В восьми частях. (В полном объёме поэма впервые опубликована в 2005 г. В данной редакции поэма ОПУБЛИКОВАНА В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ "НЕ ОТРЕКАЙСЯ ОТ СЕБЯ".) ЧИСЛА в тексте - это номера сносок. Сноски в конце III части. ІІІ КРЕЩЕНИЕ РУСИ ВЛАДИМИРОМ ВЕЛИКИМ1 Краткое содержание главы Ярополк и его усобицы с братьями. Владимир-язычник. Владимир на пути ко Христу. Взятие Корсуня; крещение и чудесное исцеление Владимира. Крещение Руси Владимиром Великим. Княжение Владимира – его борьба за укрепление единства и могущества государства Русского. Глас народный о Владимире Великом. Пал Святослав – его наследники остались. И сразу ж бой, без слов, за отчий княжий стол: Сражаясь лихо, братской крови не смущались – Олег погиб. Возглавил Киев Ярополк2! Пока Владимир собирал своих варягов3, Князь Ярополк успел за батюшку отмстить – Он наказал коварных горе-печенегов, С Царьградом связи смог на время укрепить. И всё ж увенчан вскоре лаврами Владимир, Хотя и был он среди братьев молодым, Ему помог до гроба преданный Добрыня4, А Ярополку не судьба, знать, быть живым. Хмельной язычник, подчинивший стольный Киев, Всех христиан в пылу сурово притеснял… А жён убитого, Рогнеду и Грекиню, Родне отмстивши, как и должно, силой взял!5 По всей Руси росли кумиры, Их люд приветствовал, любил… Имел так много жён Владимир, Что душу чуть не загубил!6 Видать, язычники – народ крутого нрава! Немало бед их новый кормчий натворил: В сердцах пожертвовал Перуну христианина – Тот Иоанн нутро Владимира смутил…7 Когда несчастные костьми легли за веру, Его коснулась как бы Божья благодать: Он христиан узрел – их праздники, запреты… И начал исподволь их совесть уважать! Владимир сравнивал: увы, лишь плоть и похоть, Младенцев слёзы с кровью пьяных матерей, В огнях костра… животный ужас и жестокость, Экстаз толпы и жуткий аромат смертей! Он уставал от пошлых шабашей и оргий, Тянулся к свету из кромешной темноты! Осознавал, что мир меняет старый облик И что глаза кровавых идолов… пусты. Душой стремился в лоно истинного Бога, Но как непросто было верный путь найти; И он собрался с Русью в дальнюю дорогу – Решил в умах, сердцах Перуна извести! …Отверг ислам, ведь у славян, чтоб сладко жити, «Питие есть весели;; не может (люд) без того быти»8. Не принял князь иудаизм седых евреев, Спросив у оных: мол, за что их Бог рассеял? Вальяжных пастырей, наставников хватало, И каждый рьяно свою веру восхвалял. Уста же грека… Слово Божие вещали, Как будто Вышний глас к Владимиру взывал! …Повержен Корсунь!9 На устах у всех Владимир – К нему невесту византийскую ведут…10 Но князь ослеп… во тьме томится, в страхе замер – Он жаждет вырваться на свет из мрака пут! И лишь она – «Христова дочь», принцесса Анна – Его креститься в Божий храм, смирясь, ведёт: Чиста, как ангел, будто Ева, первозданна, Ему надежду знать Спасителя даёт! И он, крестившись, вдруг прозрев, «увидел Бога»!11 Свершилось чудо – ярый грешник исцелён! Поникли идолы, у них одна дорога – Их древний мир вконец поруган, потеснён. Потом уж было то, что всякому известно – Крестили русичей водой, огнём-мечом! Пылали идолы и Новгород окрестный: Добрыня с ратниками шли его путём… Судьба Перуна среброглавого12 печальна – Привязан к лошади кумир и посрамлён! Лишь Днепр омыл его перед дорогой дальней – Слезами «паствы» был он, верно, умилён… Владимир строил города, хоромы, церкви, Любил художества, торговлю поощрял. С душой участвовал в служениях, крещенье – Честной народ, прозревший, князя вдохновлял! Разбил поляков! Помня славу Святослава, Племён окрестных очень много покорил; Теснил болгар – Руси владений не хватало, Её границы, расширяя, укрепил! Внедрял с усердием Евангелий творенья, С Христовой верой люду грамоту принёс – Ввёл школы книжного, церковного ученья; Стал щедр с больными – зримо духом князь возрос! …Омылось сердце светлой верою и болью… Забыл наложниц, знал лишь Анну – свет очей: Любил он Анну несказанною любовью – В ней гимн душе и весь букет земных страстей! Он пережил свою жену, но ненамного, Двух сыновей её жалел сильнее всех…13 Скучал по Анне старый князь, скорбел безмолвно, Лелея в грёзах лик и не ища утех… Святой Владимир, умирая, Меж сыновьями Русь делил; К единству, миру призывая, Великий муж навек почил. Но очень долго люд дородный О нём былины будет петь; О тех пирах, где муж достойный Мог вместе с князем погудеть! Про нашу удаль молодецку, Как князь с Усмошвецем14 стремглав Столкнули ратну погань в бездну И возвели Переяславль! И про Добрыню, его дядю, Который был богатырём! Знавал он в подвигах отраду, Взывал: «За княжича – умрём!» ІІІ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ ВЛАДИМИРОМ ВЕЛИКИМ 1 Владимир І Святославович Великий царствовал 35 лет (980 - 1015). Владимир, в продолжение княжения своего, вёл войну с разными народами и весьма распространил свои владения, будучи один властителем России. Получил от разных народов предложения о принятии их веры и от себя для познания их посылал. Предпочёл всем греческую веру, принял её сам и ввёл на Руси. Построил многие города, вводил науки и художества, распространял торговлю… 2 Ярополк І Святославович царствовал 8 лет (972 - 980). Ярополк враждовал с братьями своими, из которых Олега убив, бывший его удел присвоил. Так же и Владимиров удел, Новгород, присоединил было к своей державе; наконец в войне с Владимиром и сам изменою убит. Был честолюбив… 3 Владимир собирал варягов с той целью, чтобы они помогли ему в борьбе с Ярополком. 4 Добрыня – брат Малуши, дядя Владимира; он помогал во всём Владимиру, так как князю было не более 16-17 лет отроду. 5 Собравшись идти на Ярополка, Владимир послал к Рогволоду послов – просить руки его дочери. Рогволод, будучи в затруднении, кому из братьев отдать дочь, спросил Рогнеду, за кого она сама хочет выйти. На это гордая Рогнеда отвечала: “Не хочу идти за сына рабыни, а хочу за Ярополка”. Этот ответ передали Владимиру, чем глубоко оскорбили не только молодого князя, но и его дядю Добрыню, брата той самой Малуши, которую Рогнеда назвала рабыней. Чтобы смыть кровью полученную обиду, Владимир собирает своих варягов, новгородцев, чудь, кривичей и идёт на Полоцк. После боя с полочанами, он взял город Полоцк, убил на глазах Рогнеды её отца и двух братьев, а затем силой заставил выйти за себя замуж. Конечно далеко не последнюю роль во всём этом сыграл его дядя Добрыня, так как сам князь был ещё очень молод. 6 Владимир, кроме Рогнеды и Грекини, взятых после Ярополка, завёл множество жён. Всех их по разным городам было, по преданию, около 800. Гордая Рогнеда, оскорблённая таким пренебрежением к себе мужа, пыталась его извести. Однажды, когда он уснул, она чуть не заколола его ножом, если бы он, проснувшись, не схватил её за руку… 7 В 983 году, вернувшись из удачного похода на “Ятвягов”, он пожелал почтить своих богов принесением им человеческой жертвы. Жребий пал на одного отрока варяга и притом христианина. Имя его было Иоанн. Он жил вместе со своим отцом, который также исповедывал христианскую веру. Когда от имени языческих богов, пришли за Иоанном, отец его Фёдор сказал им: “Это не боги, а дерево: сегодня стоят, а завтра сгниют… Вышний Бог есть один: Ему поклоняются Греки. Он создал небо и землю, звёзды и луну, солнце и человека. А ваши боги что сотворили и что сделали? Их самих сделали люди! Не отдам сына своего бесам”. Тогда рассвирепевшие язычники подожгли хоромы и убили христиан… Убийство Иоанна и отца его Фёдора произвело сильное впечатление на Владимира… Впоследствии на месте их убийства была выстроена Десятинная церковь, а мощи отрока Иоанна перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерской лавры. (По материалам летописей и др. исторических источников). 8 По материалам летописей и др. исторических источников. 9 Греки владели г. Корсунем на Крымском побережье. В 988г. Владимир захватил г. Корсунь. 10 Вступив в г. Корсунь, Владимир послал к царям Василию и Константину послов с таким словом: “Славный ваш город я взял. Слышал я, что у вас есть сестра девица; коли не отдадите её за меня, то и с Царьградом вашим сделаю то же, что и с Корсунем”. Цари отвечали: “Недостойно христианкам выходить за язычников. Крестись и тогда дадим тебе невесту, и примешь ты Царство небесное…” На это Владимир послал им ответ: “Я уж испытал вашу веру и готов креститься; люба мне эта вера и служенье, о котором мне рассказывали посланные мною мужи”. (По материалам летописей и др. исторических источников). 11 По божьему устроению Владимир заболел глазами и настолько, что ничего не мог видеть… Царевна Анна, узнав про болезнь, послала ему сказать, что если он хочет выздороветь, то непременно должен креститься… Владимир, услышав это, сказал: “Если так случится, то воистину велик будет Бог Христианский”. (По материалам летописей и др. исторических источников). 12 В благодарность богам, Владимир, будучи ещё язычником, на холме, близ княжеского терема, поставил огромного бога Перуна с серебряной головой и золотыми усами… Поскольку Перун покровительствовал военной дружине и седому князю, то, возможно, серебряная голова – это как бы седина… 13 Речь идёт о Борисе и Глебе. 14 “… Пришли печенеги и стали кликать: “Где же, наконец, ваш боец; наш уже давно готов”. Владимир велел вооружиться нашему молодцу, и оба выступили друг против друга. …Русский сдавил наконец печенега в своих могучих руках до смерти и ударил им о землю; раздался крик в полках; затем печенеги побежали, а Русские погнались за ними… Владимир заложил город и назвал его Переяславлем, потому что русский богатырь перенял славу у печенежского; отца вместе с сыном пожаловал в знатные бояре. Звали нашего славного кожемяку – Ян Усмошвец”. (По материалам исторических источников). |