Вдоль опушки живописного леса растянулась Титовка ( Александровка до 1878 года). Росло и богатело село и к 1900 году в деревне проживало около трех тысяч крестьян. В середине 1904 года, управой была собрана общая сходка. Обсуждался вопрос строительства церкви. - Ну что мужики и бабы нужна ли церковь нашей деревне? Давайте всем миром обсудим этот вопрос! - Спросил, у собравшихся на площади, староста Тихон Гаврилович. Народ шумно загалдел. – Что там обсуждать, конечно, надо строить! Или мы нехристи какие. Что бы покреститься или обвенчаться, ездить надо за тридцать верст. Давай Гаврилыч, займись этим делом. А что от нас, так мы всем миром, любую работу сделаем. Собранием, было принято решение , обратится в Барнаульскую Епархию, с просьбой на строительство христианской православной церкви в Титовке. Через полгода, было получено разрешение на строительство сельского храма Покрова Матери Богородицы, по проекту Оренбургского архитектора. Осветили место в центре, заложили первый камень. На деньги из общинной казны села заказали отливку колоколов в Колыване, купили кровельное железо и строй материалы в мануфактории купца Покидова. Было решено, - для заготовки леса под строительство церкви, выделить с каждого двора одну лошадь с упряжью. В строительстве церкви, участвовали практически все мужчины села. В марте 1905 года плотницкая артель, под руководством старого сельского мастера по прозвищу Чалдон, отправилась в бор с отборкой леса для строительства. – Мужики, дерево клеймить кондовое, в полторы четверти от корня. Распорядился Чалдон. Отобранные деревья спиливали ручными пилами, креживали и вывозили конными парами, привязав веревкой к хомутам лошадей. Да это был труд не излегких, глубокий мартовский снег затруднял работу. Не смотря на все это, лес заготовили вовремя. Летом,дружно застучали топоры, брызгая, смолевой, сосновой щепой,бригада плотников начала рубить сруб. В кузнях села звенели молоты и гудели от их ударов наковальни, сельские кузнецы, ковали церковную ограду и церковный крест. К Покровскому празднику впервые ударил церковный колокол Титовской церкви. Народ собрался со всей округе, заворожено слушая, пение колоколов и подголосков разливавшихся с церковных куполов. Рассказывали старые люди, что лучше звона колоколов Титовской церкви не было. Многие приходили из других деревень в нашу церковь, специально для того что бы послушать пение колоколов, уж очень по божественному, пели подголоски Титовской церкви. Титовский приход к 1915 году насчитывал около шести тысяч прихожан. За годы службы в Титовской церкви Покрова Божий Матери были обвенчаны и крещены несколько десятков тысяч сельских прихожан. В начале мая 1928 года на собрании коммуно-комсомольского актива Сельского Совета было принято решение – О ликвидации и закрытии Титовской церкви. Отца Ивана с матушкой вывезли из села на телеге два милиционера из района. В кельи церкви жил только один дьячок. Из воспоминаний сторожил живших в то время, активистами села были сняты со стен церкви все иконы и церковная атрибутика, сложены в деревянный ящик. Во втором ящике находились Метрические книги, ящики лежали в храме церкви. Ночью перед отправкой, была гроза, и темень хоть глаза выколи. Утром взошло солнце,тучи развеялись, пришла подвода с милиционерами для вывоза груза. Когда они зашли в церковь, то ящиков на месте не оказалось. За ночь ящики таинственным образом исчезли из церкви. Поиски и опросы сельчан, результатов не дали. Арестовав дьячка, и его жену милиционеры уехали в район. Позже решив, что церковная атрибутика и иконы не являются исторической ценностью, дело решили закрыть. Место нахождения этих икон и метрических книг не известно до сих пор. Жила в селе женщина помешанная, в народе ее помнят как Поруша, женщина была добрая, но не в себе, блаженная. В то время она была девочкой и жила с родителями возле церкви. Так вот, якобы она тогда была нормальной и в ночь исчезновения ящиков из церкви, шла с бабушкой домой. Бабушка та ее, аккурат через месяц умерла, онемела она в эту ночь, а вот Поруша умом тронулась. Что уж они там увидели возле церкви, осталось тайной, только Поруша ходила по деревне и все лопала про каких то людей в черном. В конце мая 1928 года, ухнул в последний раз церковный колокол, сброшенный местными комсомольцами с купола церкви, ахнув перекрестились собравшиеся у церкви многочисленные толпы стариков и старух. Позже сняли церковную ограду, срубив зубилом кованые кресты на ее вершинах, установили в районном центре Ново-Егорьевке, огородив районный парк. Купола и пристройки церкви разобрали и на улице Алтайской собрали сельскую семилетнюю школу №2. Из дома батюшки сделали сельскую больницу, а из кельи дьячка отделение сельской почты.Сам храм переоборудовали под сельский клуб, в дальнейшем в селе был построен новый Дом Культуры и храм переоборудовали под спортзал. Сейчас это заброшенное здание находится в районе памятника погибшим воинам села Титовки в годы ВОВ. Только церковный сельский колодезь пережил всех. Почти все жители села пользовались им, так как он был расположен на общей территории недалеко от Дома Культуры. Тяжелая кованная бадья и его высокий журовец долго еще служили народу в том своем первоначальном виде. Вода в этом колодце всегда была чистая и холодная, утоляя ее свою жажду, ни кто из нас не задумывался, что именно в воде из этого колодца были выкупаны при крещении наши предки, что в крещение именно в этом колодце святили церковную воду. В дальнейшем тяжелой и трагической оказалась для сельчан утрата Метрических книг Титовской церкви. Параллельно с церковью, записи о рождении ребенка стали вести сельским Советом, где-то приблизительно с 1927 года. Утеря метрических книг, дала возможность военкомату, делать приписки лет призывникам в трудные годы ВОВ. По этой причине, многие наши земляки погибли не дожив и до восемнадцати лет. Их имена, навечно застыли на плитах сельского монумента павшим, вздымающегося в небо красной звездой в двадцати шагах от церковного крыльца. |