Михаил, пожалуй, правильнее будет Михаил Александрович, моложавый высокий мужчина, возрастом под пятьдесят медленно шел по дорожке, выложенной плиткой кораллового цвета, между стеной и палисадником храма, в котором только что завершилась воскресная Литургия. Он на ней присутствовал и сразу после службы вышел на улицу. Прихожане причащались, из открытых дверей храма слышалось не очень стройное пение: «Тело Христово примите, источника бессмертия вкусите». Михаил в первое мгновение был оглушен и очарован ярким солнцем, свежим воздухом и ароматом цветов, буйно цветущих в палисаднике. На дворе начало июня и на солнце уже жарко, но он и не думал снимать пиджак, после зимы и затяжной прохладной весны Михаил еще не успел насладиться солнцем и чувствовал себя комфортно. Сегодня он не исповедовался, поскольку поставил себе более серьезную задачу, впервые обстоятельно поговорить с батюшкой, отцом Андреем. Михаил давно хотел принять важное для себя решение, но как ему казалось, оно противоречило тому, что было написано в Евангелии и это его сильно смущало. В душе была уверенность, что он прав и это решение все равно принять придется. Зимой он два раза после службы стоял в очереди на беседу, но в это время года храм переполнен, и к батюшке много желающих поговорить. Михаил представлял, что разговор будет непростой и долгий, ему становилось как-то неловко, и он уходил. Он сознательно дождался лета, уже зная, что прихожан на службах будет намного меньше. На крыльцо храма вышел Алексей, приятный для Михаила человек с которым он всегда общался после службы. Алексея в этот храм привела его мать еще школьником. Несмотря на возраст, он лет на десять моложе Михаила, Алексей один из самых знающих и уважаемых прихожан, иногда даже как алтарник помогает батюшке в службе. Михаил же воцерковился всего три года назад и с первых дней был под опекой Алексея. Увидев Михаила, он расплылся в улыбке и быстро сбежал по ступенькам к нему. Приятели обнялись: - Что такой грустный ходишь тут в одиночестве? - Да не грустный я, а сосредоточенный. Хожу, сочиняю речь. Собираюсь пообщаться с батюшкой, проблема есть. А тебя можно поздравить со святым причастием? - Можно, - продолжая радостно улыбаться, ответил Алексей. - Поздравляю! - Спасибо. Удачной беседы, а я побежал, дела. Быстрым шагом он пошел к калитке, а Михаил продолжил свой путь вдоль храма и свои размышления. Проблема, мучавшая его последние годы, действительно была серьезная, он хотел по возможности максимально оборвать отношения со своим родным братом. Но в Евангелие от Матфея на вопрос Петра: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Иисус говорит ему: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Это как раз сдерживало его и смущало. Вопреки давно созревшему решению он продолжал откликаться на все просьбы брата, а в ответ получать одни неудовольствия и претензии. Брата звали Сергей. Был он на семь лет младше Михаила и с детства находился под его опекой, причем часто, совсем не добровольной. Мать, большая любительница общаться с подругами и ходить по магазинам, его, восьмилетнего, использовала как няньку по полной программе. Он вынужден был выучиться малыша развлечь, накормить, а иногда и спать уложить. А как же хотелось после школы бегать с друзьями во дворе. Братья росли в одной семье, но с детства были абсолютно разными людьми и разница эта с годами только увеличивалась. Несколько лет назад она достигла такого градуса, что даже общение стало невозможным. Это примерно так, как попытка поговорить русского с китайцем, где и язык непонятен и культуры разные. Пример этот яркий, но действительным отношениям братьев все равно не соответствует. Ситуация у них получилась еще сложнее. Там два разных языка, но шанс договориться и понять друг друга есть, а здесь парадокс какой-то – родные братья, один язык, а шансов договориться нет. Чтобы ее, эту ситуацию, понять приходиться