Давно было желание перенести форму фуги из музыки в поэзию. Когда попыталась воплотить это в жизнь, поняла, что и другие полифонические формы можно модифицировать в поэтические. Казалось бы, канон давно уже существует в поэзии в вокальных канонах. Но если канон читать не одновременно, а рассредоточить все голоса по строчкам, где каждая строфа – как бы такт вокальной партитуры, будет звучать совсем иная форма. Например, если разбить предложение «В поле зрения изгибы слова, скользящие по смыслам.» на два, три и четыре голоса, получатся следующие тексты: 2хголосие В поле зрения ____________ изгибы слова, В поле зрения скользящие изгибы слова, по смыслам скользящие __________ по смыслам 3хголосие в поле зрения ____________ ____________ изгибы слова в поле зрения ____________ скользящие изгибы слова, в поле зрения по смыслам скользящие изгибы слова __________ по смыслам скользящие __________ __________ по смыслам 4хголосие В поле зрения ____________ ____________ ____________ изгибы слова, В поле зрения ____________ ____________ скользящие изгибы слова, В поле зрения ____________ по смыслам скользящие изгибы слова, В поле зрения __________ по смыслам. скользящие изгибы слова, __________ __________ по смыслам. скользящие ___________ ___________ ___________ по смыслам. Можно закольцевать: вместо пауз в начальных строфах вставить строки из последних, а в конечных – строки из первых. Таким образом стихотворение становится бесконечным: в поле зрения по смыслам изгибы слова, В поле зрения скользящие изгибы слова, по смыслам скользящие в поле зрения по смыслам Но в трёхголосном каноне, чтобы не было повторения одного и того же (В поле зрения по смыслам скользящие изгибы слова) можно добавить ещё несколько слов: В поле зрения по смыслам скользящие переливаются В поле зрения По смыслам тонами звучно переливаются В поле зрения изгибы слова тонами звучно переливаются скользящие изгибы слова тонами звучно по смыслам скользящие изгибы слова в поле зрения по смыслам скользящие… Канон может быть не только по фразам, но и по отдельным словам (за исключением предлогов, возможно, коротких союзов): Кто хочет, кто творить хочет, кто историю творить хочет на сцене, историю творить, играет на сцене историю, живёт, играет на сцене живёт, играет, живёт… Поэтический канон можно сделать более музыкальным, если в строчках каждой строфы будут общие буквы: я лгу сейчас ___________ ___________ сугубо звуча я лгу сейчас ___________ губы чаруют сугубо звуча я лгу сейчас убывают чай, уют губы чаруют сугубо звуча в глубь абсолюта убывают чай, уют губы чаруют ______________ в глубь абсолюта убывают чай, уют ______________ ______________ в глубь абсолюта Так, в третьей строфе совпадают буквы ГУ и ЧА, в четвёртом – УБ и ЧА, в пятом – УБ и ЮТ. В каждом голосе звучит следующий текст: «Я лгу сейчас, сугубо звуча. Губы чаруют. Убывают чай, уют в глубь абсолюта.». В таком варианте, возможно, было бы интересно одновременное звучание всех голосов. С помощью общих букв метод подголосочной полифонии легко переносится и в поэзию: Вер тело, | улетая ввысь, | звенит | об Абсолюте. Ветер – лону | лет, а я – | вези | на автобусе лютик. Вертело | у лета явь | и зенит – | оба салютят. Таким образом получается два варианта прочтения: либо читать по порядку каждый столбик (трёхстрочную строфу), либо по порядку каждый голос (по порядку каждую строку). Возможен и третий вариант – прочитать три голоса одновременно (если есть три чтеца). Чтобы получилась поэтическая фуга, необходимо, чтобы одна тема повторялась и чтобы голоса были созвучны (совпадение букв). Получилась следующая трёхголосная фуга с темой «липами солнечные лучи» и её ответом «помели солнечные лучи»: Липами солнечные лучи _____________________ ______________________ по мелодии сна растеклись Помели солнечные лучи _______________________ в долине слов до луны _______________________ ликовали на виолончели – лапами стонали Липами солнечные лучи дань звону стали без устали до неба достали _Лира в миноре выше сулит вели миры к виршам соло _лики марева, на крыше скользя, облака размышлений сладко, размашисто лакали ромашку строк отражались кроны юдоли радужно хронос длился Миражи крошечные сдули Липами солнечные лучи всхлипами накрыли плечи плачут стены нелепо поймали синичку в ларчик Помели солнечные лучи пленяли – стало намного лучше липкими сонными ручками слепили сонаты для Люче Липами солнечно звучно… Первые пять строф – экспозиция с каденцией на «стали- безустали-достали», следующие три строфы – разработка и последние три – реприза. Полагаю, мои полифонические опыты в поэзии несколько расширили пространство её художественных возможностей. |