Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Наталия Лунева
Объем: 5131 [ символов ]
Транспозиция полифонических методов из музыки в поэзию.
Давно было желание перенести форму фуги из музыки в
поэзию. Когда попыталась воплотить это в жизнь, поняла,
что и другие полифонические формы можно модифицировать
в поэтические.
Казалось бы, канон давно уже существует в поэзии в
вокальных канонах. Но если канон читать не одновременно, а
рассредоточить все голоса по строчкам, где каждая строфа –
как бы такт вокальной партитуры, будет звучать совсем иная
форма. Например, если разбить предложение «В поле зрения
изгибы слова, скользящие по смыслам.» на два, три и четыре
голоса, получатся следующие тексты:
 
2хголосие
 
В поле зрения
____________
 
изгибы слова,
В поле зрения
 
скользящие
изгибы слова,
 
по смыслам
скользящие
 
__________
по смыслам
 
3хголосие
 
в поле зрения
____________
____________
 
изгибы слова
в поле зрения
____________
 
скользящие
изгибы слова,
в поле зрения
 
по смыслам
скользящие
изгибы слова
 
__________
по смыслам
скользящие
 
__________
__________
по смыслам
 
4хголосие
 
В поле зрения
____________
____________
____________
 
изгибы слова,
В поле зрения
____________
____________
 
скользящие
изгибы слова,
В поле зрения
____________
 
по смыслам
скользящие
изгибы слова,
В поле зрения
 
__________
по смыслам.
скользящие
изгибы слова,
 
__________
__________
по смыслам.
скользящие
 
___________
___________
___________
по смыслам.
 
Можно закольцевать: вместо пауз в начальных строфах
вставить строки из последних, а в конечных – строки из
первых. Таким образом стихотворение становится
бесконечным:
 
в поле зрения
по смыслам
 
изгибы слова,
В поле зрения
 
скользящие
изгибы слова,
 
по смыслам
скользящие
 
в поле зрения
по смыслам
 
Но в трёхголосном каноне, чтобы не было повторения одного
и того же (В поле зрения по смыслам скользящие изгибы
слова) можно добавить ещё несколько слов:
 
В поле зрения
по смыслам
скользящие
 
переливаются
В поле зрения
По смыслам
 
тонами звучно
переливаются
В поле зрения
 
изгибы слова
тонами звучно
переливаются
 
скользящие
изгибы слова
тонами звучно
 
по смыслам
скользящие
изгибы слова
 
в поле зрения
по смыслам
скользящие…
 
Канон может быть не только по фразам, но и по отдельным
словам (за исключением предлогов, возможно, коротких
союзов):
 
Кто
хочет, кто
творить хочет, кто
историю творить хочет
на сцене, историю творить,
играет на сцене историю,
живёт, играет на сцене
живёт, играет,
живёт…
 
Поэтический канон можно сделать более музыкальным, если
в строчках каждой строфы будут общие буквы:
 
я лгу сейчас
___________
___________
 
сугубо звуча
я лгу сейчас
___________
 
губы чаруют
сугубо звуча
я лгу сейчас
 
убывают чай, уют
губы чаруют
сугубо звуча
 
в глубь абсолюта
убывают чай, уют
губы чаруют
 
______________
в глубь абсолюта
убывают чай, уют
 
______________
______________
в глубь абсолюта
 
Так, в третьей строфе совпадают буквы ГУ и ЧА, в четвёртом
– УБ и ЧА, в пятом – УБ и ЮТ. В каждом голосе звучит
следующий текст: «Я лгу сейчас, сугубо звуча. Губы чаруют.
Убывают чай, уют в глубь абсолюта.». В таком варианте,
возможно, было бы интересно одновременное звучание всех
голосов.
 
С помощью общих букв метод подголосочной полифонии
легко переносится и в поэзию:
 
Вер тело, | улетая ввысь, | звенит | об Абсолюте.
Ветер – лону | лет, а я – | вези | на автобусе лютик.
Вертело | у лета явь | и зенит – | оба салютят.
 
Таким образом получается два варианта прочтения: либо
читать по порядку каждый столбик (трёхстрочную строфу),
либо по порядку каждый голос (по порядку каждую строку).
Возможен и третий вариант – прочитать три голоса
одновременно (если есть три чтеца).
Чтобы получилась поэтическая фуга, необходимо, чтобы одна
тема повторялась и чтобы голоса были созвучны
(совпадение букв). Получилась следующая трёхголосная фуга
с темой «липами солнечные лучи» и её ответом «помели
солнечные лучи»:
 
Липами солнечные лучи
_____________________
______________________
 
по мелодии сна растеклись
Помели солнечные лучи
_______________________
 
в долине слов
до луны
_______________________
 
ликовали на виолончели –
лапами стонали
Липами солнечные лучи
 
дань звону стали
без устали
до неба достали
 
_Лира в миноре выше сулит
вели миры к виршам соло
_лики марева, на крыше скользя,
 
облака размышлений
сладко, размашисто
лакали ромашку строк
 
отражались кроны юдоли
радужно хронос длился
Миражи крошечные сдули
 
Липами солнечные лучи
всхлипами накрыли плечи
плачут стены нелепо
 
поймали синичку в ларчик
Помели солнечные лучи
пленяли – стало намного лучше
 
липкими сонными ручками
слепили сонаты для Люче
Липами солнечно звучно…
 
Первые пять строф – экспозиция с каденцией на «стали-
безустали-достали», следующие три строфы – разработка и
последние три – реприза.
Полагаю, мои полифонические опыты в поэзии несколько
расширили пространство её художественных возможностей.
Дата публикации: 08.08.2020 16:57
Предыдущее: Замок в моих облаках.Следующее: Воплощение метода канона в поэзии.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта