Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Татьяна Крючкова
Объем: 7091 [ символов ]
Прокурорские игры. Кто больше виноват: Прошка или гармошка
Кто больше виноват: Прошка или гармошка? Прокурорские игры.
Уважаемый Суд!
На сегодняшнем заседании рассматривается произведение Надежды Николаевны Сергеевой «Прошкина гармошка» с целью установления наличия или отсутствия вины автора при его создании.
Согласно Положению о литературном проекте “ВЕРДИКТ”, часть «Вердикт», решение по рассматриваемому в Процессе произведению Автора выносится с одной из следующих формулировок:
– ВИНОВЕН В ПРОЯВЛЕНИИ МАСТЕРСТВА!
– ВИНОВЕН В ПРОЯВЛЕНИИ ПРИЗНАКОВ МАСТЕРСТВА!
– НЕ ВИНОВЕН!
Для вынесения решения нам необходимо ответить на три вопроса:
1. Имелся ли умысел (идея)?
2. Если да, то в какой форме он реализован, или какова последовательность событий (сюжет)?
3. Каковы средства исполнения, примененные обвиняемым автором (композиция, стиль и т.д.)?
Попробуем прояснить ситуацию.
Наличие умысла просматривается в словах одного из персонажей – Василисы: «А я вот что скажу, Прохор, пойду я за тебя замуж только тогда, КОГДА ГАРМОШКА ТВОЯ СМОЖЕТ... СТАРОМУ МОЛОДОСТЬ ВЕРНУТЬ». Рискну предположить, что речь шла о таком повышении квалификации, когда исполнителя (или создателя инструментов) иначе как Мастером, Маэстро не назовешь. Девушка хотела видеть рядом с собой настоящего виртуоза своего дела, уважаемого человека, а не просто сельского гармониста, рубаху-парня. Свое желание она высказывает предполагаемому жениху иносказательно, парень же понимает ее слова буквально, что и затягивает исполнение воли невесты.
Однако, возможно, умысла и не было, либо он был иным, что будет продемонстрировано ниже в поисках ответа на следующий вопрос.
Посмотрим, как выстраиваются события в «Прошкиной гармошке».
Живет на селе красивый парень Прохор, к труду сельскому не способный, зато умеющий «музыку творить» - музыкальные инструменты делать. Возраст у него самый жениховый, но девицы замуж за него не хотят, да и ему никто не глянется. И вот однажды на Ивана-Купалу выловил парень из речки венок дочери кузнеца Василисы, глянул в ее синие глаза и влюбился. А она ему условие ставит – выйду, мол, за тебя замуж, когда гармошка твоя сможет старому молодость вернуть. Пообещал парень публично, что не вернется в село, пока желание ее не выполнит. И ушел, забрав на кнопочку гармони матушкино благословение. Идет он по дороге, дела добрые совершает, а они в кнопочках на гармошке след оставляют. Много лет нес парень радость людям музыкой своей, и каждое дело доброе особой меткою в гармонь его вливалось. Но ни разу ни один старик не помолодел от его игры, и это огорчало Прохора. И вот возвращается он в село и видит мать свою молодой и красивой. Не успел он обрадоваться, как выясняется, что не мать это, а сестра его младшая, а мать уж пять лет как умерла. Горе сжало сердце Прохора, и заиграл он, всю боль свою в музыку вкладывая. И все, кто слышал его, сочувствовали гармонисту. Вдруг видит он – идет по дороге пожилая женщина, оказавшаяся Василисой, и седые волосы ее темнеют, а морщины на лице расправляются. И засияла гармошка всеми красками, заиграла сама собой. Тут и до свадьбы дело, наконец, дошло.
Чувствуете, где логика нарушается? Парень красив да ласков, а девки замуж за него не хотят. Авторское пояснение, мол, денег мало зарабатывает, как-то неубедительно звучит, потому что тут же выясняется, что и у «люда работного» «в кармане шиш да маненько».
Второй момент. Пока венок из речки не выловил, вроде, как и не видел, что у Василисы глаза васильковые. Но это ладно, любовь – дело непонятное, не зря в песне поется «любовь нечаянно нагрянет…».
Дальше. Три четверти сказа – ни слова о том, что Прохор сам играть мастер, говорится только, что он делает музыкальные инструменты, да зачем-то носит с собой гармошку. Вероятно, само собой разумеется, что мастер по изготовлению гармошек не может сам не играть. Но хоть парой слов можно было намекнуть об этом в начале, а не под занавес? Тем более что в конце он должен играть значительно лучше, исходя из предполагаемого мной умысла. Вот тут и появляются сомнения – а таков ли был умысел, и был ли вообще? Поскольку оказывается не в умении суть, а в самой гармошке волшебной, начиненной, правда, как мы должны помнить, но уже не помним, добрыми Прохоровыми делами. «Отложил гармонь музыкант, обнял любимую и крепко поцеловал. А музыка продолжала звучать, гармонь засияла всеми красками, и сияние это накрыло влюбленных, поплыло вместе с музыкой над селом и заполонило весь свет. Каждый, кто видел это сияние и слышал эту музыку, молодел». Тут бы, кстати, про кнопочки напомнить, от которых гармонь сияет. Предлагаю просто, как вариант: «…гармонь засияла – каждая кнопочка по-особому, светом того доброго дела, от которого она зажигалась, и сияние это накрыло…».
Еще одна нестыковка. Обещал парень вернуться, только когда исполнит желание девушки. Почему вернулся раньше? И неужто совсем к дому дорогу забыл, что таким неожиданным было появление перед взором родного села? «Долго ли, коротко ли шел, да подняться на пригорок пришлось, так дорога легла. А за пригорком-то село раскинулось, маковки церкви на солнышке огоньками горят. Как увидел Прохор село – сердце замерло, … Родное село лежало перед ним».
И последнее. Встреча Прохора с Василисой после долгих скитаний. В этой сцене, во-первых, сестра совершенно лишняя, она свою роль уже сыграла. Во-вторых, музыка. Сначала она грустная - Прохор оплакивает мать. Но вот появляется Василиса, а музыка остается по-прежнему грустной. Или все же меняется? Из текста это не понятно. Однако она должна стать иной, т.к. каждый, кто «слышал эту музыку, молодел», а от грустной мелодии не помолодеешь.
Переходим к последнему вопросу - средства исполнения.
«Прошкина гармошка» - типичный сказ. Надежде Сергеевой прекрасно удается напевный стиль народной сказительницы. Мелодия звучит в произведении, благодаря особому построению предложений. Можно местами поспорить с автором, но наверно не стоит, все зависит от того, совпадают ли музыкальные пристрастия автора и читателя. Один пример: «Высокая, статная с длиной черной, как смоль, косой, украшенной голубой лентой. По синему полю сарафана рассыпались ромашки, при каждом шаге в бликах костра казалось, каждый цветочек качал своей белокурой головкой». Сравните: «Высокая, статная; коса в пояс как смоль черная, лентой голубой перевязана. Ромашки рассыпались по синему полю сарафана. Шагнет красавица – и каждый цветочек качает белой головкой в ярких бликах костра».
Красоту сказу придают искусно подобранные эпитеты, сравнения, к месту вставленные слова, ныне вышедшие из употребления, но погружающие в особую атмосферу прежних времен. Где-то можно и даже, быть может, нужно подкорректировать текст. Если автор посчитает необходимым, он сделает это. Но одно следует признать без оговорок: Надежда Сергеева обладает собственным узнаваемым стилем, что значительно отягощает ее вину.
На основании изложенного прошу признать Надежду Николаевну Сергееву ВИНОВНОЙ В ПРОЯВЛЕНИИ ПРИЗНАКОВ МАСТЕРСТВА при написании сказа «Прошкина гармошка» с правом на апелляцию для пересмотра произведения и изменения вердикта при условии переработки текста.
Прокурор Б.Занута
15.06.2012
Дата публикации: 08.01.2019 07:13
Предыдущее: Вердикт. Дьявольская сделка Александра ГраковаСледующее: Вердикт. Без чего птице не летать

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта