Дьявольская сделка Александра Гракова Уважаемый Суд, господа присяжные заседатели вкупе с подсудимыми (кто бывал или находится в этой роли) и случайно зашедшими слушателями проекта «Вердикт»! Рассмотрение дела Александра Гракова по написанию опуса «Продается душа» близится к завершению. Дошла очередь и до обвинения. Виновен ли автор, если да, то в чем можно его обвинить? Воспользуюсь правом прокурора и выскажу свои мысли об этом. Алкоголизм, его последствия и вред для человека и общества – эта тема довольно «блистала» в литературе и даже в некотором смысле набила оскомину. Новые проблемы российского общества, связанные с открытием границ, такие, например, как наркомания и контрабанда, притушили остроту исконно русского порока. Не говоря о том, что появилась масса направлений, уводящих читателя от непростой реальности в мир придумок и фантазий. Однако остались люди, которые видят, что проблема не исчезла, а наоборот, усугубляется. И провоцирует ее то же общество. Потеря работы, особенно в деревнях ведет к поголовной деградации населения. Кто не сталкивался с этим явлением воочию, могут сейчас недоверчиво покачать головой, но от того, что кто-то не видит или не верит, проблема не исчезает. Александр Граков – один из немногих авторов, который сделал эту тему «своей», и не устает искать новые пути достучаться, если не до самих алкоголиков, то хотя бы до своего читателя. Эпизоды в романах, самостоятельные рассказы, замечательные байки, и вот теперь перед нами фантастико-мистическое произведение. Таким образом, я обвиняю Александра Гракова в приверженности теме обличения тяжелого человеческого порока. В легком стиле, с долей иронии автор повествует историю запойного алкоголика, докатившегося до глюков-чертей, один из которых оказывается настоящим Дьяволом (законы жанра этого не запрещают). Как известно, алкоголики бывают весьма изворотливы и хитроумны в решении насущных проблем, герой Гракова – не исключение. Как ловко он проводит операцию перевербовки Дьявола, перевернув с ног на голову предложение искусителя! Но вот странно: блестящая операция с подтасовкой автографа под расписку не вызывает у читателя восхищения. Читатель не верит! Мол, не может алкоголик поступить так трезво, скорее сотню на опохмелку выпросил бы. Но почему?! Мне кажется, я знаю причину. В рассказе не хватает ярко выраженного желания героя избавиться от пьянства, или хотя бы сожаления о неустроенности судьбы. Идет просто констатация факта: пропил имущество, потерял семью, допился до чертиков. Намекни автор, что его герою до тошноты надоело такое существование, и желание воспользоваться оплошностью Дьявола в своих высоких(!) интересах стало бы понятным. Кстати, намек был – «…допился до чертиков», «Но дальше – некуда…», «Довела эта водка, что б ее…», но находится он не в том месте. Предложения стоят в первом абзаце, в котором есть начало и конец истории. Причем, в данном рассказе только прочитав до конца, понимаешь это, т.е. смысл выражения «дьявольски интересная душа» доходит только по прочтении. Такой прием, конечно, возможен. Но в данном случае он не срабатывает, следя за сюжетом, читатель забывает начальные строки. Надо было напомнить о них еще раз в середине. Пусть герой позавидует какой-нибудь дружной паре, или вспомнит что-то из своей жизни «до того как», или как-то еще огорчится собственной беспутности. Автору виднее – это его герой. Я завершаю. Признаю - выступление коротко, но только потому, что мое предложение суду таково: поскольку попытка освоения популярного ныне мистического жанра «алкогольной » темой автором уже имеет место, порекомендовать Александру Гракову убедить читателя в правомерности оного деяния. Способ он выберет сам, учитывая или не учитывая советы доброжелателей. Мастерства для этого у него достаточно. Благодарю за внимание! Прокурор Б.Занута 18.05.2012 |