Уважаемый Суд! Уважаемые участники проекта «Вердикт»! На рассмотрении рассказ Александра Гракова «Пусть ему повезет». Для меня как читателя виновность автора в создании этого произведения бесспорна, но утверждать так все равно, что стоять в толпе зевак при дорожной аварии и выкрикивать в адрес водителя нелицеприятные эпитеты. «Шкура» прокурора обязывает обосновать предлагаемую категорию обвинения, не забыв указать на смягчающие вину обстоятельства. Итак, был ли умысел? Несомненно! Причем в этом плане наш обвиняемый – рецидивист, так как рассматриваемый эпизод не единственный в его деятельности. Взять хотя бы уже побывавший в поле зрения «Вердикта» мистический рассказ «Продается душа». Что заставляет Лексу вновь и вновь возвращаться к исконно русскому пороку, который все больше скрывает волна других глобальных проблем российского общества? Я думаю, причина тому - глубокое понимание автором губительной силы алкоголизма для той же русской души, влекущего за собой неумолимую деградацию человеческой популяции. Да, речь идет о пагубной привычке, болезни, которая начинается с невинной бравады, а заканчивается практически всегда одинаково - крушением всей жизни индивидуума. И что интересно: как бы негативно не относилось общество к пьянству, сколько бы ни высмеивались алкоголики на сцене и в литературе – этот порок оказывается неистребим! Мало кто из противостоящих этой беде остается в рядах защитников человечества. Ведь необходимы поиски новых сильнодействующих средств и методов, а для этого надо знать «противника» изнутри, понимать, что с ним происходит. Не у каждого находятся стимулы для продолжения противостояния. Александр Граков – один из немногих, кто упорно продолжает искать пути к убеждению. Как точно характеризует он психологическое состояние своего героя в разные моменты жизни! Как детально и художественно (порой переусердствуя) описывает симптомы! Читатель сам начинает корчиться от боли. Рассказ очень сильный по эмоциональному воздействию. Но он не получился бы таким, если бы автор не владел темой. Александр прекрасно ориентируется в ней и не старается приукрасить своего героя, понимая, где находится грань между возможным и невозможным. А потому финал и поступки ЛГ психологически обоснованы и не вызывают недоумения у читателя. Возможно неприязнь или сожаление, в зависимости от характера и взглядов читающего. О героях второго плана. Знание жизни и умение выделять главное в человеке позволяет нашему обвиняемому рисовать эпизодические персонажи живыми и емкими. Читатель моментально улавливает подленькую философию потребителя в рассуждениях собутыльника Володьки, «правильность» человечного, но не наивного мастера Семеныча. В том, как преподносится «потерпевшая сторона» - жена Людмила, чувствуется особое отношение автора к теме любви и ненависти. Необъяснимая для иностранца, но обычная для русской женщины привязанность и даже любовь к падшему мужу, безосновательная вера в чудо, и сквозь строчки - отеческая жалось автора к своей, напрасно ожидающей счастья героине. Но другой он показать ее не может, потому что она срисована из реальной жизни. Однако Александр борется со злом в одиночку, не пользуясь помощью редактора и корректора. Это смягчающее вину обстоятельство, в нашем случае влияющее на степень проявления мастерства. Запятые свободно разгуливают по тексту, останавливаясь там, где им вздумается. Нарочитая замысловатость выражений (« … вслед за болью в голову закралась лениво-мысленная констатация факта») не делает текст ни более понятным, ни более художественным. Скорее только загромождают его, также как лишние слова и пояснения («Солнечный луч, по диагонали пронзив спертый, прокуренный воздух комнаты, впечатался в правый глаз Витька. Тот заелозил руками по матрацу, усилием воли оторвал, было, голову от подушки… но ойкнув, тут же оставил эту затею» - здесь совсем не важно, по диагонали или по вертикали пронизывал луч воздух, а также правый или левый глаз подвергся облучению. Почему Витек «заелозил руками по матрацу», а не прикрыл ими глаза или просто не отвернулся от света? Возможно, руками он хотел опереться, чтобы поднять голову, но тогда причем тут «усилие воли», которая, кстати, у ЛГ фактически отсутствует? И т.п. ) Конечно, подобные «ляпы» проще устранять «свежим взглядом». Но чего нет, того нет – в «групповухе» автора не обвинишь. Считаю, что вина автора в проявлении явных признаков мастерства дальнейших доказательств не требует, но основательная «чистка» тексту не помешала бы. Решение – за Судом. Благодарю за внимание! Прокурор Татьяна Крючкова 18.10.2012 |