В настоящее время в поэзии существует много комбинаторных форм. И количество их растёт. Но большинство из них ограничены в средствах и передаче содержания. Размышляя об этом, у автора данной статьи возникла идея создать такую форму, которая бы давала больше свободы в творчестве. В результате, была изобретена форма на основе приёма логогрифа, названная металогогрифом. Данная форма представляет собой: текст, не менее трёх строк, где каждая строка, кроме первой, включает в себя буквы предыдущей, в том же порядке, но при этом в неё произвольно добавляются новые буквы, образующие в сочетании с прежними новые слова. Например: Ра миРАми МИРажи зАтМИл. Или: Вера сВЕРчкА СВЕла РеЧь К вербАм. расСВЕт сЛАл гоРЕЧЬ КВЕРху – оБлакАМ. При чтении стихотворений-металогогрифов ощущается звуковая организация. Следовательно, найденная форма раскрывает новые звуковые возможности языка в поэзии. Но это уже другая тема исследования. Главное достоинство данной формы заключается в том, что форма не одноразовая, можно написать очень много стихотворений в данной форме. В отличие от палиндромов, в которых нельзя использовать некоторые слова (например, оканчивающиеся на «ые», «ый»), в металогогрифах таких ограничений нет. Возможны различные модификации данной формы. Но самый простой вариант – перевернуть треугольник – не стоит использовать, так как текст становится предсказуемым. Тем не менее, возможен вариант с повтором в обратном порядке. Получается интересное звучание: Риза горизонта горит. Зонт алеет. Горы, истерзанные, тонут в запале света. Горит зонт. Алеет горизонта риза. Аналогично можно построить ромб без повтора. Или даже несколько ромбов: Уст пУСтоТа, отПУСТи, ОТсТАнь. ПУти от сТа пут пройдут порой недуг. Поток – рой дуг – ток рук – струнки создают рисунок скользкий. До скольки д’оски? Возможна и более сложная модификация с перевернутым треугольником: соединить два металогогрифа, чтобы строки первого и второго чередовались, где второй металогогриф – треугольник перевернутый – (строки первого и второго грифолодромов: 1234… и АБВГ…) – 1А2Б3В4Д... Например, два металогогрифа из трех строк: Шум. Листы спадали в глушь. Пишу миф. Ты спишь. Потом лишь ум рифм. Тишь… Форма металогогрифа неплохо совмещается с другими формами. Например, палиндромный металогогриф: Ров. Ор. А кров орка Макро-ново норкам. Или тоническое стихотворение: Цепи цели пели: «Уцелели капели – душ поцелуи слетели к напевной акварели». – Цепи цели пели: «Уцелели капели – душ поцелуи слетели к напевной акварели». Тем не менее, у металогогрифа есть и недостатки, присущие комбинаторным формам. Прежде всего, это зависимость последующих слов от предыдущих букв. Ещё одним из недостатков металогогрифов является то, что в основном это будут короткие стихотворения из нескольких строк. Поэму написать в такой форме очень сложно. Трудности будут и в сочинении сюжетного произведения. Тем не менее, можно написать стихотворение любой длинны, состоящее из нескольких металогогрифов: Д’ома. вдохи макаю в дольче-стихи. Магия – с краю. Вдоль – очертания-стили эпохи. Манят огни неяви. Искры. Парю... Дама – звёздная муза – зовёт в бездну чая. Музыка розовых слёз творит безнадёжность, включая муть языка. Дума – вода разума. Разводит на образы туман фраз. Поводок сидит наоборот – на заоблачных ступенях понимания. Ещё один недостаток – предсказуемость: чем меньше добавляется букв, тем больше предсказуемости, но это в том случае, если каждая новая строка увеличивается менее, чем в два раза. Тем не менее, в стихотворении выше предсказуемость такая же, как и в любом обычном тексте, но и аллитерации меньше. Таким образом, несмотря на то, что изобретённая форма не дала много возможностей в творчестве, она имеет свои достоинства и недостатки, как и другие формы, и вполне может конкурировать с ныне существующими комбинаторными формами. |