти долго, и придворная воспитательница Младшего Принца почувствовала сонливость. Она умудрилась в такие теплые дни простудиться и пыталась выздороветь. Прогулка принесла ей не бодрость, а дремоту. Она отпустила Принца уже около фонтана. - Я здесь посижу, а ты играй. - Нет, хочу к той скамейке. Воспитательница засыпала на ходу, и если бы не помощь тросточки, на которую она опиралась, то так бы и заснула прямо среди радостного цветения. Растения, привезенные из самых далеких стран, ослепляли ее и успокаивали. - Иди к своей скамейке, играй, строй замок, а я здесь подремлю. Но помни – я все вижу. И Младший Принц оказался через минуту около своего обмелевшего пруда. Вокруг росли акации, шиповник, сирень и много других растений. Кажется, они немного выросли за это время. Песка и глины на берегу тоже стало больше. Принц огляделся – ос не было, птиц не было. Он построил фундамент замка и решил заняться первым этажом и построить две башенки. Только Принц приступил к делу, как услышал сильное жужжание пчел. Он продолжил работу, но жужжание становилось громче. Принц огляделся. С куста шиповника на него смотрела большая пчела, вдруг переставшая жужжать. Это была одна пчела, но жужжала она так, как будто бы их было очень много - Ты чего такая большая? – бестактно спросил Принц. - Я много тружусь, ведь если принесу мало нектара, улей останется без питания. У нас много потомства, но весна была поздняя и они еще не подросли, чтобы мне помогать. - Я спросил про другое, но ладно. А как тебя зовут? - Чтобы правильно меня назвать, тебе придется научиться жужжать. Это дело серьезное, в один день не делается. Так что зови меня просто: Пчела. - А я Принц. Младший Принц. - Я слышала о тебе. Ты непохож на других, ты Принц-труженик. - Я самый младший Принц. - Придворные многим так говорят, чтобы они не претендовали на престол. А я недавно видела принца помоложе тебя. Пчела закружила вокруг цветка, жужжа. - Он, я думаю, как три моих оборота вокруг этого цветка. Или как один оборот вокруг этой маленькой ольхи. Она для наглядности облетела ольху высотой с Принца. - Он и говорить еще не может, знает только слово «Дай». Дай того, дай сего. И ещё знает слово «Давай». Давай то, давай это. Когда к нему приходят и когда от него уходят, он говорит или то слово, или другое. Но мне он такого не говорил. - Ну да, ты бы его ужалила. - Я берегу свое жало. Если я его не вытащу, то могу погибнуть. Но ос им пугаю ужасно. УЖ-жасно!! Пчела взбудораженно поднялась над акацией и присела на большой ком глины рядом с Принцем. - Поэтому они сейчас далеко... Так что ты не самый младший. Придворные всегда обманывают. - Конечно, обманывают. Они считают себя умнее других, даже умнее принцев. Но я так молод, что не всегда помню, сколько мне лет. Вчера помнил, а вот сейчас нет. - И я не помню. Какой в этом толк? Она села на ком глины и задумалась. - У тебя глаза разные. Один чёрный, а другой, кажется, синий, - заявил Принц. - Очень невоспитанно так говорить. Может быть, у меня болезненный цвет глаз…. - Извини. Ты выглядишь вполне здоровой. Пчела радостно подняла крылья вверх. - У меня вообще-то пять глаз, ты что, не видишь? –Она повернулась сначала одним боком, потом другим. - Я вижу два… Нет, три. - И еще два по бокам. Посмотри. Принц присмотрелся и увидел еще две блестящие точки. - Ты собираешься строить замок или как? – вдруг возмущённо спросила она. Принц вздрогнул. Этот вопрос он только что задал себе сам. - Труд ведь основа всего. Сначала ты построишь замок, потом тебе построят замок. Главное, чтобы в то, что ты построишь, не налетели осы. А то построишь что-то , а там вдруг раз – осиное гнездо. Так произошло с королями – соседями твоих родителей. - Хорошо, буду строить. Только ты далеко не улетай, а то вдруг налетят осы. При тебе они не будут мне мешать. Побоятся Он стал лепить из глины стену замка. - Осы не налетят. Сейчас жаркий ветер, станет суше, так что не налетят. Наши осы любят сырость. Потом, ближе к вечеру, здесь появляется белая птица, которая их ловит. Она готовится к охоте, когда солнце высоко, а только подует первый ветерок после полудня, она начинает ловлю ос, а потом улетает за реку и снова её можно видеть только к закату. Когда она насытится осами, то смеется. - Не видел здесь никакой белой птицы, кроме как в птичниках рядом с дворцом. - Люди плохо ее замечают. Она почти как воздух. А осы падают и раз – исчезают. Принц посмотрел на пчелу. - А пчел она не трогает? - Нет, она на стороне сил добра. Она смеется не от гибели ос, а от радости, что помогает миру. Принц призадумался. - А я на чьей стороне? - Думаю, что ты до зла еще никак не успел дойти. Но мне пора. Надо собирать нектар! Принц задумался, потом присел рядом со скамейкой. Как получилось, что он разговаривал с Пчелой. Зевнув два раза, он потряс головой и снова услышал жужжание. Перед ним сидела та же Пчела, потирая лапки. - Ты собираешься строить замок или как? – вдруг возмущённо спросила она. Принц вздрогнул. Он только что сам думал об этом. – Твоя доброта похвальна, любознательность тоже, но надо что-то делать для мира, - добавила Пчела. - А почему я стал сегодня понимать язык пчёл? - Потому что здесь тихо, а самое главное – потому, что ты умеешь слушать. Но ты строй замок. Главное, чтобы в то, что ты построишь, не налетели осы. А то построишь что-то, а там вдруг раз – осиное гнездо. Так произошло с королями – соседями твоих родителей. Сначала налетели осы, потом подняли мятеж князья, герцоги и графы… Даже пчёлы оттуда летят в разные стороны. - Хорошо, буду строить. Только ты не улетай далеко: я боюсь ос, особенно злой Осы, обещавшей мне отомстить. Он стал лепить из глины стену замка. - Осы не налетят. Сейчас жаркий ветер, станет суше, так что не налетят. Наши осы любят сырость. Потом, ближе к вечеру, здесь появляется белая птица, которая их ловит. Она готовится к охоте, когда солнце высоко, а только подует первый ветерок после полудня, она начинает ловлю ос, а потом улетает за реку и снова её можно видеть только к закату. - Не видел здесь никакой белой птицы, кроме как в птичниках рядом с дворцом. - Люди плохо ее замечают. Она почти как воздух. А осы падают и раз – исчезают… У меня сегодня много дел, но я попробую узнать что-нибудь для тебя. Дождись меня. И пчела улетела. Принц стал дальше строить замок, оглядываясь, нет ли ос. Построив башенку, он сел на скамеечку рядом и стал смотреть вокруг. И тут Пчела прилетела снова. - Я узнала. Узнала, почему ты стал понимать язык пчел. Ты еще теперь будешь понимать язык шмелей. Ведь позавчера ты спас Старейшину Шмелей от жажды, об этом мне поведал куст сирени за квадратной клумбой! - Это был старейшина всех шмелей, ты его очень выручил. Он знает много языков и поделился с тобой знаниями, хотя ты понял это только сегодня. Тем более что здесь волшебное место. - Вчера я мало гулял, потому что все ждали грозу… А почему это место волшебное? - Потому что ты добрый и трудолюбивый. А любое место, где трудишься, становится волшебным. Ну разве это непонятно? Разве ты не убедился в этом сам? Зашумел большой тополь, а ива склонилась над построенным Принцем замком. Ему показалось, что они советуют возвращаться во дворец. Ветер усилился. - Иди к воспитательнице, пока она не стала тебя искать. Скоро гроза. Принц осмотрелся, вздохнул и отправился к большому фонтану. - Поспеши, твоя воспитательница спит и не чувствует, что начинается буря! – прожужжала Пчела. Действительно, воспитательница заснула на плетеном кресле под яблоней и рядом с ней уже упали два зеленых яблока. - Проснитесь, - крикнул Принц, - сейчас ударит молния! - А, это ты, - воспитательница встрепенулась и зажмурилась, потому что ветер рванул так, что в глаза ей посыпался песок с дорожки. - Ветер совсем сильный, - сказал Принц. - Прячьтесь во дворце от бури, - посоветовала Пчела. – А я полечу к тому дубу, в нем большое дупло. Иначе меня может унести слишком далеко от родного улья, рядом с болотом я даже могу погибнуть. - До встречи! – попрощался с ней Принц. - До встречи! Пчела улетела. - Пошли быстрей. Видела сон, что рядом ужасная пчела, - сказала воспитательница. – Но ты не говори, что я заснула. А то… Она подхватила свою маленькую сумку с особой водой для Принца и другими необходимыми вещами и засеменила к небольшому павильону. - А то что? – спеша за ней, спросил он. - А то меня выгонят, и я начну суетиться в поисках хлеба насущного, как огромная пчела в моем сне. Какая она ужасная! Я перепугалась, когда она сказала, что вот то дерево может на меня рухнуть! Но ведь это всего лишь сон… - Да, всего лишь сон. – согласился Принц. Он знал, что со взрослыми лучше соглашаться. – И не надо суетиться в поисках… того, про что вы сказали. Они подошли к павильону, хлынул дождь, и молния ударила в одно из деревьев в парке. Принц оглянулся. Это было та самая яблоня рядом с фонтаном. Большая ветка обрушилась на то место, где две минуты назад сидела воспитательница – напомним, самая добрая из воспитательниц Младшего Принца. - Проходи, - воспитательница открыла украшенную орнаментами дверь павильона. – Какой всё-таки тревожный, неприятный сон перед грозой… В это время во дворце несколько придворных с ужасом смотрели в окна. Они не знали, где Принц – один из наследников первой очереди. - Но раз вы не спали, то никому и не рассказывайте про свой сон, - наставительно сказал Принц. – И про то, что во сне говорили с пчелой. Воспитательница согласилась. Ливень шел стеной, но внезапно стал стихать. - И никому не говорите, что я строю замок на волшебном месте. - Почему на волшебном? Там просто хочется спать. Как ваше высочество умудряется до обеда там работать, я не представляю. - Потому что любое место, где ты трудился, становится для вас волшебным. Разве это непонятно? - Вы стали очень мудрым, ваше высочество. По мокрой аллее они пошли в Розовый дворец. Увидев их, все обрадовались, распахнули главные двери. Принц шел и не слышал шепота деревьев, несколько шмелей, устремившихся к розам, молчали, а язык встрепенувшегося соловья остался для него всего лишь трелью. Перед ужином он внезапно заявил: - На балконе рядом с моей спальней нужно насыпать земли в ящички, я буду выращивать свои растения. Помогать мне не надо. Это будет мой маленький сад. «И мой волшебный балкон. Пчела будет летать ко мне в гости и делиться мудростью,» - подумал Младший Принц. Но вслух ничего не сказал. |