В поэзии на сегодняшний день существует огромное количество художественных средств и форм. Тем не менее, число новых поэтических методов продолжает расти. Так, в данной работе предлагается рассмотреть новую форму комбинаторной поэзии, которую автор статьи назвал грифограммой. Форма грифограммы представляет собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация букв. Например: КРиЧит КРеЧет – КРюЧком КРуЧин сКРуЧен. В данном стихотворении использована комбинация букв: «к», «р» и «ч». Грифограммы можно разделить на следующие виды: 1. Аллитерационные грифограммы. 2. Ассонансные грифограммы. 3. Смешанные грифограммы. Аллитерационные грифограммы предполагают комбинацию из согласных букв (стихотворение выше), ассонансные – из гласных: ГрИфОгрАммЫ мИмО рАмЫ шлИ дО мАннЫ. Соответственно, смешанные грифограммы будут включать в себя комбинацию из гласных и согласных букв: ПеРеБИРаю ПаМяТИ ЛИСТы. По РяБИ Рая ПлашМя сТИЛИ СТынут. ПоРа БИРюзу ПоМесТИть в ЛИки СТрок. Строки грифограмм могут совпадать по ударениям, по количеству слогов, и наоборот. Ассонансные грифограммы, в строках которых количество слогов и ударения совпадают, будут полностью представлять собой ассонансные рифмы. Тем не менее, возможны и сильные рифмы. Аллитерационные и смешанные грифограммы тоже могут быть силлабо-тоническими: Кора смыслов коромыслом кормит мир слов. В смешанных грифограммах буквенная комбинация может представлять собой слово либо словосочетание: КОСных МОСек КОСят неповториМОСтью КОСти МОСквы, а велиКОСть ее уМОСтилась в КОСМОС. Обращаясь к грифограмме, автор может решать задачу построения формы не буквально, а фонетически: Кириллица кормится крупицами в кринице экранных цветов. В слове «кормится» отсутствует буква «ц», но звук «ц» присутствует. Таким образом, грифограммы можно разделить на буквенные и фонетические. Ниже предлагается ещё несколько примеров грифограммных стихов: *** Расплескал в плоскость пламя ласк – полоскал по лоску прелестную полоску; и по лесу заплясали проблески пролески. *** Прямота под матом помята псами тьмы. Примотай памятью примы ток, помети по мути пламя-стих про мате пометкой «плач мечты», пой мотив: «Пруд, мосты…». *** Кормила крамолой карму слов. Под носом Парнас вдруг понесло. Нирвана на вьюжных нервах сна нависла над высью на весах. Качалась, крича: «Ла- кай число!»; меняла мне ноль на мутный склон – мистрально месила массу слов. Или это же стихотворение можно оформить традиционно: Кормила крамолой карму слов. Под носом Парнас вдруг понесло. Нирвана на вьюжных нервах сна нависла над высью на весах, качалась, крича: «Лакай число!»; меняла мне ноль на мутный склон – мистрально месила массу слов. Стихотворение может не быть полностью грифограммным, а с частичным использованием этого метода. Так, например, в стихах «Переменная облачность» метод грифограммы помогает визуально и аудиально различить «облачные» и «безоблачные» места: Облекала облака блеском света – разрушались временем нещадно, облекала облака обелисками мыслей – растворялись в бездне небытия, облекала облака обломками чувств – растерялись крошками по Вселенной… А кто-то обласкал мои облака бликами вечности. |