Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Константин Евдокимов
Объем: 23715 [ символов ]
Проверка твердости
Проверка твердости
− Ох! Молодой человек, разрешите, уж я вам помогу, – воскликнула
соседка по купе, наблюдая как неумело и мучительно Шурка застилает
постельное бельё. Наволочка на подушку была надета наизнанку,
полотенце уже два раза побывало на полу. Не будучи выше Шурки
ростом, она, придвинув к себе матрац второй полки, так ловко заправила
простыню, что Шурка окончательно смутился. Выросший в деревне и
сразу после школы окончивший институт, он еще ни разу не ездил в
поездах дальнего следования. А поезд был по-настоящему дальний: «
Москва – Мурманск» - солидно говорили таблички на закоптелых его
боках.
Март 1966 года был обычным, сероватым, с легкими намеками на
весну, которые, впрочем, пропадали по мере того, как тепловоз,
пробираясь вверх по глобусу, подходил к Северному да ещё и Ледовитому
океану. Шурке нравилось сочетание этих суровых слов. Но Александру
пришлось изрядно похлопотать, чтобы его, идущего по успеваемости
третьим из 50-ти выпускников курса и распределенного на престижный
новый завод автомобильных моторов, Совнархоз перенаправил в
Мурманскую область на Авторемонтный завод. Конечно, это не так солидно
звучало, но Шурка был доволен: он едет на Север, и это − главное.
Забравшись на вторую полку и достав неразлучную свою записную
книжечку, он написал четкими буквами формулу: СЧ =ЛР+ЛЖ, которая
означала, что счастье – это любимая работа плюс любимая жена.
Посмотрел на неё и, чтобы никто не сомневался, возвел оба слагаемых в
квадраты. Затем, немного передохнув и подумав, написал еще: «Моя
работа – дело моей чести». Рожденный под знаком Тельца, то есть Быка,
Шурка, как показала вся его дальнейшая жизнь, любил четкость и ясность
в формулировках и не терпел полутонов, в душе считая любителей их
хитрецами или мямлями.
Жизнь плацкартного вагона протекала в приятных мелких хлопотах, на
душе у Шурки было легко и празднично. А вот и станция «Полярный
круг», еще 30 км, и будет его станция назначения, а точнее - станция его
назначения. Начинался новый этап в его жизни, и понятное волнение
понемногу овладевало Александром.
Его встретил Димка Соболев, дружок по общежитию, с которым прожили
в одной комнате два последних года. Димка работал второй год и имел уже
отдельную однокомнатную квартиру, поскольку жениться еще не успел.
Они не были слишком близки с Димкой. С ленцой и без больших запросов
к жизни, он не был для Шурки примером для подражания. Другое дело
Витя Арефьев – его друг. Тот был целеустремлен, строг к себе и к другим,
всегда подтянут. Но Димка, будучи на два года постарше и обладая
доброжелательным, отзывчивым характером, принял участие в судьбе
Шурки и подыскал ему работу на соседнем предприятии. Время было
полуночное, завтра обоим на работу, и Димка, перекинув стенку дивана,
забрался под покрывало, приглашая жестом Шурку последовать его
примеру. Немного стесняясь, Шурка улегся рядом, вспомнив, как они со
старшим братом Женькой, бывало, спали на одной кровати в своей
деревне. Боясь слишком сильно тянуть на себя покрывало и стараясь не
касаться друг друга, они заснули не сразу. Утром, впрочем, встали уже как
совсем свои: попили чайку с колбасным бутербродом и поспешили на
свои заводы.
Не питая особых иллюзий, как должен выглядеть авторемонтный завод,
Шурка спокойно встретил убогонькую проходную, отдел кадров, похожий
на прорабку, и в сопровождении чернявенькой девушки Нади вошел в
техотдел.
Начальник отдела, Эдуард Александрович, молодой человек неполных
тридцати лет, подтянутый, с мохнатыми, слегка насупленными бровями, с
широкой на твердую пятку походкой и с улыбкой, склонной к иронии,
встретил Сашу вежливым проницательным взглядом и, попросив внимания,
сказал: «Прибыл наш новый работник – Ефимов Александр
Константинович, выпускник Горьковского политехнического института, он
будет работать технологом по горячей обработке металлов. Прошу любить
и жаловать». Не имея что-либо добавить еще, слегка разведя руками и
улыбнувшись, он указал Александру его рабочее место: стол и чертежный
станок−кульман.
- Вот и началась твоя трудовая жизнь, Санек», – сказал сам себе Шурка и
отодвинул стул.
Получив несколько дней для ознакомления с заводом, Шурка стал
вникать в дело. Завод занимался капитальным ремонтом большегрузных
автомобилей, нерентабельным по сегодняшнему времени делом, но тогда
заставляла нужда: автозаводы не успевали насыщать развивающееся
народное хозяйство. Вот и стояли понуро на заводском дворе разбитые
вдрызг в карьерах и на лесоразработках МАЗы и КрАЗы. Стояли в очереди
за своей второй жизнью, ожидая, когда их закатят в цех, отмоют, разберут
до винтика, поставят диагноз болезни каждому узлу и узелочку, заглянув
и в самое сердце – двигатель. А затем поставят новые или
реставрированные детали, чтобы они снова, деловито кряхтя, карабкались
по своим карьерам и лесным участкам.
«Технолог по горячей обработке металлов» – эта запись в его
трудовой книжке говорила, что он будет вести все операции, связанные с
нагревом, и конкретно - термообработку, кузнечные и сварочные
операции. Слово «вести» означало, что он будет назначать технологию,
если таковой не было, обеспечивать, чтобы она выполнялась, в том числе
и подсказкой рабочему в трудных случаях.
И вот начальник подзывает Сашу и говорит слегка небрежным тоном и
как бы между прочим: «Александр, там, на термоучастке, что-то не идет
дело с закалкой роликов нагнетателей. То есть твердость у них, то нет.
Разберись».
Здесь надо пояснить гуманитариям, что разные бывают требования к
деталям машин. То надо, чтобы они были мягкими и ни в коем случае не
могли сломаться вдруг, то надо, чтобы они были твердыми и держали
нагрузку хотя бы и с риском разрушиться. А бывает необходимо, чтобы
была деталь внутри мягкая, а снаружи твердая. Вот у этих роликов и было
такое хитрое требование.
Достигается это тем, что в состав стали почти совсем не вводят
углерод, чтобы её нельзя было закалить, как бы сильно мы её ни
нагревали и как бы резко ни охлаждали, а снаружи, наоборот, её
поверхность насыщают углеродом. Ну, а если есть углерод, значит, будет
и твердость. На заводах это тысячи раз проверено, и твердость у роликов
должна быть, как говорится, «при любой погоде».
Термиста звали Федором, был он средних лет и, как и все термисты,
«себе на уме». Поздоровались вежливо, Саша назвал себя и улыбнулся
Феде, как своему коллеге, не получив, впрочем, ответной улыбки. « Ну что
ж, – подумал про себя Шурка, −без улыбок так без улыбок, и спросил
сухо:
− Как дела?
−Нормально, - так же сухо ответил Федя.
− Что с роликами?
− А кто его знает! Вон лежит партия.
− Как твердость?
− Не мерил.
− А вчера?
− Что вчера?
сть мерил?
− Калил. Твердость разная.
− Какая конкретно, можешь сказать?
− Слушай, ты случайно не из прокуратуры? Как на допросе! Вот
вчерашняя партия, иди и меряй, если тебе надо, а я намерялся досыта,
сказал Федя и, отойдя в сторону, взялся за кочергу и заглянул в
приоткрытую дверцу печи.
Шурка молча взял горсть роликов и пошел к «Роквеллу», прибору с
алмазным конусом для замера твердости путем накалывания детали, а
Федя стал наблюдать, что и как будет делать новенький «горячий
технолог».
− Ага, нашел кнопку включения, протирает о рукав окалину на роликах,
ищет наждак для зачистки лыски. Наждак за стенкой у токаря, но не
спрашивает – с характером. Чистит ролик о кирпич печи - правильно, я
тоже частенько так делаю.
−Так, включил, нашел призмочку, крутит винт, выставляет шкалу. Первый
накол, настроечный, второй, третий, четвертый для результата. Отложил
ролик влево. Берет второй, работает. Стоп! Уже пятый накол, шестой,
седьмой. Зачем? Положил ролик вправо.
− Сейчас попросит мел для метки роликов. Нет, достал авторучку и бумагу
из куртки, делит бумагу на кусочки, подписывает твердость и кладет на
них ролики. Всё по науке, однако, но посмотрим, надолго ли его хватит.
Федя ушел на добрых полчаса, а когда вернулся, Александр еще
сидел за «Роквеллом». Возле него, слева и справа, рядами на бумажках
стояли ролики - до трех десятков штук « Настырный парень», – подумал
Федя и, довольный этим выводом, подошел к Александру.
− Ну, как? Вопрос прозвучал участливо и тепло, и Шурка, державший в
душе досаду на Федю и собирающийся ему как-нибудь надерзить, ответил
спокойно, как своему напарнику: «Да, плавает твердость. Будем искать
причину». Феде понравилось, как это спокойно прозвучало, а Шурка
сделал вид, что для него это обычное дело.
Будучи натурой увлекающейся, Шурка в институте при изучении
металловедения немного увлекся этой дисциплиной и даже, можно
сказать, полюбил её. А причина была в том, что преподавал её доктор
технических наук Николаев, который работал начальником Центральной
заводской лаборатории Горьковского автозавода, а по вечерам, в порядке
совместительства, читал лекции студентам. Влюбленный в своё дело, он
так запросто рассказывал о фазовых превращениях в сталях при их
нагревании, а слова «феррит», «перлит», «аустенит» звучали так
обыденно, словно он среди них жил, что эта увлеченность невольно
передавалась и слушателям.
Потому Шурка смело так себя и вел, что когда-то это было его
любимым делом. Договорились завтрашнюю партию калить вместе, и
Шурка скорее - скорее за книги. Те самые «феррит» и «аустенит» - это,
пожалуй, все, что он мог вспомнить навскидку из учебника, который
последний раз открывал три года назад. «Сегодня я задавал вопросы, а
если завтра он будет задавать мне?» − подумал Шурка и прибавил шаг.
Хорошо, что нашелся знакомый ему учебник Гуляева, и Шурка, как
говорится, ушел в него с головой.
Кажется, перед защитой дипломного проекта он не волновался так. «
А, впрочем, завтра ведь тоже защита», − подумал склонный к анализу и
обобщениям Шурка. Вспомнилось, как на их радостные возгласы после
сдачи последнего экзамена: «Ура! Сдан последний экзамен», - профессор
улыбнулся и сказал:
− Нет, ребята, экзамены у вас только начинаются.
Наступило « завтра». Федя встретил Александра с улыбкой как
своего, и они без споров и с подсказкой, как лучше сделать дело, провели
весь цикл работ по нагреву и резкому охлаждению роликов. Проверили
твердость: увы! – стабильности не было. То твердый ролик, то мягкий, а
это хуже всего. Уж лучше бы они все были мягкими!
Сели на скамеечку, Федя закурил и предложил Александру. Тот,
отказавшись, рассказал, как они, трое деревенских мальчишек, поклялись
однажды бросить курить и бросили, а было это в третьем классе начальной
школы. Посмеялись, расслабились. Но что же все-таки делать? Этот вопрос
Федю интересовал, а Шурку терзал. И хоть он всё ясно и логично
рассказал Феде, а заодно и себе, что происходит в металле на каждом
этапе их работы, предложений и догадок никаких не возникало. Федя
ушел по делам, а Шурка продолжал думать и думать.
Нам не дано заглянуть в будущее, но на правах автора я расскажу,
что в этом городке с немного настораживающим названием Кандалакша
Шурку ожидали четыре года полной жизни. Уже через неделю, раздобыв у
кого-то лыжи, он совершил восхождение на Лысую гору – сопку высотой
800 метров, покорив её по самому крутому, лысому лбу и испытав при
этом нешуточные минуты опасности, когда лыжи перестали врезаться в
оледенелый наст и пришлось отталкиваться от ставящихся сзади палок. Но
как же он был удивлен, когда, распрямившись, увидел в точности то, что
представлял в своем воображении еще за год до этого – чернеющие
острова на снежной глади замерзшего Белого моря и далекая - далекая
синева горизонта.
Потом были очарование цветом июньского неба, удивление белыми
ночами, когда, перепутав порой ночь и день, дети играют в классики в два
часа ночи, потом были походы в сопки с ночевками и гитарой у костра. Из
одного такого похода он вернулся только на шестые сутки, заплутавшись
в тайге. Тогда, заглянув старухе с косой в глаза, он окончательно решил,
что если останется жив, то будет жить «на полную катушку», помня слова
Николая Островского: «Кто не горит, тот коптит – это закон природы. Да
здравствует пламя жизни!»
А потом пришло чувство к соседнему столу, за которым сидела та
чернявенькая девушка. А было это так. Однажды Шурка подметил в себе
какой-то дискомфорт в душе и стал искать причину.
−Дурынин? Да нет, начальник последнее время глядит на него как-то
добрее.
− Колька Белов, друг? Да нет, ему увлеченному вопросами мироздания, не
до него.
−Работа? Тоже вроде не то, работа продвигается хорошим темпом. А
размышлял он, сидя за кульманом, когда соседний стол пустовал –
хозяйка его, Надя, была где-то в цехе. Но вот пришла она, вся такая
деловитая, плотненькая, при всех формах, с челочкой над темными
глазами и, даже не взглянув на Шурку, уселась за свой стол спиной к
Шурке. И всё у Шурки на душе встало на свое место. Сделав для себя
такое открытие, он улыбнулся и покачал головой: «Ну и ну! Да не может
быть! Ведь она дружит с Колькой. Да и чего в ней особенного – девчонка
как девчонка». Работая в одном отделе, всегда можно обратиться запросто
с какой - нибудь мелочью к соседу по столу, и Шурка не замедлил этим
воспользоваться.
−Надь, у тебя нет запасного стерженька?
− Надь, а скрепочки у тебя имеются?
− Надь, у меня кнопки канцелярские кончились, – стал донимать Шурка.
Вежливо выручая своего соседа, она как-то взбунтовалась и спросила:
− Слушай, Шурка, ты о себе когда-нибудь думаешь?
− Нет, Надя, теперь думаю только о тебе, − громко и удачно отшутился
Шурка. Но не зря ведь говорят, что в каждой шутке есть для истины.
Равнодушие сменилось на любопытство, любопытство на интерес, интерес
на стремление узнать получше и … ставь автор три точки подряд.
Взаимное сближение двух сердец было стремительным и необоримым.
Несколько месяцев спустя он сказал самому себе: «Слушай, Шурик, а
ведь так можно и жениться!» Сказал и удивился естественности, с какой
мысль прозвучала в его душе. Вот уж действительно, мы полагаем, а Бог
располагает.
Вскоре Шурку избрали секретарем заводского комсомола, и стало в
его жизни как в песне тех лет Иосифа Кобзона – любовь, комсомол и
весна! Но всё это будет потом, а пока Шурке надо идти на доклад к
начальнику, на доклад без какой-либо идеи, что делать. А начальники, ох,
как этого не любят!
По пути в отдел ему вспомнилось любимое выражение Козьмы
Пруткова: «Зри в корень!» Легко сказать – зри в корень, а что в нашем
случае корень? Не успел Шурка задать себе этот вопрос, как ответ был
готов: корень – это структура металла, и надо заглянуть в неё. Что делать
теперь, он знал и, воодушевленный, невольно прибавил шаг.
Войдя в кабинет начальника, он сказал ему, что надо изготовить
шлиф и посмотреть микроструктуру, и спросил, можно ли где-нибудь это
сделать. Эдуард Александрович удивленно поднял свои мохнатые и
обычно нахмуренные брови и, чуточку подумав, сказал, что это можно
сделать на заводе через дорогу и что он договорится с ними.
− Итак, Вам путь открыт, дерзайте, сударь!− иронично сказал себе Шурка
и, озадаченный, направился в библиотеку. Он уединялся всегда перед
необходимостью сосредоточиться и собраться, а библиотека была самым
подходящим местом для этого.
−Так в чем же сущность? – эта фраза, которая, бывало, нравилась его
друзьям-студентам, прозвучала в душе и больше его не отпускала, требуя
ответа.
− А в том, дорогой Шурик, что завтра ты идешь к чужим людям, будешь
просить у них помощи, будешь представлять некоторым образом свой
Авторемонтный завод, и очень негоже будет выглядеть перед ними глупым
юнцом. Поэтому, открыв в который раз своего любимого Гуляева, Шурка
уточнил еще раз, какие изменения происходят в металле при закалке и
как должен выглядеть шлиф в закаленной и в незакаленной стали.
Постаравшись по возможности запомнить эти фотографии из учебника,
Шурка немного успокоился, чувствуя себя подготовленным.
На следующий день, как и договорились, Александр пришел в
лабораторию соседнего завода. Начальник лаборатории, Мария Петровна,
− миловидная женщина средних лет, встретила его вежливой улыбкой, в
которой проглядывало нескрываемое любопытство. Когда Саша достал из
кармана два свертка бумаги, в каждом из которых было завернуто по два
ролика, и подал их Марии Петровне с просьбой не перепутать, та с
удивлением спросила:
- Почему так много?
− А это два мягких и два твердых.
− Почему же по два? Мы всегда делаем по одному образцу.
− Видите ли, Мария Петровна, у меня непонятно что происходит, я должен
найти причину, и потому я хочу исключить элемент случайности. Момент
сомнения в полученных результатах неприемлем.
После такой «железобетонной» аргументации ей ничего не оставалось
делать, как только вздохнуть и согласиться на четыре шлифа. Она
попросила его присесть, пока придет лаборантка из цеха, но Саша
отказался и стал разглядывать плакаты с фотографиями структур
металлов.
− Вот они, мои красавчики!
А тем временем Мария Петровна и её сотрудники искоса наблюдали за
Александром и переглядывались. Им нравилось, как жадно он
разглядывал их плакаты, это располагало. Пришла лаборантка Лена, и
Мария Петровна обратилась к ней:
− Лена, надо помочь этому молодому человеку сделать четыре шлифа,
ведь он, считай, наш коллега. Поможем?
− Ну, если коллега, как не помочь? Поможем, – ответила Лена и слегка
вздохнула.
Договорились, что шлифы будут готовы завтра, после обеда.
Довольный этим маленьким успехом и особенно словечком «коллега»,
хоть и с оговоркой сказанным в его адрес, Саша весь остаток дня на
работе рассеянно листал каталоги МАЗов и КрАЗов, и предчувствие удачи
не покидало его. В назначенное время следующего дня он явился в
лабораторию и, поздоровавшись, с выразительным вопросом взглянул на
Марию Петровну. Та тоже молча, с улыбкой, показала рукой на шлифы его
образцов возле микроскопа.
− Вот, Саша, смотри, по-моему, картина ясная.
Не без труда и с её подсказками освоившись с микроскопом, Александр
увидел структуры образцов. И на мягких, и на твёрдых они были
одинаковыми, но у мягких по границам кристаллов были включения,
напоминающие песчинки.
На вопрос, что это такое, Мария Петровна предположила, что это
нерастворившиеся карбиды углерода и что надо сделать двойную закалку
для их растворения.
−Так- так, - подумал Шурка, ну-ка еще разок всё пересмотрю. Да, вот на
твердых чистая структура, а на мягких эти самые «песчинки».
− Ура! - не сдержал себя Шурка и чуть не обнял Марию Петровну и Лену в
восторге. Высказав тысячекратное «спасибо» своим помощницам, он,
вдохновленный, поспешил на свой завод. С трудом он сдержал себя, чтобы
не поделиться с начальником хорошей новостью, резонно внушив себе,
что новостей-то пока нет.
Утром следующего дня, когда рабочий люд ещё только приходит в цех,
Шурка уже был на термоучастке.
−Я нашел причину, – радостно встретил он Федю, - нужно сделать вторую
закалку. Федя неопределенно повел головой, но ничего не сказал,
подумав, однако, что он делал не только вторую, но и третью закалку, и
всё без толку.
− Ну, давай сделаем вторую, если ты так уверен. Терять-то нам нечего.
Сделали вторую закалку вчерашним роликам, результат – ноль! Шурка не
верил прибору и целый час просидел за «Роквеллом», перемеряя
твердость роликов. Но факты -вещь упрямая, и пришлось согласиться.
Однако и после этого в душе звучал протест: не может быть, ведь всё так
ясно и всё так правильно.
− Нет, голубчик, не всё тебе ясно и не всё ты делаешь правильно, если
результат – ноль, - отвечала ему логика.
Обескураженный, стараясь никого не встретить, он поспешил в
библиотеку, как в своё убежище, подальше от глаз людских.
Зоя Александровна, библиотекарь, к счастью, не обратила на
Александра внимания. Если бы Шурка не считал себя мужчиной, он бы
расплакался. Обхватив виски руками, облокотившись на стол, он сидел за
столом и пытался себя успокоить.
−Так что же случилось? Кто об этом знает, кроме Феди? Да ничего
нового! А кто знает? Пока никто. Это хорошо.
Постепенно успокоившись, он, переняв привычку своего начальника,
уселся за стол, широко расставив руки и положив подбородок на них.
Устремив взгляд в никуда, он стал сосредоточенно думать.
Почему-то вспомнились слова зав. кафедрой Семенова, сказанные с
укоризной своему аспиранту: «Ты тогда сможешь найти решение своей
задачи, когда будешь способен в уме свободно оперировать всеми
понятиями и всей конкретикой, относящейся к ней. Тогда только ты
сможешь думать о своей проблеме и в автобусе, и за обедом, и во сне и,
бог даст, может, и найдешь решение. Но не раньше этого!» Случайно
подслушанный этот упрек запомнился тогда Шурке, и он снова открыл
«Металловедение». Но в голову ничего не лезло, и он отодвинул книгу.
−Так с чем же я пришел вчера из лаборатории?
− С идеей двойной закалки. «Двойной закалки, двойной закалки», -
звучало в голове, и тут его осенило: двойной, но не второй, как ты сделал.
Ты сделал два раза закалку и два раза отпуск после неё, а ведь речь шла
только о закалке! Вот в чем суть и где может быть « зарыта собака»,
воскликнул про себя Шурка и хотел бежать к Феде, но, представив, как
будет ему позорно, если он ошибется второй раз, он остановил себя. «Зри
в корень»! – и Шурка решил понять до конца, почему он так оконфузился.
После анализа ситуации он понял, что операция « закалка» в быту всегда
идет в паре с операцией «отпуск», потому что без неё сталь бывает
хрупкой, как стекло, и ни к чему не пригодной. И слова «двойная закалка»
прозвучали для него как две закалки. В этом и была суть его ошибки. Вот
теперь он был уверен и направился к термисту.
− Слушай, Феденька, давай сделаем первую закалку без отпуска, а отпуск
сделаем только после второй!
− Да, ты чо? Так не делают.
− Делают иногда. Может, и у нас такой случай.
− Ну, давай, - нехотя согласился Федя, думая, что этот парень чудит.
Но результат оказался превосходным. Около часа Шурка просидел за
прибором, перемеряя твердость роликов и придирчиво отыскивая хоть бы
один мягкий – таковых не было! « Ты посмотри, Федя, – ни одного
мягкого!» - подводил он термиста к прибору.
− Да ладно, верю, верю, – уклонялся он от счастливого Шурки.
Пружинистой походкой, с блуждающей на лице улыбкой, поспешил
наш герой на доклад к начальнику. Но, взяв себя в руки перед самим
кабинетом, хитрец вошел к нему как бы мимоходом и сказал так же
небрежно, как получал задание, что вопрос решился двойной закалкой.
− Хорошо, Александр, ответил спокойно начальник,− а теперь займись
сваркой чугуна. На агрегатном участке скопилась гора коробок передач с
трещинами по корпусу, заварить их не решаются, говорят, что чугун не
варят. Надо помочь.
− Есть помочь! – шутливо взял под козырек Шурка, чувствуя в себе силы
Святогора.
И невдомек было молодому инженеру, что это первое задание явилось
проверкой его самого на твердость, на надежность.
Дата публикации: 15.04.2018 12:05
Предыдущее: Тебе. Совпадений желаемых случай.Следующее: Рассказ инженера Ефимова А. К. на встрече со старшеклассниками.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Владимир Циканов[ 15.06.2018 ]
   Прочитал с удовольствием и неподдельным интересом.
   Очень, даже не правдиво, а реалистично описана вся обстановка 60 - середины 70-х годов прошлого столетия. Как будто бы побывал в своём детстве и юности, в том периоде времени, когда были молоды мои родители, когда всё вращалось и крутилось, работали и дымили фабрики и заводы, многочисленные научно-исследователь­ские­ институты и базы были задействованы на то, чтобы все гиганты промышленной индустрии совершенствовали своё производство. В общем, окунулся с головой в то время, когда наша страна - СССР дышала по-настоящему своими величием и могуществом! И спасибо Вам за то, что Вы предоставили мне такую возможность!
   
   С особой теплотой, знанием своего дела описаны технологический цикл производства и его организации. Это подчеркивает что автор не только хорошо знает техническую дисциплину "Металловедение­",­ но и работал в этом направлении на специальных производствах продолжительное время.
   
   Понравилось! Успехов в творчестве!
   
   С уважением!
 
Константин Евдокимов[ 15.06.2018 ]
   Спасибо, Володя! Сейчас как раз работаю над этим рассказом. Задумал переработать его так, чтобы
   максимально расширить аудиторию, включая и гуманитариев. Попробую сократить технологические
   моменты, если получится без ущерба для занимательности и живости. От коллег по ЧХА получил на него
   шесть развернутых и ценных рецензий. Всех благ!

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта