Бахаизм – религия единства, религия будущего. Не смотря на то, что в мире существует много разных религий, которые в принципе все признают существование единого Всевышнего (Создателя Вселенной), все религии служат в интересах правящих кругов своих стран и натравливают свои народы на войну (на уничтожение) с приверженцами других религий (в угоду правящим кругам, а часто даже ради интересов американских монополий, как сейчас правящие круги Саудовской Аравии и Катара натравливают единоверцев на войну против мусульман Сирии). Но уже в послендие века (19-20 век) многие религиозные деятели стали предпринимать попытки создать единую, не подчиненную правящим кругам и не ограниченную национальностями мировую религию. Такой религией в настоящее время становится бахаизм. Ве́ра Бахаи́ (бахаизм, бехаизм) - одна из молодых религий откровения (то есть религий, у которых есть собственные Священные писания). Её основатель Бахаулла (1817-1892) почитается бахаи как последний из ряда «Богоявлений», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммада, Баба и другие подобные фигуры. Всемирный центр находится в Хайфе. Вера Бахаи́ (араб.«Слава») зародилась в середине 19 века в Персии и в настоящее время объединяет свыше 5 млн последователей в 188 странах и на 45 зависимых территорияж. Это представители многих народов, народностей и племён, выходцы из разных социальных слоёв. Части священных писаний бахаизма переведены более чем на 800 языков мира. Учение бахаи основано на учениях Баба и Мирзы Хусейн Али (назвавшийся Бахауллой). Главные темы: единство Бога, единство религий и единство человечества. Напоминая об аналогичных учениях прежних Богоявлений, Бахаулла заявляет, что существует только одна религия — «неизменная вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем», аналогично тому, как в Коране «исламом» называется любая религия откровения. Бахаи считают свою религию последней мировой монотеистической религией откровения, в то время как среди религиоведов её классифицируют в диапазоне от исламско-синкретической секты до новой мировой религии. Основные положения Учение бахаи иногда рассматривают в качестве синкретической комбинации предшествующих религиозных верований. Хотя изначально религиозное течение возникло в русле шиитского ислама, сегодня большинство религиоведов считают, что вера бахаи стала самостоятельной религией. По мнению бахаи, религия всецело основана на учении её основоположника Бахауллы. Существует точка зрения, что бахаи не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя её назвать и просто философской системой. По словам известного историка и философа А.Дж.Тойнби. «Бахаи - это независимая религия наравне с исламом, христианством и прочими признанными мировыми религиями. Бахаи - это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии». Ещё в 1904 году российский писатель С.И.Уманец упоминает о бахаи как о самостоятельной религии. А в 1925 году исламский суд Египта определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама. Однако в истории и настоящее время известны другие мнения на этот счёт. Так, согласно Оксфордской Иллюстрированной Энциклопедии Всемирной истории, бехаизм - это ветвь бабизма. В исламе учение расценивается как вероотступничество, в связи с чем в Иране и некоторых других мусульманских странах бахаи подвергались преследованиям. По мнению евангелистского проповедника Уолтера Мартина, «вера бахаи является иранским трансплантатом в Соединённых Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаи считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Бахауллу как Мессию нашего времени». Бог Концепция Бога в вере бахаи строго монотеистична и трансцедентна. Учение бахаи считает всякие попытки познать сущность Бога бесполезными. Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают Посланников Бога (Пророков, Явителей), которых они называют «Богоявлениями». Религия Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, это не означает, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера в Бога, и все Посланники Бога раскрывали её сущность. Согласно доктрине бахаи, «для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь“» Человек Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека - это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами и конечностями», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности. История Развитие веры бахаи, согласно классификации Шоги Эффенди, делится на несколько периодов развития. «Героический», или «Апостольский», век длился с 1844 по 1921 год, до момента смерти Абдул-Баха; окончательно он завершился в 1932 году со смертью Бахиййе-ханум, старшей из дочерей Бахауллы. Сейчас идёт «Век Становления», или «Переходная эпоха», когда строится и укрепляется основание Администрации бахаи и эта вера выходит из безызвестности. Последней стадией развития веры будет «Золотой Век», когда она станет основанием для всей общественной жизни людей. В дореволюционной России имелось несколько крупных общин бахаи. Первый в мире храм бахаи был построен в начале 20 века в Ашхабаде. Баб 23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сиййид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб» (араб. «врата»), провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Хотя, по его словам, он сам являлся носителем божественного откровения, главной целью была провозглашена подготовка человечества к «новому Богоявлению». Исламские духовные лидеры враждебно встретили проповедь Баба и использовали своё влияние для преследования Баба и его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе. За период с 1844 по 1863 год было казнено около 20 тысяч его последователей по всей Персии. Статус Баба с точки зрения религии Бахаи Для последователей религии Бахаи Баб является независимым Богоявлением и одновременно Предшественником Бахауллы. Бахаулла Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Слава Божья»), родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников. Бахаулла стал одним из первых и наиболее ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу и подвергнут пыткам. В 1852 году царское правительство России предложило политическое убежище Бахаулле, находившемуся в то время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль, однако он отказался от этого предложения, предпочтя ему высылку в Османскую империю. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь, затем в Адрианополь и, наконец, в Акко, куда он был доставлен в 1868 году. В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени, призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств. Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Баджи, к северу от Акко, и был там похоронен. В то время его учение уже распространилось за пределы Ближнего Востока. Абдул-Баха Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 23 мая 1844 года. Вместе с другими членами семьи он сопровождал Бахауллу во всех его ссылках и тюремных заключениях. После смерти отца он взял себе имя Абдул-Баха(то есть «Слуга Баха») с целью подчеркнуть верность ему. Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи Веры Бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи. В 1898 году, когда Абдул-Баха ещё оставался узником Османской империи, в Акко прибыли первые паломники-бахаи с Запада. После освобождения из тюрьмы в 1908 году Абдул-Баха предпринял несколько путешествий в Египет, Европу и Америку. Там он провозглашал весть Бахауллы о единстве и социальной справедливости в религиозных общинах, профсоюзах, на университетских факультетах, перед журналистами и государственными чиновниками, а также во время многочисленных общественных собраний. Абдул-Баха скончался в 1921, за годы своей жизни укрепив основание Веры Бахаи и распространив её по всему миру. Основные принципы вероучения Бахауллы 1. Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира; 2. Самостоятельный поиск истины каждым верующим; 3. Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических); 4. Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием; 5. Значимость и необходимость всеобщего образования; 6. Осуществление равноправия мужчин и женщин; 7. Устранение крайних форм бедности и богатства; 8. Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости; 9. Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам; 10. Всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга; 11. Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности. 12. Отказ от фанатизма. 13. Отказ от азартных игр. 14. Отказ от употребления алкоголя или наркотиков. За исключением предписанного врачом. Приветствие Бахаи приветствуют друг друга словами «Алла-у Абха» (в переводе с арабского языка - «Бог Преславен»). К 1963 году община бахаи стала достаточно велика, чтобы, наконец, можно было избрать представительный Всемирный Дом Справедливости. В первых выборах принимали участие 56 Национальных Духовных Собраний (прообразов национальных Домов Справедливости). Всемирный Дом Справедливости переизбирается каждые пять лет, Национальные и Местные Духовные Собрания — каждый год. Таким образом, с 1963 года делами мирового сообщества бахаи руководят только выборные органы. У бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Образ жизни бахаи включает ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака. Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от приёма пищи и питья от восхода солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение. Всемирный административный и духовный центр религии бахаи находится на севере Израиля. Он является также местом паломничества бахаи со всего мира. В городе Хайфа на склонах горы Кармель располагаются так называемые «сады бахаи», включающие Усыпальницу Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи», и обрамляющие её террасы, а также комплекс административных зданий, образующих дугу: здание Международного центра обучения, резиденция Всемирного Дома Справедливости, Центр изучения текстов и Международный архив. Другие святыни, связанные с жизнью Бахауллы, расположены в городе Акко и его окрестностях, включая самое святое для бахаи место — Усыпальницу Бахауллы в Бахджи. Известный в Индии как «Храм Лотоса», этот Дом поклонения Бахаи ежегодно привлекает в среднем 4 млн посетителей Свои храмы бахаи называют «Дома поклонения», или Машрикуль-Азкар (с арабского «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий. Первый Дом поклонения бахаи был сооружён в 1908 году в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова (серьёзно повреждён землетрясением в 1948 году и снесён в 1963 году). В настоящее время действует 7 Домов поклонения бахаи, называемых «Материнскими храмами» на каждом континенте или части света: в Индии, Австралии, США, Германии, Панаме, Уганде, строится храм в Чили. |