Искры В Истре волхвуют искры. Исстарь в ней буду искать. Струи звенят неистово: «Тревогу и страсть истрать, к свободе ключи подключай, чтоб вдохновения выстрел…» Сверкнет на востоке астра – по тонким пройдусь лучам: крестик-кристалл – остро- в астрал... Дотянусь ли до струнок истины? Первая строчка сразу цепляет - очень поэтично, она и задаёт ритм, который, увы, тут же во второй строке спотыкается: Исстарь в ней буду Искать. Поскольку нет слова Искать, приходится, мотнув головой, возвращаться и перечитывать с правильным ударением искАть, но это сразу как подрезает, а жаль... Но далее уже читаешь, так сказать, готовый ко всему, а потому опираешься не на музыку стихотворения, а на разумение слов, включая логические связи, что мешает насладиться поэзией как таковой. Уже ясно, что это логаэд, но даже логаэд и должен, и обязан читаться гладко, без запинок. Эта гладкость задаётся самой фонетикой и правильной, ожидаемой расстановкой иктов. Начало стихотворения погружает нас вглубь вод Истры, ищем в них... Причём, привычно ищем — исстарь. Струи (реки - так понимаю) всячески мотивируют процесс, обещая свободу, выходит, до того ЛГ была несвободна, а вдохновения выстрел... Выстрел, по определению, которое прямое, он убивает. А тревога и страсть уже повержены, одна свобода в поле чистом... Будем считать в переносном значении - выстрел достигает цели, той самой свободы, но всё здесь неоднозначно, а то и однозначно... (Кирдык свободе?!) К свободе, вообще-то, ключи ...не подбирай, а подключай! Понимаю, фонетическая игра, и она вполне бы прошла, но, дело в том, что к восприятию стихотворения уже подключены мозги и они очень критически начинают каждое слово «сканировать» - автор сам процесс этот активировал. Далее выясняется, не там искали, не в воде оно, искомое. Оно в астрале. У астрала есть ...стороны света! Впрочем, здесь не настаиваю, ибо, включая логику, на востоке всходит Утренняя Звезда - Венера, и её крестик-кристалл есть проводник уже в астрал. Пусть будет. Но на предмет дотянуться до истины меня уже раздирают сомнения, хочу я того или нет. Позитив... Позитив, это когда сомнений нет, уж точно! Позитив, это когда «вперёд и только вперёд!!!» Хоть камни с неба! Для меня в «Искрах» есть содержание даже не поиска, а желания поиска, для исполнения которого требуются дополнительные условия вроде цвета папоротника. Желание желания - по большому счёту, обычная человеческая ситуация, как правило, непреодолимая. Разве что вдохновения выстрел, который сам по себе, так понимаю, не гарантирован, вдруг что изменит. В стихотворении очень много нестыковок. Ладно бы, струи Истры надо было просто слушать, кои и укажут путь к истине — через астрал. Но мы в Истре ищем... Не там, как оказалось. Дорогая Наталия, хотелось бы послушать Вашу интерпретацию восприятия. Чувствуется, что автор работал со звучанием: страсть истрать - ключи подключай; крестик-кристалл – остро- в астрал... Астрал-остров... Тут прелестная игра, но ...свобода? Как же с ней-то быть? Остров, он по определению, участок суши, со всех сторон ограниченный водой, а свобода - вещь безграничная, тоже по определению. Или свобода от всего на моём маленьком острове? Тоже возможно. Однако от себя не сбежишь, а свобода - суть категория внутренняя. Хотелось бы наблюдать закономерности в форме, а не только «пятна» закономерностей, которые местами «получились». И при этом чтобы содержание не вызывало пристального внимания, чтобы оно «само» и направлялось, и держалось - самой формой, а тут одно с другим уж очень в притянутом состоянии. Нет той божественной свободы, которая приходит с наитием, в ту самую минуту поэтического ОТКРОВЕНИЯ, когда полёт! Свободный, как дыхание! Исчезать в такт Тик-так, тик-так… Пустота просто так… Так-тик… Через такт, через тактик бился стих из стекла. Тикал-тикал, истихал… С мостика истекал, утикал… Мистика – резче стал – не исчез в черноте чей-то всхлип, чей-то всплеск… Название многообещающее. А в финале чей-то вслип, чей-то всплеск утопился с мостика. Но совсем не тот, что тик-так! Стихотворение понравилось. Вот здесь очень даже неплохо! Во всяком случае, наблюдается явная законнобразность, к ней стремление. И формы, и содержания. Фонетика неплохо переплетается с семантикой, на лаконичном отрезке всё это заставляет нас переживать. Финал, казалось бы, благополучный, но мы понимаем, что увы и ах. Потому что всхлип и плеск упомянуты. Тем более, что и в начале была пустота, в финале тоже не совсем ясно, потому что с мостика утИкал, но мистически стал резче тик-так, не растворился. А название заявлено «Исчезать в такт». Хорошо это или плохо? Желанно или нет? Неясно. И кто куда исчез? Когда читаешь такое название, первое, что приходит в голову, это эротические фантазии. Возможно, так оно и есть. Другое дело, что ЛГ совсем не в кайф, что говорится. Остаётся ощущение пустоты и потери. Потери себя, быть может. Как раз такое толкование мне очень нравится. Оно поэтично, не сказать, что вдохновительно, но жизнь есть жизнь, и вся она достойна воспевания. Хотелось бы, чтобы стихотворение читалось ровнее, как дышалось. Всё-таки, экспериментальная форма очень требовательна. К тайне, к музыке, к наитию, к дерзости отчаянной. Их бы очень хотелось. Есть ощущение, что крылья автора машут напряжённо, очень даже с усилием, но что-то намахали. Конечно, неизменно вызывает у меня уважение упорство Наталии в экспериментах. Ищущий обрящет. Что касается позитива в стихах. Он есть прилив энергии от строк - способность её, энергию, у читателя поднять. Так вдохновляли воинов на битву. Так и позитив вдохновляет на жизнь. Понятно, что запал автора должен быть серьёзным. Но и читателю дОлжно быть чем отозваться. Ведь у воина стоит задача на битву подняться - оно ему надо, необходимо, и он не сопротивляется внешнему позыву. Если человек не хочет быть счастливым - ничто его не принудит. Царевну Несмеяну смешили за очень большие деньги - пол-царства, поскольку труд недетский. Поэту никто ничего не сулит. Он отдаёт за просто так, если есть, что отдать, чем поделиться. Ну, а взять, это ведь тоже усилия нужны. А чтобы сопереживать грусти и тоске, усилий, как раз, не надо особых - оно всегда тут, рядом. Уныние, оно очень заразительно, поскольку на безволии, как и все грехи. Конечно, я не имею ввиду топорный пофигизм или неспособность к сопереживанию. Истинное страдание, как и радость, есть проявление душевных сил и доступно не всем - от них бегут обычно. Как ни парадоксально, радости люди тоже боятся, как и любого сильного проявления чувств - рушатся стены. |