Озарение. Мы долго не могли найти картину в зал своего дома. Пользуясь случаем, а частенько и специально, просматривали выставки местных и заезжих художников, бывали в художественных салонах других городов. Много у нас талантливых художников, не раз взгляд на пейзажи земли родной останавливал нас у той или иной картины, но всё как-то нам чего-то не доставало, чтобы воскликнуть: «Ой!»,− и схватить друг друга за руку, требуя остановиться. Мимо красивых заграничных видов с замками и горами мы проходили мимо, равнодушно – не наше, не волнует. И вот однажды, мы оказались на импровизированном базарчике, что обыкновенно бывают возле причалов туристических теплоходов. Среди всевозможных поделок из дерева, бересты, камыша и керамики были выставлены картины, писанные маслом на холсте, в традиционном стиле русских художников. Пробегая быстрым, но придирчивым взглядом, и, не ожидая ничего особенного, я вдруг остановился: с картины, которая меня остановила, веяло зимним холодом. Синева тая мгла леса была такая настоящая, что хотелось поёжиться, а снежные холмики, при- мявшие кусты, были так естественно свежи, что подумалось: «Здесь будет, пожалуй, по пояс и без лыж не пройдешь». Мы не раздумывая купили эту картину и она не переста- ет волновать нас этим зимним воздухом и синевой снега. В нижнем правом углу кистью художника было обозначено – Н. Алгасов 2004г. На следующий день мы познакомились с автором этой картины. Из небольшого буклета о нем мы узнали, что он до тридцати трех лет работал механиза- тором на всех тракторах и комбайнах, и впервые, вот уж действительно по Промыслу Божьему, взял в руки кисть, будучи уже семейным человеком, хозяином усадьбы, надежной опорой правления колхоза. Так долго томилось в нем невысказанное чувство радости созерцания этого мира, так рвалось оно наружу, что уже с первых, еще ученичес- ких набросков останавливало зрителя, западало в душу. Вскоре, при посещении службы в местном православном храме, а было это все в районом городке Козьмодемьянске, что между Нижним Новгородом и Казанью, нам до- велось подсмотреть, как истово он молился и клал поклоны у иконы Николая Чудотворца. Наблюдая за этим, я мысленно посылал ему в помощь свой поклон и свое «благодарю». И вот, представьте себе, через год мы с женой снова на этом же базарчике и снова видим эту нашу картину. Тоже Н. Алгасов только 2005 год. Авторское повторение. Стоим мы с Надей перед картиной и разочаровано молчим. Да, это она наша картина – та же наклоненная сосна справа, те же засыпанные снегом кусты, то же серенькое с синевой небо зимнего дня. Но где это ощущение холода, где желание измерить глубину снега? Ищем мы это всё и не находим. Прошли всю выставку, подсознательно отыскивая что-то сопоставимое с нашей « Зимой». И ведь нашли. Это была серия картин с одинокими охотничьими домиками, с осенней влажной зарей, туманными перелескам. Они нас тоже останавливали, заставляли молчать, созерцая. Талант не изменил художнику, картины были великолепны, они выражали чувство и зритель его улавливал. Но свою «Зиму» мы второй раз не увидели. Минуты озарения – неповторимы! Константин Евдокимов. Январь 2015 года. г. Камышин. |