Андрея Белянина, сразу говорю, не читала. Так что представленные стихи для меня без контекста романа, на откуп моему воображению. Первое, что хочется о них сказать, это то, что они ИНТЕРЕСНЫЕ! Дана не просто загадочная картинка-история, но сквозь неё остро чувствуется мироощущение автора. Прежде всего, он одинок, но это хорошо, в том смысле, что «с волками волком не воет», то есть, общими взглядами не обременён. Это тот самый одинокий волк, что привык стоять один на один не просто с жизнью, а даже со стихией, такой, как Смерть. Конечно, лично мне импонирует страстность до безудержности, в то же время способность смотреть Смерти в лицо. Вообще, на грани стихотворения, на грани драматического, на грани жизни и смерти, и эта способность автора дойти до края неизменно заставляет замереть от восторга и ужаса! Тот самый ужас реальности в этой поэзии, о котором толкует философия, что только ради него она и существует. Автор видит именно так - дано ему. И слово дано тоже, стихийное, резкое, наотмашь. Это как бой быков, как охота на медведя - не может не завораживать. И в то же время чувствуешь - вовсе не инсценировка. Во всяком случае, у меня мурашки по коже, когда с первой строки возникает картинка и оживает. «ВАРВАРЫ» И кровь, действительно, фыркает, и грива растрёпанная, и боли не знают, и скала не остановит - разрушат. Очень убедительно, в каждой строчке. Бог бледен с лица, и лица опытных легионеров не пылают жаром битвы, а вянут в смирении уныния. Ладьи варваров плывут посуху - чудо явлено, но чудо погибели, то есть точного расчёта Вещего Олега, который разгадал Лев Шестой Мудрый. Живописно и мифологично описана веха мировой истории в русском контексте. Казалось бы, десять веков минуло, а читаешь - и за душу трогает так, словно наблюдаешь за войском в поле. «ВЕДЬМА» Не бывает любви условной… И тем не менее, описана в сюжете любовь именно условная, хотя, конечно же, она лишь впечатление, скорее всего, воображаемое, и дай бог, чтобы существовала реальная женщина, позволяющая пережить подобный взлёт чувств, пускай только в воображении, что уже немало и смело можно сказать: я был — я любил. Поскольку, Если я не поверю чуду, Хоть кому-нибудь станет лучше? Очень метафоричное произведение, как раз то, что и называется - поэтичное! Мало того, оно интересно ещё и тем, что раскрывает суть любви лирического героя, а подобные откровения дорогого стоят. Вот чего просит душа, вот какая заветная дверь ждёт ключика: Отрицание — лобового, Понимание — тонких тканей… Озаренье иных мечтаний, Неподвластного измеренья, Разложение сочетаний, Искажение точек зренья. Запредельность, не менее, но именно такие мерки и задаются романтическими натурами, а вся сила души, если она не только заявлена в воображении, будет направлена на соответствие заявленному масштабу, на непрерывное восхождение, ибо нет пределу совершенству, а истинно любим и восхищаемся мы, единственно, усилиями. Любовь - не для слабых умов, не для слабых духом. Тем не менее, поэт на банальной кухне, и все бывает, и оба они верят, что она сюда уже не вернется. Романтические вершины растаяли в море реальности. Встречи редки, редки до практически невозможности. Слишком немногим они по уровню желаний. Но подкупает честность поэта, его искренность. «РЫЦАРИ» Радуйтесь! Рыцарей больше нет! Мир и спокойствие вашему дому… Действительно, мало кому комфортно рядом с рыцарями - только равным, так уж устроено. Действительно, равным - в буквальном смысле этого слова. А большинство людей зависимы, ведомы, и быть другим среди них обычно воспринимается как упрёк и вызов, если рыцарь не облачился в нечто с китайского рынка, и не держится в густой тени, дабы статью своей не волновать массу, давно и всерьёз слившуюся с асфальтом. Рыцарь - штучная ипостась, но именно на них и держится мир. Ему, миру, нужна только такая энергетика, чтобы не впасть в осадок. И нет разницы в том, какое за окном тысячелетие. «ВОЛК» Не устаю восхищаться смелостью метафор. Полированная двустволка, Как восторженная строка! Поразительное, самое пронзительное из представленной четвёрки стихотворение. Нет, любимая… Даже в мыслях Я не буду ничей холоп. Сильно сказано. Точно. Красиво. Достойно. Все бело, и борзые стелят Над равниной беззвучный бег. Потрясающая по широте картина... Переданная парой строк! Девятью словами! Легко, прозрачно, динамично... Снимаю шляпу. И влюбиться в тебя навечно, За секунду до крика: «Пли!!!» Финал впечатляет. Повергает молчание сразу, как после выстрела. Потому что выстрелило. Последнее желание, его оглашение - что может быть выше для Поэта, как умереть, влюбившись навечно, хотя бы за секунду. Лирический герой - не мягкотелый романтик, а очень даже мудрец. Стихи в прозаических произведениях смотрятся в меру, которую автор чувствовать обязан. Поскольку сразу меняется ритм, а с ним и настрой, и это должно быть убедительным. Ведь стихи замедляют, должны, во всяком случае, а читатель прозаического текста не всегда готов, что называется, остановиться, прислушаться. В этом смысле требования к художественным описаниям всегда выше, нежели к повествованию как таковому - описание держится лишь на силе авторского слова. Чем больше объем стихотворных строк, тем качественнее они должны быть. Да... Встречала очень удачные коллажи поэзии и прозы в современных произведениях. Хорошо было сделано, уместно, очень красиво. Не всякий автор сможет справиться с этой задачей: чтобы стихи органично вписались в текст. Андрей Блинов: Лет 10 назад от нечего читать я начал первую попавшуюся в руки книгу - это был фэнтезийный роман Андрея Белянина "Моя жена - ведьма". Ужасное название, содержание книги тоже, на мой взгляд, не представляет собой ничего экстраординарного, кроме интересных отсылок к истории. В общем, довольно ординарное, но читабельное отечественное юмористическое фэнтези. Главное, что запомнилось, - это стихи, которые вставлены в роман. Эти стихи какое-то время были для меня своеобразным откровением. После я нашел в Сети сборник стихов Белянина "Пастух медведей" (в свободном доступе, например, здесь: http://e-libra.ru/read/202333-pastux-medved ej.html), какие-то произведения понравились, какие-то нет... Наверное, лучшими из всего сборника были именно стихи из романа. Разрешите представить четыре: ВАРВАРЫ «Вар-ва-ры!» — в хрип переходит крик, Фыркает кровь из груди часового. Всадник к растрепанной гриве приник, Вслед ему — грохот тяжелого слова: «Варвары!»… Вздрогнул седой Ватикан, Тяжесть мечей и задумчивых взглядов Боли не знают, не чувствуют ран, Не понимают, что значит: преграда. Город ли, крепость, стена ли, скала, Что бы ни стало — едино разрушат! И византийских церквей купола Молят спасти христианские души. Но и сам бог что-то бледен с лица: Страх — как комок обнажившихся нервов, И под доспехами стынут сердца Старых и опытных легионеров. Мутное небо знаменья творит: Тучи в движении пепельно-пенном. «Варвары!» Посуху плыли ладьи К окаменевшим от ужаса стенам. …Быль или небыль о предках гласит — Ждет лишь потомков пытливого взгляда, Как Святослава порубанный щит На неприступных вратах Цареграда. * * * Не бывает любви условной… В небе звезды застыли гроздью. Бьет двенадцать, сегодня в дом мой Обещала прийти гостья. Длинноногая недотрога. Кровь неровно стучится в венах… Что-то стукнуло в раме окон И прошло сквозняком по стенам. Только свет зажигать не буду, Даже если луна в тучах. Если я не поверю чуду, Хоть кому-нибудь станет лучше? Я приму ее руки-тени В ковш горячих моих ладоней. Брошу все дела на неделе Из-за глаз, что ночи бездонней. Пусть не скажет она ни слова, Я прочту сквозь ее молчанье Отрицание — лобового, Понимание — тонких тканей… Озаренье иных мечтаний, Неподвластного измеренья, Разложение сочетаний, Искажение точек зренья. И она, улыбаясь тайно, Мне напомнит, что все бывает… Что уже остывает чайник, Что уже шоколад тает… На прощанье обернется, Бросит взгляд на жилье поэта И сюда уже не вернется. И мы оба поверим в это… * * * Рыцарь Роланд, не труби в свой рог… Карл не придет. Он забывчив в славе… Горечь баллады хрипит меж строк В односторонней игре без правил. Им это можно, а нам — нельзя, Белое-черное поле клетками. В чьем-то сраженьи твои друзья Падают сломанными марионетками. Золото лат уплатило дань. Каждому телу продлив дыхание, Смерти костлявой сухая длань Так не хотела просить подаяния… Много спокойней — прийти и взять Этих парней из породы львиной… Как же теперь королевская рать Без самых верных своих паладинов?.. Музыка в Лету, а кровь в песок… Совестью жертвовать даже в моде. Плавно и камерно, наискосок, Меч палача над луною восходит. Бурые камни под головой… Господи, как же сегодня звездно! Бог им судья, а о нас с тобой Многие вспомнят, но будет поздно. Брызнуло красным в лицо планет. Как это вечно и как знакомо… Радуйтесь! Рыцарей больше нет! Мир и спокойствие вашему дому… * * * Для графини травили волка. Его поступь была легка… Полированная двустволка, Как восторженная строка! Он был вольный и одинокий. На виду или на слуху. Стрекотали про смерть сороки Беспардонную чепуху. Упоенно рычала свора, Егеря поднимали плеть, — Все искали, где тот, который Призван выйти и умереть? Нет, любимая… Даже в мыслях Я не буду ничей холоп. Я уже не подам под выстрел Свой упрямый, звериный лоб. И моя негустая шкура Не украсит ничей камин. Пуля — дура. Конечно, дура… Только в поле и я — один… Все бело, и борзые стелят Над равниной беззвучный бег. Эх, дожить бы хоть до апреля — Поглядеть, как растает снег… Как по небу скользят беспечно Облака до краев земли… И влюбиться в тебя навечно, За секунду до крика: «Пли!!!» Последнее просто до онемения трогало... Давайте не будем разбирать каждое стихотворение, просто поговорим, что понравилось, что нет? Как бы вы охарактеризовали манеру автора, символизм, аллюзии? Для затравки предлагаю поговорить еще и о том, насколько, по-вашему, эффективно смотрятся стихи в прозаических произведениях? Насколько они уместны? Каковы их функции? Были ли у вас подобные опыты? Или, может, встречали еще где-то? В каких произведениях стихи удачно "вплетены" в прозаический контекст? |