Из старой казачьей жизни Маруся Бычкова пришла домой с праздника невесёлая. – Но что ты, доню, – загудела мать, не спавшая, в ожидании развязки любовной истории дочери, – гуляла с Фролом? – Мамашенька, он даже не глянул на меня. Всё время озирался, Катьку искал, а потом вовсе ускакал идей-то, кубыть, к Терентьевым, – заревела в голос она. – Не плачь, Маруська! От ведьма – Шкандыбиха. Я разберуся с ней. «Терлыч , терлыч, Фрола покличь!» Как же?! Я ей так покличу, что отзываться нечем будеть – язык вырву. Маруся продолжала заливаться слезами. – Перестань голосить. Было бы из-за чего. Надысь Маланью Воронкову видела, сказывала, что Патракей Шкандыбин лежить больной, опеть куды-то вляпалси. Подою коров и схожу, вроде, проведаю его, а заодно и с ведьмой энтой погутарю. Ложися, донька, спи. Матерь постоить за тебя. – Вы только не деритеся с ней, мамаша. А то будеть, как в прошлый раз на пашне, палец себе выбили, – пробурчала Мария, укладываясь спать. Параскева, низенькая, толстая, ещё нестарая баба, и её муж Патракей Шкандыбин, длинноногий, узкоплечий и неудалый казак, жили через три двора от Бычковых. Надо сказать, чудные имена они получили от бывшего семинариста, который помогал дьячку крестить, выбирая для дитяти в святцах самое редкое имя. Шкандыбиным ещё повезло. Параскеву называли по-местному Парашка, или чаще Шкандыбиха, а Патрикий превратился в Патракея. Но тогда в прибрежном донском хуторе, откуда супруги родом, вышли в мир ещё Еразим, Филогоний, Епинафа, Проскудия и другое «сказочное» народонаселение. Бычиха набрала в глечик топлёного масла «для больного» и отправилась к соседям. Толкнула в хату дверь. Патракей, туго обмотанный бабьим платком, развалившись на кровати, постанывал. Накануне праздника велела жена ему кабана забить. Он никого в помощь не позвал – понадеялся на свои силы, да и не хотелось мясом делиться. А кабан – зверюга ещё тот: грудина - никакого аршина не хватит мерять, зад – трёхпудовый окорок. Почти год кормили! – Замнёт! – подумал Патракей и для храбрости предварительно хватил кружку браги. Хмель в голову – разумению дурная подмога. Решил казак сначала оглушить животину. Взял кувалду и открыл дверь катуха …. Видит: кабан стоит неподвижно, словно в задумчивости. Патракей руку с кувалдой на отлёте держит, готовый бить точно в лоб. А кабан стоит. Казак начал пугать его, размахивая кувалдой перед рылом. А тот стоит, как вкопанный. Патракей и так, и сяк с ним, взмок даже. И, рассердившись, как влепит ему кувалдой в ухо. И в ту же минуту он оказался верхом: кабан кинулся к выходу, норовя между ног его проскочить, да и посадил несчастного на спину. И вот выскакивают оба из катуха, и давай по двору носится. Кабан визжит, всадник кричит благим матом. Из хаты вывалилась Шкандыбиха и всплеснула руками: – Господи Исусе Христе, спаси и помилуй! А действие развивается. Вот завалилась поленница, вот опрокинулось корыто, покатились вёдра…. Патракей орёт, куры квохчут, телёнок мычит, собаки брешут…. У кабана и у Патракея глаза одинаково от страха на лоб вылезают. Жуть да и только! И тут кабан, в смерть перепуганный, запрыгнул вдруг обратно в катух. Казак, больно ударившись о притолоку, свалился с него и зашиб себе рёбра. Попробовал подняться – боль невыносимая. Тогда он от боли, от злости и беспомощности завыл. На вой опять отозвались все собаки в округе. Бедный кабан, дрожа от страху, в угол забился и совсем глупым поросёнком стал, а Шкандыбиха еле до кровати Патракея доволокла и побежала за лекарем. Тот приложил примочки, туго перемотал тряпками и велел лежать. Так и остались Шкандыбины на праздник без свежатинки, да и без самого праздника. Так что приход Бычихи был для них скорее желательным, чем неприятным. – Здорово живёте в вашей хате! – входя в дом и умильно улыбаясь и крестясь, пробасила Бычиха – Слава Богу! Заходи, товарка, гостьей будешь. – С праздником, соседи! – И тебя, Лукерьюшка, с праздником! – также умильно ответила хозяйка. – Да вот, услышала от Маланьи, что Патракею неможется, дай, думаю, проведаю соседа. Перекрестившись на образа, Бычиха подошла к Патракию и жалостно спросила: – Как ты, Патракей Матвеевич? – Больно, – простонал он, – упал, все бока болять. Лекарь сказал, что два ребра поломал. – Сам виноват, – сердито буркнула жена. – Я тебе вот маслица принесла, перед праздником натопила. Ешь, сосед, на здоровье, поправляйся. Она повернулась к Шкандыбихе и совсем другим голосом проговорила: – Выйдем-ка, Параня, на час. – А что так? – заволновалась всем рыхлым телом Шкандыбиха. – Тырлыч-траву покажу тебе! – Не надо, соседка, и на старуху бывает проруха. Ну, не получилося на этот раз, – заглядывая Бычихе в глаза, виновато проговорила та. – А, можеть, ишшо сбудется – просто время не пришло. Это ж не сразу получается. Раз – и парень твой! Подождать надо, – замельтешила Шкандыбиха. – А хочешь, я погадаю? – Что гадать, когда не смотрить Фролка на Марусю мою. За Катькой Терентьевой бегаеть. Слухай, Парашка, кубыть отворот какой есть? Для Фролки, а? – Это, пожалуйста, только не могу обешшать, как после приворота он будеть действовать, – более спокойно вздохнула Шкандыбиха, – тырлыч-трава всем девкам помогала, а твоей не помогла. Потому что дело не в ней, а в Фроле. Пойдём, соседка, в баню, – повторила она, – там тихо, я погадаю и точно скажу – будет ли Маруська с ним? – Ну, смотри Парашка, ты меня знаешь. – Знаю, как не знать. Помню твои ручушки, – примирительно согласилась Шкандыбиха и покатилась шариком в конец огорода, где виднелась угрюмая перекошенная банька. Но в предбаннике было чисто и аккуратно, всё приготовлено для гаданья: иконы, свечи, святая вода и различные колдовские предметы. – Когда Маруська родилася? – деловито спросила Шкандыбиха, расставляя на низеньком столике по кругу свечи. – Перед Масленой. – Теперь садися и молчи. Рта не раскрывай, а то гадание будеть неправильным. Гадалка плеснула в миску святой воды, открыла коробочку с разными семенами и зажгла все свечи. Среди бела дня на Бычиху обрушились таинственность и страх. А Параскева вслух прочитала «Отче наш», перекрестилась на икону Божьей матери и начала пальцем рисовать вокруг миски какие-то узоры. Бычиха немного отошла и, сомкнув плотно губы, молчала, хотя её так и подмывало спросить Шкандыбиху, для чего это она делает. Та же что-то шептала неразборчивое, водила над водой руками, изредка опуская в неё семечко. Некоторые из брошенных семян оставались плавать на поверхности. Закончив своё действо, гадалка ещё раз перекрестилась на икону и начала водить уже по воде пальцами и считать. Наконец, вздохнула и подвела черту: – Женатый и вдовец выпадают. – Как это понять? Двох что ли нагадала? – недоумённо уставилась на неё Бычиха. – То ли Фролка, то ли нет. Двое показалися. Но замуж она в этот год выйдеть, – успокаивающе проговорила Шкандыбиха, – можете проверить в своём курятнике. Слыхала, как ловять петухов? – Слыхала. Но это ж на зимние Святки! – И сейчас можно, до Петра и Павла ещё время есть. Смотри, ловить надо самой девке и задом, задом и снимать с насеста и глядеть, петух или курочка. Если петух, стало быть, жених будеть. А если курица, нехай ещё посидить. – Куда ж ещё сидеть!? И так перестарок. Что-то я не поняла, Фрол-то женится на моей Маруське али нет? – Вот тут я не могу точно сказать, кто на ней женится, но жених будеть. – Мутно как-то гутаришь ты, Парашка. Нам другой не нужон. За другого она ещё б три года назад вышла. Я недовольная твоим гаданием, как и прошлой ворожбой. Другим-то хорошо ворожишь, правильно. А моей Марусе абы как. Смотри у меня, последний раз поверю. Не выйдеть Маруська замуж в сей год, прибью. Вот те хрест, прибью, – перекрестилась Бычиха и так сердито хлопнула дверью бани, что та слетела с петель. Но разгневанная казачка даже не обернулась. |