Изначально ничего такого не предполагалось, ведь если обозревать, то все работы, а произведений-участников много, и обзор потому окажется слишком громоздким, чтобы его дочитывать. А если не читать, то зачем слова переводить? И всё же, нетривиальность нынешнего конкурсного задания «У нас с вами одна платформа мира, добра и созидания», видимо, сказалась на отношении авторов к поданным материалам, отношение будто бы стало более внимательным и бережным, потому и не удивительно, что в конкурсе появилось большое количество интересных прозаических произведений. Однако, и это доподлинно известно, у жюри тоже возникла необходимость в создании обзора-исследования. Произошло некое событие, которое делает особенным нынешний конкурс малой прозы, представленной на МГИК-7. И чтобы отметить это событие, мы решили отойти от традиций фестиваля и представить обзор. Обзор вокруг …героя. «Мне приснилось долгожданное появление героя..»,- писал Лев Рубинштейн в поэтическом дневнике «с четверга на пятницу», а эти сны обычно сбываются, и вот наш славный главный герой появился. И он до самозабвения одинок. И к этому нечего было бы добавить, если бы не восхитительное шествие одинокого героя от автора к автору, из рассказа в рассказ. Что он ищет, зачем пришел в наше бесконечно-перестроечное настоящее? Почему диктует новые формы и требует новых знаний. Что хочет сказать, и хорошо ли слышен его голос, и верно ли мы его слышим, может это и не голос вовсе, а некие шумовые иллюзии? Можно ли утверждать, что наш герой бежит одиночества – и это основная его сегодняшняя задача? 1. Следы Прежде всего, наш герой вознамерился найти своего автора, пошел по его следам, чтобы заставить его принять участие в судьбе созданного, но забытого или заброшенного героя. Коротко сказать: герои тоже люди. Примечательна в этом отношении проза Вадима Сазонова «Герои поневоле» Или стильная фантастическая история, рассказанная Любовью Колесник «Чертоги забвенья» Кто-то из авторов сам становится героем, чтобы дождаться вдохновения, как в истории "Бочка с водой", рассказанной Никитой Николаенко http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=362367 &pid=242&nom_id=678 2. Фантазии На пути к автору каких только историй не случается с нашим героем. В детстве, отрочестве, взрослом возрасте. Истории реалистичные, ну, или почти реалистичные с определенной долей допуска и доверием к автору, как в рассказе Олеси Шикито«Выбор» http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=360775, где бродячий мальчик, полный веры в хорошее, находит приемную маму, или она его находит….не суть важно, главное , что он уже не одинок, однако же жаль, что за кадром всё-таки остаётся результат встречи, усыновила его героиня-приемный родитель или нет, и что было потом… Случаются с героем и мистические, символичные истории, как в прозе Джона Маверика «Мой дом стройплощадка» John Maverick http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=333002 &pid=242&nom_id=678 Немного не хватает чего-то от встречи с героем, но что? В конце новеллы мальчик, сталкивается с трансцендентным, обнаруживая заколоченные двери своей давно опустевшей квартиры. А дальше что? Хочется, чтобы кто-нибудь тронул нашего маленького одинокого героя за плечо и позвал…ну хотя бы в кино, отвел от точки невозврата, вот и читатель переживает из-за неизвестности. Представим, что герой, за которым мы охотимся, подрос и стал героем фантастической прозы Евгения Трубачева «Ядерное убежище» Он оказывается среди лишних людей, которых оптимизация и логистика сверх-гуманизации приговорила к уничтожению. Недолго мучился герой… Тут уж не до вопросов – а дальше что, или неясных предположений, может выживет он? Нет, не выживет, убит, не успев избавиться от одиночества.Впечатляет. 3. Словоформы и формы слов В этом разделе нашего обзора примечателен рассказ Жданкиной Ольги Андреевны «Слово о правде». Читателю предлагается неожиданный герой - Слово. Слово - событие, слово – целый мир, вмещенный в знаки. Впечатляющая игра… слов – двух основных героев – «слова и правды». Правды ради, надо отметить, что и писатель там встречается, но он свержен с пьедестала славы и работает на слово…Если бы так и было, сначала слово, ну а слава - как-нибудь потом! Еще одно неожиданное явление героя в прозе Александровой Софьи «Потом-ство» Здесь герой – некое фантастическое существо, противостоящее глобальной техногенной катастрофе. Кого оно - существо Огнивица - вырастит, неизвестно, но при ней, кроме детёнышей, приживается маленький, почти спившейся человечишко, который видимо скоро или окончательно погибнет, или превратится в животное. Написано предельно жестко в стиле нуар, главная героиня Огнивица – знает, что делать во времена апокалипсиса. Она уже не совсем одинока и не растеряется в тяжелые времена 4. Персонажи со свойствами времени Выхваченный эпизод из прошлого, времен бунтарства и революций, может быть актуален и сегодня. Героев рассказа Олега Паршева «Прогулка» расстреливают. и никакого развития истории дальше как бы не предвидится. Но… остаётся еще один, еле заметный, почти невидимый герой рассказа, вернее героиня – девушка в маске. И нам представляется, что это символ революции. Она одна и остаётся, а её самобранцы самообмануты и уничтожены. Эта героиня в маске Ундины, явившаяся посмотреть на своих подопечных революционеров, скрывается, не замеченная никем, до поры до времени. Предчувствие более грозной опасности буквально наполняет атмосферу рассказа, а "закулисная" героиня с завидной регулярностью будет появляться на страницах, если не прозы, то современных газет уж точно. Необычное явление героя в рассказе Майи Галицкой «Возвращение» Время в этом рассказе – послевоенное; лишения, трудности ждут героев рассказа, но, не смотря на все их старания, кошка оказывается самой мудрой и человечной... Именно кошка определяет – кто есть кто в этой истории. Неожиданно. 5. Китайская шкатулка или проза с секретом В истории Рустама Карапетьяна «Весна» герои меняются местами, как чет и нечет судьбы в историях-перевертышах. Несмотря на ухищрения действующих лиц, или наоборот их бездействие, главным героем оказывается дворник Нигматуллин, который и чертит главный знак - знак смерти, адресованный воплощению зла (по мнению дворника, конечно). На место зла - придет весна или оттепель, потому что Знак окажется чудодейственным, как мы знаем. Смесь истории и выдумки в этих абсурдистских главках приводит к тому, что главный герой имеет ярко выраженное лицо, профессию и умение чертить в воздухе. Это не может не радовать. Да, но рисует-то дворник свой магический знак метлой…,так не в ней ли всё дело? Всё-таки это волшебный атрибут…. Есть неожиданные повороты сюжета и в истории "Поляна", которую рассказывает Кэпсон Грейс. Казалось бы самые обычные герои, увлекающиеся спортивным туризмом, выручают своего товарища, но наперекор доброму делу мистическим образом сталкиваются с другими героями - иными во всех смыслах. Иные давно продали душу за бессмертие и пытаются уничтожить обычных героев. И уничтожат. Эх, если бы вооружить героев каким-то знаком или волшебным атрибутом (как мудро это сделал Рустам Карапетьян). А то ведь читатель только привык к героям..., ан пора уж расставаться и посочуствовать не успели. Легенда, конечно, интересная, удачно вкраплена в ткань повествования, но героев потеряли... 6. Настоящие люди настоящих возможностей В рассказе Ерофеевского Сергея «Исповедь хирурга» особенно радует то, что будущих героев много, именно к ним обращается наш одинокий пока герой самой гуманной профессии. И скоро они придут и заявят о себе. Хорошо бы с меньшей рефлексией, как мечтается главному герою рассказа, а с умением настоящих профессионалов. Преодолеть одиночество герою рассказа не удаётся в силу рокового стечения обстоятельств, он остаётся один на один со случившимся несчастьем. Рина Головина в рассказе "Белая косынка" выводит на авансцену обычную дачницу, которая оказывается необычным доктором и попадает в необычную ситуацию: принимает роды в электричке. Рождение ребенка, как и рождение скромного героя, постаравшегося остаться неизвестным, порадовало, так же как и сама история о житье-бытье еще одного доктора. Этот герой остаётся одиноким (кой) даже в радости своей, будем надеяться, что временно и слава героя найдет. 