В размышлениях о том, как зашифровать кое-что в стихах, обнаружила любопытный комбинаторный метод, точнее, новую разновидность уже существующего метаграммного метода. Метаграмма, как правило, предполагает последовательную смену по одной букве в цепочке слов: КОНЬ КИНЬ бег в СИНЬ – неба СЕНЬ – день-день ешь СЕНО туч солнца СЫНОм будь… (Е. Кацюба) Либо чередование двух букв в парах слов: ИГРА....................................... ...............ИГЛА ГОРОД ДОРОГ..................................... ГОЛОД ДОЛОГ Обрети ветра гора,................................Облети ветла гола, розы загоритесь... ….............................лозы заголитесь... Сиры правила. Игра..............................Силы плавила игла, жарит — покоритесь!...........................Жалит — поколитесь!...... (Б. Гринберг) В найденном метаграммном приёме предлагается отталкиваться от одного (центрального) слова, где поочерёдно в нём будут меняться буквы. Например, доля-воля-деля-доня-долг, где центральное слово – доля. А стихотворение может быть таким: Доля – не воля, деля дом я, понимаю: долг – юдоль моя. Центральное слово не обязательно в стихах показывать, его и так видно: измЕРЮ, гоВоРЮ, аВЕнЮ ВЕРб Соответственно, данный метод предлагаю назвать центрометаграммой. Менять буквы можно не по одной: во мраЧНОСТИ заВЕт пОСТИгаю сВЕЧ, Не уТИхаю – не оВЕЧНО Сплю Возможно разделение центрального слова на неравные части: влеКУТ КИно гоЛОСами К Имени – ЛОСК У Тремоло – лоскутки В слове «лоскутки» поочерёдно исчезают «лос», «кут» и «ки» (3, 3 и 2 буквы). При делении центрального слова на две части комбинаторика будет ощущаться, если повторить чередующиеся буквы в различных словесных комбинациях один раз или более: СВил сонЕТом СВой сюжЕТ СВод – пропЕТый СВЕТ. Центральным может быть не одно слово: НебЫЛЬ Языка__пРИКИпает К Року Яблока.__ЛИстКИ- исКРЫ ЛЬются…__И прошЛИ РИтмами. Закономерно, чем больше слов, тем слабее будет слышаться комбинаторность. Таким образом, найденная разновидность метода метаграммы предполагает различные варианты воплощения и может использоваться так же, как и другие, уже не раз применённые в поэзии, её разновидности. |