Изобретение форм металогогрифа и грифограммы натолкнули на идею о том, что, беря за основу традиционные комбинаторные формы и работая на ослабление жёстких рамок, можно создавать новые. Таким образом, нарисовалось новое измерение комбинаторики – лайт-комбинаторика. Рассмотрим, как будут трансформироваться основные формы. Прежде всего, повторим ранее изобретённые формы. Логогриф был трансформирован в металогогриф. Изобретённая форма представляет собой текст, не менее трёх строк, где каждая строка, кроме первой, включает в себя буквы предыдущей, в том же порядке, но при этом в неё произвольно добавляются новые буквы, образующие в сочетании с прежними новые слова. Например: Сова СлОВА СЛОВилА, СмысЛОм обВИЛА, СМЫла СЛОна-Муху, Оставив люБВИ ЛАву. Интересен тот факт, что ослаблять комбинаторику можно и далее. Например, в металогогрифе можно повторять не все буквы из предыдущей строки: Груз ГРУсти отпУСТИ ОТ ПУльСа. Форма грифограммы возникла из стихов, где за звуковую организацию вместо рифмы брались омофоны, омоформы, омографы или близкие к омографам звучания, в некоторых случаях это были в какой-то степени разноударные рифмы. Соответственно, основой для грифограммы послужил омограммный метод. Разработанная форма представляет собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация повторяющихся букв, вперемежку с которыми могут быть любые буквы. Например: Ф-но ткёт фанатикам феномен тактов. За франтиками фонетика фоном тикает – фантастика… В данном стихотворении использована комбинация букв: «ф», «н», «т» и «к». В лайт-палиндромах можно найти не одно художественное решение. 1. Прежде всего, отталкиваясь от грифограмм, выбираются (вперемежку с любыми буквами) определённые буквы, которые так же, как и в палиндромах будут повторяться в тексте в обратном порядке (серединная буква может не повторяться): ВеРеНиЦа сНов, РеВя, БеРеДит РяБи На МоРе вРеМеНи. Если в основе таких лайт-палиндромов лежат согласные буквы, как в представленном стихотворении, они будут восприниматься как своего рода квази-слогодромы. 2. Другой вариант лайт-палиндрома – это свободное смешение свойств палиндрома и слогодрома: Волна славила сна лов. 3. Можно разбить палиндром другими словами или буквами (с целью придать дополнительный смысл произведению или для того, чтобы речь была более пластичной и разнообразной): ЕЖ ОБЛАКА исступлённо ЛАКАЛ, неБО ЖЕвал, ЛИВЕНь ЛОВИл ВОЛНЕ и крылатые косы ВИЛ. РАДУГА заМАсКировАнно ирокезу-МАГУ ДАРила миражи. – В текст встроено палиндромное стихотворение: Еж облака лакал. Боже. Ливень лови волне, Вил. Радуга мака – магу дар. (Впрочем, встрой не является новым приёмом). 4. Отталкиваясь от предыдущего способа, можно палиндромировать лишь части слов: КОРабли РОКа вЛЕТали в ТЕЛо, ЗОМбировали МОЗг – поД ОБолочкой своБОДы… Капсированием выделены палиндромные буквы строк. 5. Ослаблять можно и до максимума, оставляя лишь по краям строк одинаковые буквы (главное, чтобы такая лайт-комбинаторика была оправданна – придавала тексту интересное звучание). Мы попробовали написать такое стихотворение: Море волнам: «Играйте барашками!». Морок макам: «Играйте мыслями!». Музыка звукам: «Играйте чувствами!». – Мирок ноту ми кормил роком. По аналогии с грифограммой лайт-анаграмма может представлять собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация букв, порядок которых можно свободно менять и между которыми могут быть любые буквы. Например: В томной реке стонов тонкой красной нитью нерв-ракета тянет раскаты в темноту. В данном стихотворении используется комбинация букв: «к», «р», две «т» и две «н». Точно так же, как и в палиндромах (вариант №4), анаграмма может занимать лишь часть слов. Например: В сУМРАке глаМУРА зАМУРлыкали меМУАРы. В данном примере анаграммные части являются встроем: Ум Ра – мура. Амур – муар. Но необязательно, чтобы анаграммные части являлись словами: ПЛАКали ЛАПКи в переПАЛКе. В лайт-метаграммных стихах возможно изменение слов более, чем на одну букву: либо строгое (строго задано количество изменяемых букв), либо свободное. В представленном стихотворении в метаграммных словах (точки-точАТ-тЕчЁт-не/ДОчёт и вечно/сть-о/вечКИ-вечЕР-НечеМ) изменяются две буквы: Точки-звёздочки мелом – мысли ничто точат. Течёт в черноте речка – безвременья недочёт… Вечность смягчается чувством, включаются свечи-овечки. Вечер дороже ночи – ведь космос ловить нечем… Лайт-метаграммное стихотворение с нефиксированным количеством меняющихся букв (меняются от одной до трёх букв): Скоро, бликами мелькая, корабли в бездну гребли. Во льду, гремя, искрилось неуёмно время и скрылось за коврами бытия. Что за шторами в раме черноты? Подчеркнутый шрифт – метаграммные буквы. Жирный шрифт – повторяющиеся буквы из предыдущей строки. Стихотворение (или строки стихотворения) можно сделать полностью лайт-метаграммным, взяв за основу определённое количество букв, из которых одна или более будут постоянно повторятся, а остальные меняться. Любовь лаской ловила ливни, А дорога, шумя каплями алыми, Вила нивы из дивных ловушек. Арфа плавила лавку в Дао с- love. В представленном акро-стихотворении первая буква строк повторяется через каждые пять. Такая техника близка тавтограммной. В следующем стихотворении взяты четыре повторяющиеся буквы, объединённые по две: «ле» и «то». Между «ле» и «то» шесть изменяющихся букв, между «то» и «ле» – одна. Легок восток. Летят светом лепестки том- ления. Эрато э- легию поет, об- лекая мечтой легато ноток. Такое лайт-метаграммное стихотворение является в то же время и строгой грифограммой. Метод чайнворда предполагает совпадение одной и более букв в соседних словах. Соответственно, в лайт-чайнворде повтор букв возникает, как правило, не на стыке: всПОЛОХи ЧЕРТополоха чЕРтят вереНИцы нимБОв бОЛи Капсированием выделены буквы, которые повторяются в каждом следующем слове (в последнем слове – повторяющиеся буквы в первом). Таким образом, рассмотрев различные варианты ослабления известных комбинаторных форм, можно сделать вывод, что лайт-комбинаторика даёт возможность создавать новые (пока ещё не освоенные) формы в современной поэзии. |