Однажды написала такое стихотворение: Тяга к тебе укладывается на листе. По лесу буквенному плетусь, ласкаю взглядом полосы выплеснутых строк, непослушных, словно твои волосы, ныряю в плёсы речи, выискивая дно глаз… но и здесь тебя не встретила. И вдруг обнаружила, что последние строки звучат рифмованно: ныряю в плёсы РЕчи, выискивая дно гЛАз… но и здесь тебя не встРЕтиЛА. Только слова «речи» и «глаз» являются своего рода составной рифмой к слову «встретила». И решила, что этот приём интересно разработать… Соответственно, использование такой рифмы должно занимать более двух строк, самое оптимальное – три: одна – главная, а другие – её составляющие. С осеннего ДЕРЕВА облетает листВА – страниц поТЕРИ. Между везДЕ и краешком стоЛА договариваюсь до преДЕЛА. Выстроенные сорвавшиеся луЧИ улетают в небукварную синеВУ обнимая путаницу созВУЧИЙ. Клубок музыки разМОТАН. Молчания безлиМИТ вывожу НОТАМИ. В представленном стихотворении главные рифмованные строки являются либо с дактилической рифмой («дерева», «нотами»), либо с женской («предела», «созвучий»), а их составные – вкупе с дактилической рифмой – с женской и мужской («потери» и «листва», «размотан» и «безлимит») и вкупе с женской – с мужской («везде» и «стола», «лучи», «синеву»). Разумеется, главная рифмованная строка не может быть с мужской рифмой, так как в этом случае одна из составных рифм будет звучать как обычная, и другие составные рифмы не будут восприниматься. Поскольку рифма является одним из главных признаков силлабо-тонических стихов, придуманный метод можно использовать и в этом способе организации. Вспомнился «Врун» Хармса: - А вы знаете, что У? А вы знаете, что ПА? А вы знаете, что ПЫ? Что у папы моего Было сорок сыновей? Было сорок здоровенных - И не двадцать, И не тридцать,- Ровно сорок сыновей! Когда-то давно думала развить этот приём, и теперь стало понятно как: Не писался стих, но вдРУГ Хармс приплыл ко мне в окНО, и перчатку на клаВИР Кинул, будто лиРУ К НОВИ. Я нашёл себе веЗЛО, повесло обосноВАЛ, Баснословность изуМИЛ – разыгрались со СЛОВАМИ! В поединке я уЗРЕЛ, как рождается исКРА. – До абсурда развеЛИ, и простились в заЗЕРКАЛЬЕ. Данное стихотворение старалась написать по структуре максимально идентично хармсовским строкам («А вы знаете, что У?/А вы знаете, что ПА?/А вы знаете, что ПЫ?/Что у папы») – трёхстопный хорей с ударением на последнем слоге, но в отличие от Хармса в первых трёх строках последние ударные слоги не повторяются, а созвучны с последними тремя слогами четвёртой строки. Похожий пример, но строки составной рифмы расположены обратном порядке (тьМЫ, звезДА, синеВЕ -> неВЕДОМЫЙ), и у главной рифмованной строки рифма дактилическая: Исчезают лики тьМЫ, запредельности звезДА распростёрлась в синеВЕ – манит в мир неВЕДОМЫЙ. Трёхдольные силлабо-тонические стихи с составной рифмой: за мрачными СТЕНАМИ вечности МИР – избитая теМА гранёная КОМНАТА и темноТА – мотивчик знаКОМЫЙ покину когДА-НИБУДЬ… в чём только СУТЬ моих мирозДАНИЙ?.. Первые строки строф – главные рифмованные строки с дактилической рифмой, вторые и третьи – составные – с мужской и женской. В составной рифме не обязательно ограничиваться двумя-тремя слогами. Например, главная рифмованная строка может быть полностью зарифмована: В ПРИЗРАЧНЫХ ДУМАХ, трансформируясь по фРИЗАМ, образы точНЫ, до конца довеДУТ последний дирижёрский взМАХ. В начале – во второй строке – рифмуются два слога, и далее – по одному. При рифмовке всей главной строки возникает ассоциация с панторифмой, но в панторифме обычно безударные слоги при рифмовке остаются безударными. Таким образом, был разработан новый метод составной рифмы, который можно использовать и в силлабо-тонических стихах. Тем не менее, ряд особенностей остался не исследованным: особенности звучания и восприятия при разном распорядке главной и составных строк, какую ударную гласную («а» или «о», «и» или «е»…) лучше поставить в рифму, если в главной строке соответствующая гласная была безударной, и др. |