Пять апрельских сетов с Владимиром Н. (аллюзивный сонетный цикл Семена Г.) ______________ Посвящается апологету тенниса, ______________ родившемуся 22 апреля 1899 года. ______________ Я помню, пламенный игрок, ______________ площадку твердого газона ______________ в чертах и с сеткой поперек. ______________ […] ______________ ...и струнной плоскостью сплеча ______________ скользнуть по темени мяча, ______________ и ринувшись, ответ свистящий ______________ уничтожительно прервать, — ______________ на свете нет забавы слаще... ______________ В раю мы будем в мяч играть. ______________ (Владимир Н., «Университетская поэма», 1920-е годы) ______________ Сойдет дотла последний снег — ______________ и теннис, молодой кокетке, ______________ раззеленевшейся весне, ______________ прошепчет комплимент ракеткой. ______________ (Юрий И., «Весна», 1920-е годы) ______________ Божок спортивный выбрал нам ракетки ______________ и желтый корт. Подброшен мяч... Удар! ______________ Попал иль аут? Детские отметки ______________ на грунте памяти. Не стерся ДАР. ______________ (Семен Г., «Расширение дара», 2010-е годы) ______ 0:0. Первый сет-сонет ______ С утра сошел «дотла» апрельский снег! ______ Спустя неделю корт уже просохнет. ______ А я покамест запишу сонет ______ о матче века. (Вымышлен спросонья.) ______ Судья, подбрось монетку — жребий наш... ______ Игру начнем традицией разминки, ______ подачу выбрал эН. Его кураж ______ меня овеял холодком по спинке. ______ Прошло лишь полчаса, а счет три — шесть. ______ Роскошен был его старинный «слетник». 1) ______ И сервис. «Густоскошенный», вот жесть! 2) ______ Однако я боец и, скроя слезы, ______ забуду в аут улетевший мяч. ______ Сонет готов, но не закончен матч! ______ 0:1. Второй сет-сонет Г.: ___ «Продолжим?» Н.: ________________ «Да!» Г.: _____________________ «Слегка испортим жанр?» Н.: ___ «Я не писал законного сонета. 3) ______ Не слушай критиков, они брюзжат...» Г.: ___ «Уложим в раму древнюю ракету. ______ Сыны на корте, крепим связь времен». 4) Н.: ___ «Кто сочинил строку изящной формы? ______ Мне чудятся слова «парад знамен». 5) ______ Блюдите поэтические нормы». Г.: ___ «Продолжим диалог — свеча и смэш...» Н.: ___ «Зеленый корт в районе Альбиона». 6) Г.: ___ «Бегут года... Седеет джентльмЭн, 7) ______ улыбкой отрицающий каноны». ______ Фортуна! Обернулось время вспять. ______ Вернул я классику должок: семь — пять! ______ 1:1. Третий сет-сонет Н.: ___ «Кто по соседству в платье до колен? ______ Прекрасны и разбег, и взмах упругий. ______ Неужто легконогая Ленглен?» 8) Г.: ___ «Калифорнийца-старика заслуга, ______ который превосходный дал урок ______ твоей обворожительной нимфетке». 9) ______ Ответ красив, как кактуса цветок: 10) ______ Владимир вновь обвел меня у сетки... ______ И тут, совсем некстати, «дабль фол». ______ Итоги сета: проигрыш всухую. ______ Играл под прессом Гумберта и Ло... ______ Болит стопа. И кисть... Куда уж хуже... ______ Вот что советует мне ум-стратег: ______ направить матч на рельс иных утех. ______ 1:2. Четвертый сет-сонет Г.: ___ «И в шахматы?.. Ведь ветер!» Н.: ________________________________ ««Что нам в том?» 11) ______ Уловка детская, но все ж приятно. ______ «Я думаю, испанец мой и гном»»... 12) Г.: ___ «Задача — Solus Rex! Решение занятно. 13) ______ «То был какой-то странный, смутный ход»»... 14) Н.: ___ «Вперед ладья пошла стопами ямба». 15) Г.: ___ «На помощь, эрудиция. Апорт! ______ Роман в стихах! Сельвинского!! «Каррамба!»!!! 16) ______ «Слоны диагональны, но мудры». ______ Сыграю дважды (не лишен пороков). ______ «Прыжок ладьи на клеточку аш-три ______ Придумал классик бабочек... Набоков!» 17) ______ Из «Chess Review» я жду на днях вестей...» 18) Н.: ___ «Да, в шахматах соперник мой сильней». ______ 2:2. Пятый сет-сонет Г.: ___ «К барьеру! Нас рассудит пятый сет. ______ Кто выпьет из серебряных салатниц?» 19) Н.: ___ «Мы на Луне!» 20) Г.: _________________ «Там пыль, но мягкий свет... ______ Залил в морях угрей и каракатиц. 21) ______ Известно: «ноздревата», не пуста. 22) ______ Чу!.. Публикой заполнен лунный кратер. ______ Чьи имена застыли на устах? ______ Играем не на приз, а «на характер». ______ Матч катится к концу — увы и ах... ______ Пять чудных сетов с эН. Ох, как прикольно!» Н.: ___ «И слезы умиленья на глазах...» Г.: ___ «Сонетов столько же. И «с нас довольно»». 23) ______ Итог? Не догадаетесь вовек! ______ Останется не сыгранным тай-брейк! 24) -------------------- Комментарии (всего две дюжины), без которых неподготовленному читателю обойтись нелегко. Надеюсь, что, прочитав (или перечитав!) оные, он — любя литературу, теннис и шахматы — получит дополнительное удовольствие. 1) С восхищением расширенно цитирую из романа «Лолита»: «Отшлифованная бисерина ее «скатного» удара подхватывалась и возвращалась в угол противником, у которого, казалось, четыре ноги и кривой гребок в руках. Ее драматичные драйвы и восхитительные слетники пренаивно падали к его ногам. Вновь и вновь она мазала легкий мяч — и, смеясь, пародировала досаду тем, что склонялась вперед в балетном изнеможении, с повисшим со лба локоном. До того бесплодными оказывались ее грация и блеск, что она даже не могла побить пыхтящего Гумберта, основной удар которого был старомодный «подъемный» драйв». 2) С восхищением расширенно цитирую из того же романа: «Резанный, довольно густо скошенный сервис, который я унаследовал от отца (научившегося ему, в свою очередь, от француза Декюжи или бельгийца Бормана — старых его друзей и великих чемпионов) наделал бы моей Лолите немало трудностей, захоти я их причинить. Но кто бы решился смутить такую ясноглазую милочку?» 3) «Я не писал законного сонета». Точная цитата из «Сонетного цикла» Владимира Н. 4) «Сыны на корте, крепим связь времен». Точное самоцитирование Семена Г. из стихотворения «Расширение дара». 5) Слова «парад знамен» отнюдь не почудились Владимиру Н. Вот соответствующее двустрочие из «Расширение дара»: «На жизненных фронтах парад знамен: Здоровье — ДАР БОГОВ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ». Между прочим, глубокий знаток поэзии уловит часть известной строки О. Мандельштама «И дар богов великолепный теннис» из стихотворения «Спорт» (1913). Дело в том, что в «Расширении дара» Семен Г. поставил перед собой необычную задачу и решил ее. А именно: первая строфа заканчивается словом «дар»; вторая — словами «дар богов»; третья — «дар богов великолепный»; а четвертая и последняя — «И дар богов великолепный теннис». 6) Невероятно, но Владимир Н. иронично намекает на СНОСКУ к строке «и желтый корт. Подброшен мяч... Удар!» (из «Расширение дара»): «1) Для читателей-англичан: ЗЕЛЕНЫЙ корт и желтый мяч»...» 7) Самоцитирование Семена Г. (из «Расширение дара») с необходимой адаптацией. 8) С восхищением точно цитирую из упомянутой в эпиграфе «Университетской поэмы»: «Она лениво — значит — скверно играла: не летала серной, как легконогая Ленглен. Ах, признаЮсь, люблю я, други, на всем разбеге взмах упругий богини в платье до колен!» 9) С восхищением цитирую из «Лолиты»: «...поэтому, в Калифорнии, я [Гумберт. — Семен Г.] настоял, чтобы она [Лолита. — Семен Г.] взяла некоторое число дорогих уроков у знаменитого бывшего чемпиона, долговязого, морщинистого старика с целым гаремом мячиковых мальчиков». 10) С восхищением продолжаю цитировать из «Лолиты»: «Вне площадки он [«калифорниец-старик». — Семен Г.] казался ужасной развалиной, но иногда во время урока, когда для продления обмена, он позволял себе удар, чистый как КАКТУСОВЫЙ ЦВЕТОК, и со струнным звоном возвращал мяч ученице, эта божественная смесь нежной точности и державной мощи напоминала мне, что тридцать лет назад, в Канн, я видел, как именно он в пух разбил великого Гобера!» 11) Легкая перефразировка (с микроскопическим «знакопрепинальным» искажением) строки «И в шахматы... Ах, ветер!» «Что нам в том?»» из поэмы Владимира Н. «Бледное пламя». 12) Точно процитирована строка из «Сонетного цикла» Владимира Н. Пользуясь случаем, с восхищением процитирую расширенно: «Я думаю, испанец мой и гном, и Филидор — в порядке кружевном скупых фигур, играющих согласно, — увидят всё, — что льется лунный свет; что я люблю восторженно и ясно; что на доске составил я сонет». 13) «Solus Rex» — тип шахматных задач, в которых белым фигурам надобно дать мат одинокому черному королю, уложившись в заданное число ходов. Задачи этого типа придумывал и незаурядный шахматный композитор Владимир Н. 14) «То был какой-то странный, смутный ход». Это «шахматная» строка И. Бродского из поэмы «Посвящается Ялте». Пользуясь случаем, с восхищением процитирую расширенно: «...и вынул доску. Он в последний раз советовал пойти ферзем цэ-восемь. То был какой-то странный, смутный ход: почти нелепый. И совсем не в духе Чигорина. Нелепый, странный ход, не изменявший ничего, но этим на нет сводивший самый смысл этюда». 15) С восхищением расширенно цитирую из «Сонетного цикла» Владимира Н.: «Вперед ладья пошла стопами ямба. Потом опять — раздумие. «Карамба, сдавайтесь же!» Но медлит тихий гном». 16) И. Сельвинский роман в стихах «Пушторг» начинает «главой, вводной без номера», и первая строка там такая: «Каррамба! Мы кажется сбиты с пути-с...». 17) Семен Г. приводит две точные цитаты из своего стихотворения «Мат в два с половиной хода». А еще есть там и такая строфа: «Нелепый мат когда-то получил и Таль. («Конь на эф-три», — советовал Туратти.) И юный Лужин поначалу не блистал — Был рядовым всем королевской рати». В комментариях к стихотворению автор отметил: «Туратти и Лужин — герои романа В. Набокова «Защита Лужина». Вымышленная партия Туратти — Лужин — одна из лучших в мировой художественной литературе. Именно в этой партии состоялся шедевральный ход ладьей «на клеточку аш-три». (Строго говоря, этот ход был сделан не в самом романе, а в его экранизации — «Защита Лужина» (2000). В фильме знаменитая партия таки была доиграна! Уже после кончины Лужина его жена Наталья обнаружила листок с анализом отложенной позиции. Состоялось доигрывание, на котором она делала ходы за Лужина по этому анализу. Ну да не будем педантами...) 18) На самом деле Семен Г. «ждет вестей» из журнала «64 — Шахматное обозрение», где уже были опубликованы его «шахматные» стихотворения, и, не исключено, когда-нибудь опубликуют и прозаические измышления. 19) «Серебряная салатница» — главный приз командного чемпионата мира по теннису среди мужчин. (Между прочим, в этом крупном соревновании матчи играются из пяти сетов.) 20) «Мы на Луне». Владимир Н., процитировав полустроку из своего стихотворения «Вот это мы зовем луной», выбрал для решающего сета новое поле (газон!) сражения — Луну! 21) В стихотворении «Вот это мы зовем луной» упоминаются «бегемоты боевые». И Семен Г. возвращает мяч сопернику незаурядным ударом-строкой про угрей и каракатиц. 22) Намек на строки из того же стихотворения: «Я на луне, и нет возврата. Обнажена и ноздревата...» 23) С восхищением цитирую оттуда же: «У нас есть шахматы с собой, Шекспир и Пушкин. С нас довольно». 24) Тай-брейк в теннисе — последний (укороченный) гейм в сете; играется по особым правилам. |