Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Карабанов Александр
Объем: 17198 [ символов ]
На уроке литературы
В то время мы с Володькой учились в девятом классе. Особым прилежанием к учёбе мы не отличались и в разряде отличников не значились вовсе. А Володьке особое неудовольствие всегда доставлял урок литературы. У него была просто непереносимая «аллергия» к этому предмету. Урок литературы у нас вела учительница Руфина Михайловна. Долгое время тогда по литературе, темой многих уроков, был разбор романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Наша учительница Руфина Михайловна как обычно подробно, настоятельно и вразумительно объясняла, разъясняла нам всё о каждом персоналии этого романа, чтоб оставить в голове каждого учащегося, как можно больше всего, что касается содержания этого произведения. Особенно много на своих уроках она вела речь о главном персонаже этого романа, центральной фигуре этого произведения, Родионе Раскольникове, это конечно, совершенно естественно и иначе быть не могло.
 
Она старательно разъясняла нам, как отчаянное материальное положение, отсутствие средств к существованию, и вызванные им, складывающиеся обстоятельства его жизни, толкнули его на преступление. Что он, этот самый Раскольников, физически немощный, недоедающий, совершенно обессиленный, был поэтому, не в состоянии окончить университет, чтобы получить там профессию и пристроиться, куда-нибудь, на службу. И, особенно обращала наше внимание на то, как он, бедный, больной и ничтожный, ничего не значащий, совершенно беззащитный в этом лютом мире, судорожно ищет какой-то выход в этой смрадной, лишённой всякого смысла жизни. Придумывает своим больным воображением нелепые, бредовые теории и философии. Под их воздействием, и от полной безысходности из-за отсутствия средств, к существованию, у него всё больше помрачается рассудок и в результате, он совершает нелепое, бессмысленное преступление – жестокое убийство двух старух – рубит их топором. Что совершённое им преступление не имеет здравого смысла, оно результат тяжёлого психического расстройства главного героя этого романа Раскольникова.
 
Она очень хотела, чтобы мы могли представить себе, ну, наверное, научить нас представлять, то, далёкое теперь время, как тогда, хронически недоедающий, голодный студент, чувствует себя несправедливо обделённым и отверженным в этом мире, среди богатых особняков и разряженных женщин. Как, чуть не попал он, зазевавшись, под богатую коляску, и кучер, на потеху прохожим, хлестнул его кнутом, глубоко оскорбив его этим. Это его, убеждённого в своей исключительности, мнящим себя прирождённым властелином судьбы, а не тварью дрожащей и пресмыкающейся. И в контрасте с таким богатством и роскошью, наблюдаемая им жизнь Петербуржских трущоб, полная отчаяния, беспросветной нужды и безысходного горя. Всё это способствовало ещё большему нервному расстройству и подводило его сознание к коллапсу. Его ближайшие родственники мать и сестра были настолько бедны, что не могли материально обеспечить его на время учёбы в университете. Были не в состоянии поднять его с социального дна, в котором он вынужденно оказался. В результате он сам, своим больным воображением, судорожно ищет выход и создаёт нелепую теорию, оправдывающую мотив задуманного им преступления, убийство скаредной, безжалостной старухи процентщицы. Из его теории следовало, что на общих весах жизни, жизнь этой чахоточной, глупой и злой старухи значит не более, чем жизнь сосущих кровь, вши или клопа, что её жизнь так же вредна и бесполезна в обществе, как вредна жизнь кровососа, вши или клопа. Предполагал, что результатом убийства этого бесполезного, вредного, не нужного в обществе существа, подобного вши или клопу, – злой старухи процентщицы, завладев её деньгами, это не только поднимет его с социального дна, но поднимет ещё выше. Но, после совершённого им двойного убийства, его совесть была никак не согласна с этим, в отличие от большинства прочих убийц. Его совесть не давала ему покоя – мучила его сомнениями и раскаянием, отвергала напрочь его теорию.
 
Знакомя нас с содержанием этого произведения, Руфина Михайловна обращает наше внимание ещё и на то, как запутывается затем Раскольников в своих показаниях у следователя Порфирия Петровича, и как тот виртуозно разоблачает его в совершённом преступлении ловко расставленными логическими ловушками. Далее следует суд, приговор и наказание его. Каторга в Сибирь. И как затем наступает его раскаяние, переживаемое им тяжелее, чем сама каторга. Приходит сознание своей полной ничтожности, неспособности стать властелином судьбы, понимание несостоятельности своей теории. Всё это ещё больше ранит и потрясает его душу.
 
Конечно, в действительности, старух, да и не только старух, гораздо чаще, если не всегда, убивают без всяких на то теорий и философий. К примеру: в январе тысяча восемьсот девяносто третьего года была убита у себя в квартире в Москве с целью ограбления, родная сестра Фёдора Михайловича Достоевского, шестидесятивосьмилетняя Варвара Михайловна Карепина. Она была задушена, проникшим в её жилище душегубом из-за денег, неким злоумышленником Юргиным, завладевшим несколькими тысячами рублей накопленных ею, и не сочинявшим в отличие от Раскольникова никаких теорий и философий при этом. Осужденным Московским окружным судом, к бессрочным каторжным работам в Сибирь подобно Раскольникову. Явно, что, он был не знаком с столь широко известным, и весьма поучительным литературным произведением её брата. Да, обычно всё проще, злоумышленники не отягощают себя никакими теориями. Не строят столь сложных умственных конструкций, обходятся без них. И никакая мораль, их так же не отягощает и не стесняет, и деградировавшая совесть не тревожит и не терзает их как Раскольникова, вовсе. Раскаяние большей частью не ведомо им. Особенно яркая иллюстрация тому – разбойничьи орды девяностых прошлого века, это преступления без наказания, когда немало бандитов прорвались во власть. А на преступления (убийства, грабежи, разбой и т.д.) их подвигает или гонит только одна философия, это простая и ясная для них философия неутолимой жажды наживы. Не имея каких-то иных гуманистических общественных идеалов (не отягощённых ими), они легко выходят на звериную тропу, на отлов и убийства своих жертв. И в каких-то иных философиях они просто не нуждаются. Философствующие разбойники встречаются редко. Ну разве что, среди, прорвавшихся высоко во власть, руководствующихся своей циничной, безнравственной философией эгоиста и стяжателя, оправдывающей любые их преступления.
 
А тема этого произведения по истечении многих лет – более полутора веков с той поры, когда жил классик, всё никак не утрачивает своей актуальности. Гонимые жаждой наживы, вдохновлённые философией стяжения эти злодеи, исповедующие только, религию золотого тельца. Продолжают без зазрения совести, доныне рубить, душить, травить, стрелять и резать свои жертвы. Всё вернулось на круги своя. Никак не уходит окаянное время. Инстинкт наживы, всё так же запускает алгоритм этого всесокрушающего действия, вынуждает всех этих злодеев быть беспощадно кровожадными. Ф.М. Достоевский в своих произведениях дотошно анализировал, исследовал алгоритм этого действия и пришёл к весьма не утешительным выводам.
 
Руфина Михайловна с большим старанием разъясняла нам тогда, какую картину мрачной, смрадной жизни, в середине, или уже во второй его половине девятнадцатого века, рисовал Ф.М. Достоевский в своём романе. А так же, увлечённо и с тем же старанием разъясняла нам, и о композиционном строе этого романа, о месте каждого героя в нём, будто готовила из учащихся литературоведов.
 
Затем, на последующих уроках, так же, как обычно, она вела опрос учащихся по тому, что она так старательно разъясняла на уроках. Ну, естественно, она и просила, и даже требовала, и самостоятельного прочтения этого романа. Таких, кто прочитал этот роман тогда, было не более двух – трёх человек на весь класс. Так глубоко в проблемы, обозначенные в этом романе, в том возрасте, вряд ли кто вникал. Вряд ли у кого тогда хватало на это ума. По ответам у доски она расставляла и оценки, по тому, кто что усвоил, и оставил в своей голове из того, что она с таким старанием доносила до нас. Самые способные, успевающие ученики, отличники получали свои пятёрки так же вовремя, как поспевшие к сроку на возделанной ниве плоды, чётко, ясно, а больше умело озвучивая у доски всё объяснённое, и разъяснённое Руфиной Михайловной. Но таких в классе и было-то всего два – три человека. Основная масса класса получала тройки и четвёрки. Ну и два – три ученика получали двойки. Среди них оказывался по литературе и мой друг Володька. Он просто очень не любил читать – ничего. Нет, нет, тупым он не был вовсе, по другим предметам он был весьма способным. Особенно легко ему давались математика – алгебра, чуть похуже геометрия, хорошо читал радиосхемы, и химия (безошибочно составлял уравнения химических реакций, нисколько не хуже отличников класса). Оценки по этим предметам имел четыре и пять, редко тройки. И во многом другом он обладал не малыми талантами. А литература приводила его в высшую степень раздражения и неприятие её. Ну, я например, по литературе тогда всегда имел твёрдую тройку. Читать я любил и тогда, но до классиков Русской литературы в то время я конечно, ещё не дорос, она мне стала интересна гораздо позднее.
 
Своим отношением к урокам литературы, Володька не только привлёк какое-то излишнее внимание Руфины Михайловны, но, стал даже, сильно раздражать её, вызовет, бывало, его к доске, спросит о чём-то по теме, а он не знает о чём даже речь идёт. Она с обычным старанием, досконально, чуть ли не на ухо пересказывает ему всё то, что она хотела слышать от него, как это говорят, разжёвывает и вдалбливает в его голову. А, он стоит… а, в голову ну, ничего не лезет – как он обычно с раздражением, в таких случаях выражался. Ну, прямо какая-то неодолимая преграда для такой информации, сама собой возникает, будто чем-то блокируется в его голове. Проходит перемена, перерыв между уроками, на перемене говорим с ним о чём-то своём. Звенит звонок на следующий урок. Володька с тревогой спрашивает, надеясь на какое-то чудо, способное будто изменить ход уроков, и ожидая, какого-то успокоения в предполагаемом ответе – Сашка, какой сейчас урок? Я отвечаю ему, уже зная, что это его нисколько не утешит, одним словом, почти скороговоркой – литература! Обнаружив, что всё неизменно идёт своим чередом, он с гримасой отчаяния и досады, на лице, злобно выражается, – зажрали эти Раскольниковы! А сказал он это гораздо грубее – матерно. Готовый, ну, прямо вопить в бессилии что либо изменить, поверить в любое чудо, способное избавить его от пытки литературой. От этого предмета, он как никогда более, впадал в какое-то тяжёлое беспамятство. И как обречённый на пытку, понурив голову, шёл в класс. Ничто не сулило ему пощады или избавления. Ему как утопающему было не за что зацепиться, чтобы хоть как-то остаться на плаву. Начинается урок. После нескольких опрошенных, Руфина Михайловна вызывает его к доске. Он с большой неохотой выходит. Она задаёт ему какие-то вопросы по содержанию этого произведения. Он тупо молчит. И она сама уже в отчаянии, подходит к нему с жестом часто двигающейся руки с открытой ладонью, совсем близко у его лица с потупившимся взглядом, будто внести туда что-то недостающее хочет, громко, с раздражением, почти кричит ему как оглохшему – что сказал Раскольников Порфирию Петровичу на допросе? И пристально смотрит на него, ожидая получить ну, хотя бы, мало, вразумительный ответ. Володька, на всё, что она перед этим говорила и спрашивала его, только молчал. А на этот раз, всё так же тупо глядя в пол, желая, чтоб, поскорее, отстали от него, каким-то не своим голосом, громко, глухо и протяжно сказал, похоже больше на то, как прорычал – не знаю!!! Руфина Михайловна с каким-то недоумением посмотрела на него, даже как-то растерялась, подумала, возможно, не издевается ли он, далее немного повысив голос, сказала ему вопросом, – ты что-нибудь, собираешься знать? Володька молчал. После короткой паузы, успокоившись, она уже тихо сказала – садись. О каких-то других персоналиях этого романа она его, в отличие от других учеников не спрашивала вовсе, видимо, понимала, что это совершенно бессмысленно.
 
Она ожидала услышать хоть что-то, из повторяемого на протяжении столь длительного времени учащимися класса, на её уроках у доски, диалогов Раскольникова и Порфирия Петровича, ставшими почти как «отче наш». Чтобы теперь, из всего этого, услышать, что-нибудь и от него, тогда она могла бы со спокойной совестью поставить ему – удовлетворительно – тройку. Чего так настойчиво с большим усердием и добивалась она.
 
Прошёл уже, наверное, месяц, даже чуть более, по литературе стали проходить какое-то новое произведение, следующее из школьной программы. Всё так же, Руфина Михайловна старательно объясняла и разъясняла, «разжёвывала» и это произведение. И опрашивала она затем у доски учащихся, проверяя, что и как они усвоили. Так же два – три отличника неизменно получали свои пятёрки. В отличие от Володьки, они всё знали как всегда, знали, что говорил Раскольников Порфирию Петровичу и наоборот, что говорил Порфирий Петрович Раскольникову. Основная же масса класса, как обычно получала тройки и четвёрки. Володьку, Руфина Михайловна почти месяц не тревожила опросами. Ей и самой, наверное, очень не хотелось после его ответов, большей частью, невпопад, опрашивать его и лишний раз вызывать к доске. Володька даже несколько успокоился. Вроде как перестали преследовать его, как в кошмарном сне Раскольниковы с Порфириями Петровичами. Но всё, же Руфине Михайловне спрашивать-то надо было – оценивать его, так же, как и всех других, работа у неё такая. И Руфина Михайловна начала снова как-то осторожно по не многу вызывать Володьку к доске. По новому произведению опрос ничего не дал, он ничего не знал и не отвечал. Тогда она, чтобы как-то смягчить и упростить ситуацию, обращалась к пройденному произведению и что-то спрашивала о Раскольникове и Порфирии Петровиче, и Володька мало, мало, еле, еле, что-то говорил большей частью невпопад по пройденному материалу. Как только Руфина Михайловна стала снова вызывать его к доске, к нему вернулись злость и раздражение. И всё как в автоматическом режиме повторилось. На перемене звенит звонок на урок. Володька в очередной раз, будто ему легче на этот раз станет, спрашивает меня – какой, сейчас урок?! Я отвечаю ему – литература! Он в отчаянии, как от наваждения какого-то махает поднятыми вверх сжатыми в кулаки руками, будто избавляется от незримого преследования его и отгоняет его, как нечистого прочь. Мотает головой, будто его чем-то отвратным, горечью какой накормили, со злостью и отчаянием, злобно говорит – заели эти Порфирии Петровичи! И всё так же с матерной руганью, будто эти незримые Порфирии Петровичи на допрос не Раскольникова водят, а его самого.
 
На уроке, опросив несколько человек, она вызывает к доске Володьку. И задаёт ему вопрос, уже более сдержанно, старается как-то осторожно и ровно, чтоб как-то подвигнуть его, к более, менее вразумительному ответу, стараясь изо всех сил вытянуть его на тройку, чтоб с покойной, не возмущённой совестью поставить её в журнал. – Скажи мне, что говорил Порфирий Петрович Раскольникову на допросе? Она видимо решила, что за это время, этот диалог Порфирия Петровича и Раскольникова столько раз, повторяемый опрашиваемыми у доски, что не запомнить его, ну просто невозможно, не закрывая умышленно ушей. Предполагала, что он, как на магнитной ленте специального записывающего аппарата, автоматически записался в его голове – в его мозге. Володька же обречённо, тупо глядя в пол, собравшись духом, громко, злобно сказал, почти, как прорычал, – не знаю!!! Видимо, в его мозгу, автоматически стала срабатывать защитная реакция на часто повторяющийся незнакомый раздражитель, не мотивированный ни малейшим интересом к данному обстоятельству. Или, он, будто на всё том же допросе у Порфирия Петровича, таким образом, так карикатурно выразил своё, чистосердечное признание. Желая только одного, скорее освободиться от этой прилюдной пытки. В классе, кто-то из учеников, едва сдерживая себя чтоб не расхохотаться во всю, сдержанно хохотнул, Руфина Михайловна строго погрозила насмешнику пальцем. Какое-то время она помедлила, видимо никак не могла сообразить и объяснить его какое-то стойкое нежелание и неприятие её предмета. Потом она так и не найдя этому никакого объяснения, рассеянно, тихо ему сказала – иди, садись. Его сознание бунтовало и никак не принимало этого. Его практичный ум уже тогда противился и ограждался, никак не принимал праздных, отвлечённых размышлений, столь далёких от чаяний близко осязаемой жизни здесь и сейчас. Наверное, точно так же, как здравый ум кого либо, противится всяким нелепым философиям и религиозным писаниям и доктринам, лишённым здравого смысла и практического применения.
 
Как ни старалась Руфина Михайловна, чтобы Володька знал, но Володька упорно не хотел знать, что Раскольников сказал Порфирию Петровичу, и что Порфирий Петрович сказал Раскольникову. Он совсем не понимал, и не желал понимать эту эстетику.
Дата публикации: 02.09.2019 16:23
Предыдущее: Сержант ЕрханСледующее: Журавлёнок

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта