Мастера военного дела. Стояла солнечная погода. Море было спокойным и не предвещало ничего плохого. Корабль стоял на якоре. Экипаж готовился к учению под руководством командира 5 эскадры ВМФ, в подчинении которого мы находились в период несения боевой службы в Средиземном море. После приема пищи, как и положено пошли с ребятами на бак, где официально было разрешено курить. До начала сбор-похода кораблей 5 эскадры, а оно планировалось на 15 августа, времени было достаточно. На календаре 11 августа 1978 года, пятница. Командир отделения электриков штурманских БЧ-1 старшина 1 статьи Глушко Александр Евгеньевич разговаривал со своими сверстниками, имею ввиду, срок службы и курили. И вдруг, как гром среди ясного неба – прибегает электрик штурманский, матрос Александр Васильев и не своим голосом кричит: «Топит гиропост». От его крика у Александра Глушко и дыханье сперло, а окурок сигареты, словно вода, проскочил в горло. Не раздумывая он пустился бегом в гиропост. В агрегатной вода стояла уже выше колен. Агрегаты питания гирокомпаса, лага и автопрокладчика оказались полностью в воде. На наше счастье корабль стоял на якоре и можно было отключить питание. Командир корабля капитан 2 ранга Лыженков Герман Александрович, а он уже был тоже здесь, дал «добро» на отключение электропитания. Командир БЧ-1 старший лейтенант Бобрусь Александр Анатольевич мгновенно дал команду на отключение электропитания. Восстановление готовности штурманской боевой части было возложено непосредственно на командира электронавигационной группы лейтенанта Безгодова Алексея Арнольдовича. Да. Удар был ниже пояса. Командование эскадры такое не простит. корабля обратился к электрикам штурманским, что мы можем успеть сделать. Саша Командир Глушко, до призыва на службу, работал электрослесарем на шахте, после окончания горного техникума, поэтому для него это было знакомое дело. Он доложил командиру корабля, что до начала сбор-похода постарается хоть один агрегат гирокомпаса и лага восстановить. Но для промывки обмоток статора от соли, нужен был спирт и много. Начальник медицинской службы корабля лейтенант медицинской службы Лахмыткин Владимир Иванович доложил, что у него имеется 20 литров. Но этого было мало. Командир корабля доложил о случившемся командиру отряда кораблей капитану 1 ранга Аристович Юрию Юрьевичу. По распоряжению командира отряда командир скр " Бодрый" капитан 3 ранга Кличугин Ю. выделил для нас еще 15 литров спирта. В помощь старшине 1 статьи Глушко был назначен командиром корабля лучший специалист соединения, мастер военного дела старший мичман Татищев Сергей Николаевич. Вдвоем они сняли агрегаты, доставили их на бак, чтобы полностью промыть и просушить их. Все лишние люди были удалены с бака. Они поставили на палубу обрез со спиртом, в котором мыли щёткой обмотки статора, сушили киловаттными лампами прогоняя изоляцию. Работали трое суток без сна и отдыха. Но задача была выполнена. 14 августа, после проведенного митинга, на котором экипаж корабля принял на себя обязательства на период проведения сбор-похода кораблей эскадры, старшина 1 статьи А. Глушко запустил ускоренно один гирокомпас. Вечером в гиропост пришли мы с командиром корабля капитаном 2 ранга Лыженковым Германом Александровичем и принесли с собой бутылку армянского коньяка и шоколад. Выпили вчетвером, Александр Глушко, Сергей Николаевич Татищев, командир корабля и я. Для мастеров военного дела — это была самая лучшая награда. Сбор-поход кораблей эскадры окончился 20 августа. Наш корабль получил отличную оценку. В приказе командира эскадры командиру отделения электриков штурманских старшине 1 статьи Глушко Александру была объявлена благодарность и вручен ценный подарок – авторучка с золотым пером. А командир корабля предоставил ему отпуск, который был четвертым у него за службу. Прошли годы. Но в моей памяти навсегда остался этот эпизод службы в Средиземном море, 11 августа 1978 года. А виной послужило незнание своего заведования специалиста ракетно-артиллерийской боевой части, который в вентиляторной открыл не тот клапан. Ну да, Бог с ним. Простили ему эту оплошность, которая могла сорвать выполнения задачи кораблем. Август 1978 года, Тунисский пролив, Залив Хаммамет |