Одноклассники Часть 1 Седьмой класс был шумным, веселым и непредсказуемым. Большинство ребят были явными лидерами. А все вместе – просто бесшабашными. Жизнь давно шла по накатанному пути. И вдруг все круто изменилось. К ним пришла новая классная руководительница. Невысокая, стройная, с добрым взглядом, она не признавала легкого, безоблачного существования. Каждый получил поручение, класс стал активно участвовать в жизни школы, станицы. « Вот пристала, - ворчал Егор, - жили как люди, а теперь крутись как белка: и к урокам готовься, и дела всякие, ну кому это надо?» Остальные горестно вздыхали, ведь ничего не изменишь. Правда, отряд уже не раз побеждал на разных конкурсах, стал правофланговым, то есть на них равнялись другие. Хотя Степке до всего этого не было дела. Он по-прежнему исчезал с уроков, убегал с удочкой на речку и так маскировался, что ни классная, ни мать не могли его найти до самой темноты. Иногда мальчишки бузили коллективно: устраивали хорошую потасовку, что-либо разбивали и радовались, словно подвиг совершили. Тогда срочно собирался весь отряд, провинившиеся сурово осуждались остальной частью класса до тех пор, пока не признавали свою вину. Во втором полугодии выходки участились. Теперь и девчонки не на шутку встревожились. Васильевна, классная, получила замечание на педсовете. Самым страшным для нее было то, что коллеги обвинили ее в неправильных методах воспитания, в авторитарном стиле руководства. Это было безумно несправедливо: ни одного дела она не организовывала сама, только вместе с ребятами, никогда не унижала, даже если делала серьезное внушение. И сердце дало сбой, а вслед за ним и весь организм оказался в критическом состоянии. Скорая помощь увезла Васильевну в больницу. Двенадцать часов – под капельницей, уколы, бесконечные приходы врачей, медсестер – все спуталось в клубок боли, горечи, отчаяния. И вдруг всплыли в сознании слова старшенькой дочери: « Мама, мамочка, ты не умрешь?» и слабое ее – «Нет». Надо было бороться, цепляться за жизнь изо всех сил. И - будто толчок изнутри, стало легче, спокойнее. Она уснула. Боль отступила. Через два дня, в полдень, в окно больничной палаты осторожно постучали, и показались мордочки троих самых отчаянных ее забияк. « Простите нас пожалуйста, Выздоравливайте, поскорее приходите в школу, все ребята вам привет передают», - наперебой говорили они. Она не выясняла, сами мальчишки к этому пришли или класс заставил. Это было не самое главное. Они совершили поступок, за который можно уважать. Васильевна, простив их, иначе ведь и быть не могло, наказывала хорошо учиться, о девочках заботиться. Соседки по палате подытожили: « Видно, любят тебя, если даже хлопцы проведать пришли». Ну что им скажешь? Еще не один пуд соли предстояло съесть вместе, чтобы стало это неоспоримой истиной. В восьмом классе они подготовили свой первый спектакль. Выступление на вечере старшеклассников имело бурный успех А после, когда артисты переоделись, и возбуждение слегка улеглось, бойкая и всегда бескомпромиссная Майя, задыхаясь от волнения, вдруг спросила Васильевну: « А вы нас не бросите?» Учительница счастливо заверила: « Ни за что! Даже не думайте. Вы – мои дети, такие же родные, как дочери», и вздрогнула от дружного «Ура!» Не все было гладко. Иногда мальчишки ссорились с учителями, приходилось прилагать усилия, чтобы восстановить мир между детьми и взрослыми. Случались ссоры и между одноклассниками. Однажды в споре Илья, не сумев доказать свою правоту, ударил Симу наотмашь по лицу. Его глаза горели ненавистью, даже когда та от страха, боли, унижения зашлась в плаче. Уладить конфликт удалось только вместе с родителями. Волновался весь класс. Никогда такого не было в коллективе. Но самое интересное, что эти две враждующие стороны уже через месяц были неразлучными друзьями. Особым уважением у ребят пользовалась хорошо учившаяся, очень добрая и обладавшая множеством талантов Тая. По имени ее давно никто не звал, для всех она была Федоровной. « Эй, Федоровна, как думаешь? Федоровна, нарисуй карикатуру. Помоги, Федоровна», - то и дело слышалось в классе. И эта девчушка с огромными карими глазами, толстой косой, мягко улыбнувшись, успевала выполнять все просьбы одноклассников. Много огорчений доставлял Васильевне Максим. Жил он недалеко от школы и после двух – трех уроков исчезал, как ему казалось, в неизвестном направлении. Ох, как часто шла по известной ей дороге классная, звала непутевого из-за закрытой двери его квартиры, чтобы поговорить, но он, затаившись, молчал: ошиблась, мол, уважаемая, не там ищите. Как удалось «вытянуть» сорванца на тройки, известно только всевышнему. В девятом классе в коллектив влилось пополнение. И все новички пришлись ко двору. Дружелюбная обстановка, множество интересных дел, стремление всегда и во всем быть впереди дали им возможность почувствовать себя полноправными членами дружной команды. Васильевна вечно что-нибудь придумывала: то тимуровские десанты, то походы с зашифрованными маршрутами, то классные вечера с сюрпризами. Частью таких задумок стала растянувшаяся на два года психологическая игра «Какой я?» По очереди о каждом человеке из класса все писали свое мнение и давали дружеские советы. Анонимные характеристики зачитывались вслух. Интересно, что за все время не было ни злых, ни несправедливых отзывов, о недостатках говорили мало, а большинство советов были дельными. Каждый одноклассник раскрывался по-новому, интересно. Конверты с этими характеристиками ребята получили на выпускном вечере вместе с другими документами… Однажды парни предложили съездить погулять в город Ростов, надоели организованные мероприятия, а то просто сядут в электричку – и вперед. Девчонки с радостным визгом их поддержали. И вот вокзал, вагон электропоезда и – счастливые лица ребят. Правда, стихийных проявлений не предполагалось. Классная поставила жесткие условия: ни шага в сторону без ее разрешения. А город жил своей обычной шумной жизнью, и они вошли в нее как нечто само собой разумеющееся: гуляли по центральной улице, в огромном парке с причудливыми растениями, зашли в краеведческий музей. Вдали от дома. В атмосфере другой, отличной от деревенской, жизни молодежь ощущала себя взрослее, самостоятельнее, загадочнее. Вечером, изрядно устав, возвращались в родную станицу. В вагоне какой-то подвыпивший парень пытался затеять драку. Все мальчишки стали стеной, присоединились и девчонки с Васильевной, пришлось тому ретироваться. И еще в этом году многие влюбились. В классе сложились три пары, другие стали близкими друзьями. Огорчила всех Алена. Она решила бросить школу и выйти замуж. В ее семье – дым коромыслом, в школе девчонки не давали прохода: « Ты с ума сошла, осталось учиться совсем чуть-чуть; подождет, если любит». Отец девушки заявил: « Или мы, или замуж!» Алена была непреклонна и в один из дней ушла из дома. Плакала прибежавшая в школу мама, она не знала, как быть. Васильевна договорилась, что вечером придет на их семейный совет. Шла она улочками в сиреневом цвету, мимо сидящих на лавочках станичников и все никак не могла найти нужных слов, понимая лишь одно: сила ничего не решит, надо смириться, знать, судьба у Алены такая. С тем и пришла к ее родителям. Разговор был долгим и трудным. Для отца девчонки особенно больно было ее своеволие. Когда уже стемнело, повеяло ночной свежестью, решение было принято: пусть молодые создают семью, а что из этого выйдет, жизнь покажет. С интересом весь класс следил за развитием отношений между бойкой и веселой, душой коллектива Сашей и скромным, немногословным Олегом. Девчонка без конца подшучивала над ним: «Олежек, олененок, золотые рожки, бежит по дорожке» или « Молчаливый ты наш, дай руку, погадаю, всю правду скажу». Парень улыбался, иногда отшучивался, с юмором у него было все в порядке. А Саша под хохот одноклассников предсказывала, что будет у него дом большой, много детей и жена – красавица. Особенно всем нравились слова о детях. Лиля с Вовой дружили открыто. Он подчинялся подруге, краснел, если она отчитывала. Учился парень ни шатко – ни валко, подленивался, а Лиля заставляла постоянно учить уроки, участвовать в делах класса, хотя не всегда это давалось ему легко. Всеобщим любимцем был Ярослав. Высокий, с пышной шевелюрой, спортивного телосложения, он был добрым и веселым. Учился хорошо и никому не отказывал в помощи. Каждая из одноклассниц пыталась завоевать его расположение, шли даже подчас на хитрости. Парень широко улыбался: «Зря стараетесь, сударыня». « Славик, когда же ты найдешь свою принцессу? Неужели ее нет в нашем классе?» - спрашивала дотошная Саша. « Учиться надо, Санечка», - отвечал он, - « поступлю в мореходку, тогда видно будет». Во всей этой кутерьме не принимала участия одна лишь Ксюша. Она наблюдала за происходящим своими зелеными глазищами с оттенком печали. В ней угадывались и стать, и красота, еще не раскрывшиеся до поры до времени. Два преподавателя, молодых, еще не женатых, в этом классе имели скрытые от посторонних глаз симпатии. Но Васильевну не проведешь. Она чутким материнским сердцем ощущала эту привязанность и слегка тревожилась: у девчонок возраст такой, что вскружить им головы для старших парней особого труда не составит. Чувствовали особое к себе отношение учителей и их избранницы, но вели себя по-разному: Саша – покровительственно, а Сима – тревожно. Но, слава богу, общение не выходило за рамки учитель – ученик до самого выпускного вечера. Очень беспокоилась классная за Федю и Лиду. По всему было видно, что нравятся они друг другу, но не получалось у них дружбы. Оба пугливо прятали свои чувства не только от посторонних, но и от самих себя. Вездесущая Саня не раз отчитывала парня: « Ну что ты мямлишь? Ты же мужчина. Скажи Лиде, что нравится она тебе. Смотри, как бы поздно не было». Федор густо краснел и спешил прочь от советчицы. А ведь та была права: когда после армии он решил объясниться с девушкой, она была уже замужем. Событием для класса стало театрализованное представление « История и поэзия». Васильевна, как всегда, написала сценарий, она же была режиссером- постановщиком. Роли распределяли все вместе. Спектакль показывал наиболее значимые события из истории страны от древности до современности. Готовились к выступлению половину учебного года: репетировали, создавали декорацию, подбирали музыку, песни, продумывали световое оформление. Ролей оказалось больше чем ребят в классе, пригласили других старшеклассников. Наконец, премьера! Актовый зал забит до отказа. Трепетное волнение охватило всех участников, частично оно передалось и зрителям. Зазвучала чарующая музыка, уплыл занавес, началась магия перевоплощения. Много было по-настоящему захватывающих эпизодов, но часть пьесы о декабристах и их женах стала, пожалуй, вершиной самодеятельного творчества. Актерский дуэт Cаши и Олега, игравших роли Марии Волконской и губернатора, буквально потряс зрителей. Столько искренности, такое ощущение человеческой трагедии было в их игре, что зал замер, а Васильевна, не стыдясь, плакала. Завершилось представление , и со всех сторон слышались восклицания: «Ребята, вы – молодцы. Спасибо огромное! У нас - настоящий театр! Классно сыграли!» Это был очередной триумф школьной дружбы и умения создавать прекрасное. А жизнь шла своим чередом. Пришло время экзаменов, а затем и выпускного вечера. Сердце Васильевны разрывалось от боли, горечи расставания. Она не понимала, как сможет начать новый учебный год без ее лучших в мире ребят, жить без их проблем и радостей. Время неумолимо мчалось вперед, и вот уже и выпускной вечер. Когда ребятам вручались аттестаты, звучали написанные ею стихи о каждом из выпускников. Вторую часть вечера проводили работники Дома культуры. Было много конкурсов, сюрпризов, танцы, лотерея. Какими же они, ее дети, были красивыми, веселыми, счастливыми! И какой сюрприз ждал Васильевну! В конкурсе «Лучший учитель», по анкетированию двух классов, из восьми номинаций в семи была награждена она. Ей были вручены памятные знаки, в том числе: « Мисс Справедливость», « Сердце», « Любимый Учитель». А потом – встреча рассвета и – расставание… Лето было беспокойным. Кто-то поступил в ВУЗ, кто-то «провалился». Сбылась мечта Ярослава – приняли в мореходку, Майи – училась в медицинском училище. Почти все, кто хорошо успевал в школе, стали студентами, остальные пошли работать. Но связи школьной семьи не прерывались. Их прочно держала в своих руках Саша. Она знала о каждом, и сами ребята считали своим долгом держать перед нею отчет. Девчата одна за другой начали выходить замуж. Среди первых была Майя. На ее шумной и веселой свадьбе была половина ее учителей и, конечно, Васильевна. Второе приглашение для классной было несколько неожиданным. Позвонила Сима и сообщила: « Васильевна, я выхожу замуж за Алексея Витальевича. Мы очень хотим видеть вас на нашем празднике». Закоренелый холостяк, бывший учитель моих выпускников, все-таки попал в семейный плен. В ходе обычных свадебных ритуалов было отведено место школьным наставникам, в том числе Васильевне. Это было необыкновенно трогательно, но и смущало, потому что гости пристально рассматривали учительницу, а один из них сказал своей соседке: « Не понимаю, что она сделала особенного, чтобы говорить о ней на семейном торжестве?» Откуда ему было знать, что они, ее выпускники, и она продолжали оставаться школьной семьей. Парни уходили в армию. Особенно тяжелым было расставание Саши и Олега. « Возвращайся скорее, без тебя очень плохо», - шептала Сашенька. Парень часто хлопал длинными ресницами, неловко обнимал ее и толком ничего не мог сказать от волнения. Да разве нужны были слова? В его глазах отразилось все невысказанное: любовь, отчаяние, надежда, сомнения. Родители Олега, зная глубину чувств сына, переживали сразу за обоих, ведь разлука – это всегда испытание, а выдержат ли его дети, неизвестно. Неожиданно для всех, уходя на службу, открыл свои чувства Илья. Его избранницей оказалась всеобщая любимица Таечка. Оказалось, что парень ей давно уже нравился. « Слышь, Федоровна, ты тут без меня не шали, дожидайся», - солидно басил призывник. Девушка счастливо улыбалась, и слезинки скатывались на широкую грудь Ильи. |