Кто больше виноват: Прошка или гармошка? Прокурорские игры. Уважаемый Суд! На сегодняшнем заседании рассматривается произведение Надежды Николаевны Сергеевой «Прошкина гармошка» с целью установления наличия или отсутствия вины автора при его создании. Согласно Положению о литературном проекте “ВЕРДИКТ”, часть «Вердикт», решение по рассматриваемому в Процессе произведению Автора выносится с одной из следующих формулировок: – ВИНОВЕН В ПРОЯВЛЕНИИ МАСТЕРСТВА! – ВИНОВЕН В ПРОЯВЛЕНИИ ПРИЗНАКОВ МАСТЕРСТВА! – НЕ ВИНОВЕН! Для вынесения решения нам необходимо ответить на три вопроса: 1. Имелся ли умысел (идея)? 2. Если да, то в какой форме он реализован, или какова последовательность событий (сюжет)? 3. Каковы средства исполнения, примененные обвиняемым автором (композиция, стиль и т.д.)? Попробуем прояснить ситуацию. Наличие умысла просматривается в словах одного из персонажей – Василисы: «А я вот что скажу, Прохор, пойду я за тебя замуж только тогда, КОГДА ГАРМОШКА ТВОЯ СМОЖЕТ... СТАРОМУ МОЛОДОСТЬ ВЕРНУТЬ». Рискну предположить, что речь шла о таком повышении квалификации, когда исполнителя (или создателя инструментов) иначе как Мастером, Маэстро не назовешь. Девушка хотела видеть рядом с собой настоящего виртуоза своего дела, уважаемого человека, а не просто сельского гармониста, рубаху-парня. Свое желание она высказывает предполагаемому жениху иносказательно, парень же понимает ее слова буквально, что и затягивает исполнение воли невесты. Однако, возможно, умысла и не было, либо он был иным, что будет продемонстрировано ниже в поисках ответа на следующий вопрос. Посмотрим, как выстраиваются события в «Прошкиной гармошке». Живет на селе красивый парень Прохор, к труду сельскому не способный, зато умеющий «музыку творить» - музыкальные инструменты делать. Возраст у него самый жениховый, но девицы замуж за него не хотят, да и ему никто не глянется. И вот однажды на Ивана-Купалу выловил парень из речки венок дочери кузнеца Василисы, глянул в ее синие глаза и влюбился. А она ему условие ставит – выйду, мол, за тебя замуж, когда гармошка твоя сможет старому молодость вернуть. Пообещал парень публично, что не вернется в село, пока желание ее не выполнит. И ушел, забрав на кнопочку гармони матушкино благословение. Идет он по дороге, дела добрые совершает, а они в кнопочках на гармошке след оставляют. Много лет нес парень радость людям музыкой своей, и каждое дело доброе особой меткою в гармонь его вливалось. Но ни разу ни один старик не помолодел от его игры, и это огорчало Прохора. И вот возвращается он в село и видит мать свою молодой и красивой. Не успел он обрадоваться, как выясняется, что не мать это, а сестра его младшая, а мать уж пять лет как умерла. Горе сжало сердце Прохора, и заиграл он, всю боль свою в музыку вкладывая. И все, кто слышал его, сочувствовали гармонисту. Вдруг видит он – идет по дороге пожилая женщина, оказавшаяся Василисой, и седые волосы ее темнеют, а морщины на лице расправляются. И засияла гармошка всеми красками, заиграла сама собой. Тут и до свадьбы дело, наконец, дошло. Чувствуете, где логика нарушается? Парень красив да ласков, а девки замуж за него не хотят. Авторское пояснение, мол, денег мало зарабатывает, как-то неубедительно звучит, потому что тут же выясняется, что и у «люда работного» «в кармане шиш да маненько». Второй момент. Пока венок из речки не выловил, вроде, как и не видел, что у Василисы глаза васильковые. Но это ладно, любовь – дело непонятное, не зря в песне поется «любовь нечаянно нагрянет…». Дальше. Три четверти сказа – ни слова о том, что Прохор сам играть мастер, говорится только, что он делает музыкальные инструменты, да зачем-то носит с собой гармошку. Вероятно, само собой разумеется, что мастер по изготовлению гармошек не может сам не играть. Но хоть парой слов можно было намекнуть об этом в начале, а не под занавес? Тем более что в конце он должен играть значительно лучше, исходя из предполагаемого мной умысла. Вот тут и появляются сомнения – а таков ли был умысел, и был ли вообще? Поскольку оказывается не в умении суть, а в самой гармошке волшебной, начиненной, правда, как мы должны помнить, но уже не помним, добрыми Прохоровыми делами. «Отложил гармонь музыкант, обнял любимую и крепко поцеловал. А музыка продолжала звучать, гармонь засияла всеми красками, и сияние это накрыло влюбленных, поплыло вместе с музыкой над селом и заполонило весь свет. Каждый, кто видел это сияние и слышал эту музыку, молодел». Тут бы, кстати, про кнопочки напомнить, от которых гармонь сияет. Предлагаю просто, как вариант: «…гармонь засияла – каждая кнопочка по-особому, светом того доброго дела, от которого она зажигалась, и сияние это накрыло…». Еще одна нестыковка. Обещал парень вернуться, только когда исполнит желание девушки. Почему вернулся раньше? И неужто совсем к дому дорогу забыл, что таким неожиданным было появление перед взором родного села? «Долго ли, коротко ли шел, да подняться на пригорок пришлось, так дорога легла. А за пригорком-то село раскинулось, маковки церкви на солнышке огоньками горят. Как увидел Прохор село – сердце замерло, … Родное село лежало перед ним». И последнее. Встреча Прохора с Василисой после долгих скитаний. В этой сцене, во-первых, сестра совершенно лишняя, она свою роль уже сыграла. Во-вторых, музыка. Сначала она грустная - Прохор оплакивает мать. Но вот появляется Василиса, а музыка остается по-прежнему грустной. Или все же меняется? Из текста это не понятно. Однако она должна стать иной, т.к. каждый, кто «слышал эту музыку, молодел», а от грустной мелодии не помолодеешь. Переходим к последнему вопросу - средства исполнения. «Прошкина гармошка» - типичный сказ. Надежде Сергеевой прекрасно удается напевный стиль народной сказительницы. Мелодия звучит в произведении, благодаря особому построению предложений. Можно местами поспорить с автором, но наверно не стоит, все зависит от того, совпадают ли музыкальные пристрастия автора и читателя. Один пример: «Высокая, статная с длиной черной, как смоль, косой, украшенной голубой лентой. По синему полю сарафана рассыпались ромашки, при каждом шаге в бликах костра казалось, каждый цветочек качал своей белокурой головкой». Сравните: «Высокая, статная; коса в пояс как смоль черная, лентой голубой перевязана. Ромашки рассыпались по синему полю сарафана. Шагнет красавица – и каждый цветочек качает белой головкой в ярких бликах костра». Красоту сказу придают искусно подобранные эпитеты, сравнения, к месту вставленные слова, ныне вышедшие из употребления, но погружающие в особую атмосферу прежних времен. Где-то можно и даже, быть может, нужно подкорректировать текст. Если автор посчитает необходимым, он сделает это. Но одно следует признать без оговорок: Надежда Сергеева обладает собственным узнаваемым стилем, что значительно отягощает ее вину. На основании изложенного прошу признать Надежду Николаевну Сергееву ВИНОВНОЙ В ПРОЯВЛЕНИИ ПРИЗНАКОВ МАСТЕРСТВА при написании сказа «Прошкина гармошка» с правом на апелляцию для пересмотра произведения и изменения вердикта при условии переработки текста. Прокурор Б.Занута 15.06.2012 |