Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Сергей Александров
Объем: 7012 [ символов ]
А мною - заполняют перерыв...
«…А мною заполняют перерыв...»
 
Почему-то мне захотелось поговорить с вами о клоунах…
Один великий писатель и поэт заметил как-то, что «Смех сильнее любого оружия…», «Смех может низвергнуть с трона или пьедестала любого…», «Самый здоровый смех – это смех над собою…».
В моём детстве одним из самых, наверное, основных внешних источников радости и смеха – кроме юмористических телепрограмм и сатирических журналов – был, конечно же, Цирк.
Это огромное непостижимое Чудо, в которое входишь, затаив дыхание, чуть ли не на цыпочках, ожидая чего-то величественного, какого-то великолепнейшего действа. И где это почтение, величественность и великолепие (до дрожи в коленках и мурашек по коже) бьётся на миллионы осколков при первом же появлении на арене клоуна. Как люстра у Карлсона!.. И понимаешь – этот неповоротливый, неуклюжий неумеха и, вроде бы глуповатый, простак – самый здесь главный. Главнее мужественного дрессировщика, смелых акробатов, заводных эквилибристов, отчаянных всадников и таинственных иллюзионистов. Просто потому, что, в отличии от всех них – он очень похож на нас. Он – это мы в самых невероятных и гротескных, но – обыденных – ситуациях, в самых нелепых положениях, в своей неправдоподобной, и потому, реальной до мелочей, жизни. И, заходясь от смеха на его коротких, как бы между основным цирковым Действом, сценках и выступлениях, мы, сами того не замечая, очищаемся от всего наносного, глупого, чванливого, нелепого, что есть в нас самих.
Бывает, клоун хочет просто поговорить с нами, порассуждать о жизни, о наших заботах, печалях и радостях. На своём, на клоунском языке поговорить. И мы замираем, боясь пропустить малейшее движение его рук, выражение его глаз. Начинаем дышать в так с его дыханием, и чувствуем, что наши сердца вдруг забились в унисон с его сердцем. А на глазах почему-то выступили совсем непрошеные слёзы. Слёзы понимания, созвучия душ, очищения. Слёзы сострадания и тихой грусти и светлой печали – по прошедшему лету и ушедшим годам, по забытой школьной девчонке и по упущенному счастью, по тому, что мог сделать – и не сделал, мог совершить – и не свершил…
При этом все мы прекрасно понимаем, что клоун – это только маска, только такой вот образ, такая роль. Но – верим этой маске, этому образу. Потому что за ней – такой же человек, как и мы сами.
А потом снова – кони по кругу. И фокусник достаёт из воздуха всякую всячину. И под самым куполом ныряют как в пропасть и вновь взмывают вверх воздушные гимнасты. Каждый из них – и наездники, и фокусник, и эти самые гимнасты – заставляют нас ахать и охать, с замиранием сердца следить за номером, и выдыхать облегчённо при его завершении. Как будто ты сам мчался на спине скакуна, как будто сам делал волшебные пассы руками – и невесть откуда вылетали голуби, как будто ты сам парил на невидимых крыльях там, в самой верхотуре, под куполом…
И охая, и замирая, и восхищаясь, и, даже, мечтая, глядя на всех них, мы с окончанием каждого выступления ждём, уже предвкушая, что вот как-то незаметно, или, наоборот, громко заявляя о себе, появится ОН. Тот, который, не стесняясь, раскрывает перед нами свою Душу – и мы раскрываемся ему навстречу.
И смеёмся. И плачем. Вместе с ним. И не стыдимся ни слёз, ни смеха…
Вот ведь какое дело получается – после окончания представления почему-то больше всего в памяти, в воспоминании отложились не акробаты-всадники-дрессировщики-фокусники. А вспоминается именно он – обыкновенный клоун. А все остальные – как бы фон для его диалогов со зрителями. Как бы необходимая передышка для него и для нас между нашими встречами…
Вот таким мне всегда – с самого детства и до сегодняшних дней – видится клоун. Наш клоун. В нашем цирке…
 
Потому что я хочу ещё рассказать и о других клоунах. О тех, кто прячется за их масками…
Уже достаточно давно, просматривая фильмы, роясь в дебрях инета или тусуясь в соцсетях, мы всё чаще встречаемся с антагонизмом того солнечного, доброго, задушевного и весёлого-грустного, что давало нам выступление клоунов в цирке. Встречаемся с маской Клоуна, который может напугать, избить, искалечить, убить в конце концов! Любого – ребёнка, подростка, взрослых и стариков. Не говоря уже о домашних животных… Многие даже Ники себе делают в виде таких вот клоунских образин…
Вы представляете – тот, кто может, кто должен вызывать смех, веселье, доброту или светлую грусть, вызывает только Ужас. И олицетворяет Смерть. Одну из её обличий…
Как такое может быть? Почему?
Кому это нужно?
Представьте себе такое – ребёнок (или подросток, что более вероятно. Но сегодня возможно всё) случайно (или нет) вместе с родителями (сверстниками или знакомыми) посмотрел фильм – один из многих тех, где нечто в весёлой улыбающейся клоунской маске режет ножом людей (и тех же детей), придумывает для них изощрённые и кровавые пытки или «приключения». Или – хотя бы – просто» грабит банк, угоняет машину или захватывает самолёт… И всё это под определённые «весёлые» реплики, с квазиклоунскими ужимками и движениями, со смехом, от которого и взрослым становится не по себе…
И ещё – в таких вот фильмах все его бояться…
И вот этот ребёнок (или подросток) потом (на следующий день, или через неделю-другую) вдруг попадает в цирк. Любящие родители достали ему билет в первый ряд – чтоб разглядеть всё поподробнее. И вот этот человек с ещё не окрепшей психикой вдруг в одно «прекрасное» мгновенье видит в двух-трёх шагах от себя… клоуна. Который (очень вероятно) очень похож (по маске) на того, из фильма ужасов, кровавого и беспощадного…
Вот он, совсем рядом. Смотрит на тебя. Для чего? Чтоб ты стал его очередной игрушкой или жертвой?..
А потом… Потом он и сам может (и даже – захочет) стоть таким же. Чтоб и его тоже боялись. Страшильсь. И за это ничего не было бы…
Почему произошло такое? Почему вдруг смех, тепло, добро и радость с помощью кинорежиссёров вдруг превратились в то страшное, от чего просыпаешься в холодном поту – и не можешь потом уснуть, потому что перед глазами стоит эта маска: улыбающийся рот до ушей, красный нос и огромные глаза. И всё залито, запачкано кровью?..
Маска Страха и Ужаса…
Почему именно Америка с её мощнейшей киноиндустрией сделала всегдашний символ радости и веселья знаком этого Страха и этого Ужаса? И вот уже не только она одна – почти весь мир подхватил эту «моду» извращать всё светлое, доброе, хорошее.
Не потому ли, что Западный мир (да и наш уже тоже…) боится? Боится этого заразительного, непосредственного, доброго детского смеха, боится лёгкого веселья и светлой грусти. Боится всего того, всех тех искренних человеческих чувств, которые испытали многие из нас в цирке.
Когда вдруг появлялся он.
Клоун.
 
И мир становился светлее и лучше. И заботы уходили куда-то.И пропадали куда-то (пусть и на время) боль, холод, одиночество и страх. И люди чувствовали тепло и радость других людей.
Просто потому что с ними этим всем поделился обычный цирковой клоун.
У которого самая простая и самая сложная работа – показывать людям самих себя.
И дарить им потом тепло и соучастие.
И делать их добрее…
Дата публикации: 26.12.2018 18:09
Предыдущее: Воспоминание о Ю.Никулине и М.Шуйдине

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Людмила Морозова[ 28.12.2018 ]
   С большим интересом прочитала Ваши размышления, Сергей! И тоже
   задумалась.
    Я цирк люблю, а вот к клоунам с детства относилась неоднозначно. Не
   слишком накрашенные мне нравились, а тех, у кого вместо лица смеющаяся
   маска, я боялась. И это было в те годы, когда фильмов-страшилок с
   участием клоунов ещё и в помине не было.
 
Сергей Александров[ 29.12.2018 ]
   Так тогда у нас в цирках (советских) и не было таких (во всяком случае - я не помню). Начиная от
   Карандаша (Румянцева), потом Енгибаров, Никулин с Шуйдиным, тот же В.Дерябкин - у всех был
   минимум грима, похожего на эту маску со ртом до ушей, Чуть выбивался из этого ряда О.Попов. Но его
   тогда воспринимали исключительно как "Солнечного клоуна"... Да и на ТВ телевизорные клоуны из
   "АБВГдейки"­;­ и др.детских передач были веселыми и добрыми...
   А вот немногочисленные гастроли в СССР тех же цирков из т.н. соцлагеря уже имели эту маску.
   Особенно помню в 1975 году гастроли цирка из ГДР в Москве. Мало того, что клоунада там была в
   большой степени как бы политизирована, так и "юмор" их заключался в пинках, подзатыльниках,
   падениях и пр. лабуде. А в 1982 г., приезжали из Польши. Почти то же самое, только шутки были
   завуалированные, но прослеживался уже тогда некий сарказм и издевательство над соц.строем и
   нашей страной. Тогда ещё из-за этого они досрочно прервали своё турне, успев побывать тоько в
   Москве, Киеве и Ленинграде....
Валентина Тимонина[ 27.09.2019 ]
   Сергей, уважаемый, примите мою искреннюю благодарность за рассказ. Конечно, он о большом и значимом труде клоунов в былые времена. Вы написали об этом душевно, красочно, тепло. Но значимость этого произведения ОЧЕНЬ ВЕЛИКА ПОТОМУ, что оно затрагивает не только тему воздействия цирка и клоунов на формирование человека с ранних лет. Оно значимо тем, что Вы поднимаете исключительно важные проблемы содержания многих нынешних так называемых "культурных&quo­t;­ мероприятий, когда культивируется злоба, насилие, разрушения, отсутствие морали, сплетни, пересуды. Нередко после посещения каких-то представлений, просмотра передач по теле испытываешь стыд за их нижайший уровень. И я думаю, что все это делается преднамеренно, чтобы воспитать антипатриотов, антигуманистов. Но мы будем сопротивляться этому, ведь для чего-то Всевышний дал нам перо и вдохнул в души добро. Вот почему я много работаю со школами, с молодежью и уверена, что наших с Вами единомышленников огромное количество.
    Еще и еще примите мое искренне спасибо за Ваше неравнодушие, за грамотную работу. С добром, Валентина.
Фрида Бервальд[ 27.09.2019 ]
   Спасибо за ваше эссе, размышление , со многим согласна, но не люблю цирк только потому что там животных дрессируют, считаю это насилие...а в остальном шоу...
   Там где шут по натянутым нервам,
   мир ведет в свои райские сны,
   очищаются души от скверны,
   возрождаясь с улыбкой весны.
Валентина Тимонина[ 20.02.2021 ]
   Хочу немного добавить к ранее написанному: произведение исключительно серьезное и актуальное. Оно не столько о цирке и о клоунах, сколько о преднамеренном искажении у подрастающего поколения восприятия окружающего мира, о работе как бы исподтишка по искажению душ с самых ранних лет. Ведь в самом деле - что показывают детям в мультиках? Какие рисунки в книжках? А слова в песнях, повторяющиеся 15 раз "приходи, я те дам, что ты хошь"? А движения в танцах? Да много чего...Вот как раз в рассказе Сергея - яркое обличение такого безобразия и громкое слово протеста. Поэтому его рассказ очень значим и заслуживает высокой оценки.
    Спасибо Вам сердечное, Сергей. С уважением. Валентина.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта