Вместо предисловия. При первом знакомстве скандинавская мифология производит суровое и возвышенное впечатление. И это не удивительно потому, что она принадлежала суровым и мужественным людям, не боявшимся смотреть в лицо смерти, верящим в то, что весь ход событий ведет к гибели мира, знающим, что она неизбежна, но честно и стойко исполняющим свой долг. Подобное мировоззрение было вызвано образом жизни и социальным положением скандинавских князей-ярлов, их дружинников и поэтов-скальдов, творивших в дружинной среде. Чтобы поддержать свое высокое положение в обществе, викинг-воитель вынужден был без страха бросаться навстречу любой опасности, заведомо зная, что этот поступок может привести его к гибели. Именно этому его учила вся скандинавская мифология, призывая каждым своим образом и событием не отступать и бесстрашно исполнять свой долг. Читать скандинавские легенды – Эдды трудно и довольно скучно, так как они изобилуют трудными для восприятия именами, названиями и понятиями, поэтому в меру своих сил и способностей я попытался изложить описываемые в них события доступным и более простым языком с некоторыми элементами юмора. Что получилось из этой затеи судить не мне, а тем, кто отважится прочитать сей многотрудный для автора опус. Страна богов Асгард и её жители. Скандинавская мифология - Эдды, как, впрочем, и всякая другая, начинается с описания места обитания богов - Асов и богинь - Асинь, наверное, названных так по созвучию, живущих в прекрасной и неповторимой стране, принадлежавшей только им. Страна эта носила очень звучное название - Асгард и располагалась высоко-высоко над облаками, так что ни один даже самый зоркий человек не мог ее увидеть. Тонкий, но прочный мост Бифрест, который современные люди теперь называют радугой, соединял Асгард с землей. Плохо приходилось тому, кто осмеливался подняться по нему, чтобы попасть в страну избранных. Вдоль всего моста тянулась Красная полоса, представляющая собой вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для богов, оно сжигало любого смертного, который осмеливался к нему прикоснуться. Однако авторы Эдд утверждали, что первым в мире живым существом, который жил в Асгарде был не Бог, а злой великан – Ван по имени Имир, который был к тому же ещё и двуполым. В темном мире НИФЛЬХЕЙМЕ из потока Хвергельмир вытекали многочисленные ручьи, а из огненного мира исходил жар и огненные искры. Из застывших рек образовался иней, заполнивший мировую пустоту ГИНУНГАГАН, который под влиянием тепла стал таять, и из него-то и возник двуполый ИМИР. Выкармливала этого гермафродита святая корова со звучным именем АУДУМЛА. Из соленых камней, которые она лизала, сначала возник БУРИ, отец всех Богов. Бури быстро возмужал и породил БОРА, который дал жизнь первым Богам – Асам: Одину и двум его братьям Вили и Ве. Один с братьями совместными усилиями убили Имира, бросили его тело в Мировую Бездну и тем самым из его тела сотворили мир. Плоть Имира стала землей, кровь — морем, кости — горами, череп — небом, волосы — лесом, а ресницы — стенами Мидгарда. Затем братья-умельцы оживили деревянные изваяния людей, населив ими свое царство. После этого Боги устроили небесный свод и определили на нём роли Солнца и Луны, упорядочив движение этих светил и, таким образом, установив смену суток и месяцев. Вот так незамысловато описывает рождение злого Ванна Имира и мира космоса скандинавская легенда. Она же повествует о том, как Асам удалось потеснить «зло» из вселенной в мрачную преисподнюю — «страну льда» и «страну огня», и остаться единственными обитателям Асгарда. Сначала в Асгарде было довольно пустынно, и только посреди этой обширной территории подымалась вершина исполинского дерева - ясеня Иггдразиля. Хотя сказатели могли ошибаться, и это дерево вполне могло быть и не ясенем, а тисом или, например, дубом. В одном из эддических текстов говорится, что ягоды Иггдрасиля приносили облегчение при болях в период женских недомоганий. Но всем изучавшим ботанику в пределах университетского курса известно, что ясень не приносит ягод, в отличие от тиса, плоды которого якобы обладают важными целебными свойствами, излечивающими женские недомогания и облегчающими беременность. Кроме того, в древнескандинавском языке тис иногда назывался barraskr, то есть «ясень с иголками». Эдды также утверждали, что ягоды Иггдрасиля обладали неким свойством, которое помогало женщинам разрешиться от бремени. Так что, несомненно стоит воскресить в памяти все свойства тиса. Известный ученый Эдред Торссон отмечает, что тис “содержит алкалоид, оказывающий токсическое воздействие на центральную нервную систему. Правильно приготовленный, он действует как мощный галлюциноген. А профессор медицины Куковка, ничего себе фамильица, из университета в Грайце (Германия) обнаружил, что в жару тис выделяет газообразный токсин, который, накопляясь в тени дерева, может вызвать галлюцинации у человека, расположившегося под сенью его ветвей”. Что же касается отождествления Мирового древа с дубом, в защиту этой версии также имеются доводы, особенно в пределах континентальных германских территорий, где часто встречаются изображения священного дерева в виде дуба, посвященного Тору и символизирующего воинскую доблесть, стойкость, мужество и верность. В “Саге о Волсунгах” дуб, возвышающийся посреди зала, поддерживает своими ветвями королевский дворец. Известно также множество священных дубов, которые буквально усеивали древнегерманские земли. Первое место среди них занимал посвященный Донару-Тору дуб Фулды, срубленный Бонифацием (прошу не путать с известным всем котом) в 725 году, что должно было символизировать искоренение духа язычества. А вот ещё. Помните у Пушкина – У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том… Или известная песенка: С дуба падают листья ясеня… Не фига себе, не фига себе… Что рассказывают ещё об этом самом Иггдрасиле? Наиболее распространено мнение, что дословно словечко Иггдрасиль означает “Скакун Игга”. Имя Игг означает “Грозный”, а это не кто иной как Один. Однако это имя может быть с равным успехом истолковано как “лошадь страха” или “виселица”, так как на Севере виселицу часто называли “лошадью повешенных”. Вершина дубо-ясеня Иггдразиля называлась коротко и звучно - Лерад. На ней сидел исполинский орел, у его подножия обитал дракон Ниддхёгг, что в переводе звучит как «Тот, кто наносит жестокие удары» или «Тот, кто разит темно незаметно», а по ветвям взад и вперед прыгала проказница белка Ротатоск, перенося вести между орлом и драконом, головой и телом. Вот откуда умный А.С.Пушкин переселил белочку на славный островок Буян. Почитывал, почитывал поэт скандинавскую мифологию. Интересно отметить, что на вершине дерева вселенной иногда изображались еще и олени, которые, как утверждали знатоки, как и орел, поедают змей. Действительно, существуют изображения четверых оленей, которые ощипывают листья Иггдразиля. Их зовут Даин -“Тот, кто мертв”, Двалин - “Тот, кто замешкался, Дунейр - “Тот, чьи уши покрыты пухом” и Дуратрор (перевод неясен, хотя звучит как Дуремар). Есть предположения, что именно эти животные служат отсылкой к четырем карликам, символизирующим стороны света: Nordri (Север), Vestri (Запад), Sudri (Юг) и Austri (Восток) и девять миров. Мидгард - “Срединный Мир”, мир людей – был расположен в центре этой системы. За Мидгардом следуют восемь попарно противостоящих друг другу миров. На севере находился Нифльхейм - “Мир Туманов”; на юге - Муспелльсхейм - “Мир Огня”), на востоке - Ётунхейм - “Мир Инеистых Великанов”, на западе – Ванахейм - “Мир Божественных Ванов”. Наверху и внизу вдоль центральной вертикальной оси Иггдразиля располагались остальные миры. Точно под Мидгардом находился Свартальфхейм - “Мир Темных Эльфов”, еще ниже - Хель. Над Мидгардом уютно расположился парный Свартальфхейму мир Льоссальфхейм - “Мир Светлых Эльфов”, и, наконец, на самом верху - Асгард, столь же сияющий, сколь сумрачный - Хель. Не уверен, что читателю удалось оценить всю прелесть написанного выше, но вернёмся к сути наших рассуждений. Так вот, именно у корней этого то ли дуба, то ли ясеня согласно Эддам жили первые люди Земли. Все они произошли именно от деревьев. Мужчина Аск был сделан из ветвей ясеня, а женщина Эмбла — из ветвей вяза. Один вдохнул в них жизнь и дал душу, Вили — разум, а Ве — речь, слух, зрение и обоняние. Иггдрасиль опирался на три корня, которые располагались в трех сказочных странах Нифльхейме, Йотунхельме и Митгарде. Среди его корней, в подземном царстве, были сосредоточены все известные силы зла. Один из корней уходил к Асам, второй - к инеистым великанам, а третий - в Нифльхейм - “Мир тумана”. Из-под корней чудо-дерева били три чудесных источника. Каждый из этих источников в той или иной мере являлся источником мудрости и познания. Первый источник, находился в Нифльхейме. Он назывался Хвергельмир (“Кипящий котел” или “Источник, который звенит”). Именно в нём варилось питье богов. Второй источник располагался в Йотунхейме. Он был источником мудрости. Грозный великан Мимир, самый могучий из всех существующих в мире великанов, денно и нощно стерег его воды и никому не давал из него напиться. Вот почему этот источник назвали также источником Мимира или источником “Память”. Этот источник был так прозрачен и чист, что каждый, кто искупался в нем, становился белым как снег. Один — отец Асов и мудрейший из них как-то гулял и очень захотел пить. Магазинчиков и палаток с прохладительными напитками типа Спрайта или Кока-кола в Асгарде не было, поэтому Один пришел к великану Мимиру и попросил у него разрешения напиться воды из его источника. Мимир бессребреником не был, поэтому заявил Одину.- Ничего не дается даром, а особенно ум. Могу конечно стаканчик налить, но скажи, что я получу от тебя взамен? — Все, что хочешь, — сказал Один. — Когда очень хочется пить - ничего не жаль, потому что жажда и мудрость дороже всего. — Денег у тебя всё равно нет. Кредитки я не принимаю… Ладно отдай мне свой правый глаз, — потребовал Мимир. Один призадумался, но потом ответил.- — Хорошо, Мимир, я согласен. Умный и одним глазом видит больше, чем глупый двумя. С тех пор у Одина остался один левый глаз, но зато он испил воды из источника мудрости и для него не стало больше тайн ни в настоящем, ни в будущем. В другой раз он по случаю испробовал ещё один магический напиток квасир — «мед поэзии». Легенда о появлении квасира довольно любопытна. Однажды, чтобы заключить перемирие с богами, ваны оставили им в качестве заложника великана Ньерда, а затем, в подтверждение искренности своих намерений, вместе с Асами плюнули в чашу с питьем. Из этой слюны был создан мудрец и скальд (сказитель) карлик Квасир. Но злые гномы, обитающие в корнях дерева Иггдрасиль, убили его. Кровь бедного убиенного они смешали с медом и получили магический напиток, обладающий способностью наделять любого незаурядным умом и даром сочинительства. Испробовав это целебно-магическое явство, Один стал ещё и покровителем поэзии. Однако вернёмся к волшебным источникам. Третий источник находился в Митгарде. Он носил название Урд -“То, что свершилось”. Около Урда поселились вещие норны, первые маги и чародеи, гадалки и прорицатели. По вечерам над Урдом густым туманом подымалась медовая роса. Она окропляла все цветы на земле. Именно её и по сей день собирают пчелы и делают мед. Здесь же был возведен роскошный дворец, в котором норны, в отличие от современных гадалок и прорицателей, если верить мифам, совершенно бесплатно определяли судьбы людей с первого дня их жизни до самой смерти. Но этому «домишке» было далеко до обиталища «верховного правителя» Асгарда. Дворец Одина, Валгалла, был самым большим и красивым в Асгарде. В нем было всего-то пятьсот сорок просторных залов, в которых жили храбрые воины, павшие в битвах с врагами. Здесь их сытно кормили мясом огромного вепря Сэримнира, которого каждый день резали и варили, но который на следующее утро вновь оживал точно таким же, как и был. Вот оно благополучие властью наделённых! Свининку воины запивали крепким, как старый мед, молоком козы Гейдрун, которая паслась у вершины ясеня или дуба Иггдразиля, обгладывая его ветви и листья, и давала столько молока, что его хватало на всех жителей Асгарда. Нам бы сейчас такую удойливую козочку… Во время пиршеств воинам прислуживали девы-воины — валькирии. После еды девицам давали немного отдохнуть, а затем строем вели на обязательные ежедневные занятия боевым искусством, необходимым для того, чтобы они, как и воины мужцины, не заплыли жирком и не потеряли форму в ожидании последней битвы между асами и великанами. Ведь и боги, как полагали викинги, сами были смертны, а затаившиеся великаны в любой момент готовы нанести им сокрушительный удар. Тогда-то, как предсказывали пророки, и должна была грянуть последняя схватка и настал бы час «сумерек богов» — конец света. Но так как мир вечен, «сумерки богов» должны были вскоре пройти и возникнут новая жизнь, в которой воцарятся иные высшие властители, разумные и добрые. Сам Один в пище не нуждался и поэтому участия в этом обжорстве не принимал. Его могучий организм обходился лишь питьём мёда и браги. Рядом с Иггдрасилем и Валгалла на высочайшем месте Асгарда стоял трон Одина, сделанный из ветвей того же дуба или ясеня. С этого трона он видел все, что делалось в мире. На плечах у владыки мира постоянно сидели два ворона: Гугин и Мумин, а у ног лежал волки Гери и Фреки. Гугин и Мумин каждый день облетали землю, а Гери и Фреки каждую ночь обегали ее и рассказывали хозяину обо всем, что они видели и слышали. На голове Одина красовался великолепный крылатый золотой шлем, а в правой руке он всегда держал копье Гунгнир, которое никогда не пролетало мимо цели и поражало насмерть всякого, в кого попадало. А ведь этот самый Гунгнир представлял из себя всего навсего ясеневый кол, который однако символизировал “мобильную версию” космической оси Иггдрасиль. Следуя преданиям о копье Одина, в северной Европе древесину ясеня широко использовали для изготовления оружия и орудий, особенно - имевших магическое предназначение. Считалось, что ясень служит хорошим проводником магической силы. А ещё у Огина был конь, серый жеребец Слейпнир. Хорошее имечко, неправда ли? Так вот, этот коняга, имевший целых четыре пары ног, мог скакать не только по земле, но и по воздуху. Владыка мира часто объезжал на нем землю и, невидимый для людей, принимал участие в сражениях, помогая достойнейшим одержать победу. Один любил погулять и пешком. Под видом бедного странника, босой, в старой широкополой шляпе и в таком же старом синем плаще, он бродил по белу свету и наблюдал за жизнью людей. И плохо было тому, кто, забыв законы гостеприимства, отталкивал его от своего порога. Находили потом таких бедолаг где ни будь под кустиками бездыханными. Кроме Одина, в Асгарде были навечно прописаны еще двенадцать богов-Асов. Первым из них по праву считался старший сын Одина, Бог грома Тор. Это был могучий рыжебородый верзила. Тор был не так мудр, как его отец, но зато во всем мире не было никого равного ему по силе. Легенда утверждает, что на земле не было ни одного человека, который бы смог перечислить все его подвиги. Тор был сыном богини земли Йорд. Он покровительствовал крестьянам-хлебопашцам и зорко охранял их дома и поля от нападений злобных великанов Гримтурсенов, волков, вепрей, лисиц и прочей хищной живности. Недаром в Эддах записано, что, если бы не было Тора, то злодеи великаны уничтожили бы весь мир. Правда, великанов этих никто и никогда, кроме Сндбада Морехода, не видел. Тор любил сытно поесть и выпить, поэтому был так велик и тяжел, что его не могла выдержать ни одна лошадь. По этой причине он по земле ходил пешком, а по небу ездил в своей окованной железом колеснице, запряженной двумя козлами: Тангиостом и Тангризниром. В переводе их клички звучали, как Скрежещущий Зубами и Скрипящий Зубами. Почему Тор предпочитал коням этих козлов Эдды не уточняют. Зато точно известно, что козлы эти были быстрее ветра, быстрее даже восьминогого жеребца Одина. Один неплохо экипировал своего любимого рыжего сынка. У Тора имелся волшебный пояс, который в два раза увеличивал его силу. На руки он надевал толстые железные рукавицы, а вместо копья, меча, или лука он носил тяжелый железный молот Мйольнир, разбивающий вдребезги самые толстые и крепкие скалы. Тор редко сидел в своем дворце, в Асгарде, потому что круглосуточно сражался на востоке с великанами. Но, когда Асам угрожала опасность, бог грома сейчас же являлся на помощь и с удовольствием принимал участие в любых потасовках, весело помахивая своим молоточком. Вторым богом был сын Одина и богини Фригг по имени Бальдр или по нашему - Повелитель. Бальдр был так красив и чист душой, что от него постоянно исходило неземное сияние. Бальдр был богом весны и очень добрым, что было большой редкостью, среди Асов. С его приходом на земле всегда пробуждалась жизнь, и все становилось краше и наряднее. Третий бог - Бог войны Тир, был сыном владыки мира и сестры морского великана Гимира. Тир был храбрейшим среди богов. У него была всего лишь левая рука. Свою правую он потерял, спасая богов от одного страшного чудовища, название которого мы точно не знаем. Как ни странно, но инвалидность не мешала Тиру быть искусным воином и принимать участие во всех сражениях. Тир был большим забиякой: выпив амброзии, он частенько поколачивал даже рыжеволосого Тора. Четвертым богом был Хеймдалль, иногда его называли также Мудрым Асом. Именно он был назначен Одиным стражем радужного моста. Мудрый Ас прекрасно видел и днем и ночью на расстоянии до ста миль и обладал уникальным слухом: он слышал, как шуршала трава в поле и шелестела под ветром шерсть на овцах. Ас спал меньше чем птицы, а сон его был так же чуток, как и у них. За заслуги перед божественным обществом придворный стоматолог вставил ему зубы из чистого золота, а папаша подарил золотой рог, который Мудрый Ас, не снимая, носил на своем поясе. Звуки этого рога были частенько слышны во всех странах мира. Пятый бог носил имя Браги. Судя по имени, этот Ас был любителем выпить чего ни будь крепенького. Браги был Богом поэтов и скальдов. Никто не умел так хорошо слагать стихи и песни, как он, и всякий, кто хотел стать поэтом, должен был просить его покровительства. В противном случае ни одно асгардское издательство не опубликовало бы его вирши. Нужно отметить, что прозой в божественной стране не увлекались. Шестой Бог по имени Год, а по прозвищу Слепой Ас, так же как и Тир, Хеймдалль и Браги, был сыном все того же Одина. Многодетный и любвеобильный был у них папочка! Слепой Ас обладал огромной силой, но был так ленив, что никогда не покидал Асгарда и редко выходил из своего дворца. Седьмого Бога по имени Видар близкие звали ещё Молчаливым Асом, так как он очень не любил говорить, потому что был мудр и храбр. Молчаливый Ас, естественно, был сыном того же Одина, но мамой его была другая особа женского пола - великанша Грид, которую папаша Видара сразу же после рождения наследника отправил обратно по месту основного жительства. Молчалиый Ас был почти так же могуч, как и Бог грома Тор. Восьмой бог, Вали лучше всех владел любым оружием и в сражениях не уступал самому Тиру. Хотя в боях и битвах Вали был незаменим, в обыденной жизни он был плохим советчиком и был не очень мудр. Девятый бог, пасынок Тора, Улль, был замечательным стрелком из лука. Все его стрелы попадали точно в цель, как бы далека и мала она не была. Улль также быстрее всех бегал на лыжах. Именно от него этому искусству научились и люди. Очень похоже, что именно в честь этога Аса был назван известный герой Тиль Улленшпигель. Десятый Бог, Нйодр был не настоящим Асом, а происходил из рода духов Ванов. Ваны отдали его богам как заложника, а от них взамен взяли Хенира. Имя Нйорд переводилось как Корабельный двор. Он жил в своём поместье Ноатун и покровительствовал мореплаванию, и ему были подвластны все ветры и Море. Нйодр потихоньку спекулировал всем чем мог и поэтому был богаче всех Асов. Правда, несмотря на богатство, он был, как все Ваны, очень добр. Одиннадцатый Бог был тоже не настоящим Асом. Он был сыном Нйорда и носил имя Фрейр. Фрейр был Богом лета. Он мало уступал в красоте самому Бальдру и был так же добр, как и его отец. Фрейр забавлялся тем, что время от времени посылал людям богатые урожаи. Он не любил войн и ссор, и покровительствовал миру на земле, как между отдельными людьми, так и между целыми народами. Последним из богов был Локки. Это был и не Ас, и не Ван. Он происходил из рода великанов, но Асы в порядке исключения уже давно разрешили ему жить с ними в Асгарде, принимая во внимание его необыкновенный ум и хитрость. Локки был высок ростом, смел и красив, но был, как и полагалось настоящему великану, очень зол и коварен. По своим божественным обязанностям он был назначен Одиным Богом огня. От Бога огня всегда нужно было ожидать больше плохого, чем хорошего, и поэтому никто не мог на него положиться. Своими проделками и шалостями он часто подвергал Асов большим опасностям, из которых потом сам и выручал, пользуясь своей изворотливостью и сообразительностью. Теперь несколько слов о «слабой» половине божественного сословия. Над живущими в Асгарде богинями по праву царствовала жена Одина, богиня Фригг. Она была столь же мудра, как и сам владыка мира. Подобно своему мужу, Фригг часто спускалась на землю и, переодетая, бродила среди людей, внимая их горестям и заботам. Возвратившись к себе во дворец Фригг никогда и никому не говорила о том, что видела и что узнала. В соседних апартаментах проживала дочь Нйодра и сестра Фрейра, богиня любви Фрейя. Её владения в Асгаде носили название Фолькванг, что в нашем переводе означало «Поле боя». Близкие называли её также Ванадис, потому что она тоже была из рода Ванов и первой в Асгарде после Фригг. Равных ей по красоте не было и не могло быть во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце было так мягко и нежно, что сочувствовало страданию каждого. У Фрейи было волшебное соколиное оперение, надев которое она часто летала над облаками, и чудесное золотое ожерелье Бризингамен. Вволю налетавшись, Фрейя плакала, и из ее глаз капали золотые слезы, тут же прораставшие золотыми розами. Но когда Асы выходили на битву с великанами Фрейя отключала своё любвеобильное сердце и превращалась в бесстрашную и беспощадную воительницу. Она впрягала в колесницу двух яростно шипящих кошек и, трубя в рог, мчалась на поле битвы. И горе было всем попадавшимся на её пути великанам. Одна половина убитых принадлежали Одину, а вторая богине Фрейя. Интересно, что в одной из церквей современного Шлезвига сохранилась роспись двенадцатого века, где изображена женщина с рогом приставленным ко рту, мчащаяся на громадном коте. У Аса Браги была жена, нежная и кроткая Идун — богиня вечной юности. Она была скромна и тиха, но без нее никого из Асов уже давно не было бы в живых. У Идун имелась корзинка с аппетиными райскими яблочками вечной молодости, которыми она щедро угощала богов. Корзинка эта была волшебная: она никогда не пустела, так как взамен каждого вынутого яблока в ней тот час же появлялось новое. Ещё одной Богиней была Эйр — покровительница врачей. Она излечивала все болезни и раны. Статистика удачных врачеваний в те времена ещё не велась, но по утверждению составителей Эдд Эйр была вполне приличной врачихой. Богиней земли была мать Тора, Йорд. Жена Тора Сиф имела право называться богиней плодородия. Красотой Сиф уступала лишь Фрейе, а таких волос, как у нее не было ни у кого в мире. Браки между людьми освещала Богиня Лефн, а Богиня Син охраняла их дома от воров. Ещё одна Богиня Сйофн служила богиней мира. Она очень старалась, чтобы все жили мирно и дружно. Правда, удавалось ей это довольно редко. Богиня истины Вар выслушивала и записывала все просьбы и клятвы людей, а её подруги Богини Фулла, Сага, Глин и Гна работали в этой компании на подхвате и прислуживали Фригг, выполняя ее поручения. Кроме богов и богинь, в Асгарде жили прекрасные девы воительницы Валькирии. Их предводительницей была Фрейя. Валькирии невидимо принимали обязательное участие в каждой битве, давая смерть тому, на кого указывали Боги, наблюдавшие за сражениями сверху, а потом они уносили павших воинов в Валгаллу и там прислуживали им за столом. Вобщем женщин в этой стране Богов было предостаточно, так что о демографии им заботиться не приходилось. Так был создан и обустроен Асгард, и таковы были его жители. Все сведения об этапах сотворения и обустройства мира изложены в основном в одной из песен “Эдды” — в “Прорицании Вельвы” и частично дополняются иными источниками. “Прорицание” описывало наступившую эпоху как “Золотой век”, когда все предметы создавались только из золота, а боги развлекались играми и были как дети “радостны” и счастливы Однако Век счастья длился недолго, и вскоре в Асгарде наступила первая смерть. Это было коварное убийство юного бога Бальдра, возвещающее грядущие катаклизмы, которые превратят космос в хаос. В “Прорицании” описываются содрогания Мирового древа, высвобождение некогда усмиренных богами чудовищ, появление корабля мертвецов, великанов и иных злых сил. В последней битве боги и чудовища погибают, а мир поглощается огнем и инеем, то есть приходит в исходное состояние. |