Актер (1974 год. Ленинград) Александр прочитал последний монолог своей роли, а затем, ударив себя в грудь ножом, упал. Дали занавес. В зале слышались редкие аплодисменты, а иногда свист. Александр вынул из-под мышки кинжал и поднявшись ушел со сцены в свою комнатку за кулисами. Стены и дверь комнаты были завешены афишами. Напротив двери висело зеркало над маленьким столиком. Александр сел и начал смывать грим, затем снял парик, переоделся и, заперев комнатку, вышел из театра через неприметную маленькую дверь выхода для актеров. Александр давно знал, что он ничего не стоящий актер и работает не ради искусства, а ради заработка, но не покидал сцену. Понимая безысходность своего положения, он продолжал выступать, не видя для себя другого способа свести концы с концами. И вот каждый день он проходил привычный путь от своей каморки до театра, переодевался, гримировался и читал зазубренные роли. Моросил дождь, ноги сразу намокли, а в галоши набились комья грязи. С полей шляпы вода капала за шиворот. Александр остановился в нерешительности: куда идти? Ближе всего было к матери, а домой дальше. Открыв дверь своим ключом, он поднялся на четвертый этаж и постучал в старую грязную дверь. - Войдите, - послышался старческий хриплый голос. Александр начал вытирать ноги. - Да кто там? В конце концов, войдите! – повторил голос, теперь уже похожий на женский. Александр открыл дверь и переступил порог маленькой, засыпанной всяким хламом комнатушки. Чего здесь только не было! И старые ломанные часы, и французкие замки с секретом, и тряпье, и множество старых цветных абажуров… - Ах, это ты. - Да, мама. - Входи, чего встал? Согрей чаю. - Сейчас. Александр взял чайник и, спустившись этажом ниже, где была кухня, поставил его на огонь. Через несколько минут он опять появился в дверях комнаты. Мать, завернувшись в старый платок, лежала скрючившись на скрипучей железной кровати. - Что пришел-то? - Замерз. - Вспомнил про меня, как худо стало? Что боишься ко мне заглядывать после нашего разговора? - Боюсь. Александр опустил голову. - Что надумал? Согласен? - Нет. Не знаю. - Как не знаешь? Ну, быстро говори: да или нет? - Нет. - Плохо думал! - Хорошо думал. - Плохо! Такое дело раз в жизни бывает. Какие люди! Один Семен всего твоего проклятого театра со всеми его потрохами стоит. И что? Тебя ведь не убивать заставляют, а просто постоять на улице, посмотреть, чтобы никто лишний не пошел. А если что, знак подать. - Нет. - Как нет? Матери перечишь! Как ты смеешь, паршивый котенок? - Нет. - Молчи! Я сказала, пойдешь, значит пойдешь! - Нет. Мать спустила ноги с кровати и грозно посмотрела на сына красными глазами. От нее несло винным перегаром и табаком. - Пойдешь, иждивенец! Пойдешь! - Нет. Александр отступил и, открыв дверь, выскочил на лестницу. - Пойдешь, паршивец! Знай, если помру, то потому что ты не захотел кормить! Ну, беги! Беги! Пускай я помру, подохну с голоду! Вслед за сыном в дверь полетела бутылка и разбилась, ударившись о косяк. Александр сбежал вниз и выскочил на улицу. Холодный дождь немного упокоил его. - Нет, нет, - все еще шептал он, шлепая по лужам. Впереди послышался шум, а вскоре рядом с Александром пронесся извозчик, окатив его грязью с ног до головы. Отряхнувшись Александр отправился домой. Вдруг, в соседнем переулке кто-то закричал. Крик приближался, и вот из-за угла выбежала прилично одетая девушка с сумочкой в руках. За ней бежали двое мужчин. Силы оставили девушку, и она остановилась недалеко от Александра. Мужчины догнали ее, вырвали сумочку и начали стаскивать с нее шубу. Из подъезда напротив выскочил старичок в очках и халате. - Прочь! – закричал он и бросился на помощь девушке, отбивавшейся от грабителей. Александр стоял рядом и дрожал всем телом. Старичка стали бить, потеряв очки, он начал плохо ориентироваться, а вскоре со стоном упал в грязь. Грабители с добычей скрылись за углом. Девушка не плакала и больше не кричала. Она подошла к Александру и, ударив его по лицу, прошептала: - Трус! Александр отвернулся и молча ушел. Придя домой, он не раздеваясь повалился на кровать. Утро было ясное и солнечное. За ночь выпал снег. Он искрился и хрустел под ногами. Первый снег! Он покрыл всю грязь и слякоть белым покрывалом, он поднимал людям настроение, создавая впечатление, что все неудачи тоже покрыты теперь белым покрывалом, и все будет хорошо. Александр взял снег в руки и поднял их к небу. Ручейки талой воды, приятно щекоча кожу, заструились в рукава. Еще вчера приняв решение, сегодня Александр наслаждался жизнью. У него еще было время до спектакля, и он не спеша шел, глубоко вдыхая приятный, колющий горло зимний воздух. Ноги скользили, и Александр со смехом падал, поднимая снежное облако. Входя в театр через ту же маленькую дверь, он загрустил. - Александр, директор вызывает. - Да. Сейчас. Он вошел в просторный кабинет директора театра. - А вот и вы. - Здравствуйте. - Садитесь. - Спасибо. - Помните, какой сегодня день? - Какой? - Сегодня истекает срок вашего контракта. - Вы продлите? - Нет. - Но ведь ни один театр не согласится меня взять. Только вы… - Нет, нет и нет. - Пожалуйста… - Нет! Идите, сейчас ваш последний спектакль. - Прощайте. - Деньги вечером. - Хорошо. Александр заперся в гримерной, а оттуда пошел прямо на сцену, не заходя, как обычно, к режиссеру. В этот раз он играл великолепно. Иногда Александр путал имена и слова роли, но этого никто не замечал, даже директор. В зале стояла тишина, у некоторых не глазах блестели слезы. Зал переживал. А Александр, чувствуя его поддержку, играл еще лучше. Но он не изменил своему вчерашнему решению и, великолепно прочитав монолог, он с размаху ударил себя в грудь кинжалом. Дали занавес. Зал взорвался овациями. Казалось, что от грома аплодисментов развалится здание, слышались крики: «Браво!» - Я его не отпущу из театра! – воскликнул директор. Занавес опять раздвинули. Актер лежал в той же позе, из груди струилась кровь. 1974 год Ленинград |