Дорогие друзья! Новогодний конкурс "Самый яркий праздник года - 2017" закончился, подведены итоги. Пришло время анализа удач и ошибок. Казалось бы, что сложного в том, чтобы написать незамысловатый короткий рассказик или сказочку. А вот ведь сложно! Если, конечно, хочешь написать хорошо. Взрослые, если и помнят себя детьми, то всё равно не могут в полной мере чувствовать себя ребенком, думать, как ребенок, воспринимать мир по-детски. А без этого написанное для детей не доходит до их души. И всё-таки есть авторы, которые обладают редким даром (или умением) настолько хорошо понимать детей, чтобы в своих произведениях вставать с ними на один уровень, разговаривать на одном языке. Это не значит, что c малышами нужно сюсюкать, с более старшими использовать сленг. Мастерство в том, чтобы на понятном детям языке рассказывать им о мире, в котором предстоит жить, о взаимоотношениях в нём, о плохом и хорошем. Причём, рассказывать просто, доступно и интересно. И обязательно научить чему-то, причём, чем младше адресная аудитория, тем понятнее и конкретнее должен быть урок, тем короче и проще предложения. Это азы написания произведений для детей, о которых знает каждый серьёзный детский автор. Сказать-то легко, а вот сделать… О сложности написания детской литературы свидетельствует количество произведений в нашей номинации - в «Прозу для детей» поступило 24 работы. Это чуть больше допустимого минимума, при котором номинация считается состоявшейся. Из 24 работ малышам были адресованы 9, дошкольникам и младшим школьникам - 10, школьникам среднего и старшего возраста – 5 произведений. Таким образом, нам пришлось оценивать и сравнивать сказки для трехлетнего ребёнка и рассказы для младших и старших школьников. Но «малышковая» литература по глубине содержания, красочности и выразительности языка часто проигрывает школьной. Намного легче было бы сравнивать рассказы внутри возрастных групп. Но тогда номинация конкурса не состоялась бы. Поэтому мы постарались абстрагироваться от возрастных групп и оценивать произведения сами по себе. А они были разные. Одни радовали классикой, другие оригинальными находками в сюжетных поворотах, неожиданными сравнениями, красочными описаниями. Были и просто наброски, с которыми авторам еще предстоит поработать. Наши комментарии вы уже видели. Каждый хороший рассказ уникален по-своему, а вот ошибки чаще всего поддаются обобщению. В нашей номинации можно выделить несколько типичных. Как ни странно, но некоторые рассказы больше адресовались взрослым. Например, как не надо поступать, если имеешь дело с детьми («Утренник»), или рассказывается взрослым о детях («Белый шар плывёт по небу...»). Не каждый рассказ, в котором имеется ребёнок в качестве одного из героев, может считаться детским. И совсем недопустимо заставлять ребёнка говорить словами взрослого человека («Новогодний сон»). Ещё одна проблема - автор не до конца продумал сюжет. В результате у читателя-малыша остаются вопросы после прочтения («Как Лёнечка Новый год встречал», «Снеговик и огородное Пугало», «Разный Новый год», «Как Дед Мороз на Байкале друзей выручал»). А мы ведь помним, что своим рассказом помогаем детям понять окружающий мир! Поэтому не должно быть ничего лишнего в произведениях для детей. Так, в чУдной зарисовочке «История для маленьких и больших» автор переусердствовал. История про озорницу Агату замечательна сама по себе, если её слегка почистить. Надо спросить себя: «А поймут ли меня дети?». Поймут ли дети, например, с какой радости Агату «пора учить английскому»? Затрудняет восприятие злоупотребление повторами, сложными предложениями, деепричастными и причастными оборотами («ВЗОШЛА НАД МИРОМ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА», «Письмо для Деда Мороза» и др.). Не логично использование взрослых речевых оборотов при описании мыслей и действий ребёнка («Подарок»). Два слова об участии в конкурсе отрывков. Мемуарный жанр (отрывок «ТУФЕЛЬКИ») в бытовом смысле бывает интересен родным и близким. Это неплохо и даже оригинально при написании родословной, чем сейчас многие увлекаются. Но использование отрывка в конкурсе рассказов сразу ставит его в невыгодное положение. Многое остается непонятным, т.к. пояснения где-то до или после взятого отрывка. Мы от души желаем детским авторам дальнейшего совершенствования в этом трудном жанре, вдохновения, озарения, наблюдательности и терпения! С уважением, судьи номинации «Проза для детей»: Татьяна Крючкова, Наталия Букан, Виктория Лукина |