дать краткое описание каждому из братьев. Михаил хорошо и охотно учился, окончил престижный технический институт, много читал и вообще тянулся к культуре. Сразу после его окончания женился. Жену звать Светлана, она тоже православная и прихожанка этого же храма. На сегодняшний день он работает в НИИ начальником конструкторского сектора и растит двух детей. Дочь оканчивает институт, а сын школу. Сергей учиться не хотел, с трудом осилил восьмилетку, с детства околачивался по дворам в компании с такими же никчемными пацанами. Работать на постоянной работе до сих пор не желает, живет халтурами и подачками родителей, но имеет две страсти – пьянство и женщины. Пьет запоями, из которых вытаскивает его, как правило, мать. Уже трижды был женат и родил четырех детей, которых знать не желает. Понятно, что находится в постоянной тяжбе по поводу алиментов с бывшими женами. Претензии за постоянные проблемы в своей жизни, нимало не смущаясь, предъявляет родителям и брату. Отца обвиняет в том, что тот до сих пор не купил ему престижную машину, мол, все нормальные родители своим детям покупают, а брата в том, что находит ему плохие халтуры, и не желает пьянствовать с ним за одним столом. Думаю теперь понятно, какая сложная задача стоит перед Михаилом Александровичем. Не очень пространно рассказать все это отцу Андрею, да так чтобы не перехвалить и вознести себя грешного и дополнительно не перепачкать брата. Вот он и ходит, и размышляет. Очень хочется Михаилу отметить что-то положительное в своем брате. Раньше он об этом не думал, а сейчас удивляется на то, что не может найти в нем ничего доброго, у всех окружающих его людях он это легко находит, а у брата не может. Ему даже кажется, что виноват он сам своим предвзятым отношением и не может быть такого, что у человека исключено все положительное. Прогуливаясь, он посматривает на часы и на выходящих из церкви прихожан. Наконец, решает, что пора, быстро поднимается на крыльцо, крестится и заходит в храм. В нем не больше десяти человек. Отец Андрей сидит на лавочке и внимательно слушает пожилую женщину, что-то ему говорящую. Михаил обрадовался, что рядом с ними никого нет, значит, следующий он. Внимание его на короткое время переключилось на батюшку. Михаил почитал его как человека редкостного, уникального и на службе не мог удержаться, чтобы не полюбоваться им. Отец Андрей высокого роста, плотно сбитый, с шапкой слегка вьющихся густых темно русых волос на голове и с такой же вьющейся густой бородой. Кроме этого он еще как-то особенно естественен и гармоничен своему храму. Общаться с батюшкой не менее приятно, как и видеть его, он умеет слушать, быстро понимать суть проблемы, с которой к нему пришли и дать толковые советы. Действительно, ждал он не больше пяти минут. Увидев, что батюшка начал что-то говорить женщине, а она, склонив голову, слушает, Михаил медленно пошел в их сторону. Наконец она встала, несколько раз кивнула головой, должно быть благодарила и пошла к выходу. Отец Андрей увидев его, улыбнулся и правой рукой показал на место рядом с ним. Михаил быстро подошел и сел. - Что за проблемы, дорогой? – спросил священник, глядя на него сквозь очки добрыми проницательными глазами. - Да вот, батюшка, пришел за советом, решил я полностью порвать отношения со своим родным братом, а в Евангелии от Матфея Христос говорит, что брату прощать надо бесконечно. - Брат старший, младший? - Младше на семь лет. - Малышом вы его нянчили? - Да, действительно, было дело. - Михаил, позвольте задать несколько вопросов по вашей семье? - Конечно, конечно, любые. - Вы росли в полной семье? - Я считаю, что в полной. Отец ушел из семьи, когда я перешел в 10-й класс. - Отец жив? И кем он работал? - Жив, Слава Богу, и до сих пор работает главным конструктором в проектном институте. - Михаил, не возражаете, если я попытаюсь воспроизвести ситуацию в вашей семье? - Что вы! Что вы! Батюшка, конечно. - Отец с матерью женились рано, познакомились случайно. Мать ваша красивая. Возникла небольшая пауза, на лице Михаила читалось некоторое удивление. - Откуда вам это известно? Действительно так, познакомились на танцах. Женились – отцу было 21- окончил третий курс института, а матери - 18. - Мать ваша кроме школы больше нигде не училась, домохозяйка, брат тоже учиться не любитель. У матери особенные отношения с братом, а у вас хорошие отношения с отцом. - Батюшка! Ну, вы провидец! Все точно так. - Что вы! Какой там провидец! Ситуация в вашей семье типовая. Сталкиваюсь с подобным ежедневно, думаете, мы случайно по разводам на втором месте в Европе. Поломали мы все свои мудрые традиции в 1917 году и такой важный вопрос как создание семьи отдали на откуп неразумной молодежи, которой трудно понять, что для настоящей любви и брака необходимо достичь внутренней зрелости и главное в ней не физика, а духовное единение. Вот в вашей семье, как я вижу, все сложилось хорошо, на Литургиях вы вместе с женой, и детки ваши славные. Будьте уверены, что порвать отношения друг с другом они не пожелают никогда. Как я понимаю, брат вас бесцеремонно использует, не благодарит и если наносит ущерб, то никогда не извиняется. - Удивительно! все именно так. А я, глупый, после литургии ходил по двору думал, как все это рассказать. Так увлекся, что и крест не пошел целовать, а вам оказывается все без моих рассказов понятно. - Вы правильно решили отказаться от контактов с братом. Ведь от вашего участия ему не лучше, он взрослый человек и жить за него в этой жизни не надо, тем более что живете вы в разных мирах, которые не пересекаются. А Евангелие вы не совсем верно поняли. Да, Христос так сказал, но ведь вот в Евангелии от Луки Он говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему». Так что все верно, но только при условии искреннего покаяния…. Да! Что бы он ни натворил, ни в коем случае нельзя носить на него обиду, и молиться за него не забывайте. - Что вы! Что вы! Мне жалко его…. Батюшка, позвольте еще один вопрос? В семье, в которой я рос, да и в некоторых других, я вижу такую разницу в характере детей, что сомневаешься, родственники ли они? Почему так? - Видите ли, Михаил, вы подняли очень важный вопрос, ответ на который хорошо бы знать всем, но, к сожалению, мало кто понимает даже его значимость. Это вопрос взаимоотношения духа, души и тела. Лучше всех его объяснил святитель Лука в своей книге, которая так и называется – «Дух, душа и тело». Если у вас ее нет, рекомендую купить, вам она будет полезна. - Такой книги нет. Дома есть его книжечка, недавно купил, совсем тоненькая, «Я полюбил страдания» называется. Потрясла она меня, удивительный святой. Батюшка, а у нас в лавке она не продается? - Сейчас, к сожалению, нет, но думаю, найти ее будет несложно. Так вот в этой книге святитель объясняет нам суть духа. Что дух может существовать отдельно от души и тела, и духовные свойства родителей передаются детям. А ведь это основные черты характера: склонность к добру или злу, способности ума, чувства и воли, какие-то нравственные направления. От духа зависит и форма, или тело. Форму то мы как раз замечаем и обращаем внимание на то, что один ребенок похож на папу, а другой на маму. А вот наследование духа оно как-то не для всех заметно. Отец Андрей сделал паузу и внимательно посмотрел на собеседника. Михаил находился в некотором оцепенении, явно переваривал информацию. Священник продолжил: - Теперь представьте себе Михаил, что в семье мама с папой абсолютно с разной духовной организацией. Будет ли там лад, взаимопонимание и любовь? А если родятся двое детей, один в папу, а другой в маму? Михаил качнул головой, улыбнулся: - Батюшка, как все просто и понятно, и нет слов, как я вам благодарен. Спасибо. Какой же груз свалился с моих плеч. Оба одновременно встали, троекратно расцеловались, пожелали друг другу божьей помощи и разошлись. |