7. Холодное солнце надежд В этом разделе обзора мы находим героев из миниатюры Туктаровой Гюльсары Сагиндыковны «Памятник» – это будущие поэты, их много в рассказе, целая компания, как и в жизни. Может быть, возможности сообщества героев рассказа будут более широкими, а не такие, как у хирурга из предыдущего раздела. Но всё же «зарезать» своё произведение намного гуманней, чем человека. В миниатюре автора Впленуиллюзий «Брак по расчету» героиня делает выбор, который оказывается неверным, хотя все расчеты были верными. Стоит ли рассчитывать на то, что невозможно рассчитать. Наша героиня в смятении и одинока до конца дней своих, потому что. 8. Любовь без имени Не только без имени, но и без отчества, и без фамилии, не ест и не пьёт. Да и любовь ли она? Закрадывается подозрение, что появившаяся героиня сама еще не знает, что от неё хочет автор. Или знает, но понимает, что лучше попить чайку. А первое лицо в рассказе Ласло Зурла «Она не читала Ремарка» наслаждается моментом. 9. Привет – прощай Восхитительный герой из этого раздела является к нам в образе дождя, еще и цветка, в миниатюрах Руслана Гарифуллина «Цветок» Замечательные главки-метафоры. Связующая нить – наш герой, косой, никому не нужный дождь. Повествование – от имени дождя, дождевое видение мира, радость бытия и кульминация – спасение погибающего цветка. Миниатюры символичны, наполнены размышлениями и чувством. Остаётся вопрос – куда уходит дождь и как ему там… Не менее интересный герой в рассказе-исследовании Евгении Ореховой "Рояль" Мало того что он (наш герой) - путешественник не по своей воле, он еще и хранитель времени и разных миров, в которых побывал. Хочется узнать, что же будет дальше с этим большим, но таким ранимым и в какой-то мере уязвимым героем. Кого же он мне напоминает.... Замечательные вариации на тему переплетения вымысла и реальности. 10. Мимолетность или блики на стекле Уроки психиатрии для новоиспеченного героя не пройдут даром. Всех вылечат, и его, и родственников его – всех излечит весёлый доктор. Герой оказывается на пороге открытий, которых он пока не совершил. Джордж-Мария Лемарк, "На приёме у психиатра" В прозе Чайкина Андрея «Первая космическая скорость» как будто два героя: Он, Она. У них собственная картина мироздания. Несостоявшаяся судьба становится точкой отсчета в движении к новому измерению. Несмотря на внешний пессимизм, у читателя появляется надежда под веселыми взлетными огнями…наконец-то, взлетаем! 11. Свеча горела В превосходной прозе Наташи Крофтс «Как умирало слово» всё на месте, герой хорошо виден, почти осязаем. То он конквистадор, то он старик-шаман, то созвездие Белой Ламы. Замечательно, язык литературный, сверх того и истории интересны. Но, к сожалению, здешнего героя интересуют проблемы, с которыми мало знаком русский читатель. А ведь сколько слов умерло на просторах Сибири, не передать, но туда пока своего героя автор не отпускает, около себя придерживает, по крайней мере в этом конкурсе, а жаль. Было бы интересно. 12. Смехи мудрецов или осторожно, взрослые Бывают хрупкие вещи века, а бывают самые обыденные вещи века, которые неожиданно приобретают голос и приглашают в свой мир. Удачная работа, необычные герои, им бывает по-разному на этой авторской кухне, у Дмитрия Артиса в историях «Сказки на кухне» 13. Чудеса Чудеса ожидают нас рядом с героем-путешественником, первопроходцем, да еще и философом. Такой герой появился в прозе Алексея Брайдербика «Льдины» В этом эссе главный герой - природа, точнее Лёд, который всё время пытается что-то поведать наблюдателю, передать зашифрованные в трещинах и изломах сообщения. Это-что-то пока не ясно, но герой явно настроен отгадать загадки льда. 14. Важно не только то…, а что? «почувствовав море в себе, человек находит себя», пишет Евфросиния Капустина в миниатюре «Море внутри» и тогда он станет героем, добавляем мы. Наш Герой – человек, не выдумка, не история, а прежде всего - человек. Что же ему нужно, чтобы почувствовать себя героем? "Вид его зачастую сумрачен, но несомненна также и постоянная готовность к веселью. Весьма импонируют его открытые и напряженные отношения с реальностью. Проснувшись, я подумал, что к этому нечего добавить... ("с четверга на пятницу". Лев Рубинштейн). На этом умозаключении мы и завершаем наш короткий обзор. Желаем авторам успехов и добра на пути поиска своих героев и создания своих замечательных историй. Радости вам и нескончаемого творчества, пилигримы наших дней! |