Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Иронические и юмористические стихиАвтор: Семен Губницкий
Объем: 219 [ строк ]
К 22.04: Пламенному игроку Владимиру Н., на небеса
Пять апрельских сетов с Владимиром Н.
(аллюзивный сонетный цикл Семена Г.)
 
______________ Посвящается апологету тенниса,
______________ родившемуся 22 апреля 1899 года.
 
______________ Я помню, пламенный игрок,
______________ площадку твердого газона
______________ в чертах и с сеткой поперек.
______________ […]
______________ ...и струнной плоскостью сплеча
______________ скользнуть по темени мяча,
______________ и ринувшись, ответ свистящий
______________ уничтожительно прервать, —
______________ на свете нет забавы слаще...
______________ В раю мы будем в мяч играть.
______________ (Владимир Н., «Университетская поэма», 1920-е годы)
 
______________ Сойдет дотла последний снег —
______________ и теннис, молодой кокетке,
______________ раззеленевшейся весне,
______________ прошепчет комплимент ракеткой.
______________ (Юрий И., «Весна», 1920-е годы)
 
______________ Божок спортивный выбрал нам ракетки
______________ и желтый корт. Подброшен мяч... Удар!
______________ Попал иль аут? Детские отметки
______________ на грунте памяти. Не стерся ДАР.
______________ (Семен Г., «Расширение дара», 2010-е годы)
 
______ 0:0. Первый сет-сонет
 
______ С утра сошел «дотла» апрельский снег!
______ Спустя неделю корт уже просохнет.
______ А я покамест запишу сонет
______ о матче века. (Вымышлен спросонья.)
 
______ Судья, подбрось монетку — жребий наш...
______ Игру начнем традицией разминки,
______ подачу выбрал эН. Его кураж
______ меня овеял холодком по спинке.
 
______ Прошло лишь полчаса, а счет три — шесть.
______ Роскошен был его старинный «слетник». 1)
______ И сервис. «Густоскошенный», вот жесть! 2)
______ Однако я боец и, скроя слезы,
 
______ забуду в аут улетевший мяч.
______ Сонет готов, но не закончен матч!
 
______ 0:1. Второй сет-сонет
 
Г.: ___ «Продолжим?»
Н.: ________________ «Да!»
Г.: _____________________ «Слегка испортим жанр?»
Н.: ___ «Я не писал законного сонета. 3)
______ Не слушай критиков, они брюзжат...»
Г.: ___ «Уложим в раму древнюю ракету.
 
______ Сыны на корте, крепим связь времен». 4)
Н.: ___ «Кто сочинил строку изящной формы?
______ Мне чудятся слова «парад знамен». 5)
______ Блюдите поэтические нормы».
 
Г.: ___ «Продолжим диалог — свеча и смэш...»
Н.: ___ «Зеленый корт в районе Альбиона». 6)
Г.: ___ «Бегут года... Седеет джентльмЭн, 7)
______ улыбкой отрицающий каноны».
 
______ Фортуна! Обернулось время вспять.
______ Вернул я классику должок: семь — пять!
 
______ 1:1. Третий сет-сонет
 
Н.: ___ «Кто по соседству в платье до колен?
______ Прекрасны и разбег, и взмах упругий.
______ Неужто легконогая Ленглен?» 8)
Г.: ___ «Калифорнийца-старика заслуга,
 
______ который превосходный дал урок
______ твоей обворожительной нимфетке». 9)
______ Ответ красив, как кактуса цветок: 10)
______ Владимир вновь обвел меня у сетки...
 
______ И тут, совсем некстати, «дабль фол».
______ Итоги сета: проигрыш всухую.
______ Играл под прессом Гумберта и Ло...
______ Болит стопа. И кисть... Куда уж хуже...
 
______ Вот что советует мне ум-стратег:
______ направить матч на рельс иных утех.
 
______ 1:2. Четвертый сет-сонет
 
Г.: ___ «И в шахматы?.. Ведь ветер!»
Н.: ________________________________ ««Что нам в том?» 11)
______ Уловка детская, но все ж приятно.
______ «Я думаю, испанец мой и гном»»... 12)
Г.: ___ «Задача — Solus Rex! Решение занятно. 13)
 
______ «То был какой-то странный, смутный ход»»... 14)
Н.: ___ «Вперед ладья пошла стопами ямба». 15)
Г.: ___ «На помощь, эрудиция. Апорт!
______ Роман в стихах! Сельвинского!! «Каррамба!»!!! 16)
 
______ «Слоны диагональны, но мудры».
______ Сыграю дважды (не лишен пороков).
______ «Прыжок ладьи на клеточку аш-три
______ Придумал классик бабочек... Набоков!» 17)
 
______ Из «Chess Review» я жду на днях вестей...» 18)
Н.: ___ «Да, в шахматах соперник мой сильней».
 
______ 2:2. Пятый сет-сонет
 
Г.: ___ «К барьеру! Нас рассудит пятый сет.
______ Кто выпьет из серебряных салатниц?» 19)
Н.: ___ «Мы на Луне!» 20)
Г.: _________________ «Там пыль, но мягкий свет...
______ Залил в морях угрей и каракатиц. 21)
 
______ Известно: «ноздревата», не пуста. 22)
______ Чу!.. Публикой заполнен лунный кратер.
______ Чьи имена застыли на устах?
______ Играем не на приз, а «на характер».
 
______ Матч катится к концу — увы и ах...
______ Пять чудных сетов с эН. Ох, как прикольно!»
Н.: ___ «И слезы умиленья на глазах...»
Г.: ___ «Сонетов столько же. И «с нас довольно»». 23)
 
______ Итог? Не догадаетесь вовек!
______ Останется не сыгранным тай-брейк! 24)
 
--------------------
Комментарии (всего две дюжины), без которых неподготовленному читателю
обойтись нелегко. Надеюсь, что, прочитав (или перечитав!) оные, он —
любя литературу, теннис и шахматы — получит дополнительное удовольствие.
 
1) С восхищением расширенно цитирую из романа «Лолита»:
«Отшлифованная бисерина ее «скатного» удара подхватывалась и возвращалась
в угол противником, у которого, казалось, четыре ноги и кривой гребок в руках.
Ее драматичные драйвы и восхитительные слетники пренаивно падали к его ногам.
Вновь и вновь она мазала легкий мяч — и, смеясь, пародировала досаду тем,
что склонялась вперед в балетном изнеможении, с повисшим со лба локоном.
До того бесплодными оказывались ее грация и блеск, что она даже не могла
побить пыхтящего Гумберта, основной удар которого был старомодный
«подъемный» драйв».
 
2) С восхищением расширенно цитирую из того же романа: «Резанный,
довольно густо скошенный сервис, который я унаследовал от отца (научившегося
ему, в свою очередь, от француза Декюжи или бельгийца Бормана — старых его
друзей и великих чемпионов) наделал бы моей Лолите немало трудностей,
захоти я их причинить. Но кто бы решился смутить такую ясноглазую милочку?»
 
3) «Я не писал законного сонета». Точная цитата из «Сонетного цикла» Владимира Н.
 
4) «Сыны на корте, крепим связь времен». Точное самоцитирование Семена Г.
из стихотворения «Расширение дара».
 
5) Слова «парад знамен» отнюдь не почудились Владимиру Н. Вот соответствующее
двустрочие из «Расширение дара»:
«На жизненных фронтах парад знамен:
Здоровье — ДАР БОГОВ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ».
Между прочим, глубокий знаток поэзии уловит часть известной строки О. Мандельштама
«И дар богов великолепный теннис» из стихотворения «Спорт» (1913). Дело в том, что
в «Расширении дара» Семен Г. поставил перед собой необычную задачу и решил ее.
А именно: первая строфа заканчивается словом «дар»; вторая — словами «дар богов»;
третья — «дар богов великолепный»; а четвертая и последняя —
«И дар богов великолепный теннис».
 
6) Невероятно, но Владимир Н. иронично намекает на СНОСКУ к строке
«и желтый корт. Подброшен мяч... Удар!» (из «Расширение дара»):
«1) Для читателей-англичан: ЗЕЛЕНЫЙ корт и желтый мяч»...»
 
7) Самоцитирование Семена Г. (из «Расширение дара») с необходимой адаптацией.
 
8) С восхищением точно цитирую из упомянутой в эпиграфе «Университетской поэмы»:
«Она лениво — значит — скверно
играла: не летала серной,
как легконогая Ленглен.
Ах, признаЮсь, люблю я, други,
на всем разбеге взмах упругий
богини в платье до колен!»
 
9) С восхищением цитирую из «Лолиты»: «...поэтому, в Калифорнии, я [Гумберт. — Семен Г.]
настоял, чтобы она [Лолита. — Семен Г.] взяла некоторое число дорогих уроков у знаменитого
бывшего чемпиона, долговязого, морщинистого старика с целым гаремом мячиковых мальчиков».
 
10) С восхищением продолжаю цитировать из «Лолиты»: «Вне площадки он
[«калифорниец-старик». — Семен Г.] казался ужасной развалиной, но иногда во время урока,
когда для продления обмена, он позволял себе удар, чистый как КАКТУСОВЫЙ ЦВЕТОК,
и со струнным звоном возвращал мяч ученице, эта божественная смесь нежной точности
и державной мощи напоминала мне, что тридцать лет назад, в Канн, я видел, как именно он
в пух разбил великого Гобера!»
 
11) Легкая перефразировка (с микроскопическим «знакопрепинальным» искажением)
строки «И в шахматы... Ах, ветер!» «Что нам в том?»» из поэмы Владимира Н. «Бледное пламя».
 
12) Точно процитирована строка из «Сонетного цикла» Владимира Н.
Пользуясь случаем, с восхищением процитирую расширенно:
«Я думаю, испанец мой и гном,
и Филидор — в порядке кружевном
скупых фигур, играющих согласно, —
увидят всё, — что льется лунный свет;
что я люблю восторженно и ясно;
что на доске составил я сонет».
 
13) «Solus Rex» — тип шахматных задач, в которых белым фигурам надобно дать мат
одинокому черному королю, уложившись в заданное число ходов. Задачи этого типа
придумывал и незаурядный шахматный композитор Владимир Н.
 
14) «То был какой-то странный, смутный ход». Это «шахматная» строка И. Бродского
из поэмы «Посвящается Ялте».
Пользуясь случаем, с восхищением процитирую расширенно:
«...и вынул доску. Он в последний раз
советовал пойти ферзем цэ-восемь.
То был какой-то странный, смутный ход:
почти нелепый. И совсем не в духе
Чигорина. Нелепый, странный ход,
не изменявший ничего, но этим
на нет сводивший самый смысл этюда».
 
15) С восхищением расширенно цитирую из «Сонетного цикла» Владимира Н.:
«Вперед ладья пошла стопами ямба.
Потом опять — раздумие. «Карамба,
сдавайтесь же!» Но медлит тихий гном».
 
16) И. Сельвинский роман в стихах «Пушторг» начинает «главой, вводной без номера»,
и первая строка там такая: «Каррамба! Мы кажется сбиты с пути-с...».
 
17) Семен Г. приводит две точные цитаты из своего стихотворения «Мат в два
с половиной хода». А еще есть там и такая строфа:
«Нелепый мат когда-то получил и Таль.
(«Конь на эф-три», — советовал Туратти.)
И юный Лужин поначалу не блистал —
Был рядовым всем королевской рати».
В комментариях к стихотворению автор отметил: «Туратти и Лужин —
герои романа В. Набокова «Защита Лужина». Вымышленная партия
Туратти — Лужин — одна из лучших в мировой художественной литературе.
Именно в этой партии состоялся шедевральный ход ладьей «на клеточку аш-три».
(Строго говоря, этот ход был сделан не в самом романе, а в его экранизации —
«Защита Лужина» (2000). В фильме знаменитая партия таки была доиграна!
Уже после кончины Лужина его жена Наталья обнаружила листок с анализом
отложенной позиции. Состоялось доигрывание, на котором она делала ходы
за Лужина по этому анализу. Ну да не будем педантами...)
 
18) На самом деле Семен Г. «ждет вестей» из журнала «64 — Шахматное
обозрение», где уже были опубликованы его «шахматные» стихотворения,
и, не исключено, когда-нибудь опубликуют и прозаические измышления.
 
19) «Серебряная салатница» — главный приз командного чемпионата мира
по теннису среди мужчин. (Между прочим, в этом крупном соревновании матчи
играются из пяти сетов.)
 
20) «Мы на Луне». Владимир Н., процитировав полустроку из своего
стихотворения «Вот это мы зовем луной», выбрал для решающего сета
новое поле (газон!) сражения — Луну!
 
21) В стихотворении «Вот это мы зовем луной» упоминаются
«бегемоты боевые». И Семен Г. возвращает мяч сопернику незаурядным
ударом-строкой про угрей и каракатиц.
 
22) Намек на строки из того же стихотворения:
«Я на луне, и нет возврата.
Обнажена и ноздревата...»
 
23) С восхищением цитирую оттуда же:
«У нас есть шахматы с собой,
Шекспир и Пушкин. С нас довольно».
 
24) Тай-брейк в теннисе — последний (укороченный) гейм в сете;
играется по особым правилам.
Дата публикации: 21.04.2018 18:21
Предыдущее: Занятий и планов громадьеСледующее: Лот 356

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта