Еще раз о поэзии. Поэзия – едва ли не самое удивительное и необъяснимое явление нашего бытия. Простые, а зачастую и обиходные слова, будучи поставленными в определенном порядке, создают нечто новое, создают чувство или образ, который трудно описать и невозможно объяснить словами, которые были использованы поэтом. А, когда мы не можем чего-то объяснить, мы говорим, что это – чудо. Есть сила благодатная в В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, святая прелесть в них. Так сказал по этому поводу М. Ю Лермонтов в своем стихотворении «Молитва». Осознав такое явление, люди до сих пор не могут успокоиться и всё стремятся и стремятся его понять. Самые ранние, дошедшие до нас попытки понять и изложить системно, что же это такое, поэзия, были сделаны Горацием две тысячи лет назад. В четырехстах семидесяти шести строчках трактата, названного позднее «Наука поэзии», меня заинтересовали строчки о видах и назначении поэзии. Дело в том, что в сегодняшнее время стихотворного бума в России, когда только на одном из тридцати пяти литературных сайтов, СТИХИ.РУ, числится более семисот пятидесяти тысяч авторов, закономерно и остро встал вопрос о разграничении понятий «поэзия» и «стихосложение», «поэт» и «стихотворец». Преобладающим на сегодня мнением является то, в котором считается, что у поэтов должен быть особый дар, этакая «искра Божия». При этом подразумевается, что это дается человеку при рождении. Такая вот альтернатива: есть искра – ты поэт, нет искры – ты только стихотворец. Третьего не дано. Эта категоричность вызывала во мне всегда протест, и я решил разобраться в этом в меру своих сил.. В интернете мне встретились рассуждения на эту тему Михаила aid=4 61ebebe75310 в которых он утверждает, что поэзия должна «одновременно волновать, учить и услаждать» и ссылается при этом на Горация. Открываю названный выше трактат в переводе Дмитриева М. А. современника Пушкина, и читаю: Строчка № 332 – «или полезными быть или пленять желают поэты Строчка № 333 – или и то, и другое: полезное вместе с приятным». Не видя здесь обязательной одновременности этих двух предназначений, я всё-таки подумал, что возможно автор статьи обратился к Горацию в каком-то другом переводе? Взял этот же трактат в переводе А. А. Фета, более авторитетного поэта. В нём это требование звучит так: строчка № 333 «Доставлять наслаждение иль пользу желают поэты, иль воспевать заодно отрадное в жизни с полезным». Здесь тоже, как видим, возможны три варианта поэзии: 1.Полезность 2. Наслаждение 3.Совмещение полезности и наслаждения. Следовательно, автор рассуждений, Коробов, здесь, в этом постулате з а б л у ж д е т с я. Сочинения этого великого мудреца отвечают и на многие другие стороны творческого процесса. Например, если встречается ситуация, когда требования ясности мысли противоречат требованию рифмы, то рифма должна уступить требованию смысла. Около трехсот лет назад во Франции поэт Никола Буало сочинил трактат под названием «Поэтическое искусство». В нём он изложил в стихотворной форме основные требования классики в вопросах поэзии, которых придерживаются до сих пор все, пишущие в классическом стиле поэты. О взаимодействии рифмы и разума у него сказано так: «Меж ними ссоры нет, и не идёт борьба Он− властелин её, она − его раба». А в России, примерно сто лет спустя, родился свой Буало, труды которого во многом определили характер всей русской литературы, и не теряют своего значения и в наши дни. Конечно, я имею в виду Виссариона Григорьевича Белинского, литературного критика. «Неистовый Виссарион» − так за глаза называли его современники, и под таким именем он вошел в историю. Откройте его работу «Разделение поэзии на роды и виды», и вы поразитесь тому, с какой глубиной и как ярко и четко он отвечает на большинство вопросов с е г о д н я ш н е г о литературного творчества. Приведу один пример. Рассуждая о лирической поэзии, он отмечает, что зачастую она бывает настолько музыкальной, что её трудно читать без некоего мотива, и приводит пример из Гамлета. Сумасшедшая Офелия декламирует: « Он во гробе лежал с непокрытым лицом, С непокрытым, открытым лицом». И дальше Виссарион Григорьевич подмечает: «Непокрытый есть то же, что открытый, а открытый то же, что непокрытый, но какое глубокое впечатление производит на душу это повторение одного и того же слова с незначительным грамматическим изменением. И как чувствуется, что эти стихи должны не читаться, а петься». А от себя мне хочется добавить, что в этом переходе от « непокрытый» к слову «открытый» есть некоторая динамика. Слово «открытый» ярче, сильнее, чем слово «непокрытый». Вот в таких вроде мелочах и проявляется, видимо, поиск чувства или образа в душе поэта. Конечно, при этом он не отдает себе отчет в том, что он делает, и, как и почему он отвергает те или иные варианты, пока не найдет искомое словосочетание. Здесь проявляются вся сила поэтического таланта и мера его поэтического мастерства. Кстати, сопоставление этих понятий – талант и мастерство является одной из обширных тем споров и дискуссий, которые велись раньше и идут и сейчас. Ведь стих всегда частица души человеческой, а людям свойственно честолюбие в той или иной мере. Чей стих лучше, это означает − кто из авторов талантливее. Эти споры проявляются уже в низовых литературных обществах, различных ЛИТО, но такое явление свойственно и корифеям поэтического мира. Из Антологии русской поэзии, составленной Евгением Евтушенко, я узнаю, что кроме известной всем антипатии между Маяковским и Есениным, было много других непониманий и неприятия себе подобных. Например: Маяковский – Гумилев, Бунин – Блок, Адамович – Цветаева, Бродский – Аксенов и т. д. Это печальный список Евтушенко завершает возгласом: « О, Господи!. . . когда мы поймем, наконец, что все мы смертны, что нас не так уж много в человечестве, и нам не может быть тесно на Земном Шаре. В первое десятилетие Советской власти после бурных диспутов на эту тему было провозглашено: « Пусть будет больше поэтов, хороших и разных!» Что же касается низовых литературных сообществ, то в них из-за нехватки хорошо подготовленных поэтов начинает, как правило, доминировать один из них, вольно или невольно подавляя все другие взгляды на то, как писать и что правильно, что не правильно. Для ЛИТО это бич, особенно, если руководитель самоустраняется от ответственности и пускает всё на самотёк. Приток свежих талантов прекращается, а имеющиеся развиваются ущербно. Будущее у таких ЛИТО, как правило, под постоянным вопросом и зачастую они умирают естественной смертью. А сейчас давайте вернёмся к теме – искра Божья. Подыскивая синонимы к этому яркому, но туманному выражению я остановился на сочетании слов : мера таланта; сила таланта; степень таланта. Это тоже не очень конкретно, но хотя бы без Бога, без потустороннего. Хотя выражения типа – это хирург, пианист, скрипач, разведчик и т. д. от Бога нам понятны и звучат, как высшая похвала Мастеру своего дела. Итак, сила таланта. Словом, близким к слову талант, но несколько приземленным, является слово «способности». Все мы при рождении обладаем определенным уровнем способностей к любому виду деятельности. Это фундамент человека. Про человека с низким уровнем фундамента говорят, что он слаб в коленках, а про того у которого способности превышают обычный, средний уровень говорят, что «он далеко пойдет» или «большому кораблю – большое плавание». В детстве и юношестве человеку, как правило, удается попробовать себя в различных ролях, и он обнаруживает, что одно ему дается легко, другое не очень, а третье не дается вообще. И вот, представьте себе, что обычный человек обнаружил вдруг, что слова у него как-то уж очень легко рифмуются. Как он поступает? Тут бывает по-разному. Он может отмахнуться и забыть об этом, а может, начнет сочинять стихи и покажет опытному поэту. Если первый критик оказался человеком тактичным и мягко указал на слабости, то будущий поэт развивается. Но бывает и так, что с высоты своего величия критик скажет, что это не поэзия, и тогда явление поэта не состоится. Но бывает и так, что этот человек, будучи способным и волевым, станет совершенствовать технику стихосложения. Для этого сейчас имеется множество всяких советов и методик. Из стихов исчезнет корявость, они станут благозвучными, но будут или не будут они поэзией, зависит от того, в каком состоянии души писались они. Если автор, к примеру, говоря об измене любимым человеком, сам при этом пишет сквозь слёзы, горько переживая, то, при определенном уровне мастерства, его строчки найдут отклик у читателя, и это станет поэзией, потому, что это волнует. Помните у Пушкина: « Над вымыслом слезами обольюсь . . .» Но, если при сочинении автор не чувствует того, о чем он пишет, то, как бы красивы и благозвучны не были его стихи, они не тронут читателя и, значит, поэзией не станут. Так, упомянутый выше Коробов, приводит стих о том, как один автор описал отправление поезда от перрона вокзала. В стихе этом много тонких наблюдений, красивых и даже изящных метафор и сравнений, но, читая его, ты как бы видишь словесную фотографию явлений за окном. Автор является простым наблюдателем, человеком посторонним. Соответственно и читатель, прочитав его творение, остается равнодушным. Он готов задать вопрос автору: «Ну и что дальше?» Автор стиха самокритично говорит, что это − не поэзия. Автор стиха Роман Спивак, живет в США, выпустил несколько сборников стихов. Пока я писал эту статью, у меня родилось четыре строчки об этом явлении: Мы дарим всем волнение души, Созвучьем слов его отображая. И, коль слова точны и хороши, Волнение живет, не умирает. Как тут не вспомнить опять пушкинское «Нет весь я не умру . . .» Рассуждая о стихосложении, я применил термин « волнение души», но можно было бы сказать «сила чувства», степень переживания и ещё как-то, но в моем варианте я так и вижу мысленно, как от автора в момент творческого напряжения исходит некоторое излучение, как бы волны души. Если признать этот образ удачным, то открывается возможность использовать ещё несколько терминов из области радиотехники, такие как «сила импульса» то есть мощность передатчика и это будет означать силу таланта поэта. А также можно применить понятие « длина волны» излучения, которой может соответствовать характерность, узнаваемость творческого почерка поэта. Но вернемся к автору, которого я не решаюсь пока назвать поэтом и называю стихотворцем. Что выйдет из-под пера стихотворца определяется следующими качествами:: 1. Масштабом личности, её кругозором, глубиной и широтой культуры. Эти понятия можно, думаю, определить словом – интеллект. 2. Характером поэта, его жизненной установкой. 3. Мастерством стихосложения. 4. Степенью таланта поэта. Как известно, в мире нет, и не было двух одинаковых личностей, все мы индивидуальны. Значит, неповторимы и волнения наших душ. А как передать свою неповторимость словами, которые миллион раз были сказаны? ! Всё дело, оказывается в их расстановке. Приведу такой пример. Возьмём всем известные, берущие за душу три слова: «белеет парус одинокий» и попробуем их переставить местами. Всё сразу куда- то улетучилось. Это и есть тайна поэзии, её необъяснимость и причина её бессмертия. Поэзия обладает ещё одним замечательным свойством, благодаря которому она живет – свойством самоочищения. Стихи, не волнующие никого, не запоминаются, и не читаются повторно. Всевозможный рифмованный шлак в виде «роза- мимоза» или «любовь-кровь» отмирают сами. Логичное и понятное, вроде, стремление критиков оградить людей от подобного мусора не являются, на мой взгляд, необходимыми, ибо, что не волнует, то – не живет. Более того, анализ стихотворения тем или иным ценителем всегда субъективен и он не может быть иным. А раз так, то при этом может быть не замечена вовсе или не оцененная по достоинству та особенность в стихе, которую не смог воспринять или заметить критик, выносящий приговор стиху и поэту. Фраза, которую мы часто слышим типа, что это не поэзия, не объясняется ничем другим кроме желания оградить своё блистание на Олимпе от конкурентов. Замечательная поэтесса Анна Тарасова пишет: «Поэты – те же на лугу цветы: У всех оттенок, рост и аромат свой. . . .» Этим образом «поэт – цветок» я хочу закончить свои рассуждения и пожелать всем нам и будущим поколениям, чтобы в России и во всём мире благоухали на лугах жизни и радовали собой поэты хорошие и разные. Константин Евдокимов 23 декабря 2019 г. |