Миф об Адонисе и Афродите заимствован греками у финикиян. Имя Адонис не греческое, а финикийское и значит "господин". Финикияне же заимствовали этот миф у вавилонян, у которых был известен миф о богине любви Иштарь и прекрасном Таммузе, умирающем и каждую весну воскресающем боге. Мною же содержание этой истории позаимствовано из поэмы Овидия «Метаморфозы». Надеюсь, последний не станет обвинять меня грешного в плагиате сюжета. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Богиня любви Афродита была олицетворением божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она шла в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светило солнце, пышнее цвели цветы. Дикие лесные звери выбегали к ней из чащи леса; к ней стаями слетались птицы, когда она шла по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкались у её ног. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживали ей. Они одевали богиню в роскошные одежды, причесывали ее златые волосы, венчали ее голову сверкающей диадемой. Афродита покровительствовала любви и всем влюблённым, поэтому её любимым занятием было заставлять богов влюбляться в простых смертных. Ей очень нравилось создавать разные любовные интриги, пленять богов страстями Эрота. Но и сама всемогущая Богиня знала и сама муки любви и потери любимого. Она до бесчувствия любила сына царя Кипра Кинира. Звали этого счастливчика Адонисом. Никто из смертных не мог сравниться с ним по красоте, так как он был прекрасней даже самих богов-олимпийцев. Влюбившись в Адониса Афродита забыла о своих золотых украшениях, о своей красоте, забыла и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже светлого Олимпа. …покидает она побережье Киферы. Ей не любезен и Паф, опоясанный морем открытым, Рыбой обильнейший Книд, Амафунт, чреватый металлом. На небо тоже нейдет; предпочтен даже небу Адонис. (Овидий "Метаморфозы") То же такой был этот обольститель богини любви? Прямых потомков у Кинира и его жены Мефармы, дочери Пигмалиона и Галатеи, согласно преданиям, было десять: дочери - Мирра, Эвна, Бресия, Лаогора, Орседика, Лаодика, и сыновья - Оксипор, Мигдалион и Адонис. Вторая дочь – Эвна – стала супругой царя Саламина Тевкра, и Кинир, таким образом, прочно утвердил свою верховную власть над колонией пришельцев. Но другие младшие дочери Кинира оскорбили Афродиту тем, что сожительствовали с чужими мужьями, и Афродита изгнала их с острова навсегда. Когда же выдавали замуж старшую дочь Мирру, Кинир созвал многих женихов, стремящихся получить ее руку. Кинир не знал, что дочь его пылает к нему безумной страстью, и уже готова покончить жизнь самоубийством, не имея возможности получить желаемое. Этой же ночью Мирра решила повеситься, но ее плач и вздохи донеслись кормилице, охранявшей всегда дверь ее спальни. Старушка, которая спала очень чутко, услышала какой-то шум, успела открыть двери, и вовремя вытащить красавицу из петли. Плачущая Мирра доверила своей спасительнице свою жуткую тайну и взяла с неё клятву помочь ей. Когда Мирра рассказала, в чем ее страдания, Кормилица похолодела, Чувствует - ужас проник до костей в ее члены. Поднявшись, Волосы встали торчком на ее голове поседелой. Много добавила слов, чтобы та - если сможет - извергла Злую любовь. (Овидий "Метаморфозы") Но данную клятву надо было выполнять. Когда настал ежегодный праздник Персефоны, во время которого в течение девяти ночей «почитают запретной Венеру», Кинир остался на ложе один, и расторопная кормилица, застав его в опьянении, вкрадчиво поведала, что некая юная дева чрезвычайной красоты влюблена в него до безумия и немедленно желает удовлетворить свою страсть. Имя красавицы, разумеется, она назвала другое. Кинир с радостью согласился уделить таинственной деве все свое царственное внимание. Наступила темная ночь, и Мирра, сопровождаемая кормилицей, пошла в спальню к отцу. Полной выходит она от отца; безбожное семя - В горькой утробе ее, преступленье зародышем носит. Грех грядущая ночь умножает, его не покончив. (Овидий "Метаморфозы") Так продолжалось девять ночей! Неуёмными в любовных играх были папочка и его распутная дочурка. … наконец пожелал, после стольких соитий, Милую он распознать, и при свете внесенном увидел Сразу и грех свой и дочь, разразился он возгласом муки (Овидий "Метаморфозы") Узнав, кто был его возлюбленной, Кинир выхватил из ножен меч, и в страшном гневе хотел убить дочь, но та, скрылась, и «темнота беспросветная ночи убийство предотвратила». Мирра осталась жива, а вот ее отец – основатель и правитель Палеопафоса, великий и легендарный Кинир, в эту ночь, по преданию, покончил с собой. Убежав из дворца, Мирра скиталась девять лун, покинула Кипр и пришла в землю Сабейскую. Землей Сабейской в те незапамятные для греков времена назывался Аравийский полуостров, бывший в ту эпоху зоной влияния Финикии. Там она «страхом пред смертью полна, тоской удрученная жизни» стала просить богов не о смерти, а о своем превращении, зная, что ни в царстве живых, ни в царстве мертвых ей не будет покоя. Боги вняли ее мольбе и превратили Мирру в одноимённое дерево. Согласно легенде, благовонная смола, источаемая корой миррового дерева – это слезы дочери Кинира. Младенец же, зачатый Миррой от ее отца, появился на свет, когда расщепилась кора дерева, и «только родиться успел, красивейшим слыл из младенцев. Назван он был богами именем Адонис, что означает «господь», «владыка», «повелитель». Теперь мы знаем, кого полюбила прекрасная Афродита. Все своё время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде. Под палящими лучами и в непогоду выслеживали они зайцев, пугливых оленей и серн, избегая лишь охоту на грозных львов и кабанов. Сначала Адонис не соглашался и рвался к опасностям, но Афродита умоляла Адониса просила избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. Очень редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы. Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис забыл о предупреждениях мудрой богини и обрадовался такой богатой добыче. Он даже не предчувствовал, что это была его последняя охота. Все ближе раздавался лай собак, и вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Адонис метнул в разъяренного кабана своё копье, но не убил его, только ранил. Кинулся на него громадный вепрь и своими острыми изогнутыми клыками смертельно ранил любимца Афродиты. …целиком ему бивни вонзил В пах и на желтый песок простер обреченного смерти! (Овидий "Метаморфозы") Почти мгновенно умер Адонис от страшной раны, нанесённой ему зверем. Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла неутомимая и безутешная в своём горе Афродита. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где она проходила. После долгих поисков и страданий нашла Афродита тело Адониса. Увидев тело Адониса, обезображенного кабаном, Афродита кинулась к нему и долго горько рыдала над безвременно погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, богиня приказала вырасти на месте, где он погиб, из его крови нежному цветку анемону. А там, где падали из её израненных ног капли крови, всюду выросли пышные, алые, как кровь Афродиты розы. «Анемос» означает по-гречески ветер, и соответствует русскому названию цветка - «ветреница». Он цветет очень недолго, и нежные лепестки его облетают под порывами ветра, как оборвалась и недолгая жизнь принца. По одной из легенд Афродита, в память о возлюбленном, посадила на Кипре и первое дерево граната, цветы которого подобны цветам анемона – столь же недолго живут, а спелые плоды граната, растрескиваясь, напоминают открытую рану. Гранатовое дерево было в древности символом смерти, и в то же время символом воскрешения и обновления. Видя страдания Афродиты, сжалился над ней Зевс-громовержец и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис. Завершая историю любви Афродиты и Адониса, хочу сообщить, что у них было двое детей. Сын Голг, поселившийся на Кипре, и основавший там город Голги, сегодня примерно на этом месте находится небольшая деревушка Асиену. А в те времена этот город был очень знаменит своим храмом Афродиты, о чем упоминает Аполлодор в «Мифологической библиотеке». Вторым ребенком Афродиты и Адониса была дочь Бероя – основательница сирийской Берои, современный Халеб или Алеппо. После смерти Адониса главными местами поклонения ему стали Кипр и храмы Ваала и Астарты в Сирии и Финикии. Время начала мистерий, посвященных теперь уже богу Адонису – богу умершему и воскресшему – это время, когда воды сирийской реки Оронт окрашиваются в багровый цвет крови убиенного Адониса, и распускаются нежные цветы анемоны. И неважно, что в этот период вода от таяния снегов в горах смывает с почвы красную глину… Кровавые воды реки каждый год напоминают о наступлении времени мистерий. Мне очень жаль, что мои современники называют именем Адониса, то, что не имеет к этому богу никакого отношения: Адонис - медицинский гомеопатический центр, Адонис - производство женской, мужской и детской одежды, НПП АДОНИС - насосы и насосное оборудование, и многое другое столь же мало поэтичное. |